«Да никак не отразится! Копейки это все! Машины старые, солярка дорожает, запчасти подорожали в несколько раз. Это даже не поддержка», — эмоционально комментирует грядущее повышение цен на проезд в Казани один из местных перевозчиков. При этом его коллега более спокоен — новые тарифы он считает «нормальными». С 10 января проезд в общественном транспорте столицы РТ при безналичной оплате подорожает сразу на 4 рубля до 35 рублей. Решение поможет «день проскрипеть и ночь продержаться», но ситуацию с общественным транспортом Казани не улучшит, говорят транспортники. Параллельно вырастет стоимость проезда в Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске.
Перед Новым годом госкомитет РТ по тарифу приготовил для жителей республики не самый приятный сюрприз. При оплате наличными и банковской картой стоимость проезда увеличится на 1 рубль и составит 36 рублей и 31 рубль соответственно
Тариф «новогодний»
Аккурат перед Новым годом «БИЗНЕС Online» обнаружил, что госкомитет РТ по тарифу и перевозчики приготовили для жителей республики не самый приятный сюрприз «под елочку». С внеплановым повышением тарифов на услуги ЖКХ татарстанцы кое-как смирились в декабре, а в январе — новый удар по кошельку. Вроде бы и не такой серьезный, но чувствительный для тех, кто привык пользоваться общественным транспортом. Согласно постановлению тарифного комитета от 20 декабря 2022 года, с 10 января по 31 декабря 2023-го в Казани будут действовать следующие максимальные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа:
- 36 рублей за проезд при оплате наличными (сейчас — столько же);
- 35 рублей при безналичном расчете либо транспортной картой (сейчас — 31 рубль, плюс 4 рубля);
- 25 рублей в случае, если поездка оплачивается транспортной картой на 100 и более поездок (сейчас — 23 рубля, плюс 2 рубля). Речь здесь идет о компенсации перевозчикам из бюджета РТ за проезд льготников;
- с 2,3 тыс. рублей в месяц до 2,5 тыс. рублей вырастет безлимитный электронный проездной на автобус, а остальные тарифные планы останутся без изменений, уточнил в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор АО «Транспортная карта» Денис Эйдлин. Сейчас безлимитный электронный проездной на все виды городского транспорта в Казани стоит 2,8 тыс. рублей в месяц (в метро ограничение — 50 поездок). Комментировать повышение стоимости проезда Эйдлин не стал: «Оценивать пока рано. Главное, чтобы было удобно и пассажирам, и транспортным предприятиям Казани».
Новые тарифы начинают действовать для автомобильного и городского наземного электрического транспорта — это автобус, троллейбус и трамвай. Согласно тексту постановления, оно вступает в силу через 10 дней после опубликования. Таким образом, обновленные тарифы начнут действовать со вторника, 10 января. Оплата за наличные остается без изменений, стоимость поездки при оплате банковской и транспортной картой вырастет на 4 рубля. Что касается метро, здесь тарифы устанавливаются постановлением кабмина РТ, которое еще не опубликовано. То есть пока цены не меняются, но это ненадолго. По нашим данным, соответствующий документ о новой стоимости проезда в метрополитене вскоре должен быть принят.
Денис Эйдлин комментировать повышение стоимости проезда не стал: «Оценивать пока рано. Главное, чтобы было удобно и пассажирам, и транспортным предприятиям Казани»
Предупреждений о повышении стоимости проезда корреспондент «БИЗНЕС Online», который утром воспользовался автобусом, не обнаружил. Видимо, транспортники решили не портить казанцам праздники. При этом грядущее подорожание перевозчики подтвердили и прокомментировали еще 30 декабря — в день публикации документа. В очередной раз компании пожаловались, что кабмин РТ недоплачивает им за перевозку льготников. По так называемому тарифу «100 поездок» стоимость поездки увеличится на 2 рубля до 25 рублей. «Неполная компенсация убытков от перевозки льготных категорий граждан, отсутствие компенсации убытков от установления регулируемого тарифа не позволяют своевременно и в полном объеме выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. В основном предприятия вынуждены производить обслуживание, ремонт и замену агрегатов, узлов, приборов, обеспечивающих функционирование подвижного состава, не по плану, а при наличии неисправности или выхода из строя», — заявили в ассоциации автотранспортных предприятий (АТП) Татарстана. И рассказали пассажирам, что общая инфляция в экономике за год составила 11,06%, а дизельное и газомоторное топливо подорожало на 6 и 4% соответственно.
По мнению перевозчиков, нынешнее повышение не покроет полностью расходы на текущую деятельность и траты, связанные с капитальным ремонтом городской пассажирской транспортной инфраструктуры. О планах по обновлению транспортных средств на время можно забыть, намекнули в АТП РТ. Напомним, Казань не смогла в прошлом году обновить 250 автобусов, как планировала. Закупать новые машины хотели по программе «Безопасные качественные дороги» (БКД), но минтранс РФ изменил условия 60-процентной скидки от федерального бюджета. Теперь на такую поддержку могут рассчитывать только депрессивные регионы, а не доноры, к каким относится Татарстан. Из хороших новостей — МУП «Метроэлектротранс» пообещало в 2023 году закупить для города 25 новых троллейбусов и восстановить три трамвая.
По мнению перевозчиков, нынешнее повышение не покроет полностью расходы на текущую деятельность и траты, связанные с капитальным ремонтом городской пассажирской транспортной инфраструктуры
Для сравнения: в Екатеринбурге проезд с начала года подорожает на 1 рубль с 32 до 33 рублей. Это очень маленькое повышение, а экономически обоснованный тариф в столице Среднего Урала — 50 рублей, заявил недавно на пресс-конференции мэр города Алексей Орлов. В Тюмени стоимость билета в городском транспорте также повысится на рубль и составит 30 рублей. Подорожание на 2 рубля анонсировали в Волгограде: проезд наличными или банковской картой составит 32 и 30 рублей соответственно. В Новосибирске дожидаться Нового года не стали и повысили стоимость проезда уже с 23 декабря. Поездка в метро подорожала на 3 рубля (с 27 рублей), в автобусах — на 4 (с 26 рублей), а в троллейбусах и трамваях аж на 5 рублей с 25 до 30 рублей. Уфа с Нового года стоимость проезда не повышала: 33 рубля при оплате наличными и безналичным способом, 28 рублей — при оплате картой «Алга». Нижний Новгород с 1 августа установил следующие цены: 30 рублей при оплате картой и 35 рублей за наличные.
В Набережных Челнах проезд подорожает на 3 рубля с 27 до 30 рублей, 23 рубля — при оплате транспортной картой на 100 и более поездок
«День проскрипеть, ночь продержаться»
Подорожание не только в Казани. В Набережных Челнах проезд подорожает на 3 рубля с 27 до 30 рублей, 23 рубля — при оплате транспортной картой на 100 и более поездок. В Нижнекамске и Альметьевске повышение чуть скромнее — с 28 до 30 рублей. Для жителей Нижнекамска на прошлой неделе ввели новый проездной билет для транспортных карт на 40 поездок «Пересадочный». Такой билет позволяет в течение 45 минут сделать бесплатную пересадку с автобуса на трамвай и наоборот.
О том, что госкомитет РТ по тарифам рассматривает 6 заявлений о росте цены проезда в Казани, Челнах, Нижнекамске, Заинске, Агрызском и Нижнекамском районах, «БИЗНЕС Online» рассказывал в конце ноября. По нашим данным, перевозчики Казани предлагали увеличить цену билета на 2 рубля до 33 рублей за безналичный расчет и до 38 рублей за наличку. В итоге комитет, судя по всему, постарался найти золотую середину и частично переложил расходы на перевозку льготников на плечи обычных пассажиров. Логика кабмина РТ отчасти понятна: с учетом последних событий каждая копейка в республиканской казне на счету, а бюджет республики на 2023 год принят с дефицитом в размере 27,1 млрд рублей. При этом на ремонт и строительство дорог в РТ в 2022-м нашлись рекордные 170 млрд рублей, а прямая бюджетная поддержка перевозчиков республики составила в 200 раз меньше — 775 млн рублей.
В беседе с изданием перевозчики мечтали, что кабмин РТ все-таки решится на полную компенсацию поездок для льготников, но нет. По Татарстану компенсация за перевозку льготников составляет еще меньше, чем в Казани, — 20 рублей. «Когда тариф — 30 рублей, а компенсация за льготника — 20 рублей, то о чем вообще говорить? При этом минимальный экономически обоснованный тариф в Зеленодольске — это 37 рублей!» — недоумевал владелец зеленодольского ПАТП. В декабре зеленодольскому бизнесмену Дмитрию Грузкову удалось оспорить в Верховном суде РТ порядок, по которому кабмин республики определяет размер компенсации за перевозку льготников без согласования с транспортными компаниями. Суд подтвердил, что такая практика вступает в противоречие с федеральным законом. Впрочем, кабмин РТ уже обжаловал решение в апелляционной инстанции, так что эта история только раскручивается. Грузков отметил, что после вступления в силу решения суда продолжит возить льготников, но убытки планирует взыскивать с правительства РТ через суд. Не исключено, что примеру Грузкова последуют и другие транспортные компании. Миндортранс РТ неоднократно подчеркивал, что перевозки в пределах муниципального образования не компетенция ведомства, за них отвечают органы местного самоуправления. Министерство курирует междугородние перевозки, и здесь, к слову, тарифы также вырастут.
Что означает данное повышение? Это, по сути, паллиатив, «день проскрипеть, ночь продержаться», полагают специалисты. Решение по новым тарифам никак не способствует улучшению ситуации с общественным транспортом в Казани. Оно не соответствует даже уровням официальной инфляции: тариф для обычного пассажира вырастет на 13%, но размер компенсации за льготников увеличен лишь на 7%. Казна Татарстана по-прежнему не платит за льготника полным рублем — а именно такой подход принят в тех регионах РФ, что сегодня лидируют по части транспортных реформ. Напомним, на недавней итоговой пресс-конференции мэр Казани Ильсур Метшин оценил ситуацию с общественным транспортом в масштабах республики как «системный сбой». Проблему надо решать не точечно, а в рамках программного подхода — так, как это делают в Татарстане в части дорожного строительства, полагает градоначальник.
Альберт Мухаметшин считает новые тарифы оправданными: «Это нормальное повышение, рассчитанное комитетом по тарифам. Сами знаете, что ни говори людям — всегда мало будет. Но в этом отношении есть госорган, который делает расчеты, обосновывает их»
«Сами знаете, что ни говори людям — всегда мало будет»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» участники рынка по-разному оценили нынешнее повышение стоимости. «Повышать цены надо было раньше. Доигрались до того, что старые машины, 250 автобусов, надо менять в Казани. А где деньги брать?! Сейчас работаем в минус, потому что народу нет, солярку нужно заправлять, зарплаты платить надо, ремонтировать машины надо. Данное повышение цены — это мало, это очень мало, это ничто! — не скрывает эмоций перевозчик Евгений Герасимов (отвечает за маршрут №35). — Да никак не отразится [на положении дел компании нынешнее повышение стоимости]! Копейки это все! Это даже не поддержка. Бросили небольшую кость обглодать, и все».
Депутат Госсовета РТ, директор МУП города Казани «ПАТП №4», «ПАТП №2» Альберт Мухаметшин считает новые тарифы оправданными. «Это нормальное повышение, рассчитанное комитетом по тарифам. Сами знаете, что ни говори людям — всегда мало будет. Но в этом отношении есть госорган, который делает расчеты, обосновывает их», — отметил Мухаметшин в беседе с «БИЗНЕС Online». По его словам, дополнительные средства в первую очередь пойдут на повышение зарплаты сотрудникам — ежегодно закладывается процент инфляции. «Я считаю, что данный тариф обеспечит нормальную работу предприятия. Перевозчики много чего просили, и 33 [рубля компенсации] по льготникам. Здесь 25 [рублей] льготники — это тоже не надо забывать, подняли же», — отметил спикер.
Мухаметшин заверил, что предприятие продолжит возить льготников с нынешними компенсациями. «Мы же социально значимое предприятие, потом у нас в городе все перевозчики, в том числе частные и муниципальные, работают по единому тарифу, пассажиров на категории не делят. У нас нет нерегулируемых тарифов, как, допустим в других городах, том же Башкортостане, Нижнем Новгороде. Там есть маршруты, которые работают без льготников, то есть чисто как коммерческий маршрут, а у нас все маршруты социальные. Это самый большой плюс в нашем городе», — добавил собеседник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 111
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.