Масштабный форум, несмотря на пышные программы, ждет перемен, такой вывод можно сделать по итогам завершившегося в Казани 41-го Шаляпинского фестиваля. В этом году ежегодный оперный форум театр им. Джалиля провел с особым размахом, получив немалые бюджетные средства по случаю 150-летия со дня рождения Федора Шаляпина. О том, почему даже фестиваль с самой насыщенной программой в своей истории так и не стал значимым событием, — в материале «БИЗНЕС Online».
Масштабный форум, несмотря на пышные программы, ждет перемен, такой вывод можно сделать по итогам завершившегося в Казани 41-го Шаляпинского фестиваля
1. Главная характеристика фестиваля — инерция и застой
Читаем в одном из словарей определение понятие «социальная инерция» — состояние социального движения, при котором некие общественные силы направлены на торможение общественного прогресса, на нейтрализацию социальных нововведений. Кажется это определение очень точно определяет нынешние будни Шаляпинского фестиваля и в целом театра им. Джалиля.
Интересно, что при беглом просмотре материалов в местной прессе там обнаружилось какое-то несметное количество определений вроде «потрясающий», «великолепный», «грандиозный» применительно к гала-концерту Шаляпин-феста, где, в общем, пели дежурные солисты Большого театра, многие из которых и так приезжают в Казань на текущие спектакли, скажем, Агунда Кулаева или Олег Долгов. Говорят, что только такой сугубо провинциальный восторг является пропуском для СМИ на спектакли театра им. Джалиля. Хорошо, пусть так. Но все же это не отменяет того очевидного факта, что нынешний Шаляпинский фестиваль — это событие не «грандиозное» и «восхитительное», а вполне себе «дежурное» и даже «скучное», несмотря на впечатляющий бюджет мероприятия.
А «Хованщина», которую привезли в Казань Валерий Гергиев и Мариинка, кажется, сработала только против ТАГТОиБ им. Джалиля. Настоящие поклонники оперного театра лишний раз убедились в разности качества спектаклей в Питере и Казани, и это при том, что Мариинский театр сейчас тоже переживает не лучшие времена. Зато по впечатлениям опытных меломанов в столице РТ последний раз такие сильные эмоции у них вызывал лет 10 назад «Дон Кихот» Массне также из Северной столицы с Гергиевым за дирижерским пультом, когда режиссер, французский грек Яннис Коккос, наглядно продемонстрировал, как можно делать отличный спектакль без этих вечных казанских декораций в духе «город из картона на весь задник».
Да, в этом году форум оживили лекциями и круглым столом, призванными раскрыть новые детали биографии и личности Федора Шаляпина, на 150-летие которого пришелся фестиваль, мастер-классами для молодых оперных критиков, симпатичными камерными программами с участием местных оперных звезд и гастролеров. Но в общей драматургии смотра они были лирическими и интеллектуальными интермедиями, однако так и не стали самостоятельным явлением.
А в чем событийность и фестивальность ежегодного показа на Шаляпин-фесте множества обычных репертуарных спектаклей театра, причем чаще всего в тех составах, которые Казань уже много раз видела, остается загадкой. Единственная же премьера откровенно разочаровала. Напомним, в самом начале форума театр пышно поздравил Шаляпина с круглой датой новым «Севильским цирюльником» Россини. Однако спектакль дона Джузеппе Морасси не оправдывает ни вложенных в него денег, ни свой статус. За рекордный для Казани гонорар герой итальянских провинциальных театров предложил ТАГТОиБ парад симпатичных клише в виде переодеваний, передразниваний героев, нафталиновых париков и семафорной пантомимы.
Кстати, вроде как Морасси еще что-то собрался ставить в театре им. Джалиля. Надеемся, что хотя бы не «Жизнь за царя» Глинки, которая уже анонсирована в качестве премьеры Шаляпинского-2024. Хотя от казанской оперы и ее директора можно ожидать всего, что угодно.
Уже не столь универсален сочный бас Михаила Казакова, выходца из Казани и любимца местной публики
2. Главный миф фестиваля — звезды на Шаляпинском
На самом деле вечный рассказ о «параде голосов» на Шаляпинском фестивале — это миф, рассчитанный на не очень подготовленного зрителя, любящего фотографироваться на парадной лестнице театра им. Джалиля. Типичный гастролер на казанской сцене — это средней руки солист Большого или Мариинки, который через одну репетицию «впрыгивает» в спектакль, более-менее выучив нехитрые мизансцены. Что же до звезд, то ТАГТОиБ даже на нынешний гала-концерт по случаю 150-летия Шаляпина не смог заполучить никого из лучших отечественных басов — ни Ильдара Абдразакова, ни Станислава Трофимова, ни Дмитрия Ульянова.
Как известно, нынче в Казани кастинг-директором работает Елена Остроумова, которая до того была пресс-секретарем театра. Хотя такая работа вроде бы подразумевает большой опыт, максимальные связи с театрами и агентами и прочее… Одно из последних достижений Остроумовой — теперь в «Пиковой даме» «добрую девушку» Лизу поет 54-летняя Татьяна Павловская из Мариинки.
Так что подбор гастролеров — еще одна наболевшая проблема Шаляпинского фестиваля. Их необходимо ротировать, однако ежегодно театр им. Джалиля предлагает своей публике практически одних и тех же артистов из Москвы и Петербурга. Поэтому их приезд в Казань — уже не суперсобытие, а обычные трудовые будни коллектива. И не всегда безусловно удачные.
Иллюзию производства качественного продукта за счет участия звезд мировой оперы в этом году поддержал лишь Владислав Сулимский. Баритон из Мариинки не только сделал большую карьеру на Западе, но и переживает расцвет творческих сил, что доказал, образцово выступив в казанском «Трубадуре». А вот другие старожилы фестиваля в этом году поставили под сомнение свою незаменимость. Ахмед Агади, в очередной раз спевший Каварадосси в «Тоске», крепок в техническом плане, но все же староват для пылких героев-любовников. Не только внешне, но и вокально: тенор 57-летнего артиста из Мариинки утратил необходимую сладость, а его новые пряные тембровые краски диссонируют с обликом романтического оперного мечтателя.
Уже не столь универсален сочный бас Михаила Казакова, выходца из Казани и любимца местной публики. В комедийных и характерных партиях солист ГАБТа по-прежнему хорош. Это показали его выходы в «Царской невесте» (Собакин) и «Трубадуре» (Феррандо), где он экспонировал и виртуозные колоратуры, и актерскую органику в виде «говорящих» жестов и эффектной походки «вразвалочку». Однако свою коронную партию Бориса Годунова Казаков уже не проживает на 200 процентов, ограничиваясь театральной игрой на публику.
Ярче засияли вокальные и актерские открытия минувшего смотра. Главное, несомненно, Алексей Тихомиров, которого в Казани называют наследником Шаляпина
3. Главный герой фестиваля — Алексей Тихомиров
На этом фоне, правда, ярче засияли вокальные и актерские открытия минувшего смотра. Главное, несомненно, Алексей Тихомиров, которого в Казани называют наследником Шаляпина. Выпускник нашей консерватории, а ныне солист «Новой Оперы» стал единоличным лидером камерных программ, безупречно сыграв Федора Ивановича в литературно-музыкальном спектакле «Два огромных человека: Шаляпин и Горький». А в день рождения юбиляра вышел первоклассным Пименом в «Борисе Годунове», переняв у духовного наставника чуткое внимание к слову, бережное отношение к музыкальному тексту и абсолютное погружение в роль.
В этой связи один характерный момент. Накануне в «Коммерсанте» вышло интервью Тихомирова, которое у него взял в Казани критик Владимир Дудин. Там есть о Шаляпине, об Абдразакове, о работе с Теодором Курентзисом и Каликсто Биейто (каталонский режиссер), но нет ли слова о Шаляпинском фестивале в столице РТ, поскольку в фокусе российских любителей оперы такого мероприятия попросту нет.
4. Главное удивление фестиваля — репертуар
В ТАГТОиБ по-прежнему делают ставку на оперные «шлягеры». Руководство ежегодно объясняет это решение твердым тезисом «у нас аншлаг». Да, заполнение зала и базовых потребностей публики, безусловно, важны (в частности, автор текста с удовольствием бы еще раз сходила на казанскую «Мадам Баттерфляй»). Но ведь зрителя в театре должны не только кормить хитами, идя за ним, но и быть на шаг впереди, воспитывая элитарными новинками. Увидеть их в стенах театра им. Джалиля пока кажется несбыточной мечтой. В афише нынешнего фестиваля даже не было ни одной оперы ХХ века, многие из которых уже классика. Что же говорить о мировых премьерах?
А ведь благодатный материал в Казани есть. В дни форума на другом фестивале — «Мирас» — по инициативе Александра Сладковского впервые исполнили новую оперу Миляуши Хайруллиной «Кави – Сарвар», посвященную классику татарской литературы Кави Наджми. Многослойной и при этом эффектной партитурой на либретто Айдара Ахмадиева вполне можно было открывать Шаляпинский фестиваль, да и среди артистов-участников премьеры, прошедшей в ГБКЗ им. Сайдашева, оказалось немало солистов ТАГТОиБ. Но опус, заслуживающий большой оперной сцены, пока существует лишь в концертной версии, а в театре им. Джалиля по-прежнему стряхивают пыль со спектаклей 15–20-летней давности.
Хотя твердая почва для расширения репертуара есть. Это хор и оркестр театра, достойно проявившие себя на фестивале. Там действуют настоящие мастера, подкованные технически, в большинстве случаев чувствующие образы и стилистику партитур. И те, и другие давно готовы осваивать новый, в частности, современный материал и выступать наравне с солистами, а не аккомпанировать им, как порой было на форуме. Тем более всего этого хотят сами артисты. Еще летом звезда балета ТАГТОиБ Алессандро Каггеджи рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online» о том, как музыканты постоянно спрашивают его: «Будем ли мы играть что-то новое?»
Артур Исламов
5. Главное недоумение фестиваля — отсутствие собственной труппы
Собственных артистов важно не только воспитывать в Казани (благо местная консерватория ежегодно выпускает на российские сцены одаренных, профессиональных певцов), но и аккумулировать внутри театра им. Джалиля. Нынешний фестиваль вновь подтвердил, что коллективу необходима своя оперная труппа. Большинство спектаклей без участия гастролеров в ТАГТОиБ просто некому представлять, а местные солисты по-прежнему с большим трудом пробивают себе путь в родной театр. По окончании месячного форума вспоминаются лишь Гульнора Гатина, блеснувшая хрустальным сопрано в партиях Марфы («Царская невеста) и Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй»), и Артур Исламов, порадовавший вокальной культурой и артикуляцией в «Севильском цирюльнике», появившись в роли Фигаро.
Остальные же казанские певцы из года в год остаются в тени гастролеров, довольствуясь второстепенными партиями. Хотя некоторые из них очевидно претендуют на большее. Например, молодой бас Ирек Фаттахов, продемонстрировавший на форуме не только виртуозную технику, но и мобильные актерские переключения. Артист живо подал и буффонного злодея Бартоло в «Севильском цирюльнике», и сурового Бонзу в «Мадам Баттерфляй», буквально сросшись с ними в одно целое. Но в «Борисе Годунове», явившемся негласным состязанием басов, ему не нашлось места, хотя в творческом багаже Фаттахова есть партия Варлаама.
К тому же только в условиях полноценной труппы можно решать какие-то серьезные творческие задачи, а не создавать простенькие спектакли, где после одной репетиции легко сможет дебютировать заезжий певец.
Что-то новое стоит придумать и бессменному конферансье фестиваля 76-летнему Эдуарду Трескину.
6. Главный казус фестиваля — конферанс Эдуарда Трескина
Что-то новое стоит придумать и бессменному конферансье фестиваля 76-летнему Эдуарду Трескину. Экс-баритон ТАГТОиБ по-прежнему пафосно жонглирует тяжелыми метафорами и прописными фактами из Google, декламирует стихи по поводу и без. Все это меньше всего нужно зрителю перед хорошим спектаклем или камерным вечером и начинает раздражать даже самых терпеливых меломанов. Не нужно это и Шаляпину, которого ведущий уже много лет возводит в ранг святого идола. А ведь Федор Иванович был не памятником, а человеком — между эпохальными выступлениями любил остро пошутить, выпить вина и пофривольничать с дамами. О Шаляпине-человеке благодаря усилиям Трескина и прочих уже начинают забывать.
И удивила пара интервью Трескина, обнаруженных в сети. Он там предстает практически этаким оперным «луддитом», отрицающим, причем довольно агрессивно, любое развитие жанра, режиссерские прочтения и пр. Бессменный конферансье Шаляпинского даже на полном серьезе говорит, что театр может быть музеем, а не живым организмом, меняющимся и развивающимся.
Григорий Первин (слева) и Рауфаль Мухаметзянов
7. Главное решение — необходимость смены руководства театра
Нынешнее руководство театра им. Джалиля все больше напоминает Политбюро ЦК КПСС первой половины 1980-х. Судите сами: директору театра Рауфалю Мухаметзянову 73 года, его заму по хозчасти Григорию Первину 76 лет, заму по работе со зрителями Юрию Ларионову 70, шефу балетной труппы Владимиру Яковлеву 72 года. Добавьте сюда и лицо театра, 76-летнего «луддита» Трескина. В этих условиях театр, как и СССР 40-летней давности, рискует попасть в ситуацию работы «от похорон до похорон» (дай бог здоровья и долгих лет нам всем), которая может вовсе парализовать деятельность ведущего культурного учреждения, учитывая, как много всего завязано на фигуре каждого из руководителей. К тому же, и это не секрет, у Мухаметзянова есть проблемы со здоровьем, за последние годы он перенес несколько серьезных операций…
И у «БИЗНЕС Online» есть очень простой и готовый план того, как осуществить изменения в руководстве ТАГТОиБ им. Джалиля наименее болезненным способом, не обидев его многолетних заслуженных боссов, но и минимизировав перспективы остаться в один прекрасный день у разбитого корыта.
Отгремело 150-летие Шаляпина, на 2024 год Мухаметзянов уже анонсировал празднование 150-летия оперного искусства в Казани с новыми серьезными бюджетными вложениями. За четверть века ежегодных гастролей по Нидерландам за директором театра им. Джалиля закрепилась репутация «первого европейца» среди местных администраторов от культуры. Вот и сейчас Мухаметзянов, как настоящий продвинутый западный интендант, мог бы объявить заранее, что сезон 2023/24 будет для него последним в качестве директора. И за эти полтора года учредитель в лице министерства культуры РТ подыскал бы преемника, которого бы сам предшественник уже вводил в курс дела.
А в ноябре 2024 года Мухаметзянову исполнится 75 лет, и как раз после выхода его в отставку сезон 2024/25 можно было бы начать «грандиозным» гала-концертом в честь Рауфаля Сабировича…
Читайте также:
- Парад штампов из Венеции: за что итальянскому режиссеру в Казани заплатили 100 тысяч евро. Часть 1-я
- «Абсурд какой-то говоришь!»: как Рауфаль Мухаметзянов объяснялся за 100 тысяч евро для итальянца. Часть 2-я
- «Два огромных человека»: как Шаляпин и Горький подружились в Казанской ратуше. Часть 3-я
- «Вечер для тех, кому за…»: в казанской «Тоске» не жалко никого. Часть 4-я
- В поисках интимности: казанская этуаль Гульнора Гатина и ее платье на сцене ГБКЗ. Часть 5-я
- «Как карта ляжет»: ужасным Петербургом правит «казанская» Графиня. Часть 6-я
- «Гульнору Гатину не отличить от гейши»: куда прилетела казанская «Мадам Баттерфляй». Часть 7-я
- Трагедия царя-параноика: Михаил Казаков уже не лучший бас Казани. Часть 8-я
- Сериальное «мыло» на месте высокой драмы: как живет «Царская невеста» в Казани. Часть 9-я
- Крик сожженной заживо: о чем поет казанский «Трубадур». Часть 10-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.