«ПОСМОТРЕТЬ, КТО УЧРЕДИТЕЛИ, ГДЕ ОНИ РАБОТАЛИ РАНЬШЕ…»

Напомним, что в конце марта в Елабуге произошла крупная авария на водопроводе. Ее устраняли четверо суток, все это время город оставался без воды.

В ходе прошедшего в минувший понедельник совещания глава Елабуги Геннадий Емельянов устроил «разбор полетов», который местное телевидение показало в прямом эфире (это и сыграло злую шутку с главой, не привыкшим себя ограничивать в выражениях и мылях). Руководитель исполкома Елабужского района Ильмир Камалетдинов заявил, что вода в квартиры горожан могла поступить и раньше, если бы не сайт местной «Хорошей газеты».

Как полагают елабужские чиновники, ситуацию усугубил городской сайт yelabuga.ru, принадлежащий редакции «Хорошей газеты».

«Он позволил разместить на своем форуме информацию о якобы имеющихся новых авариях на магистрали, подписавшись директором водоканала Ларионовым. В результате воду население получило на 12 - 16 часов позже – люди начали наполнять ванны и все сосуды, которые имеются», - заявил на совещании Камалетдинов. Кроме того, на сайте появлялись призывы к хаосу, насилию, нецензурщина в адрес членов комиссии по чрезвычайным ситуациям. А руководство сайта, как отметил руководитель райисполкома, отказалось снимать эти сообщения «из желания получения финансовых дивидендов от этой республиканской трагедии».

Емельянов, комментируя выступление руководителя райисполкома, предложил сделать выводы не только чиновникам, но и силовым структурам, пройдясь по всем, кто оставлял комментарии. Досталось и редакции. «Надо разобраться и с газетой, посмотреть, кто учредители, где они работали раньше… Просто так данный случай оставлять нельзя!» - заявил Емельянов.

Интересно, что сейчас на сайте уже висит призыв к читателям писать аккуратнее, модератор предупреждает, что «правоохранительные органы ведут мониторинг сообщений».

«КТО-ТО ДОЛЖЕН БЫЛ НАРУШИТЬ ТИШИНУ!»

Совершенно в другом ключе обрисовал ситуацию гендиректор ООО «Хорошая редакция» Ленар Мифтахов. По его словам, причиной шквала комментариев стал настоящий информационный вакуум, поглотивший город. Когда произошла авария, никакой информации о случившемся в СМИ Елабуги просто не было.

«В четверг, 29 марта, некоторые районы города уже были обезвожены, - рассказал Мифтахов. - В эфире - тишина. К вечеру пятницы этот список пополняют еще некоторые микрорайоны города. В эфире - тишина. В субботу практически весь город оказался без воды, а часть города - без тепла, и опять - ти-ши-на. Народ включает телевизор, а даже «бегущей строки» нет… Кто-то должен был нарушить эту тишину».

Портал «Главный сайт города - Yelabuga.ru» первым разместил информацию об аварии – это было уже в субботу, на третий день после аварии. «В ходе устранения аварии информации от администрации района ни в адрес нашего сайта, ни в другие коммерческие СМИ, пользующиеся популярностью среди населения, не поступало, - отметил Мифтахов. - Наш корреспондент начал самостоятельно добывать информацию. Кроме того, люди начали общаться между собой. И наш сайт стал такой вот площадкой, где можно было узнать – на какой колонке есть вода, а где ее нет».

РЕАЛЬНЫЙ ПРИМЕР МЕХАНИЗМОВ «ОРАНЖЕВОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

Сайт придерживается политики открытых комментариев, поэтому написать можно практически все, что угодно. «Мне действительно звонил руководитель райисполкома Ильмир Камалетдинов, - пояснил Мифтахов. – В довольно резкой форме он потребовал, чтобы мы не допускали комментарии, которые дают негативную оценку деятельности властей. Или вообще закрыли для людей возможность оставлять свои сообщения. Я объяснил, что у редакции нет возможности содержать отдельного сотрудника-модератора. Это не бюджетная структура, деньги приходится зарабатывать. Именно эту фразу потом переиначили наши уважаемые районные руководители».

Обилие «плохих» выражений пользователей Мифтахов объясняет прежде всего информационной закрытостью властей на фоне беды, потрясшей город. В результате постмодерации под заметками о ходе устранения аварии из 2 тыс. комментариев были удалены более 600. Тем не менее сайт, ставший единственным источником информации для людей, все же разрядил обстановку.

«Эта ситуации заставила нас пересмотреть некоторые подходы в нашей работе, - отметил Мифтахов. - Мы реально увидели, как работают механизмы «оранжевых революций», и разработали целый план мероприятий, который в будущем не позволил бы деструктивным силам использовать наш сайт для нагнетания обстановки в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Хотелось бы, чтобы и органы местного самоуправления сделали для себя соответствующие выводы».

Негативную реакцию главы района гендиректор «Хорошей редакции» объяснил также наветами чиновников, которые просто не справились с работой по разъяснению ситуации в ходе аварии и теперь «переводят стрелки». «Емельянов - человек все-таки демократичный, и несмотря на такие, я бы сказал, авторитарные высказывания, он разберется в ситуации до конца», - заключил Мифтахов.

«ИСПОЛКОМ ЕЛАБУГИ: НАМ НЕ ЗА СЕБЯ ОБИДНО…»

«У нас был жесткий разговор с руководителем газеты – и кроме того, призывами к насилию, которые были в комментариях, заинтересовались и правоохранительные органы, - рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель исполкома Елабужского района Камалетдинов. - Газета читаемая, все ясно, все четко, но вот эти комментарии, конечно… Если вы сейчас откроете сайт, вы увидите призыв к людям, чтобы они были благоразумнее и все-таки думали о последствиях того, что пишут. И действительно, сейчас такого негатива стало меньше – не думаю, что редакция предварительно отслеживает их. Скорее всего, люди, читатели вняли предупреждению… Нам не за себя обидно, а за тех, кто работал, ликвидируя аварию, и за горожан. Мы же открыты для общения с прессой – я сам фотографировал, что происходит на месте аварии, отправлял эти фотографии в МЧС. И кстати, эти кадры опубликованы в «БИЗНЕС Online». Но когда люди пишут, призывают к хаосу, к насилию... Ведь такие комментарии и приводят к «оранжевым революциям». Мы со своей стороны сделали все, что могли в рамках закона, - пообщались с руководством издания и, конечно, продолжим диалог с прессой. Мы готовы даже сделать соглашение, если это необходимо».

ПОПЫТКИ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РАБОТУ ИНТЕРНЕТ-СМИ В РОССИИ УЧАЩАЮТСЯ

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», полагают, что действия редакции находятся в правовом поле. Вместе с тем повышенное внимание властей к комментариям в интернет-изданиях объяснимо и оправданно.

Светлана Шайхитдинова - доктор философских наук, профессор, завкафедрой журналистики КФУ:

- Я, наверное, скажу как представитель еще традиционной прессы советского времени… В свое время я работала в отделе писем, и в редакцию приходили письма, которые отражали различные «маргинальные» суждения. Как мы можем предотвратить появление в редакции подобных писем? Это невозможно.

Если проводить параллель с комментариями в интернете - это примерно то же самое. Профессионалы знают, что публичное пространство существует для того, чтобы можно было понять, чем люди живут, чтобы была обратная связь. Мы не застрахованы от того, чтобы видеть неприглядные стороны в форме этих негативных «выбросов», комментариев. Неправомерно будет ответственность возлагать на отдельный источник информации. Народ поменять нельзя – с ним надо работать.

В данном случае, я считаю, было бы хорошо иметь модератора, который бы просматривал комментарии перед публикацией. Но для этого нужно вводить такую единицу в штате, а не все могут себе это позволить. Без модератора редакции очень сложно уследить за всеми комментариями. Поэтому напрямую она, конечно же, ответственности не несет.

Геннадий Наумов - главный редактор, генеральный директор издательского дома «АНТ-Медиа»:

- Никогда чиновник не должен ссориться с теми, кто покупает чернила бочками, а бумагу - тоннами. Ответственность за комментарии, на мой взгляд, должен нести человек, который эти комментарии оставляет. Как редакция может нести ответственность за слова другого человека?

В законодательстве много, конечно, противоречий на этот счет. Например, один юрист однажды сказал мне, что если буквально рассматривать наш закон, то одна из статей запрещает вторжение в частную жизнь. Есть ли у нас хоть одна газета, которая этим не пользуется? Тогда всю прессу нужно закрывать, если запрещено вторгаться в частную жизнь. Так и с комментариями: как может журналист за них отвечать? Существует ведь несколько позиций, одни выступают за премодерацию, другие - за пост… Если бы у меня был свой сайт, я бы не делал премодерацию. Ведь в случае предварительного цензурирования у людей складывается мнение, что неугодные комментарии просто скрывают.

Павел Гутионтов - секретарь союза журналистов России:

- Действие усмотревших экстремистские призывы должны быть следующими: они должны предложить администрации сайта убрать неуместный комментарий, а если после этого реакции не будет и комментарий останется, то наступает ответственность за распространение. Но предварительно на факт распространения экстремистских призывов необходимо указать и вынести предупреждение СМИ.

Срок, в который комментарий должен быть удален, обратившийся, усмотревший нарушение закона, устанавливает самостоятельно - ни в каких документах и нормативах это не закреплено. Кроме того, никто не имеет право требовать от СМИ предоставления личных данных провинившегося пользователя - к примеру, его IP-адреса.

В последнее время идут постоянные попытки на незаконных основаниях вмешаться в дела интернет-СМИ, как-то урегулировать их деятельность. Соглашусь с тем, что с приходом понятия «твиттерная революция» внимание власти к мнению пользователей сети интернет и тем комментариям, которые они оставляют, в том числе на новостных сайтах, заметно увеличилось. Но это вполне объяснимо и правильно.

P.S. После публикации в редакцию газеты «БИЗНЕС Online» обратилась директор филиала ОАО «Татмедиа» «Алпресс» Гульшат Муллагалиева. По ее словам, ход ликвидации аварии на водоводе, произошедшей 30 марта, местная пресса начала освещать в тот же день.

«Первая публикация появилась на сайте газеты «Новая Кама». «Все дни, когда горожане находились в сложнейшей ситуации из-за отсутствия воды, на сайте газеты «Новая Кама» оповещалось о ходе работ, было опубликовано более 20 материалов. По ним можно отследить всю ситуацию с ликвидацией аварии на водоводе, когда после первого порыва выявились еще два и город остался без воды на целых пять дней», - рассказала Муллагалиева.

Кроме того, журналисты службы новостей в дни чрезвычайной ситуации выпустили в эфир 17 сюжетов – их транслировали коммерческие каналы «Елабуга», «ТНТ-Елабуга» и «Домашний». Каждый час в эфир выходили экстренные выпуски новостей в рекламных блоках. На этих же каналах, начиная с 31 марта, размещалась бегущая строка с информацией об аварии, о местах подвоза питьевой и технической воды.

После появления слухов о новом порыве 3 апреля на канале «Елабуга» вышло интервью с директором «Водоканала» Ларионовым, опровергающим слухи. Оно транслировалось каждые 15 минут.

Информация о чрезвычайной ситуации была доступна для СМИ – можно было присутствовать на заседаниях комиссии по чрезвычайным ситуациям, предприятиях «Водоканала», «Тепловых сетей», побывать на месте аварии. Кроме того, всю информацию журналисты Елабуги, в том числе и коммерческих СМИ, могли получить и от Камалетдинова, находившегося непосредственно на месте аварии.