ПОД ЗНАКОМ УНИВЕРСИАДЫ

2011 год для казанского аэропорта прошел под флагом подготовки к Универсиаде-2013. Одним из основных производственных достижений за 2011 год стал значительный прирост капитальных вложений по реконструкции, который составил 718 тыс. рублей. В целом на сегодня в строительство нового терминала болгарские партнеры вложили более одного миллиарда рублей. По плану должны вложить еще столько же. Напомним, что структура собственности у аэропорта следующая: 50% - у болгарской стороны, 50% - у Республики Татарстан.

Рост показателя по капитальным вложениям обусловлен проводимой реконструкцией ОАО «Международный аэропорт «Казань», приуроченной к предстоящей Универсиаде-2013. Проведены работы по подготовке проектно-технической документации, окончен первый этап строительства, осуществляются последующие этапы строительства Терминала-1А, монтируется технологическое оборудование по новому терминалу. Его пропускная способность будет порядка 1,2 млн. пассажиров в год. Плюс у существующего терминала - чуть более миллиона пассажиров, и получается, что пропускная способность аэропорта удвоится. Ожидается, что в июле этого года терминал будет готов к сдаче в эксплуатацию. Проводятся подготовительные работы по реконструкции Терминала-1, будут заменены фасад, кровля. А вот Терминал-2, который был построен к 1000-летию Казани, будет полностью переоборудован под бизнес-обслуживание для деловой авиации.

Интересный итог года - это рост показателя чистой прибыли на порядок, т.е. с 21 млн. рублей по итогам 2010 года до 213 млн. рублей за 2011 год.

…И ПРОЧИЕ ДОХОДЫ АЭРОПОРТА

Что же повиляло на такой результат? Во-первых, низкая база. Во-вторых, если рассматривать формирование такого результата «сверху-вниз», т.е. от себестоимости к чистой прибыли, то обнаружим следующее:

- по сравнению с предыдущим годом выручка выросла на 24%,

- выручка от авиационной деятельности за год составила 652 млн. рублей (прирост на 26% за счет роста количества самолетовылетов и пассажиропотока).

За прошлый год международный аэропорт «Казань» обслужил 1 млн. 226 тыс. 762 пассажира, что на 28% больше, чем в 2010 году. Тем самым установлен абсолютный рекорд с момента основания предприятия в сентябре 1979 года.

Внутренний пассажиропоток составил 675 тыс. человек, что на 27% превышает показатель 2010 года. Международный – 551,7 тыс. человек, что на 19,3% выше, чем за 2010 год.

Программа международных рейсов в 2011 году была значительно расширена. Полеты из Казани выполняли пять новых зарубежных авиакомпаний – Aegean Airlines (Родос, Ираклион), Blue Bird Airways (Ираклион), SpanAir (Барселона), FlyDubai (Дубай) и «Авиа Траффик Компани» (Бишкек). Были также открыты чартерные рейсы в Бургас (Болгария), Пальма-де-Майорку (Испания), Дубровник (Черногория), Санью (Китай), Ларнаку (Кипр), Кос и Ханью (Греция), а также регулярные – в Мюнхен и Дубай.

Всего в 2011 году из международного аэропорта «Казань» выполнялись рейсы в 22 страны мира по более 50 направлениям. Количество самолетовылетов за отчетный период достигло 9 тыс. 248, увеличившись на 20,9%. Доходы по неавиационной деятельности выросли на 12% или на 9 млн. рублей; по кейтерингу выручка увеличилась на 25% и составила 106 млн. рублей.

Производственная себестоимость выросла всего на 15%, что дало рост валовой прибыли на 81%. Да, рост почти в два раза, но не на порядок. Идем дальше. А дальше сюрприз: сумма «прочих доходов» увеличилась по сравнению с 2010 годом в 3,6 раза! В пояснениях без детальной расшифровки указано: реализация основных средств и других товарно-материальных ценностей; списание кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности; доходы по договору совместной деятельности. Именно за счет таких «прочих доходов» и получен тот резкий прирост чистой прибыли по итогам года.

В ТАТАРСТАНЕ ПОЯВИЛСЯ СРЕДНИЙ КЛАСС, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ЛЕТАТЬ

Результаты работы аэропорта газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Азат Хаким – председатель совета директоров группы компаний "Тулпар":

- Рост пассажиропотока вполне объясним – увеличилась география полетов из Казани, пришли новые перевозчики, стало больше рейсов на Москву. Это связано и с улучшением экономической ситуации в самой республике – идет активное строительство объектов Универсиады, очень много приезжают специалистов по работе. Столичные рейсы практически забиты… И часть казанцев тоже начали работать в Москве. Думаю, это начало реальной работы системы low-cost – появился средний класс, который начал активно летать. Посмотрите, на Москву летают сейчас шесть перевозчиков – "Аэрофлот", "Сибирь", "ТрансАэро", "Татарстан", "Ак Барс Авиа", "ЮтЭйр". Это создает реальную конкуренцию, удешевляет билеты, открывает больше возможностей для пассажира.

Много новых направлений открывается – в том числе туристических, чартерных из Казани. Это прямое следствие роста уровня жизни населения. Мы также отмечаем этот рост – хотя мы «завязаны» на чартерных перевозках, а максимальный вклад в рост пассажиропотока, на мой взгляд, вносят именно регулярные перевозки.

Петр Трубаев – генеральный директор ОАО "Ак Барс Аэро":

- Рост пассажиропотока продолжается и в этом году, что, в общем-то, неудивительно. Тут, на мой взгляд, много причин. Это и интерес к республике с точки зрения инвестиционных проектов, и политика открытого неба – сейчас аэропорт открыт для авиакомпаний, и самодостаточность республики в плане выполнения полетов. Безусловно, большая заслуга в привлечении успешно конкурирующих между собой авиакомпаний – у действующего руководства аэропорта. Условия, которые созданы сейчас, комфортны для авиаперевозчиков – пока еще ни одна компания, зашедшая на рынок авиаперевозок в республике, не ушла. Не будем уж учитывать "Авианову"…

А рост пассажиропотока – это в первую очередь активность людей и с точки зрения деловых поездок, и с точки зрения отдыха. После завершения реконструкции, когда и взлетно-посадочная полоса будет одна из лучших в России, и достойный аэровокзал появится, эти показатели еще вырастут.

Безусловно, и наша авиакомпания, зашедшая в Казань в прошлом году с рейсом Казань – Санкт Петербург, также способствует росту пассажиропотока. Затем мы открыли рейс Казань – Челябинск – Новосибирск, сейчас увеличиваем частоту этих рейсов. И появился у нас рейс Казань – Мюнхен. Мы отмечаем рост спроса в северную столицу – маршрут очень востребован. Похоже, скоро встанет вопрос о необходимости открытия второго ежедневного рейса в Санкт-Петербург… Летом мы отрабатываем направление на Геленджик и впервые выходим из Казани на Сочи. Так что своими CRJ-200 "Ак Барс Аэро" вносит определенный вклад в общий пассажиропоток.

Артур Насрутдинов - коммерческий директор ОАО "Авиакомпании "Татарстан":

- Казань становится все более узнаваемой благодаря Универсиаде. К тому же сейчас осуществляется очень много рейсов напрямую из Казани за границу, хотя раньше для этого приходилось лететь через Москву. Аэропорт становится хабом, именно в наш город прилетают туристы из близлежащих городов, чтобы отправиться в другие страны напрямую.

Шавкат Умаров – руководитель Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации:

- Аэропорт на месте, самолетов больше не стало, но народ стал мобильнее. Кто хочет работать – тот зарабатывает, вот и все. Авиакомпании ввели новые рейсы и открыли новые маршруты, но это стало следствием роста спроса. Кроме того, сейчас идет реконструкция аэропорта – и думаю, появится интерес у крупных авиакомпаний к той инфраструктуре, которая у нас будет. Будет хороший перрон, хорошая взлетно-посадочная полоса с современными радиотехническими средствами, светосигнальным оборудованием. Пока еще сдерживает рост пассажиропотока некоторое транспортное неудобство – тысячи машин, толком нет парковок… Но построят железнодорожную ветку интермодальных перевозок в центр Казани - и это тоже, безусловно, будет привлекать людей.

Дмитрий Баранов - ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

- Рост финансовых показателей аэропорта неудивителен, учитывая, что пассажиропоток увеличился в 2011 году на 28 процентов по сравнению с 2010 годом и составил 1,227 миллиона. Возможно, что достижению таких показателей способствовала политика аэропорта по снижению собственных издержек и повышению эффективности собственной деятельности.

Если говорить о прогнозах, то, учитывая приближение Универсиады, которая пройдет в республике в 2013 году, а также активные усилия властей республики по привлечению инвесторов, развитию различных отраслей экономики, можно ожидать, что в текущем году пассажиропоток и грузопоток в аэропорту Казани увеличатся, вероятно, появятся новые авиакомпании и новые направления полетов. Все это будет способствовать увеличению производственных показателей, а значит, и финансовых показателей деятельности международного аэропорта "Казань".

Руслан Фатыхов - директор казанского филиала ООО «Компания БКС»:

- На мой взгляд, рост прибыли аэропорта «Казань» связан, прежде всего, с увеличением количества чартерных рейсов и объединением с авиакомпанией «Ак Барс Аэро». Что касается негативных моментов, то здесь нужно отметить недостаточную укомплектованность авиапарка на внутренних рейсах, закупку запасных частей за рубежом, пассивную позицию компании в вопросах обслуживания международных рейсов, слабый клиентский сервис, несбалансированную ценовую политику. Полагаю, что в условиях растущей потребности в авиаперевозках в Приволжье и слабой конкуренции прибыль компании можно значительно увеличить за счет снижения стоимости билетов, особенно в летнее время. Пассажирский и грузовой поток в восточном направлении огромен, востребованность услуг авиаперевозчиков есть, дальнейшее развитие серьезно тормозит слабый маркетинг со стороны компании.

Рустем Ганеев - председатель совета директоров "Консалтинг.Ру":

- Думаю, что прибыль международного аэропорта «Казань» выросла по нескольким причинам.
Во-первых, сказалось значительное повышение цен. Я сам часто летаю в Москву и могу точно заметить, что цены выросли как минимум в два-три раза. Цены даже на эконом-класс (Казань - Москва) иногда сопоставимы с ценами Москва - Париж - Москва., т.е. за такую же цену можно слетать туда и обратно в Париж из Москвы.

Во-вторых, сказывается деловая активность. В Казани постоянно проводятся международные, всероссийские мероприятия, а также ведется подготовка к крупным международным проектам. Поэтому пассажиропоток значительно возрос за последнее время.

В-третьих, на рост прибыли, бесспорно, влияет эффективность деятельности менеджмента. Думаю, что менеджмент в данном случае постарался.

Есть также и иные факторы, например, политические, а также факторы, связанные с планами акционеров выплатить часть прибыли в качестве дивидендов и др. Вместе с тем такой резкий скачок прибыли не всегда является показателем успешности компании. Иногда, наоборот, это подтверждает, что в прошлом прибыль искусственно занижалась, либо такие данные подтверждают, что произошла продажа (вывод) активов. В некоторых случаях это связано со сменой акционеров, когда теряется смысл "прятать" прибыль. Надеюсь, что это не относится к данной организации.