Воспитанники «Ак Барса» играют и дома, и в других клубах КХЛ, но, увы, подобного нельзя сказать о тренерах — последние 20 лет их подготовкой в Казани не занимаются, всецело положившись на услуги сторонних специалистов. Почему? И что с этим делать? По мнению спортивной редакции «БИЗНЕС Online», сегодня, когда «Ак Барс» столкнулся с проблемой поиска нового наставника, вопрос актуален как никогда.
Всего две недели остается у «Ак Барса» на поиски нового главного тренера — с кандидатурой клуб намеревался определиться до Нового года. Если не получится, команду до конца сезона доверят нынешнему штабу
Откуда берутся тренеры
Всего две недели остается у «Ак Барса» на поиски нового главного тренера — с кандидатурой клуб намеревался определиться до Нового года. Если не получится, команду до конца сезона доверят нынешнему штабу. Главную роль там, и это не секрет, исполняет Зинэтула Билялетдинов, хотя формально он только помощник Юрия Бабенко. Билл на скамейке «Ак Барса» одновременно вызывает приятную ностальгию по трем Кубкам Гагарина, завоеванным под его руководством, и важный вопрос: неужели за 20 лет Татарстан не смог вырастить ни одного своего специалиста, раз вынужден даже сейчас обращаться к Билялетдинову и «вытаскивать» его с почетной пенсии?
Откуда появляются тренеры? В профессиональном хоккее их не так много — просто потому, что потребность в них гораздо ниже, чем, скажем, в игроках. Если брать КХЛ и ВХЛ, выходит 48 команд и столько же вакансий для главного тренера, каждому из них нужны по три-четыре помощника. Любое место может занять иностранец, многие из которых готовы к работе в России даже после февральских событий.
«Становление тренером — сугубо индивидуальный процесс, — рассказал „БИЗНЕС Online“ олимпийский чемпион Александр Пашков. — У кого-то получается попасть на высокий уровень за короткое время. Посмотрите на Федорова, который возглавил ЦСКА и сразу же выиграл Кубок Гагарина. А кому-то приходится работать годами, чтобы вырасти в качественного специалиста».
«Чаще всего тренерский путь выстраивается по такой модели: карьера игрока – обучение в образовательном учреждении – собственно работа в роли тренера», — говорит бывший тренер «Ак Барса» и чемпион России – 1998 Всеволод Елфимов. И второй пункт о тренерском дипломе не только формальность для получения лицензии от ФХР. «Обучение в высших школах не менее важный этап, чем остальные. Здесь более опытные специалисты дают фундаментальные знания, делятся своим опытом. Например, я учился в Высшей школе тренеров в Москве, где занятия вели Валентин Савин, Юрий Королев, а также Анатолий Тарасов», — вспомнил Елфимов.
Всеволод Елфимов: «Чаще всего тренерский путь выстраивается по такой модели: карьера игрока – обучение в образовательном учреждении – собственно работа в роли тренера»
В советские времена популярна была Московская государственная академия физической культуры. Из нее вышли Борис Михайлов, Владислав Третьяк, Владимир Петров, Анатолий Фирсов — каждый учился на кафедре теории и методики футбола и хоккея. При этом хорошую тренерскую карьеру из этого квартета сделал только Михайлов. Зато из тренеров, которые учились в академии и зарекомендовали себя в XXI веке, — Дмитрий Квартальнов, Вячеслав Буцаев и Виктор Козлов.
На кафедре теории и методики хоккея им. Тарасова Российского университета спорта «ГЦОЛИФК» учился нынешний советник исполнительного директора по хоккейной вертикали «Ак Барса» Билялетдинов. Имеет именитых выпускников Высшая школа тренеров по хоккею им. Пучкова — можно выделить главных тренеров «Металлурга» и «Авангарда» Илью Воробьева и Михаила Кравца. Бывший главный тренер «Ак Барса» Олег Знарок учился на кафедре теории методики хоккея и футбола Уральского государственного университета физической культуры.
Большой популярностью в последние годы пользуется Высшая школа тренеров СибГУФК, расположенная в Омске. Вышли из нее Павел Зубов, Дмитрий Рябыкин, Ильназ Загитов (отец Алины Загитовой), Игорь Никитин и, наконец, Роман Ротенберг. Последний получил диплом выпускника в 2019 году. Как мы видим, Казани на этой карте нет. В столице РТ можно получить образование, которого достаточно только для работы детским тренером. Но это лишь полбеды.
Большой популярностью в последние годы пользуется Высшая школа тренеров СибГУФК, расположенная в Омске. Вышли из нее Павел Зубов, Дмитрий Рябыкин, Ильназ Загитов (отец Алины Загитовой), Игорь Никитин и, наконец, Роман Ротенберг (на фото)
Под взором сенсея
Конечно, одного только диплома недостаточно для полноценной карьеры в КХЛ. Гораздо важнее получить знания не теоретические, а практические. Это можно сделать, только находясь в штабе кого-либо из больших специалистов и наблюдая за процессом изнутри. История российского хоккея знает немало случаев, когда под шефством одного специалиста выходило много новых.
Майк Кинэн за два года в «Металлурге» вырастил своего наследника — Воробьева. Российский тренер возьмет Кубок Гагарина после отставки канадца, а затем дорастет до сборной России. Легендарный для казанского хоккея Юрий Моисеев открыл для «Ак Барса» Елфимова. «У меня был опыт работы с большим количеством тренеров: Геннадием Цыгуровым, Виталий Стаиным... Но опыт вместе с Юрием Моисеевым — это великое и даже необходимое дело. Его подход к работе — это нечто. Как он относился к самоотдаче игроков, как он сам работал сутками… К каждой тренировке он готовился час-полтора», — вспоминает специалист.
В какой-то степени развитием тренеров занимался Билялетдинов. Под его началом в «Ак Барсе» в большого тренера вырос Валерий Белов
В какой-то степени развитием тренеров занимался Билялетдинов. Под его началом в «Ак Барсе» в большого тренера вырос Валерий Белов, который работал с ним с 2005 года (правда, отметим, что до этого у него был опыт работы главным тренером в «Витязе»). Пока Билл работал в сборной России, Белов руководил казанской командой два года. С ним «Ак Барс» занимал первое место в регулярке на Востоке, доходил до финала конференции. Затем он снова стал помощником, пока не покинул «Ак Барс» и не отправился в самостоятельное плавание. Сейчас Белов — главный тренер «Лады», который в ближайшее время планирует вернуться в КХЛ.
Еще одним выходцем из билловской школы можно считать Александра Завьялова, который на данный момент работает ассистентом Вячеслава Буцаева в «Витязе». Специалист провел 14 сезонов в «Ак Барсе», а тренерскую карьеру начал в соседнем Волжске.
Не меньшую продуктивность в Казани мог бы показать Квартальнов, тем более он считается чуть ли не главным поставщиком тренерских кадров для современной КХЛ. Никитин, Петерис Скудра, Александр Смирнов и Владимир Цыплаков — все они работали в штабе Квартальнова, прежде чем стать главными тренерами в других клубах. К сожалению, продолжить список кем-либо из тех, кто работал с Квартальновым в Казани, невозможно. Помощники тренера Павел Зубов, Евгений Перов и Игорь Горбенко подобного развития не показали. А кого-либо из татарстанских специалистов в их ряду не было.
Татарстанская школа хоккея вообще не отличается плодовитостью с точки зрения тренеров. В КХЛ среди выходцев из республики на данный момент работает Ильнур Гизатуллин
Наши
Татарстанская школа хоккея вообще не отличается плодовитостью с точки зрения тренеров. В КХЛ среди выходцев из республики на данный момент работает Ильнур Гизатуллин, который занимает пост ассистента Леонида Тамбиева в «Адмирале». За нападение в дальневосточной команде отвечает Айрат Кадейкин: он начинал тренерскую карьеру в Нижнекамске. Примечательно, что два татарстанских специалиста работают в КХЛ, но на Дальнем Востоке. Отметим, что Гизатуллин пять лет возглавлял «Нефтяник», а Кадейкин два сезона работал в «Ак Барсе» тренером по развитию.
При этом в XX веке «свои» главные тренеры в Казани всегда были — они и создавали хоккей в городе. Анатолий Муравьев, Исмаил Милушев, Владимир Андреев, Елфимов — все в разные годы поработали в СК им. Урицкого или «Итили». Последователи их дела сейчас подрастают, однако занять пост главного тренера «Ак Барса» им пока не удается. Елфимов связывает это с традиционно высокими целями клуба: «В последние годы руководство „Ак Барса“ берет тренера под задачи больших побед, поэтому часто приходится приглашать неместного. А в Казани ежегодно ставят цели высшей пробы, поэтому тренеры здесь должны быть неординарными. Притом у них в багаже были большие победы или хороший опыт: Билялетдинов побеждал в Суперлиге с „Динамо“, Моисеев работал в сборной, ЦСКА, „Динамо“».
Чуть лучше тренерский вопрос в командах хоккейной вертикали Татарстана уровнем ниже «Ак барса». Уроженец Казани Артем Анисимов 8 лет играл в «Ак Барсе», а по завершении карьеры начал работать в системе казанского клуба. Постепенно специалист дорос до поста главного тренера «Барса». Результаты команды пока не радуют (19-е место), однако на данный момент основная задача в клубе — развивать молодых игроков.
По схожему сценарию в этом сезоне пошел «Нефтяник». Возглавил команду легендарный игрок альметьевского клуба Эдуард Дмитриев. У него за «Нефтяник» 13 сезонов и первое место в списке самых результативных нападающих в истории. По окончании карьеры он перешел на работу в ДЮСШ, поработал в молодежной команде «Спутник», впервые вывел ее в плей-офф и прошел путь до главного тренера альметьевского клуба.
Уроженец Казани Артем Анисимов 8 лет играл в «Ак Барсе», а по завершении карьеры начал работать в системе казанского клуба. Постепенно специалист дорос до поста главного тренера «Барса»
Может, шанс в следующем поколении?
При всем этом какой-либо системы в тренерском вопросе в Татарстане нет. В противном случае руководство «Ак Барса» не ломало бы голову над тем, кого бы поставить до конца сезона, чтобы уже летом подписать сильного тренера на несколько вперед. «Вопрос подготовки своего тренера для „Ак Барса“ должен быть в центре внимания руководства клуба. Постоянный поиск другого тренера далеко не лучший вариант для любой команды, а для „Ак Барса“ особенно», — уверен Пашков.
Как исправить ситуацию? Можно выделить несколько шагов — легких на словах и в то же время тяжелых в реализации.
1. Назначать в «Ак Барс» главных тренеров с условием: брать себе в штаб одного или двух местных тренеров. Татарстанскими они могут считаться не только по географическому признаку, но и по своей многолетней работе в Казани, Альметьевске и, быть может, даже Нижнекамске. В «Ак Барсе» три года работал Квартальнов — лучший тренер в плане именитых выпускников — и за это время он не передал свои знания ни одному из своих тренеров. Это огромное упущение. Чтобы не допускать его, достаточно проявить жесткость в переговорах.
Пока же единственный тренер, которому удалось сломать этот невидимый барьер между ВХЛ и КХЛ в Татарстане, — это тренер вратарей Александр Агопеев. Он прошел все ступени клубной вертикали, начиная с детей и заканчивая основой «Ак Барса»
2. В «Барсе» и «Нефтянике» должны работать главные спецы с перспективой их дальнейшего роста в «Ак Барсе». В этом моменте можно даже не относиться слишком серьезно к их работе в ВХЛ. Тот же Гизатуллин не просто так лишился работы в «Нефтянике» — в последние годы ему никак не удавалось вывести команду хотя бы в финал. Но если ему доверяют во Владивостоке, почему не доверяют в Казани? Справился бы он с работой ассистента хуже, чем Александр Бойков или Бабенко, которые не спасли Знарка от увольнения в этом сезоне?.. Пока же единственный тренер, которому удалось сломать этот невидимый барьер между ВХЛ и КХЛ в Татарстане, — это тренер вратарей Александр Агопеев. Он прошел все ступени клубной вертикали, начиная с детей и заканчивая основой «Ак Барса». Однако на этом список из тех, кому в последние годы удалось пробиться в основу клуба, заканчивается.
3. Превратить Казань в интеллектуальный центр для тренеров всей России. В этом плане потенциал Поволжского университета спорта — крупнейшего вуза в регионе, который базируется в Казани и пользуется инфраструктурой Универсиады-2013, — не используется даже на 10%. Максимум из того, что делается в вузе, — аттестации для детских тренеров. Можно направить мощности университета на профессиональных тренеров, проводить семинары, зарегистрировать здесь высшую школу тренеров — и тем самым «заманивать» в Татарстан перспективных специалистов со всей страны, обкатывать их в «Ирбисе», «Барсе» и «Нефтянике» и вызывать лучших из лучших в «Ак Барс».
Все это помогло бы «Ак Барсу» избежать той ситуации, в которой клуб оказался сейчас, ведь фактически вся вторая половина сезона зависит от того, согласится ли кто-то из свободных тренеров взять на себя роль «временщика» и удастся ли уговорить Билла вернуться к работе главным. Но подготовка такого тренера требует большой воли руководства и многолетней работы. Заняться ей мешают и хорошее финансовое положение «Ак Барса», которое позволяет вести переговоры с любым из топ-тренеров, и амбиции руководителей, которые не хотят видеть себе конкурентов в аппаратном плане, и, конечно, высокие задачи команды. Каждый раз «Ак Барс» борется за Кубок, под это и нужен главный тренер. Но ведь это не помешало наладить процесс подготовки своих игроков? Почему бы не взяться с тем же энтузиазмом за тренерский вопрос?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.