Наступившая на этой неделе ураза дала старт и полярному лету, которое продлится до конца сентября. Если для татарстанских мусульман в вопросе соблюдения поста все предельно ясно: от начала рассвета и до заката нельзя есть, пить и вступать в интимную близость, то что делать правоверным на северных широтах? Как поститься, когда солнце не будет заходить до начала осени? Ведущий мусульманский ученый республики, старший научный сотрудник Института истории им. Марджани, завкафедрой арабского языка и гуманитарных дисциплин КИУ Абдулла Адыгамов знакомит читателей «БИЗНЕС Online» с тем, что об этом написано в трудах богословов прошлого и настоящего.
Абдулла Адыгамов
«Шигабутдин Марджани — один из первых ученых, который предпринял попытку решить данный вопрос»
За последние годы месяц Рамазан в сравнении с григорианским календарем значительно сдвинулся, в 2023-м он начался в марте. Несмотря на это, проблема поста в длинный день остается актуальной для мусульман нашего региона и по сей день. В ближайшие 15–20 лет данная тема будет менее обсуждаемой (поскольку световой день во время Рамазана будет все меньше — прим. ред.), однако вопросы вокруг него у рядовых мусульман непременно будут возникать и богословы продолжат дискуссию касательно этой темы. Изучение истории доказывает, что они уже на протяжении более 100 лет ищут ответ данной проблемы.
В Священном писании об обязанности держать пост говорится довольно четко: держать его необходимо «в месяц Рамазан». Посланник Аллаха Мухаммад говорил, что начало и конец поста обязательно должны быть ознаменованы появлением «молодого месяца». В том случае, если при наблюдении он не будет виден, к примеру, при пасмурной погоде, необходимо месяц «дополнить до 30 дней». Авторитетные факихи в своих работах также использовали данное указание.
Адыгамов Рамиль (Абдулла) Камилович
Старший научный сотрудник отдела истории религий и общественной мысли Института истории им. Марджани Академии наук Республики Татарстан, заведующий кафедрой арабского языка и гуманитарных дисциплин Казанского исламского университета, кандидат исторических наук, доцент.
Казалось бы, решение вопроса однозначно, однако определение времени поста в зоне Поволжья оставалось незакрытым и всегда вызывало разногласия между богословами. Трудность решения определяется особенностью географического положения региона, в котором летняя погода зачастую бывает пасмурной, в связи с чем использование вышеупомянутой инструкции становилось обременительным.
Шигабутдин Марджани — один из первых ученых, который предпринял попытку решить данный вопрос. Своим размышлениям он посвятил отдельный труд — «Книга истины и прекрасного знания о причинах обязательности разговения и поста». В начале богослов критикует несознательных и деревенских имамов, которые отказываются от правды и, целенаправленно нарушая правила и нормы ислама, аргументируют свои ложные убеждения пастве. Ученый в качестве примера упоминает свои наблюдения, которые весьма типичны — имамы начинают и завершают пост с разницей в один или два дня от назначенного времени.
Марджани уверен, что в данной проблеме на территории Поволжья решающую роль за собой сохраняет кадий (шариатский судья), т. к. эта должность выдвигается оренбургским магометанским духовным собранием (ОМДС) и согласовывается с официальной государственной властью в России. Именно эта инстанция имеет полномочия для принятия решений касательно религиозных вопросов, также рождающих сложности в исполнении.
Во второй и третьей частях богослов ведет дискуссию о понятии «молодой месяц» и методах, с помощью которых возможно свидетельство его наличия. Далее, в четвертой части, Марджани, обращаясь к авторитетным трудам ханафитских ученых, дает рекомендации того, как в соответствии с наблюдениями за фазами Луны следует определять время начала и окончания месяца поста. Таким образом, при очевидном наличии на ночном небе в 29-ю ночь шабана (8-й месяц лунного мусульманского календаря, который предшествует месяцу Рамазан) Луны, чему есть свидетели, считается и днем начала поста. В пятой главе своего труда автор соглашается с богословами, выражающими решительную уверенность в том, что даже при существовании географических отличий время начала и завершения поста должно быть единым и законодательно установленным.
6-я часть посвящена теме распространения известия о появлении молодого месяца и тому, исходя из каких оснований кадий принимает или отрицает эту весть. В завершающей 7-й главе богослов рассуждает о возможности и необходимости вовлечения научных данных к решению данной проблемы. Марджани ссылается на суждения ранних ученых, в том числе Абу Ханифу, которые не опровергали мнение, что рассчитывать время, к примеру, благодаря астрономическим формулам, не запрещается, т. к. в случае противоречий они в силах помочь принять единственно обоснованное решение.
Один из религиозных деятелей, Шамиль Аляутдинов, утверждает, что исчисление начала Рамазана и дней поста по мекканскому времени позволило бы избавиться от сложностей
«Бигиев детально анализирует проблему и представляет свое решение»
Стоит отметить, что в числе тех мусульман, которые нуждались в дополнительном объяснении касательно времени начала и завершения поста, были не только жители Поволжья, но и другие. В своем труде «Пост в длинные дни» Муса Бигиев отмечает сложности в расчетах на территориях, приближенных к Северному полюсу. В период пребывания в Финляндии он стал свидетелем того, как солнце несколько дней не заходило за горизонт. Говоря о том, что вести правильный подсчет суток, дней, ночей и месяцев в этом случае весьма затруднительно, ко всему этому, обвиняя ученых в отсутствии ответа на данный вопрос, Бигиев детально анализирует проблему и представляет свое решение.
Для начала он рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях от путешествия в страну, расположенную на северных широтах. Далее, рассуждая на тему поста, ученый называет две проблемы: как определить начало месяца Рамазан и каким образом узнать продолжительность времени дневного поста? По словам богослова, второй упомянутый вопрос появился в связи с тем, что аят «Ешьте и пейте до тех пор, пока не станут различимыми белая нить и черная на рассвете» неактуален в местах, где время поста совпадает с периодом идущих друг за другом светлых ночей и дней, потому что «белая нить» и «черная нить» в этом случае не имеют различий в принципе.
Бигиев, пытаясь решить проблему, обращается к религиозному положению, которая подразумевает следующее: если что-либо может причинить вред или выполнение чего-либо крайне сложно, то принуждения в этом нет, такова мудрость Всевышнего.
Богослов доказывает свою позицию аятами, согласно которым тем, кто болеет и в путешествии, разрешается в целях получения помощи и облегчения оставить пост, с условием восполнения его после выздоровления или по возвращении на родину. По мнению Бигиева, на основании того, что это не противоречит исламу, можно решить и вопросы, связанные с особенностями поста в упомянутых географических регионах.
Необходимо отметить, что вопрос определения наступления времени поста актуален и по сей день, споры вокруг него и попытки его решить не прекратились. К примеру, один из религиозных деятелей, Шамиль Аляутдинов, утверждает, что исчисление начала Рамазана и дней поста по мекканскому времени позволило бы избавиться от сложностей: «обременения» поста для верующих, проживающих в регионах с длительной продолжительностью дня. В связи с этим, по мнению Аляутдинова, необходимо опираться либо на расписание поста ближайших местностей со средней продолжительностью дня, либо на мекканское или мединское время, т. к. именно в тех краях снизошло верующим от Всевышнего — Коран. Необходимо взять во внимание то, что богослов, определивший вышеизложенную фетву, исходит лишь из положения, связанного с регионами с продолжительностью дня, местности с длительными ночами им не разбираются. Из данных суждений следует, что вопрос на сегодняшний день остается открытым и позднее может стать предметом для более серьезных и сильных научных и богословских изысканий.
Возвращаясь к историческим исследованиям вопроса, следует сказать, что для татарских богословов значимость этой темы стала очевидной еще в XIX веке. В дальнейшем важный вклад в ее решение внес Марджани, работы которого и по сей день считаются полезным руководством при определении времени поста и в Казани, и в соседних регионах.
Мы можем заключить, что сегодня проблемы, относящиеся к посту в северных широтах, стали актуальными для верующих, проживающих в северных регионах. В связи с чем мусульманские правоведы совершают как личные, так и коллективные усилия в поиске решений
«Он рекомендовал переносить пост на тот период, когда время смены дня и ночи станет видимым»
Анализируя многочисленные материалы из разных по типу источников — религиозных (не только ханафитских), литературных, научных, Марджани определил структуру положений, основа которых заключается в следующих тезисах: 1) имамы приходов, назначенные на должность ОМДС и работающие в местностях, где выполнение того или иного предписания может быть затруднительно, имеют право осуществлять самостоятельные решения; 2) видимость месяца и точное доказательство данного факта в одном регионе — причина для начала поста в той географической зоне, где присутствуют указанные выше особенности; 3) неоспоримые расчеты разрешаются, при условии, что не ведут к отступлению от предписаний ислама и облегчают ход установления времени начала месяца Рамазан.
Иное решение предлагал Бигиев. Он рекомендовал мусульманам, проживающим в северных широтах, где есть полярные дни и ночи, переносить пост на тот период, когда время смены дня и ночи станет видимым.
Любопытно заметить: споры на данную тему настолько сильно развернулись, что в них принимали участие и представители классической татарской богословской мысли. Таким образом, в местных газетах начала XX века присутствуют заметки, в которых предлагаются следующие советы: если мусульманин по серьезным причинам, к примеру по болезни, прервал пост, то ему разрешается его возобновить позже. Но осознанное прерывание поста запрещается.
Анализ фетв отечественных и зарубежных богословов современности говорит о том, что вопрос актуален и за пределами России, в Европе, странах Северной Америки и в том числе для регионов Арктики. В ряде арабо- и англоязычных электронных массмедиа отмечается статья Х. Г. Хаддада «Фетва о сокращении поста в северных странах» . Богослов, обращаясь к трудам таких религиозных деятелей, как Шейх Мустафа Аз-Зарка, Джад ал-Хакк и д-р Али Джума‘а, говорит о разрешенности поста по мекканскому и мединскому времени, однако указывает на то, что наилучшее — воспользоваться более строгим воздержанием и поститься согласно действительному рассвету и закату.
А. Джассер свою работу «Обязаны ли живущие на Севере мусульмане поститься по 20 часов в сутки?» начинает с заявления, что подобные вопросы становятся актуальными ввиду увеличения мусульман в мире, а именно в этих «особенных» регионах и активизации миграционных потоков. Примечательно, автор, анализируя существующие в настоящее время фетвы, касательно каждого дает краткую оценку. На основе подобного исследования автор приходит к выводу, что наиболее точными и верными следует признать четыре вида фетв: 1) держать пост согласно мекканскому или мединскому времени; 2) устанавливать время начала и завершения поста по календарю соседнего региона, где продолжительность дня умеренная; 3) на территориях, расположенных на широте в 45 градусов, поститься не более 16 часов в сутки; 4) 18 часов поститься в регионах, которые находятся на широте в 48 градусов.
В результате мы можем заключить, что сегодня проблемы, относящиеся к посту в северных широтах, стали актуальными для верующих, проживающих в северных регионах. В связи с чем мусульманские правоведы совершают как личные, так и коллективные усилия в поиске решений. Приходится признавать, что, во-первых, согласия в данном вопросе между учеными не достигнуто, хотя история проблемы насчитывает века. Во-вторых, актуальность темы не имеет сомнений, что признают современные богословы. Многие пришли к заключению, что, согласно религиозным предписаниям о непричинении трудностей мусульманам, ответ на вопрос должен быть дифференцированным: проживающим на территориях Крайнего Севера нужна одна фетва, верующим регионов, где закатное время накладывается на время рассвета, требуется иная.
Абдулла Адыгамов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.