На днях в казанской Ратуше, в галерее «Окно», состоялась презентация книги известного в Казани историка и краеведа Сергея Саначина «Исследование по истории казанского края, преимущественно Казани, часть 2» На днях в Казанской ратуше, в галерее «Окно», состоялась презентация книги известного в столице РТ историка и краеведа Сергея Саначина «Исследование по истории Казанского края, преимущественно Казани, часть 2-я»

«Благодаря книгам Сергея Саначина понимаем, кем и как создавался наш город» 

На днях в Казанской ратуше, в галерее «Окно», состоялась презентация книги известного в столице РТ историка и краеведа Сергея Саначина «Исследование по истории Казанского края, преимущественно Казани, часть 2-я». Напомним, первая книга, вышедшая в 2015 году при поддержке «Ак Барс Девелопмента» (бренд «Ак Барс Дом»), произвела настоящий фурор.

Надо отдать должное девелоперу — все эти годы компания выступает в качестве мецената. Помимо того, что застраивает новые микрорайоны, использует модные архитектурные концепции, «Ак Барс Девелопмент» бережно и внимательно относится к истории столицы Татарстана, позволяя прикоснуться к ней любому желающему. Именно поэтому вопросов о поддержке публикации еще одной книги заслуженного архитектора Татарстана, как и о проведении презентации, в компании не возникало.

Надо отдать должное девелоперу — все эти годы компания  выступает в качестве мецената Надо отдать должное девелоперу — все эти годы компания выступает в качестве мецената

«Мы строим новые дома, микрорайоны, но, чтобы полноценно понимать, куда развивается город и как все делать органично, нельзя игнорировать историю, — открыл презентацию торжественной речью заместитель генерального директора „Ак Барс Девелопмент“ Илья Лекарев. — Благодаря книгам Сергея Саначина понимаем, кем и как создавался наш город. И нам хочется внести свою лепту в сохранение исторических объектов. Мы не только строим новые дома, но и активно реконструируем. Недавно, после продолжительных согласований, начали реставрационные работы на улице Рахматуллина. Надеюсь, по окончании проекта объекту тоже найдется место в новой книге по истории Казани».


«Гимназии там никогда не было. Там находился кабак!»

Примечательно, что импровизированная сцена на втором этаже в Ратуше для Саначина — хорошо знакомое место. В 1955 году, когда здесь был Дом офицеров, он уже выступал тут, играя роль Таракана в постановке «Муха Цокотуха», — об этом публике сообщили перед самым началом выступления историка.

Прежде чем перейти к содержанию книги, Саначин устроил небольшой интерактив с гостями: на большом экране выводилась картинка исторического здания в Казани с «Яндекс.Карт», а дальше историк спрашивал, что было в нем. Заслушав ответы, выдавал свой вердикт: «На углу улиц Жуковского и Карла Маркса на здании висит табличка „Первая казанская гимназия“. Но ее никогда там не было! На этом месте находился кабак! На улице Рахматуллина висит вывеска „Гостиница Дворянского собрания“, но и ее там никогда не было! Лишь в одном из корпусов принимали постояльцев. Но больше всего меня удивляет вывеска на здании, расположенном на углу Галиаскара Камала и Габдуллы Тукая, мол, там в 1833 году останавливался Александр Сергеевич Пушкин. Он никогда в этом доме не был! Как и не было башни Сююмбике до Петра I… А для тех, кто хочет знать, где останавливался Пушкин в Казани, раскрою секрет — на улице Карла Маркса, 59».

Прежде чем перейти к содержанию книги, Саначин устроил небольшой интерактив с гостями Прежде чем перейти к содержанию книги, Саначин устроил небольшой интерактив с гостями

Открывает книгу тема с говорящим названием «Кто ты, Кул Шариф?».

«Я уверен, что 100 процентов здесь сидящих знают, что Кул-Шариф — сооружение в Кремле, — продолжил Саначин. — Уверен, что 75 процентов из вас знают, что оно названо в честь человека. 30–40 процентов из вас знают, что этот человек защищал Казань и погиб 2 октября 1553 года, а не в 1552-м, как сообщают некоторые источники. Дело в том, что в те времена год начинался в сентябре, поэтому умер Кул Шариф уже 1553-м. Почему я коснулся этой темы? Есть уникальное достояние нашего государства — энциклопедия XVI века, лицевой летописный свод. Его 10-й том называется „Царственная книга“, где, помимо текста, есть многочисленные иллюстрации. Меня удивило, что там почти нет изображений казанского хана Едигера, правящего в те годы. А Кул Шариф изображен множество раз — на некоторых картинах он участвует в 7 эпизодах. То ему передают грамоту, то он пьет напиток из золотого кубка, совершая определенный обряд. На другом изображении он с саблей в шапке отражает натиск. Меня это заинтересовало, и я пришел к выводу, что он и был главой казанской юрты в то время! И это не мои выдумки. Об этом по крупицам можно все собрать. Например, полководец Андрей Курбский сообщал Ивану Грозному, что татары называют Кул Шарифа эмиром, то есть правителем области. Второй момент — перед атакой московиты послали две грамоты в Казань. И только одно из них, подписанное Иваном Грозным, было отправлено не хану Едигеру, а лично Кул Шарифу. Это говорит о том, что он занимал высокую должность. Третье — уважаемый всеми Шигабутдин Марджани в одной из своих работ называет Кул Шарифа „руководителем религий“, что в очередной раз доказывает его статус».

С высокой вероятностью, именно личности Екатерины II будет уделено большое внимание в следующей книге Саначина С высокой вероятностью, именно личности Екатерины II будет уделено большое внимание в следующей книге Саначина

Третья книга Саначина будет посвящена визиту Екатерины II в Казань?

Отдельный очерк посвящен сходству казанского и астраханского Кремля. Саначин это связывает с тем, что строили их родные братья Вильяминовы, поэтому их архитектура настолько идентична.

«Еще мне удалось доказать тот факт, что на месте, где сейчас располагается общежитие КАИ, — на пересечении Япеева и Большой Красной — был первый в Казанской губернии теннисный корт! Примечательна еще одна деталь — на нем играл мой дедушка, — делился историк. — А благодаря битве жалоб VIP'ов — губернатора Волынского с архиепископом Сильвестром, которые отправляли друг другу подробные письма, — мне удалось доказать, что первая суконная фабрика в Казани была там, где сейчас находится резиденция президента РТ Рустама Минниханова. Все подробности описаны в книге».

Также при помощи книги автор закрыл свой старый должок — в первой части он раскрыл тему возраста башни Сююмбике, а здесь опубликовал очерк о ее родословной. При помощи архивных планов ему удалось доказать, что башня Сююмбике была построена именно в период правления Петра I, но никак не раньше.

«Сергей Павлович мне напоминает прорывного историка Александра Пыжикова, — подчеркнул доцент кафедры общей и церковной истории Казанской православной духовной семинарии Анатолий Елдашев по окончании презентации. — Многие из его начатых исследований — настоящее сокровище для будущего поколения».

Заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильшат Гимаев, также присутствовавший на мероприятии, отметил, что в его ведомстве книгу пристально изучат и, самое главное, возьмут на вооружение. «Очень благодарен вам за то, что вы предоставляете уникальную возможность ознакомиться с историческими шедеврами Казани, а также спонсорам, которые помогли в создании. Это важно не только для жителей города, но и для многочисленных туристов, которые приезжают к нам. Мы очень благодарны вам за ваш труд и тот инструментарий, который вы нам даете для анализа. Это бесценные знания, часть из которых мы обязательно будем использовать в работе».

Отдельный большой блок — пять статей — ученый посвятил истории становления Казанско-Богородицкого монастыря. Историку даже удалось раздобыть рескрипт Екатерины II, которая дала поручение своему секретарю на выделение средств для строительства собора. С высокой вероятностью, именно личности Екатерины II будет уделено большое внимание в следующей книге Саначина: по договоренности с «Ак Барс Девелопмент» историк детально изучит квартал Рахматуллина, куда императрица приезжала с визитом в XVIII веке — реставрацией данного исторического ансамбля занимается «Ак Барс Девелопмент».

«Когда восстанавливается историческое здание, проводится большая работа: нанимаются краеведы, архитекторы, поднимаются архивы, чтобы можно было понять наверняка архитектуру помещений и здания, — отмечает Лекарев. — У Сергея Саначина свой взгляд на то, каким был этот квартал. И, чтобы нам не упустить ни одной детали, нужно провести большую работу, а результат — по традиции представить на суд аудитории».