25 ТЫСЯЧ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРОСТО НАРИСОВАЛИ

Сегодня в Госсовете РТ на комитете по экономике, инвестициям и предпринимательству глава агентства инвестиционного развития Татарстана Линар Якупов отчитывался перед депутатами о работе ведомства за прошлый год.

Вкратце о содержании доклада. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике Татарстана на начало 2012 года составил $4,5 млрд. – и надо продолжать этот объем наращивать. Якупов рассказал о работе корпорации продвижения экспорта и инвестиций РТ и корпорации развития РТ. Перечислил проекты, которые сегодня находятся в проработке: это и создание площадки для утилизации грузовой техники, и производства по выпуску энергоаккумуляторов. Отметил, что в минэкономики «нарисовали» цифру по увеличению прямых иностранных инвестиций на одного жителя в 33 раза - до $850. «Будет вполне хорошо, если увеличим в 15 раз. В ином случае это будет чудо», - отметил Якупов.

После того как Якупов зачитал доклад (судя по всему, он не успел дочитать его и наполовину), депутат Мунир Гайнуллов спросил, где можно познакомиться с его текстом. «Мои помощники и в агентство звонили, и Госсовет терроризировали, но доклада для тщательного ознакомления у нас до сих пор нет», - сказал он.

Затем депутат-коммунист Альберт Бикмуллин поинтересовался: "В докладе вы часто ссылаетесь на экспертов, а кто они?" Якупов начал было докладывать по протоколу: есть «экспертная база иностранных представителей», однако затем, что называется, сказал как есть:

«Скрывать не буду, никаких средств на экспертов у нас не заложено. Все приходится делать руками, чисто на своих личных завязках, - сказал глава АИРа. - Привлекаем республиканские институты по своим договоренностям, консалтинговые компании – только за счет того, что дальнейшее сопровождение проектов мы поручаем им».

«Вот от того, что вы эти мероприятия назвали, у нас малый бизнес лучше развиваться стал? - продолжил Бикмуллин, имея в виду и создание корпораций, и перечисленные проекты. – Из вашего доклада я понял, что малый бизнес там мало задействован».

«Ну давайте я еще полчаса буду выступать и расскажу о поддержке малого бизнеса!» - ответил Якупов.

«Мы же сказали, что нам нужно ваши материалы посмотреть. Мы же вас не критикуем. Нам нужно понять», - ответитл Бикмуллин.

Якупов пообещал рассказать «в двух словах».

«Средства массовой информации пытались шантажировать тем, что слово «предприниматель» исчезло (из названия агентства, которое создано на базе комитета по поддержке предпринимательства ред.) и никакого внимания предпринимателям не будет», - начал он. На самом деле, рассказал Якупов, малому и среднему бизнесу уделяется 80% работы агентства. Но только поддержкой предпринимательства никакого прорыва совершить не получается. В 2009 году экономически активных субъектов малого и среднего предпринимательства в РТ было 148 тысяч. В 2010-м их число возросло до 172 тысяч.

kom.jpg
Линар Якупов: «Мы все время говорим: «Господдержка-господдержка», но уже воспитали целую плеяду предпринимателей, которые на этой господдержке живут»

«Но это все нарисованное, потому что 25 тысяч субъектов – это те, кто получил 50 тысяч, и когда они поняли, что нужно возвращать в виде налогов каждый год по 12 тысяч, стали закрываться», - сказал Якупов.

В результате в 2011 году осталось 164 тыс. субъектов. При этом 25% ВРП вырабатывается МСП, и сейчас стоит задача увеличить ее до 50%.

«Стандартными решениями господдержки эту задачу не решить. Оказалось, что даже если предпринимателю дается оборудование по госпрограммам, то он его не может запустить в течение двух-трех лет: то здание не дают, у кого-то газа нет», - ответил Якупов. В результате в районах было решено создать так называемые «промышленные площадки муниципального уровня», используя для этого промышленные зоны, которые в свое время создавались в каждом районе.

«У НАС НЕТ ЗАДАЧИ ПОЩИПАТЬ АГЕНТСТВО. НО У НАС НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ДВИЖЕНИЯ ВПЕРЕД НЕТ»

«У нас нет задачи пощипать агентство, - сказал Галеев. - Но даже если стоит задача достичь показателя в 30 процентов (доли МСП в ВРП) - мы очень далеки от этой цифры, и главное – движения вперед уже несколько лет нет. Значит, нет системного порядка».

В продолжение спросил Марат Хайруллин: как создание корпорации развития и корпорации по продвижению экспорта и импорта, а еще и центра по поддержке и развитию предпринимательства будет способствовать увеличению доли малого бизнеса в экономике?

«По факту мы создаем госкомпании, эффективность которых очень сомнительна. Сейчас стоит задача наоборот – уйти государству из экономики. Мы увеличиваем количество госменеджеров, которые будут финансироваться за счет бюджета?» - спросил Хайруллин.

«Это наш ответ на то, что других механизмов мы пока не нашли, - ответил Якупов. - Мы все время говорим: «Господдержка-господдержка», но уже воспитали целую плеяду предпринимателей, которые на этой господдержке живут».

В прошлом году, вновь привел статистику Якупов, агентство получило 3,4 тыс. заявок на участие в различных программах, 2,3 тыс. из них получили поддержку.

«Но мы работали денно и нощно, убрали все возможные коррупционные схемы - больше с этого выжать нельзя. И это покрывает всего лишь 1,5 процента предпринимателей», - ответил Якупов.

В ответ Галеев отметил, что есть Торгово-промышленная палата, есть полномочные представительства, есть «ОПОРА РОССИИ»... Какое у агентства взаимодействие с ними? «Почти никакого! И ведомственная разобщенность», - посетовал депутат.

«Полная координация!» - не согласился Якупов.

«Не очень чествуется. Вот вы говорите, "Химград". Да если вас там не было, "Химград" бы развивался точно также. Какой ваш вклад?»

«А мы не говорим, что "Химград" мы развиваем. Да, мы туда привлекаем резидентов…, - сказал Якупов и не выдержал. - Ну давайте закроем агентство и скажем: пусть все само по себе решится!»

«Мы сказали, что минэкономики «нарисовало». Я часто там бываю на совещаниях и ни вас, ни ваших замов там не видел», - продолжал спор Галеев.

«Вы просто их не знаете!» - парировал Якупов.

«Может быть», - согласился глава комитета.

МЕСТО США

Депутаты продолжали засыпать Якупова вопросами. Один из них касался географии сотрудничества агентства. По словам Галеева (к сожалению, не многие депутаты смогли прийти на комитет, иначе не пришлось бы за всех отдуваться его руководителю), анализ мировых патентов показал, что 60% приходится на США, 15% - на Европе, есть в Японии.

«Какое место в вашей работе занимают США? – спросил Галеев. - Ничего нет! Если мы говорим об инновационном развитии республики, вектор развития (с Востока на Запад - прим. авт.) надо изменить».

И даже вспомнил, что весь фундамент советского машиностроения в 30-е годы был создан США, фактически это американские проекты, перенесенные в СССР. «Только благодаря кризису они пришли к нам и поставили заводы. И у них сейчас кризис, и они готовы к сотрудничеству, там ноу-хау», - сказал Галеев.

Якупов парировал, что если агентство не говорит про работу в США и Европе, то это не значит, что ее нет. «Кроме того, Европа сегодня не есть основной инвестор. Там есть технологии, она может заходить как один из партнеров, но за деньгами надо идти на Восток».

В ответ на «ведомственную разобщенность» Якупов сообщил, что был проведен анализ работы представительств Татарстана за рубежом. Многие из них считают себя политическими, а не экономическими структурами и особо не горят сотрудничать с АИРом, поэтому агентство через корпорации будет создавать представительства в некоторых странах. Вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о дальнейшей судьбе представительств Якупов комментировать не стал, сославшись на то, что это прерогатива президента, премьера или законодательной власти.

"НО МЫ ЖЕ ПОКА НИЧЕГО НЕ СЛОМАЛИ"

Уже когда Якупов ответил на все вопросы и накал в зале спал, глава АИРа сказал: «Я не знаю, почему сложилось впечатление, что агентство все ломает».

«Да, такое впечатление сложилось», - добавил Галеев.

«Но мы пока ничего не сломали».

«Поймите, у вас публичная должность, и вы постоянно должны рассказывать о своей деятельности», - добавил Галеев.

«Да куда уж больше, и так в день в каждом выпуске новостей», - добавил Якупов.

В завершение Гайнуллов вновь спросил, когда же можно будет ознакомиться с докладом. «Прямо сейчас», - ответил Якупов, держа в руке листы с докладом и пообещав выслать их в электронном виде. При выходе из кабинета доклад его все-таки попросили оставить, для протокола.