«Я ПОПАЛ НА КРИЗИС»

Сегодня Илдус Файзов пригласил группу журналистов с тем, чтобы рассказать им об итогах своего пребывания на посту муфтия РТ – завтра исполняется год со дня его избрания. Его выступление, однако, совсем не напоминало выступление топ-менеджера, призванного общиной для руководства и поддержания работы мусульманской инфраструктуры, а скорее, была речью человека, который волей судеб стал бойцом идеологического фронта.

В его выступлении и ответах на вопросы журналистов красной нитью проходила мысль о необходимости пропаганды традиционного ислама. «И в дальнейшем мы планируем усилить пропаганду ценностей традиционного для нашего региона ислама ханафитского мазхаба, пресекать любые проявления экстремизма, поднять статус имамов, защищать интересы мусульман и создать все условия для подготовки высококвалифицированных кадров», – пообещал Файзов.

Лейтмотив пресс-конференции муфтия можно было уместить в емкое татарское слово «тэртип» («порядок», «приведение в порядок»), которое звучало здесь неоднократно.

Вспомнив 90-е как время обретения свободы, муфтий тут же напомнил о хлынувших тогда же тысячах миссионерах из зарубежных стран. По словам Файзова, именно благодаря им в республике появились «мусульманские секты радикального толка». Проявлением деятельности последних, напомнил он, стало вооруженное столкновение радикалов с силовиками в Нурлатском районе и взрыв в Высокогорском. «Нарыв открылся сейчас, но возник он не при мне. Мой приход просто попал на кризис», – объяснял журналистам председатель ДУМ.

faizov.jpg
«Все объединились против традиционного для нашего региона ханафитского мазхаба. Видимо, влияние оранжевых арабских революций не прошло бесследно и нашло своих сторонников и в центре России», – высказал свою версию событий председатель ДУМ Илдус Файзов

«КУЛ ШАРИФ НЕ МЕЧЕТЬ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА»

Далее последовал комментарий муфтия по поводу последнего скандала с назначением имамов в мечеть Кул Шариф. Напомним, что буквально неделю назад после подписания соглашения между ДУМ РТ и заповедником «Казанский Кремль» о сотрудничестве кремлевский мусульманский храм официально перешел под юрисдикцию татарстанского муфтиата. Тогда же был издан приказ, согласно которому муфтий назначил себя имам-хатыбом мечети, а своего предшественника, популярного проповедника Рамиля Юнусова, – собственным заместителем. Тогда же Юнусов фактически отказался подчиняться решению муфтия, объявив ультиматум, его сторонники стали собирать подписи в поддержку своего кумира и грозиться пикетами. Запахло громким скандалом. В итоге разрешать конфликт был вынужден казанский Кремль. В результате Юнусов остался имамом Кул Шарифа, а для председателя ДУМ пятничный поход в данную мечеть закончился унизительной сценой, когда из толпы в его адрес раздавались выкрики «Позор!».

Сегодня Файзов представил свою версию произошедших событий. С одной стороны, произошедшее на последней пятничной молитве было названо фарсом и спектаклем, главные роли в котором сыграли «представители ваххабитских и хизбутахрировских движений, члены ОПГ и национал-сепаратисты». «Все объединились против традиционного для нашего региона ханафитского мазхаба. Видимо, влияние оранжевых арабских революций не прошло бесследно и нашло своих сторонников и в центре России», – драматично заявил муфтий.

Правда, в ходе дальнейшего общения с журналистами Файзов несколько снизил градус заявлений. По мнению муфтия, попытка легализовать мусульманских священнослужителей кремлевской мечети была неправильно трактована различными силами, а вся ситуация носила искусственный характер.

«Не было соглашения о передачи мечети под юрисдикцию ДУМ. Вообще, даже согласно шариату пятничная молитва может выполняться только в месте, хозяин которого не против этого. Если разрешения не получено, а в нашем случае это можно расценить так, то мы ставим свою молитву под сомнение. Будет ли она принята Всевышним, – объяснил богословскую сторону проблемы председатель ДУМ РТ, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». – Согласно уставу муфтий является главным имамом в каждой мечети, где он присутствует. То есть в каждой из 1600 мечетей республики. Кул Шариф не мечеть одного человека. Это народная мечеть. Она строилась на народные деньги. Посмотрите списки жертвователей. И поэтому это мечеть наша с вами, а не только тех, кто кричал в мой адрес. Ранее многие подчеркивали, что Кул Шариф – это музей, но теперь он имеет статус мечети».

ОБЪЯСНЯЛ ДВА ЧАСА

С некой обидой председатель ДУМ РТ высказался о ситуации вокруг установки скульптуры барса под названием «Хранительница» Даши Намдакова в Болгаре. Посетовав на то, что сейчас многие деятели пытаются пиариться, выступая против статуи работы бурятского скульптура, Файзов рассказал, как именно он инициировал совещание на эту тему у Минтимера Шаймиева и с самого начала выступал против нового символа.

«В течение двух часов объяснял участникам встречи, что установка статуи недалеко от мечети будет оскорблением чувств верующих. В результате долгих дебатов было принято решение перенести скульптуру на пристань, а позже еще дальше от места размещения мусульманских памятников истории, – рассказал муфтий и добавил уже по-татарски. – Возможно, что статую установят не в этом году. Вообще неясно будущее этой статуи – будет она или нет».

Файзов также рассказал о том, что инициатива переименования скандальной статуи работы Намдакова «Хранительница» исходила опять же от него, а также председателя совета муфтиев России Равиля Гайнутдина и муфтия ЦДУМ Талгата Таджутдина. «Во время последней встречи, неделю назад, я с другими муфтиями смог убедить Минтимера Шариповича дать данному музейному экспонату другое название, так как «Хранительницей» она быть не может. Хафиз («Хранитель») – это имя Аллаха, и эта функция является прерогативой лишь Одного Всевышнего Аллаха».

ОТ РАРИТЕТОВ ДО FM-СТАНЦИИ

Вкратце Файзов рассказал и об итогах своего пребывания на посту председателя ДУМ. В числе удачных начинаний ДУМ был назван выпуск буквально на днях казанского издания («Казан басмасы») Корана тиражом 10 тыс. экземпляров. По словам муфтия, в процессе работы над изданием этой одной из старейших печатных версий священной книги мусульман (первая редакция вышла еще при Екатерине Великой) было выявлено 15–17 опечаток, которые были исправлены. Книги также планируется направить во все татарстанские колонии.

В докладе также было упомянуто о таинственном исчезновении накануне последнего пленума из духовного управления всех документов о праве собственности муфтиата на ряд объектов недвижимости. «Все свидетельства о собственности в течение года были восстановлены», – пояснил муфтий. В планах также открытие своей радиостанции, которая будет вещать на частотах FM.

Помимо выплаты зарплат всем мухтасибам (руководителям районных мусульманских организаций) и казыям (шариатским судьям), Файзов упомянул о том, что ДУМ впервые начал финансирование медресе, а также пообещал в ближайшее время решить вопрос зарплат для рядового духовенства. «Имамы к нам обращаются, все спрашивают, когда, когда. Так же все сразу не бывает. Это вопрос будет решен», – резюмировал муфтий.