ПАМЯТНИКИ ВО ВРЕМЕНИ

Речь идет о кафедре реконструкции и реставрации архитектурного наследия Института архитектуры и дизайна КГАСУ и о студенческих дипломных работах. Но слово «студенческий» смущать не должно. «Каждый раз задание студента приближено к реальному проектированию – по составу, задачам, формам подачи, - рассказала газете «БИЗНЕС Online» доцент кафедры Ляйла Сайфуллина. – Среди прочего обязательна работа в архиве: надо найти историю памятника, поднять чертежи. Творчество студентов ограничивается только техническими деталями, вроде того, что у них больше ограничений в передвижении по стройке. Из таких работ уже больше десяти лет складывается архив нашей кафедры».

Также надо учитывать, что руководят студентами опытные преподаватели, которые, к примеру, выполнили поисковые работы по Старо-Татарской слободе, делали проект реставрации Кизического монастыря, геологического факультета ПФУ, Александровского пассажа, многих объектов Кремля.

Doma_aktaeva_sm.jpg
Усадьба Кушаевых

В архиве кафедры - студенческо-преподавательские проекты реставрации, например, дома Дружининой, дома Фукса, Апанаевского подворья. На некоторые объекты сделано по несколько проектов – с течением времени появляется новое видение реставрации. «А нередко бывало так, что студенты сходят, обмерят, сфотографируют, найдут исторические материалы на дом, а он «вдруг» сгорает, - говорит Сайфуллина. - Мрачно шутили: может, больше не заниматься такой работой, а то и последнее исчезнет? Так что у нас хранится своего рода архитектурная летопись старой Казани».

Тем не менее надо учитывать, что это все-таки студенческие работы. Их логично использовать как фундаментальную основу для реставрационного проекта. Тем более что любой памятник довольно интенсивно живет во времени, и всегда необходимо его доисследование на настоящий момент. «А некоторые новые хозяева памятников таких вещей не понимают, - рассказывает Сайфуллина. - Увидят нашу «картинку»: «О, вот так сделай!» Но это не готовый материал, а только хорошая база. А то нам было бы очень здорово студенческие работы продавать».

«ИНВЕСТОРЫ ТОЖЕ В НЕСЛАДКОЙ СИТУАЦИИ»

Отношения с хозяевами домов – отдельная волнующая история. На кафедре отмечают новое для Казани явление – инвесторы начали ходить по мастерским – искать, кто им сделает проект. «Когда Рустам Минниханов прошелся с Олесей Балтусовой по центру Казани, шорох среди инвесторов пошел, - обозначила начало процесса Сайфуллина. – И сегодня они нередко просят нас, как организацию, имеющую соответствующую лицензию, просчитать коммерческое предложение по восстановлению того или иного дома».

Doma_fuksa_sm.jpg
Апанаевское подворье и Дом Фукса

Но, осознав масштабы затрат на проектирование, инвесторы сразу требуют чего-нибудь подешевле раза в два. Но и это не устраивает. Они отправляются к другим специалистам, и по словам Сайфуллиной, «опускают ниже плинтуса все возможные предложения по проектированию реставрации». Получается своеобразный тендер. В итоге находят самого дешевого проектировщика.

«И по-моему, люди, которые сейчас покупают за относительно небольшие деньги историческую недвижимость, слабо себе представляют, во что они ввязываются, - считает доцент кафедры реставрации. - Не понимают правил поведения с этой собственностью. Думают: ага, получил «стеночку», сделал ее, и все. А получается по-другому. К тому же сейчас позиция министерства культуры Татарстана более жесткая в этих вопросах - оно стало диктовать, что владелец имеет право делать, а что – нет… Впрочем, инвесторы ведь тоже в несладкой ситуации – они же по поручению высоких лиц работают. Отрапортовали: хорошо, объект будет стоять. А теперь задумываются, в какие деньги это выльется. Плюс надо учитывать, что делается не просто проект реставрации, но реставрации и приспособления. А то ведь многие говорят: ты мне «нарисуй», а я сам решу, что там внутри будет. Но это не так».

ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

По словам Сайфуллиной, среднюю сумму создания проекта реставрации вывести трудно – каждый объект уникален. Полные проектные работы для «небольшого двухэтажного кирпичного домика, метров на 20, с небольшим участочком» стоят 2 - 3 млн. рублей. Для сравнения, проект для дома Фукса обойдется раза в полтора дороже.

«Говорим инвестору: это будет стоить 3,5 миллиона рублей, - рассказывает Сайфуллина. - Не согласен, отвечает, давайте за 2 или нет, за 1 миллион 200 тысяч! Человек не понимает, что, снижая стоимость проектных работ, он снижает их качество. Говорит: «Уберите лишнее». Да не бывает лишнего в проекте!»

doma_yakimova_sm.jpg doma_sabitova_sm.jpg Doma_mardjani_sm.jpg
Жилой дом по ул. Муштари Усадьба Сабитовых Дом по ул. Марджани, 10

Иногда инвесторы, чтобы сбавить цену, начинают давить на совесть: «Была недавно встреча с хозяйкой одного дома - призывала меня к патриотизму. А когда инвестор видит наши архивные исследования, то и вовсе говорит: «А чего вам платить, раз у вас все готовое?» Но помогать безвозмездно уже немного надоело».

Есть и другая проблема. Подрядчики, выполняющие восстановительные работы, не очень-то уважительно относятся к реставраторам. «Во-первых, делают много ошибок из-за того, чтобы отрапортовать в срок, - рассказывают ученые кафедры. - Во-вторых, когда пытаемся объяснять представителям бизнесменов, что бетон нельзя обшивать деревом, что это памятник, они только цинично усмехаются.

Как это ни парадоксально, но на кафедре реставрации считают, что на данный момент такое положение вещей приемлемо. «По всем канонам это трудно назвать реставрацией, - говорит Сайфуллина. - Но ничего не делать – еще хуже. Поэтому я готова свою панику и озлобленность придержать. Все только начинается. Пока речь идет о «бабках, которые надо отбить». Но на данный момент это нормально».

Справка

Международная научно-практическая конференция «Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация» пройдет в КГАСУ 18 - 20 апреля. Форум организован по инициативе студентов кафедры реконструкции и реставрации архитектурного наследия, а также студенческого общественного молодежного движения за сохранение Казани «Красный щит».