«Считаю, что человек, который занимается искусством, должен немножко дистанцироваться от всяких течений, будь то государственники или оппозиционеры. Тогда у него руки развязаны, и он будет воплощать свое задуманное легко и свободно, без оглядки», — говорил в интервью «БИЗНЕС Online» в 2017 году режиссер Николай Досталь, когда приезжал в Казань в качестве председателя жюри КМФМК. В профессии он прошел большой путь от эстетского перестроечного обласканного фестивалями «Облака-рая» до анализа самых непростых исторических эпох для России в сериалах «Завещание Ленина» и «Раскол». О роли Досталя в отечественном кинематографе размышляют эксперты нашей газеты.
Накануне стало известно о смерти на 77-м году жизни одного из самых известных отечественных кинорежиссеров Николая Досталя
«Своим преданным служением искусству снискал искреннюю любовь зрителей»
Одну потерю за другой в середине января несут отечественная и мировая культуры. Ушли из жизни последовательно Инна Чурикова, Вахтанг Кикабидзе, Джина Лоллобриджида. Накануне стало известно о смерти на 77-м году жизни одного из самых известных отечественных кинорежиссеров Николая Досталя.
Его родные и близкие удостоились телеграммы от Владимира Путина. «Народный артист России Николай Досталь был талантливым режиссером, сценаристом, актером, ярким представителем отечественного кинематографического сообщества, — указывает президент РФ. — Он прошел большой профессиональный путь, оставил богатое творческое наследие, своим преданным служением искусству снискал искреннюю любовь зрителей».
Досталь родился в Москве в 1946 году. Его отец, тоже Николай Досталь, участник Великой Отечественной войны, также был известным режиссером. Его мать, виолончелистка, персиянка Джахантаб Сарафи, умерла через несколько месяцев после рождения нашего героя. А отец впоследствии женился на Наталье Андросовой — праправнучке Николая I, последней из Романовых, оставшейся в СССР.
Досталь-младший в 1970 году окончил факультет журналистики МГУ, в 1972-м — высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Георгия Данелии). До того он довольно громко дебютировал в кино как актер, в 1964 году исполнив роль подростка Саши Кригера в драме Михаила Калика «До свидания, мальчики».
В XXI веке имя режиссера скорее ассоциируется с громкими сериальными премьерами: «Штрафбат», «Завещание Ленина», «Раскол»
Но до режиссерской славы было еще далеко, ее принес Досталю фильм 1990 года «Облако-рай» о маленьком городке, провожающем своего земляка к лучшей жизни, хотя он не собирается никуда уезжать. Это кино получило несколько призов на престижном международном фестивале в Локарно. Дальше были «Маленький гигант большого секса» по Фазилю Искандеру и «Мелкий бес» по Федору Сологубу. В нулевые Досталь снял продолжение «Облака-рая» под названием «Коля — перекати поле» с теми же героями, а также фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное», который победил на Московском международном кинофестивале.
Но в XXI веке имя режиссера скорее ассоциируется с громкими сериальными премьерами: «Штрафбат», «Завещание Ленина», «Раскол».
В 2013 году Досталь обратился с открытым письмом к генеральному директору ВГТРК Олегу Добродееву по поводу демонстрации «Штрафбата» на канале «Россия-1» с купированием сексуальных сцен, крепких словечек и песен штрафников-уголовников. По словам режиссера, он испытал «чувство горечи и стыда за такую грубую, мелочную и ханжескую цензуру». В прошлом году Досталь вместе с рядом других известных отечественных кинематографистов вышел из состава российского оскаровского комитета из-за отказа президиума Киноакадемии России в 2022 году выдвигать фильм на премию «Оскар».
В 2017 году Досталь дал подробное и обстоятельное интервью «БИЗНЕС Online». Он произвел впечатление человека очень простого и открытого, при этом бесконечно мудрого и отвечающего за свои слова, помнится, о том, чтобы согласовывать интервью, не зашло даже речи
«Нестяжательство, к сожалению, у нас не в почете, особенно в высших кругах»
В 2017 году Досталь приезжал в Казань, где был председателем жюри казанского международного фестиваля мусульманского кино. Кстати, главный приз тогда получил турецкий фильм «Холод Каландара», который до сих пор вспоминают как одну из лучших картин, попадавших в основную программу КМФМК.
Кроме того, в кинотеатре «Родина» проходила ретроспектива фильмов режиссера, который после показов общался со зрителями. А еще Досталь дал тогда подробное и обстоятельное интервью «БИЗНЕС Online». Он произвел впечатление человека очень простого и открытого, при этом бесконечно мудрого и отвечающего за свои слова, помнится, о том, чтобы согласовывать интервью, не зашло даже речи.
Тогда Досталь говорил, к примеру, о том, что, выбирая достаточно острые исторические темы для своих сериалов, он преследует и просветительские цели. «О штрафниках (речь о „Штрафбате“, — прим. ред.) у нас в народе мало что знали: сколько их погибло, как они отдавали жизнь за Родину, — напоминал он. — Если говорить про „Завещание Ленина“, то о Варламе Шаламове, который был в свое время в тени Солженицына, тоже знали мало. А это великий русский писатель, величайший! Как писателя я его даже ставлю выше, чем Солженицына, именно как литератора, поэта. „Раскол“ опять же — что мы знаем о церковном расколе? Да ничего! Кроме того, что боярыню Морозову везли на санках и что они какие-то сектанты и непонятно кто. На самом деле это не так. Тот же Солженицын говорил: не было бы XVII века бунташного — не случилось бы 1917 года. А если мы думаем о нашем будущем, надо по-честному говорить о нашем прошлом».
Вспоминал тогда Досталь и о спорах вокруг достоверности событий, описанных в «Штрафбате». «Владимир Мединский даже указывал на этот сериал как пример исторической неправды, — напомнил режиссер. — Я обычно не реагирую на такие вещи — кому-то нравится, кому-то нет. Но когда он уже несколько раз так сказал, я написал открытое письмо в правительство, и его даже напечатала „Российская газета“. Называется „Штрафбат для режиссера“. Потом он долго на него не отвечал, и мне говорил завотделом культуры „Российской газеты“: „Что-то мы не можем получить от него какой-то реакции“. Я тогда написал, что, прочитав сценарий, увидел многое, скажем так, неканоническое, не по уставу. На что мне сценарист Эдуард Володарский (царство ему небесное) сказал: „Коля, гладко было на бумаге, да забыли про овраги“».
Тогда, в 2017 году, Досталь говорил о том, что главный раскол внутри современного российского общества проходит по линии «богатые – бедные». «От этого идет дальше. Дальше уже раскол — власть и народ, он тоже существует, я считаю. Хоть там какие-то огромные проценты поддержки Кремль нам рисует, у нас нет такого единения народа и власти, — сказал режиссер. — Да и церковь, ее высшие иерархи, мне кажется, очень далеки от основной массы православных, они где-то там вдалеке или в роскоши. Поэтому один из самых почитаемых мной святых — это Нил Сорский, который главное проповедовал — нестяжательство, но оно, к сожалению, у нас не в почете, особенно в высших кругах».
Говорил Досталь и о конкретных планах, собираясь снимать новые фильмы и сериалы. Однако заключительной в его фильмографии так и осталась картина «Монах и бес», вышедшая в 2016-м, за год до приезда в Казань.
Съемки комедии «Маленький гигант большого секса» по мотивам повести Фазиля Искандера «О, Марат!». На фото: исполнитель роли фотографа Марата Геннадий Хазанов (слева) и режиссер-постановщик картины Николай Досталь
«76 лет не такой большой срок, Николай Досталь мог бы жить и снимать кино»
Собеседники «БИЗНЕС Online» говорят о вкладе Досталя в отечественное кино.
«Николай Досталь — очень достойная страница нашего кинематографа, — рассказал „БИЗНЕС Online“ знаменитый артист Геннадий Хазанов, сыгравший у него в „Маленьком гиганте большого секса“ и „Полицейских и ворах“. — Весь мой роман с кино целиком и полностью связан именно с этим человеком. Единственным, кто на меня серьезно посмотрел как на артиста, был Николай Николаевич. Мне удалось принять участие в двух его фильмах, и это самые лучшие воспоминания в моей жизни». А так Геннадий Викторович говорит о Достале-человеке: «Мы много спорили, в чем-то не соглашались… Он был человеком колючим, но прежде всего феноменально честным, чистым, немеркантильным. И, конечно, продуктом самого лучшего, что было в советской культуре».
«Не уверен, что в выборе острых тем для сериалов видится его почерк. Для меня скорее складываются в почерк „Облако-рай“, „Коля — перекати поле“, „Петя по дороге в Царствие Небесное“, — сказал нашему корреспонденту главный редактор журнала „Сеанс“ Василий Степанов. — Что касается расколов, то „Штрафбат“, кажется, всерьез волновал только министра Мединского (он был инициатором скандала по поводу этого сериала), „Завещание Ленина“ — экранизация Шаламова (не самая великая, наверное, но важно, что хоть такая есть), а „Раскол“, ну, этим вообще как-то сложно вызвать переполох общественный. У нас все-таки по поводу Никона отболело, и даже староверы из Бразилии в Сибирь с относительным успехом переезжают иногда».
«Очень грустно, когда уходят большие режиссеры, — признался „БИЗНЕС Online“ кинокритик, теле- и радиоведущий Давид Шнейдеров. — Это невосполнимая потеря. 76 лет не такой большой срок, Николай Досталь мог бы жить и снимать кино. Мы помним его замечательные работы — „Коля — перекати поле“, „Штрафбат“, один из самых честных сериалов о Великой Отечественной войне (отдельно выделю блистательную финальную сцену с Дмитрием Назаровым в роли православного священника). А еще Николай Николаевич был искренним, честным и очень открытым человеком».
«Начнем с того, что он из интеллигентной, творческой семьи, — напомнила нашему корреспонденту киновед и автор „БИЗНЕС Online“ Адиля Хайбуллина. — Его отец тоже режиссер, и Досталь вырос с другим пониманием кино, с глубоким пониманием кино. Насколько я знаю, он учился на журналиста, был актером… Его, во-первых, сформировала семья, среда, в которой он рос. Во-вторых, его образование, актерская карьера, он ведь снимался и работал на съемочной площадке как помощник режиссера. Так вот это все сформировало его как режиссера очень подробного, тщательного, который работает с серьезным материалом. И фильмы которого, к слову, были очень хорошо востребованы на международных фестивалях. Конечно, отдельно хочется отметить его „Облако-рай“ и как бы продолжение этого фильма „Коля — перекати поле“ — и та, и другая лента затрагивают всего один день жизни. Это замечательные драмы, замечательные истории, которые интересны как сюжетом, так и режиссерским построением. И именно „Облако-рай“ сделало его знаменитым режиссером в фестивальном мире».
Отмечает Хайбуллина и «Штрафбат», а также другие сериальные работы мастера. «„Штрафбат“ вызвал очень много споров, и это уже исследование темы, а также собственное мнение по этому поводу, — говорит эксперт газеты. — Он штрафбатовцев впервые так показал и о них говорил. Любопытными были „Раскол“ и „Завещание Ленина“ — эти сериалы стали событием в телевизионном мире, они сделаны подробно, тщательно». В фильмографии Досталя не так много названий: «Но эти картины подробные, точно выверенные с точки зрения первоисточника, если это экранизация. Это подробное актерское существование, погружение. Это попытка сделать среду, в которой существуют герои. Да, возможно, оно не такое популярное в массах, но очень серьезное кино».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.