«Голос России» — пожалуй, так можно назвать музыкально-литературный вечер, прошедший в среду в ГБКЗ им. Сайдашева. На нем звучала не только русская музыка, но именно она осталась в головах и сердцах казанских меломанов. Этим нежным, странным, щемящим голосом говорили Вениамин Смехов, Александр Сладковский и ГАСО РТ, исполнившие бессмертную «Метель» Александра Пушкина и Георгия Свиридова. Вторую часть концерта ознаменовала местная премьера Седьмой симфонии Малера. Подробности — в материале «БИЗНЕС Оnline».
Вечер в зале им. Сайдашева напомнил о, вероятно, лучшем толковании кульминационной «Повести Белкина»
«У каждого из нас была своя метель»
В марте выдающийся актер и режиссер Вениамин Смехов уже выступал в Казани с «Метелью», но вернулся, объяснив, что «ассоциации с ней могут быть бесконечными. В этом заключено величие Пушкина, который глубоко проникнул в душу русского человека. У каждого из нас была своя метель. Она, как и буря у Шекспира, общеполагаемое событие жизни».
Вечер в зале им. Сайдашева напомнил о, вероятно, лучшем толковании кульминационной «Повести Белкина». Судьбу ее героини Марьи часто сравнивают с судьбой России, которая «вышла замуж не за того, мучается и ищет своего суженого». Преодоление и полет к свободе — константы нашего менталитета — царили в ГБКЗ с первых минут, еще до начала официальной программы. Вениамин Борисович открыл торжество философской балладой Пушкина «Бесы». Она не только фигурально обобщила события «Метели», но и обрадовала фанатов артиста, коих в Казани немало. Самые активные стояли в проходе и без устали снимали своего кумира на телефон.
В богатстве тембровых красок оживали придворные балы, военные парады, семейные застолья — вся блестящая жизнь дореволюционной России
Однако с первыми терпкими аккордами оркестра зал замер. Почувствовал нечто духовное, родное, близкое сердцу русского человека. Это неуловимое и неразгаданное свойство музыки Свиридова деликатно транслировал ГАСО РТ под руководством Александра Сладковского, перевоплотившийся в виртуозный ансамбль солистов. Флейта и гобой журчали горестным девичьим плачем, а скрипка (Марья) в тон Смехову пела тем самым гласом России. Особенно откровенно — в финале на фоне полнозвучного, колокольного tutti.
В богатстве тембровых красок оживали придворные балы, военные парады, семейные застолья — вся блестящая жизнь дореволюционной России. Контрастные образы концентрировали все многообразие русского характера, от гордости и честолюбия до смирения и жертвенности. Сюжет повести раскрывал наши вечные ценности — верность и праведность, а внутренняя сила Марьи, пережившей предательство и смерть возлюбленного, напоминала о стойкости русского духа.
Эту стойкость аккумулирует в себе и 82-летний Смехов — остроумный, стильный, подтянутый. Он не только выглядит, но и ощущает себя на 20 лет моложе — это видно по его легкой походке, горящим глазам и детской радости по случаю стоячей овации в финале. Однако уже первые фразы выдают опыт артиста, его глубокое понимание пушкинского текста и избранного формата.
Эту стойкость аккумулирует в себе и 82-летний Смехов — остроумный, стильный, подтянутый. Он не только выглядит, но и ощущает себя на 20 лет моложе — это видно по его легкой походке, горящим глазам и детской радости по случаю стоячей овации в финале
Союз музыки и слова
«„Метель“ — захватывающий и довольно редкий пример идеальной гармонии музыки и слова», — подчеркнул накануне концерта в разговоре с «БИЗНЕС Online» Смехов. Спорить с этим сложно — гибкий ритм пушкинской прозы созвучен музыкальному, а сюита Свиридова к одноименному фильму Владимира Басова «сюжетна»: в ней можно услышать завывания вьюги, скачку коня, зловещий смех, надрывный шепот… Однако в синтетическую партитуру актер добавил еще один элемент — личную интонацию, наполненную экспрессивными подъемами и спадами, напевной мелодией и колкими речитативами, разнообразием музыкальных акцентов, узоров, штрихов (жаль, что не из всех точек зала они одинаково хорошо прослушивались).
Пушкинская повесть в устах Смехова стала спектаклем о русской душе. Через мечтательную Марью Гавриловну, неврастеника Владимира, амбициозного Бурмина артист обнажил все беды, радости и надежды русского человека. Каждого не просто наделил своим тембром, но и вырастил до общенационального архетипа. А в кульминациях действия воздевал ладонь к небу, взывая к невидимой справедливости.
Справедливо отметим просветительскую роль подобных проектов. Они сегодня нужны нам не меньше стойкости и веры в светлое будущее. Юрий Башмет, выступая с музыкально-литературными спектаклями, сетует, что нынешняя молодежь не может процитировать ни строчки из «Евгения Онегина». Наблюдая за спящими во время «Метели» подростками, понимаешь, что «Повести Белкина» пока тоже у них не в почете.
Мысль Сладковского ясна. Масштабная партитура корреспондирует с сюитой не только тонально, но и образно
Казанская премьера Малера
За «Метелью» последовала казанская премьера полуторачасовой Седьмой симфонии Малера.
Мысль Сладковского ясна. Масштабная партитура корреспондирует с сюитой не только тонально, но и образно. В Седьмой симфонии Малер уже отказался от слова и сюжетных аллюзий в виде музыкальных заимствований из вокальных циклов, но ее суть очевидна: тернистый путь от борьбы к победе. До громогласного, жизнеутверждающего рондо условный герой переживает драматичное аллегро, два мистических ноктюрна и инфернальное скерцо.
В помощь зрителям и слушательские «крючки» — игра композитора с музыкальной традицией, скрытая программность и тотальная дансантность опуса. Можно представить, что слушаешь балет. А сюжет при желании придумать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.