1.jpg
В суде гособвинитель зачитал письмо, которое отец убитого бизнесмена Тимура Атнагулова адресовал Александру Гусеву, возглавлявшему в 1999 году ФСБ Татарстана

КАК ОТЕЦ АТНАГУЛОВА ПРОСИЛ ПОМОЩИ У АЛЕКСАНДРА ГУСЕВА

Вчера в Верховном суде РТ гособвинитель Наиль Камалетдинов зачитал письмо, которое отец убитого бизнесмена Тимура Атнагулова в 1999 году адресовал Александру Гусевуныне заместителю председателя Госсовета РТ, возглавлявшему в то время республиканское отделение ФСБ. Письмо было написано 24 декабря, спустя четыре месяца после убийства основателя крупнейшего в Татарстане оператора пейджинговой связи.

В своем письме отец Атнагулова, который сам был полковником КГБ в отставке, выражает опасения за безопасность своей семьи, просил у Гусева защиты и рассказывал о том, как в бизнес сына постоянно вмешивались криминальные элементы.

«7 августа 1999 году у двери своей квартиры по улице Вишневского несколькими выстрелами из пистолета был убит мой сын Атнагулов Тимур. Убийца до сих пор не установлен. Анализ материалов, полученных в ходе изучения этого преступления, дает основания полагать, что убийство было совершено в свете столкновения интересов созданной и возглавляемой Тимуром фирмы «Агентство радиокоммуникаций RCA» и одной из организованных преступных группировок города Казани – «Жилплощадка» или «Первые Горки».

Один из серьезных конфликтов Тимура с членами ОПГ «Перваки» возник на следующей почве. В 1996 – 1997 годах Тимур участвовал в торговле автомобилями «ВАЗ», которые лидеры ОПГ получали из города Тольятти в обмен на шины. Деятельностью Тимура в этот период лидеры ОПГ остались недовольны, они не раз отправляли к нему своих людей с требованием денег. Каким-то образом тогда Тимуру удалось разрешить конфликт.

Но уже после трагедии мне стало известно, что к сыну снова приходили члены ОПГ «Перваки». Подробности этого случая мне не известны, так как сведения получены через третьи руки, но допускаю, что конфликт этот дополнялся и другими обстоятельствами.

С начала 1999 года ООО «RCA» значительно преуспело в своей производственной деятельности – оно включало две пейджинговые компании, эксплуатировало три платные автостоянки в центре города, организовало трансляцию в республики передач «Русского радио» и готовилось к организации трансляций передач «Хит FM». К тому времени он уже практически порвал свои контакты с ОПГ «Перваки» за исключением Зарипова и Якупова, которые числились сотрудниками его фирмы, но в действительности занимались рэкетом, передавая часть денег, зарабатываемых фирмой, лидерам ОПГ. Тимур опасался враждебных действий со стороны ОПГ в случае полного разрыва с ней, но, в конце концов, решился пойти на это и поставил кассовые аппараты на всех участках, где проходили наличные деньги. На стоянках он это успел проделать, но шиномонтаж, где хозяйничали Зарипов и Якупов, успешно скрывая ежемесячно десятки тысяч рублей, не успел. Решение об этом было принято за несколько дней до его убийства, исполнение намечено на ближайшие дни.

Меня насторожили все эти обстоятельства, да и само поведение этих людей после гибели сына. Например, от предложения сотрудников милиции пройти через полиграф они отказались. А когда я все-таки предложил им пройти его под предлогом отвода от них необоснованных обвинений, они вновь отказались. А через некоторое время сообщили мне через директора Александрова, что некий сотрудник милиции заявил им, что я собираюсь организовать их убийство.

2.jpg
На процессе подсудимые категорически не признают своей вины. «Были другие лица, заинтересованные в его [Атнагулова] смерти», - заявил Юсупов (слева)

Я пригласил их в свой офис и заявил, что личной местью сам заниматься не собираюсь, несмотря на то, что догадывался о том, что они знают подробности об убийстве моего сына. Если они сами замешаны в этом, то, рано или поздно, будут наказаны.

Когда через некоторое время сотрудниками милиции был задержан один из членов ОПГ «Перваки» Сарадаев и на территории ОПГ было обнаружено оружие, они объявили Александрову о том, что уезжают в Тольятти за машиной. Я заявил Александрову, чтобы они не уезжали, и спросил его: «Неужели они на самом деле решили начать войну против меня?». Он ответил, что обстановка очень накаленная, и они могут пойти на все.

Они думали, что мое физическое здоровье не позволит мне перенять дела сына, а коммерческого директора фирмы они намерены были сломать. Когда они увидели, что их планы подчинить себе фирму терпят крах, они не могли с этим согласиться.

Считая, что слова Александрова заслуживают самого серьезного внимания, прошу вашего указания осуществить меры моей личной безопасности и защиты членов моей семьи».

КАК В ДЕЛА АТНАГУЛОВА ВМЕШАЛАСЬ «ЖИЛКА»

На процессе подсудимые категорически не признают своей вины, заявляя, что обвинение «шито белыми нитками», а доказательства сфабрикованы. Больше всего их задевает тот факт, что им было предъявлено обвинение, когда они уже встали на ноги, как законопослушные бизнесмены. К примеру, Фирдинант Юсупов работал заместителем директора казанского спортивного клуба «Тимер». Ранее в суде Юсупов заявил, что «Перваки» не были причастны к убийству Атнагулова.

«Были другие лица, заинтересованные в его смерти», - заявил подсудимый, а его адвокат попросил судью в рамках судебного заседания представить доказательства, согласно которым «заказ» поступил не от банды «Перваков». Правда, ему в этом отказали – судья объяснил, что в рамках этого уголовного дела говорить о других заказчиках недопустимо.

3.jpg
Адвокат подсудимого попросил судью представить доказательства, согласно которым «заказ» на убийство поступил не от «Перваков»

В этом плане письмо отца Атнагулова, в котором в качестве возможных заказчиков помимо «Перваков» фигурирует ОПГ «Жилка», весьма интересно. Дело в том, что в рамках разбирательства уголовного дела «Перваков» уже не раз муссировались сведения о том, что «Жилка» тоже имела зуб на Тимура Атнагулова. В частности этой группировке были не выгодны его намерения приобрести долю еще одного крупного оператора пейджинговой связи – компании «ДАТТ-Лайн». Якобы эту компанию контролировали «жилковские», а с переходом контрольного пакета акций к Атнагулову, последний фактически становился монополистом на рынке пейджинговой связи Казани и перекрывал «Жилке» кислород в этой сфере.

Тем не менее, по словам брата убитого предпринимателя, от идеи приобрести долю в «ДАТТ-Лайне», Атнагулов отказался незадолго до своей гибели. Повлияло ли на это решение давление со стороны ОПГ «Жилка» никому неизвестно.

Сегодня в Верховном суде также будет рассмотрен еще один эпизод обвинения по уголовному делу ОПГ «Перваки» - убийство Виктора Гусева, который сам был членом группировки. Его смерть, по мнению стороны обвинения, стала результатом внутренних разборок.