Перед официальной частью гостей познакомили с образовательным центром «Алабуга Политех». Инженерный колледж поставляет кадры резидентам особой зоны Фото: president.tatarstan.ru

«Девушки легче интегрируются в общество»

Накануне в ОЭЗ «Алабуга» прошло заседание наблюдательного совета под председательством президента Татарстана Рустама Минниханова. На подобных мероприятиях новые резиденты презентуют инвестпроекты и получают одобрение от властей республики. С подачи шефа ОЭЗ Тимура Шагивалеева мероприятие впервые проходило с присутствием СМИ.

Перед официальной частью гостей познакомили с образовательным центром «Алабуга Политех». Инженерный колледж поставляет кадры резидентам особой зоны. Проект, запущенный в 2019 году, реализуется на базе соглашений с Елабужским политехническим колледжем, Елабужским институтом КФУ и с недавних пор Елабужским медучилищем. Ежегодно «Политех» принимает 650 первокурсников. Во время экскурсии по корпусу учебного заведения Шагивалеев заявил Минниханову, что в этом году целевой набор планируется утроить.

«Нам нужны не менее 2 тысяч человек. Мы сегодня будем просить поддержать проекты по теме беспилотников и композитов, поэтому необходим дополнительный набор в „Алабугу Политех“, чтобы мы были готовы», — объяснил гендиректор ОЭЗ.

Шагивалеев заговорил о медицине — по его словам, эта проблема остро стоит в Елабуге, неразвитое здравоохранение вынуждает людей уезжать из района. Чтобы помочь закрыть эту болевую точку, в колледже в опытном режиме открыли «лечебную зону». Там студенты осваивают профессию на современном медицинском оборудовании. Во время прихода гостей один из ребят делал УЗИ печени. Минниханов поинтересовался, есть ли в пользовании МРТ-аппараты. «Мы их закупаем у китайцев, потом наша задача — локализовать это оборудование», — сразу строил планы на будущее Шагивалеев.

Во время прихода гостей один из ребят делал УЗИ печени. Минниханов поинтересовался, есть ли в пользовании МРТ-аппараты? «Мы их закупаем у китайцев, потом наша задача — локализовать это оборудование», — сразу строил планы на будущее Шагивалеев Во время прихода гостей один из ребят делал УЗИ печени. Минниханов поинтересовался, есть ли в пользовании МРТ-аппараты. «Мы их закупаем у китайцев, потом наша задача — локализовать это оборудование», — сразу строил планы на будущее Шагивалеев Фото: president.tatarstan.ru

На пути к центру по практическому обучению Тимур Наилевич сделал неожиданное заявление. Выяснилось, что «Алабуга» запустила некую опытную программу по «завозу сотрудниц из стран третьего мира». Как позже глава ОЭЗ пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», в некоторых направлениях резидентам нужны именно специалисты-девушки. Есть ряд операций, с которыми они лучше справляются, например монтаж мелких проводов, индустрия гостеприимства, сервис. Давление на рынок оказывает демографическая яма и мобилизация на фоне СВО. Плюс, по словам спикера, девушки легче интегрируются в общество и «меньше формируют этнические диаспоры».

Почему из стран третьего мира? «В России несколько проблем. Во-первых, у нас не хватает талантливых и энергичных людей. В „Алабуге“ разработан инструмент отбора персонала, который позволяет нам удаленно оценить потенциал человека. Мы приглашаем людей со всего мира.  Активно привлекаем россиян из всех стран, как, возможно, вы слышали. Первого, второго, любого мира», — пояснил Шагивалеев. В тестовом режиме ОЭЗ набрала 25 сотрудниц из стран Латинской Америки, Азии и Африки по программе Alabuga Start. Управленец добавил, что порога в 2 тыс. студентов «Политеха» удастся достичь в том числе благодаря иностранным специалисткам. 

«Если цель была хайпануть, она достигнута: «Алабуга» залезла на башню Таймс-сквер в Нью-Йорке

Москвичи переносят в Татарстан производство беспилотников

На самом заседании набсовета рассмотрели два проекта, которые реализуют одни и те же учредители. Первый касается охватившего Россию и Татарстан беспилотного ажиотажа. На этот раз клепать тысячу беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в год (правда, только к 2037-му) собралось ООО «Альбатрос», зарегистрированное в подмосковском Пушкино. В производство инвестор планирует вложить 990 млн рублей собственных средств, рассказал соучредитель фирмы Илья Воронков. Что касается рынков сбыта, то, по его словам, на фото- и видеосъемку линейных объектов придется 75% заказов, и всего 25% — на военно-промышленные нужды. Для реализации проекта компании выделено помещение площадью 2,2 тыс. кв. метров


«Мы оценили импорт БПЛА в Россию за 2021 год — это более 100 миллионов долларов. Весь импорт хотим заместить на территории ОЭЗ „Алабуга“», — замахнулся докладчик. В Татарстане хотят «приземлить» базовую модель «Альбатрос М5» на электрическом двигателе и со временем полета до пяти часов, а также небольшие дроны. На сайте компании указаны технические характеристики «Альбатроса М5». Размах крыла аппарата — 3,3 м, максимальная взлетная масса — 15 кг, полезной нагрузки — 5 килограммов. Беспилотник развивает крейсерскую скорость в 72 км/ч, площадь аэрофотосъемки за полет достигает 20 кв. километров. Диапазон рабочих высот — 80–1000 м, диапазон скоростей полета — 65–120 км/ч. Дальность работы в прямой радиовидимости — до 90 километров.

У ООО «Альбатрос» есть производственная площадка в Королеве. Почему собственники решили переехать в РТ? «Здесь условия хорошие», — кратко ответили «БИЗНЕС Online» авторы проекта.

Согласно данным базы «Контур.Фокус», ООО «Альбатрос» создано в 2017 году. По 40,2% в компании принадлежит Воронкову и гендиректору Алексею Флорову. В июне прошлого года в состав учредителей вошли АО «Геомир», АО «Импакт Капитал», Олег Селиванов, Евгений Ядыкин, Виталий Ходорченко, Константин Николаев и Анастасия Мастикова. Выручка общества в 2021 году составила 30,6 млн рублей, чистая прибыль — 564 тыс. рублей. 

Компания производит собственные беспилотные летательные аппараты под брендом «Альбатрос» и разрабатывает программное обеспечение для обработки снимков. БПЛА используются для оказания услуг аэрофотосъемки и видеонаблюдения в сельском хозяйстве, нефтегазовом секторе, строительстве, транспортной инфраструктуре, лесном хозяйстве и электроэнергетике. Полет аппаратов может осуществляться под дистанционным управлением человека-оператора, как дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, или с различной степенью автономности, например с помощью автопилота, вплоть до полностью автономных летательных аппаратов, которые не предусматривают вмешательства человека.

Запуск запланирован на I квартал этого года, хотя на площадке уже развернулась часть производства — с ним до заседания ознакомился президент РТ. Технология производства состоит из четырех этапов: изготовление корпуса, механическая обработка, электромонтажные работы и сборка. В БПЛА более 300 наименований разных компонентов, по словам Воронкова, 70% — российского производства. «При этом данный процент (30% импорта — прим. ред.) будем стараться минимизировать, чтобы прийти к максимальной организации производства на территории России», — заверил бизнесмен. В это время на экране появился слайд о сырьевом обеспечении проекта. Так, «сердце» БПЛА, двигатель, поставляют из Китая, равно как и сервоприводы и камеры. Повезло с материалами для корпуса, которые можно будет брать у соседа по ОЭЗ «Алабуга Волокно». Радиооборудование тоже российское, от московского АО «Сет-1». 

Налоговые отчисления резидента, по оценкам, составят 1,5 млрд рублей в год. Будет создано до 400 новых рабочих мест.

«Сердце» БПЛА, двигатель, поставляют из Китая, равно как и сервоприводы и камеры. Повезло с материалами для корпуса, которые можно будет брать у соседа по ОЭЗ «Алабуга Волокно». Радиооборудование тоже российское, от московского АО «Сет-1» «Сердце» БПЛА, двигатель, поставляют из Китая, равно как и сервоприводы и камеры. Повезло с материалами для корпуса, которые можно будет брать у соседа по ОЭЗ «Алабуга Волокно». Радиооборудование тоже российское, от московского АО «Сет-1» Фото: president.tatarstan.ru

«Мы должны всех поддерживать. Побежимова тоже»

Выслушав доклад «Альбатроса», президент ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев поинтересовался, когда компания заполнит все 2,2 тыс. «квадратов». В I квартале этого года, ответил Воронков. Тогда Лаврентьев обратился к Минниханову: «Вы скоро пойдете к Побежимову (Валерий Побежимовглавный конструктор АО „Эникс“, производит БПЛА — прим. ред.). У него темпы роста в этом году… Ему нужны площади уже сегодня, но он их построит, дай бог, к декабрю следующего года». Пустующие в индустриальном парке «Синергия» площади он предложил передать «Эниксу» и «состыковать» двух производителей БПЛА. Шагивалеев подтвердил готовность передать площади казанской компании. 

«Они конкурирующие фирмы, конкуренция — двигатель прогресса. Мы должны всех поддерживать. Побежимова тоже», — ответил Минниханов. 

Беспилотная карма: станет ли Казань столицей дронов?

«У нас задача — расширять сегмент. Последние события показывают, что у таких систем большая роль», — добавил он, поручив министру промышленности РТ Олегу Коробченко оказать все необходимые меры поддержки.

Рустам Минниханов: «Конкуренция — двигатель прогресса. Мы должны всех поддерживать» Фото: president.tatarstan.ru

Моторные лодки на 80 миллиардов

Гораздо более масштабным видится проект ООО «Дельфин Алабуга» (юрлицо еще не зарегистрировано), который представил гендиректор «Альбатроса» Флоров. Этой весной на площади 60 тыс. кв. м резидент развернет производство моторных лодок из композитов. На первом этапе планируется выпускать 2 тыс. водных транспортных средств и в течение 15 лет масштабировать их до 20 тыс. штук. Инвестиции в проект составят 80 млрд рублей. 25% — собственные средства компании, 75% — кредитные. Производство создаст 2,5 тыс. рабочих мест и гарантирует 2,8 млрд рублей в год налоговых поступлений. 

«Импорт лодок различного водоизмещения в нашу страну в 2021 году составил порядка 24 миллиардов рублей. Этот большой объем имеет смысл заменить отечественным продуктом», — сказал Флоров. Инвестор также надеется локализовать в ОЭЗ производство лодочных моторов и микроэлектронной продукции (комплекты морской навигации, блоки управления двигателями, блоки дистанционного управления, панели управления). По словам спикера, 80% используемого сырья (стекловолокно, эпоксидная смола, углеволокно и т. д.) будет российским. «Конечно, некоторые части будем закупать в дружественных странах», — отметил докладчик.

Лаврентьев поинтересовался: что насчет двигателя? Флоров смело ответил — планируется «копировать чужой». Что ж, видимо, на первых порах импортозамещение в России будет начинаться с обратного инжиниринга… 

«Этот проект надо поддержать, он большой, сложный. Тимур [Шагивалеев] у нас задействован, я буду тоже помогать. Проект реальный», — подытожил Минниханов.