«Эта система есть на бумажке для наших уважаемых западных партнеров, а так ее нет», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» новости о том, что Казахстан готовится ужесточить реэкспорт товаров в Россию. С 1 апреля соседняя республика якобы запускает систему, которая отследит перемещение подсанкционных товаров. Чуть ранее появились сообщения о проблемах с реэкспортом из Турции. Астана давно декларирует, что не будет помогать Москве обходить ограничения, но на деле пока все иначе. О том, стоит ли опасаться за импорт из Казахстана, — в нашем материале.
Казахстан с 1 апреля собирается усилить контроль за реэкспортом товаров в Россию
Что случилось?
Казахстан с 1 апреля собирается усилить контроль за реэкспортом товаров в Россию, сообщили накануне издания Financial Times и портал Eurasianet. Со ссылкой на казахстанского чиновника британская газета рассказала, что власти запускают систему, которая поможет отследить всю цепочку перемещения товара от границы к границе. Это нужно для того, чтобы подсанкционные грузы не попали в Россию. «Мы понимаем все риски вторичных санкций, поэтому внимательно следим за нашей взаимной торговлей со всеми партнерами», — сказал чиновник и подчеркнул, что Астана «постоянно работает над снижением рисков» параллельного импорта. Собеседник портала Eurasianet называет готовящуюся систему «одной из наиболее скоординированных попыток Казахстана продемонстрировать, что он соблюдает введенные Западом ограничения».
Власти Казахстана со вчерашнего вечера никак не комментировали эту информацию. То есть опровержения нет. Судя по риторике казахстанских чиновников, его и не будет, а утекшая в прессу информация очень похожа на правду. Ранее в Астане, напомним, неоднократно декларировали, что страна не вводит санкции против России, но и помогать с их обходом Москве не собирается. «Казахстан <…> придерживается принципа не позволять каким-либо компаниям использовать себя для обхода санкций», — подчеркивал в декабре глава МИД Казахстана Мухтар Тлеуберди. Эту позицию дипломат повторил во время недавнего турне госсекретаря США Энтони Блинкена по Центральной Азии.
Но одно дело публичные заявления, и совсем другое — реальное положение дел. Понятно, что сейчас Казахстан выступает одним из ключевых каналов для параллельного импорта в Россию. Взять хотя бы пример с массовым завозом автомобилей через эту страну. В прошлом году объем экспорта из Казахстана в Россию увеличился на четверть и достиг отметки в $8,8 миллиарда. Как отмечает FT, экспорт стиральных машин вырос с практически с нуля в 2021-м до почти 100 тыс. штук в 2022-м. После того как в марте реэкспорт в Россию якобы закрыла Турция, российский бизнес буквально «завалил» казахстанских партнеров просьбами помочь в перевозке товаров, писало агентство Reuters.
Стоит заметить, что в начале февраля Астана вдруг решила закрыть свое торговое представительство в России с филиалом в Казани, которое строило планы на расширение сотрудничества. Уровень взаимодействия с Москвой итак высокий, идет оптимизация госорганов, поясняли власти Казахстана.
Сейчас Казахстан выступает одним из ключевых каналов для параллельного импорта в Россию. Взять хотя бы пример с массовым завозом автомобилей через эту страну
Надо ли переживать?
Даже если систему запустят, неясно, как именно она будет работать и будет ли вообще. В беседе с Reuters в феврале неназванный чиновник признавал, что контролировать обход санкций крайне сложно. К тому же Астане это вряд ли интересно с учетом дополнительного денежного потока, который потек из России. Во время визита в Астану у Блинкена спрашивали, готовы ли США компенсировать убытки, которые понесет Казахстан. Вашингтон делает все, чтобы снизить издержки для экономик Центральной Азии, подчеркивал американский чиновник. Но компенсаций не пообещал. Вместо этого Вашингтон готов предоставить компаниям лицензии — своеобразные гарантии того, что фирма не попадет под вторичные санкции, а параллельно будет сокращать свои связи с Россией. Пока ни одна компания Казахстана под ограничения не попадала, радовался глава казахского МИДа.
Есть и еще один фактор. У Казахстана есть несколько препятствий, мешающих не нарушать санкции, в том числе тот факт, что он вместе с Россией входит в Евразийский экономический союз. Внутри союза товары перемещаются, не проходя таможенного контроля. В июне 2022 года президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву пришлось лично опровергать слухи о том, что страна собирается выйти из ЕАЭС.
В июне 2022 года президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву пришлось лично опровергать слухи о том, что страна собирается выйти из ЕАЭС
То, что мониторинговые группы Евросоюза регулярно посещают таможенные склады в Казахстане, ни для кого не секрет, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» полномочный представитель Татарстана в Казахстане Денис Валеев. Он сообщил, что ранее в стране планировали создать некий реестр импортируемых товаров. «Ждем разъяснений по данному вопросу от комитета государственных доходов минфина Казахстана, исполняющего функции главного таможенного органа. Мы обеспечим полное выполнение требований законодательства предприятиями Татарстана. В рамках нашего долгосрочного партнерства с Казахстаном мы заинтересованы в полном взаимопонимании по всем вопросам регулирования международной торговли», — добавил Валеев.
«Эта система есть на бумажке для наших уважаемых западных партнеров, а так ее нет», — комментирует сообщения СМИ политолог из Казахстана Марат Шибутов. По его словам, запрет реэкспорта в стране «не обсуждается». «Товар покупается, растаможивается и в соответствии с законодательством Евразийского экономического союза отправляется куда хочется. Вы, россияне, слишком много верите Financial Times», — отметил спикер в беседе с «БИЗНЕС Online». Долго ли Астана сможет балансировать между интересами Запада и России? По мнению Шибутова, долго. «Дело в том, что иностранцы инвестируют в казахстанские предприятия и месторождения, а не как в России — в фондовый рынок, который очень легко переместить. Это легко не продашь, придется все списывать, а это 200 с лишним миллиардов долларов. Западу невыгодно обрубать эти связи. Плюс еще вы должны понимать, что они-то говорят, что Россия изолирована. А если начнут вводить вторичные санкции, то появится целый блок стран, которые будут за Россию. Это уже возвращение к временам холодной войны», — указал политолог. Казахстан пострадает «очень сильно», если приостановить торгово-экономические связи с Россией, добавил Шибутов.
Астана не заинтересована в том, чтобы попадать под вторичные санкции, рассуждает в разговоре с «БИЗНЕС Online» политолог Константин Калачев. «Конечно, здесь одним выстрелом убивается сразу два зайца. С одной стороны, эта новость должна еще раз подтвердить, что Казахстан не используется для обхода санкций. Хотя предполагаю, что Казахстан является хабом и буферной экономикой. Так или иначе мы решаем вопросы параллельного импорта через них. С другой стороны, [подается сигнал, что] не надо думать, что Казахстан или другая страна не имеют субъектности, чтобы для кого-то каштаны из огня таскать. Казахстан преследует собственные национальные интересы, которые реализуются через многовекторную политику», — сказал Калачев. При этом страна пытается максимально минимизировать риски, уточняет он.
«Думаю, что о своих действия Казахстан ставит заранее в известность [Россию]. Тем не менее они суверенное государство, которое не должно ни с кем ничего согласовывать. Это не Беларусь, которой деваться некуда. Казахстан прекрасно строит отношения со всеми другими. Да, есть определенные рычаги давления России на Казахстан. Если что, у нас порт в Новороссийске, и в случае чего становится невозможным экспорт казахстанской нефти. Но откровенно никто не скажет же об этом», — добавил спикер.
Информация о том, что в Казахстане появится некий реестр импортируемых в Россию товаров, была и раньше, и то, что в стране работают мониторинговые группы Евросоюза, — это не секрет
«Если можно будет сохранить параллельный импорт и им по шее за это не дадут, то они сделают это»
«Если можно будет сохранить параллельный импорт и им по шее за это не дадут, то они сделают это», — заметил в беседе с «БИЗНЕС Online» научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. По его мнению, если США найдут эффективные санкции против Казахстана, «казахи спокойно забудут о дружбе и любви». «Они народ очень прагматичный, исходят из того, что будет выгодно им. При этом всем надо еще сохранить лицо. Если введенные меры окажутся неэффективными, то казахи все равно продолжат делать заявления. При другом раскладе они будут говорить до последней капли крови, что не позволят обойти санкции, но будут нам как-то подмигивать, чтобы создавать видимость поддержки нашей страны», — сказал Журавлев.
«В действительности Казахстан балансирует между Западом и Китаем. Мы здесь прикуп. Казахстанские элиты до медвежьей болезни боятся китайцев. У них где-то в подсознании заложено, что если Китаю дать свободу, то они сожрут Казахстан. Это скорее не так. Китайцам нужно лишь их сырье, а сами казахстанцы не нужны совсем, у них своих людей хватает. Сам народ боится того, что китайский бизнес может укрепиться в их стране и тогда уже не уйдет», — рассуждает политолог. Он отмечает, что самый популярный обход санкций — это покупка автомобилей для россиян. «Весь параллельный импорт вокруг этого. Где бы бедному казаху подзаработать. Но винить их не стоит. Параллельный импорт политический — это одна история, а в кармане конкретного казаха — другая. И никто его просто не отдаст», — добавил собеседник.
«Какими будут последствия, если обрубят параллельный импорт из Казахстана? Возможно, начнем думать и начнем что-то делать сами, что действительно нужно для нашей страны. Шевелиться начнем? У меня вообще складывается ощущение, что для нас чем хуже, тем лучше. Только тогда люди начинают шевелиться», — оценил сообщения СМИ директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников.
По словам источника «БИЗНЕС Online» в Казахстане, как и в России, теория может не совпадать с практикой. И никто в стране не сможет сказать, как на самом деле будет работать онлайн-система отслеживания товаров. Тем более Казахстан не заинтересован в прекращении такого выгодного направления бизнеса, как параллельный импорт. «Еще в начале ввода антироссийских санкций весной 2022 года европейские поставщики говорили, что Казахстану остался год, пока Евросоюз не сравнит таможенную статистику с досанкционным периодом. Увидев в разы увеличенные цифры, ЕС будет принимать серьезные ограничительные меры, поскольку они понимают, что Казахстан не может потреблять такой большой объем импортных товаров. А это значит, что новые объемы могут уходить за пределы республики, возможно, в Россию», — подытожил источник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.