«У ПОЛИЦЕЙСКОГО, КАК И У САПЕРА, НЕТ ВТОРОГО ШАНСА»

Сегодня на совещании по кадровым вопросам в МВД РФ Рашид Нургалиев, в очередной раз комментируя последние скандалы в своем ведомстве, сделал примечательное заявление о том, что руководство татарстанской полиции знало о том, что творится в отделе «Дальний», но закрывало на это глаза.

«Трудно представить, что о неблагополучной ситуации в том же отделе "Дальний" никто не знал. Наверняка знали, видели, но предпочитали закрывать глаза, а это, на мой взгляд, как раз и есть преступное бездействие. К сожалению, такие случаи у нас не единичны», - заметил глава российской полиции. При этом, добавил он, «совершенные полицейским преступления ничем нельзя оправдать», и «даже единичный проступок ложится тяжким грузом на плечи всех сотрудников, добросовестно исполняющих свой служебный долг».

И как вердикт прозвучали следующие слова: "Все достойное меркнет даже из-за одного, единичного нарушения. Все мы люди, у каждого есть сильные и слабые стороны. У полицейского, как и у сапера, нет второго шанса".

Напомним, Нургалиев уже не первый раз комментирует ЧП в «Дальнем», но подобного он себе не позволял. В середине марта на внеочередной коллегии МВД РФ, проходившей в режиме видеоконференции, министр внутренних дел РФ публично дал оценку руководству татарстанской полиции – он объявил выговор Асгату Сафарову. Нургалиев назвал тогда случай в ОП "Дальний" «предательством». Министр уже тогда красноречиво намекнул, что случившемся винит в том числе и Сафарова: «Никто не имеет права отбирать у человека самое дорогое — его жизнь, особенно те, кто призван стоять на страже спокойствия граждан, - заметил Нургалиев и добавил. - Предавшие интересы службы, изменившие присяге, запятнавшие честь мундира сотрудники являются позором и для системы МВД, и для их коллективов, но прежде всего для своих руководителей, которые допустили возможность возникновения подобных ситуаций в своих коллективах». Нургалиев также отметил, что, помимо принятых мер, "дополнительно будут сделаны оргвыводы как по отделу полиции "Дальний", и так и по полиции Казани".

«АДЕКВАТНЫЕ» ДЕЙСТВИЯ И ПРОСЧЕТЫ КАДРОВИКОВ

Сафаров же тогда заявил, что не снимает вины со своих подчиненных и готов понести любое наказание: «Происшедшее стало для нас настоящим уроком, и мы приняли все меры, чтобы ошибки не повторились». Тогда еще глава МВД по РТ также добавил, что ни он, ни его подчиненные «никогда не скрывали факты рукоприкладства в полиции»: «В течение последних двух лет было возбуждено 12 уголовных дел в отношении наших сотрудников. Почти все эти случаи выявило управление службы собственной безопасности МВД. Каждый факт тщательно проверяется». К тому моменту все руководство отдела полиции «Дальний», а также пятеро его сотрудников после ЧП были уволены из органов внутренних дел по приказу самого же Сафарова. Сафаров также освободил от занимаемой должности помощника начальника УМВД по Казани, начальника отдела по работе с личным составом Ильдара Каримова.

Заметим, что на той же коллегии была дана оценка и оперативным действиям руководства МВД по РТ уже после преступления, пусть и не из уст Нургалиева. По словам заместителя министра МВД РФ Сергея Герасимова, действия руководства татарстанской полиции были «адекватными» (напомним, именно Герасимов возглавляет комиссию, которая проводит проверку в Казани по факту ЧП). По мнению того же Герасимова, к ЧП в столице Татарстана привели «просчеты в кадровой работе руководства ОВД и казанского главка». Но до сих пор все заявления были противоречивыми, и их можно было толковать и так, и эдак.

Но все предстает иначе после того, как Дмитрий Медведев принял отставку генерала Сафарова с поста шефа полиции Татарстана. Если до сих пор можно было тешить надеждой, что Сафаров пал жертвой единичного ЧП и как следствие его отставка была добровольной, связанной с офицерской честью, то теперь становится понятно, почему Нургалиев не отстоял своего эффективного подчиненного. Шеф полиции РФ, судя по его скупым, но жестким оценкам, настроен критически по отношению к местному МВД в целом («Знали, видели, но предпочитали закрывать глаза…»), что прежде всего резко уменьшает шансы выдвиженца из недр полиции РТ занять место Сафарова. А именно на этот сценарий надеются многие в Казани.

«ЕСЛИ БЫ САФАРОВ БЫЛ МИНИСТРОМ МВД РФ, ОН БЫ ТАК НЕ СКАЗАЛ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что Сафаров вряд ли мог покрывать пытки, скорее всего, он даже был не в курсе происходящего в «Дальнем».

Леонид Штейнберг - гендиректор ООО «Кама-Тракс», президент логистической ассоциации РТ, ветеран органов внутренних дел, с самого начала выступавший в защиту Сафарова, считает, что теперь уже бывший министр внутренних дел РТ как «человек высокой ответственности» не мог покрывать «таких негодяев, преступников». «Сейчас можно все что угодно на Сафарова свалить! А я считаю, если бы Сафаров знал хоть что-то о том, что происходит в «Дальнем», он принял бы меры. Он очень ответственный человек. Если бы Асгат Сафаров был министром внутренних дел России, он бы так, как Нургалиев, не сказал бы», - с сожалением прокомментировал заявление главы российской полиции Штейнберг. По его мнению, о том, что полицейские «Дальнего» - «садисты», могли знать разве что на уровне начальника отделения «Дальнего» и не более. Однако руководство МВД РФ запутало систему управления, при помощи различных подразделений создав такую кучу структур, которые к борьбе с преступностью и защите общественного порядка имеют весьма опосредованное отношение.

Правозащитники также не склонны винить в произошедшем Сафарова. Булат Мухамеджанов - пресс-секретарь Казанского правозащитного центра, обратил внимание на тематику самого совещания, где прозвучало заявление министра внутренних дел РФ (оно было посвящено кадровой политике МВД), и полагает, что Нургалиев тем самым, скорее, раскритиковал главных кадровиков МВД по РТ, нежели Сафарова. «Это, скорее, укор кадровикам, службе по работе с личным составом. А первым же решением Сафарова после случившегося было увольнение помощника начальника УВД Казани, начальника по работе с кадрами. Но замечу, что потерпевшие жаловались же не только в следственный комитет. Многие из них обращались и в управление собственной безопасности МВД по РТ. У них, в УСБ, информация от заявителей была. Как она проверялась и проверялась ли вообще – большой вопрос». Мухаметжанов считает, что деятельность УСБ скрыта от посторонних глаз и ответы из УСБ в тот же правозащитный центр носили, скорее, отчетный характер типа «ваши данные не подтвердились». По мнению правозащитника, о беспределе в «Дальнем» абсолютно точно могли знать если не на уровне министра МВД по РТ, то на уровне УСБ МВД РТ: «Я до сих пор удивлен, что начальник УСБ находится на своей должности и не уволен».