«С точки зрения развития культуры Татарстана это круто, но коммерции в этом нет. Возможно, будут выставки, конференции, такой национальный центр и кластер», — оценивают идею создания центра ремесел в казанском ЦУМе участники рынка торговли. Убыточный объект вряд ли может заинтересовать частного инвестора, считают эксперты, а прецеденты покупки республикой недвижимости в столице РТ уже есть. О том, можно ли реанимировать ТЦ и что думают сами ремесленники о новой перспективе, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сенсационную новость на прошедшем заседании совета по культуре, который прошел в Казанском кремле, озвучил президент Татарстана Рустам Минниханов
«Это моя идея — выкупить ЦУМ!»: как Минниханов нашел «приют» мастерам
Сенсационную новость на прошедшем заседании совета по культуре, который прошел в Казанском кремле, озвучил президент Татарстана Рустам Минниханов. По его словам, республика хочет приобрести торговый центр «Казанский ЦУМ» и переговоры уже ведутся. «Это моя идея — выкупить ЦУМ! И там сделать центры для ремесленников», — раскрыл планы президент. А началось все с обсуждения проблем творцов и рукодельников, у которых нет единого пространства для развития отрасли. Глава Татарстана посетовал, что большинство предпринимателей из сферы народных художественных промыслов (НХП), а таких в РТ более 1,5 тыс., работают без официального статуса, продолжая регистрировать вид деятельности как образовательные услуги, ремонт обуви и т. д. Решением проблемы, считает президент республики, как раз и может стать создание индустриального парка, в котором могли бы расположиться ремесленники.
«Это наша недоработка, если мы в последние годы очень мало сделали бизнес-центров, индустриальных парков для производителей. Нам нужна площадка, чтобы создать условия для наших ремесленников», — подчеркнул он, обращаясь к вице-премьеру Лейле Фазлеевой. Источник «БИЗНЕС Online» в кабмине в тот же день уточнил, что на самом деле, кроме ЦУМа, есть еще ряд площадок, на которые власти положили глаз в плане будущего центра ремесел. Об этом же изданию рассказала и сама Фазлеева.
«Имеется поручение о создании многофункционального центра народных художественных промыслов Татарстана. Есть несколько вариантов размещения, среди них рассматривается ЦУМ», — отмечает вице-премьер.
Однако в самом ЦУМе о планах Татарстана, видимо, не в курсе. В телефонном разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» член совета директоров ТЦ Эдуард Алишев заявил, что у них нет информации о том, что республика хочет выкупить молл. «У нас в ЦУМе такой информации нет. Никак прокомментировать не можем», — был лаконичен Алишев. В приемной ТЦ вопросы издания остались без ответа, так же как и запрос в маркетинговую службу. Директор ЦУМа Ильдар Гафаров по телефону также не стал комментировать продажу ТЦ, сказав, что не в курсе ситуации.
Казанскому ЦУМу много лет всячески стараются придумать новые концепции, и поиски все еще идут. Например, из идеи сделать большой фуд-корт ничего не вышло, хотя привлекали даже московскую компанию с американским прошлым — УК Lynks Property Management. Ее представитель не ответил на запрос издания о продаже ЦУМа — компания больше не занимается оперативным управлением торговым центром. В прошлом году анонсировали было и открытие на площадях старейшего ТЦ первого в Татарстане халяльного сектора. На 1,4 тыс. кв. м цокольного этажа хотели разместить арендаторов с товарами и услугами. Но пока из халяльного здесь открылась только молельная комната для мусульман.
Казанскому ЦУМу много лет всячески стараются придумать новые концепции, и поиски все еще идут
Знаковыми якорными арендаторами ЦУМ похвастать пока также не может — спортивный дисконт-центр Adidas & Reebok Outlet закрылся на фоне СВО. В конце 2021-го свои складские площади подрезал супермаркет «Бахетле» Муслимы Латыповой — освободившиеся «квадраты» ТЦ отданы в аренду пекарне «Жар Свежар». Часть арендаторов не смогли оправиться после пандемии. Некоторое оживление в стены ЦУМа привносят лишь разовые дизайнерские маркеты — последний состоялся здесь в декабре.
Отметим, что у республики уже был опыт покупки крупных объектов недвижимости инвестхолдингом СИНХ, контролируемым властями. Так, например, в 2020-м было куплено здание казанской художественной галереи «Эбиволь» — это объект культурного наследия «Типографии братьев Каримовых». После проведения ремонтных работ здание намеревались использовать в качестве научного центра по изучению и реставрации редких книг и рукописей — проект до сих пор не реализован. В собственность Татарстана через АО «Связьинвестнефтехим» перешла и купленная на банкротных торгах обувная фабрика «Спартак» за 551 млн рублей, где развернулся новый IT-парк им. Башира Рамеева.
В середине рабочего дня в ЦУМе было ожидаемо пустовато и незанятые продавцы болтали друг с другом
Пустые точки и дефицит покупателей
Корреспондент «БИЗНЕС Online» отправился посмотреть, в каком состоянии находится ТЦ. В середине рабочего дня в ЦУМе было ожидаемо пустовато и незанятые продавцы болтали друг с другом. Кроме «Бахетле», на первом этаже сейчас располагаются кафе, химчистка, магазины оптики, домашней одежды, сувениров, посуды, три магазина косметики, включая «Л'Этуаль». На втором этаже сконцентрированы магазины одежды с ценами чуть выше массмаркета, рассчитанные в основном на людей среднего возраста. На том же уровне арендуют площади аттракцион с механическими динозаврами и выставка пауков, а в дальнем конце коридора расположилась столовая. На цокольном этаже, открывшемся год назад, пока есть только туалет, гардероб, молельная комната и мини-выставка, посвященная казанской торговле. Уверенно можно сказать, что четверть, а то и треть площадей ТЦ пустует: многие витрины затянуты баннерами, черной пленкой или просто демонстрируют пустоту внутри.
Мы пообщались с обитателями торгового центра о планах по созданию центра ремесел. Все сотрудники магазинов, охраны и администрации, с кем удалось поговорить журналисту издания, оказались не в курсе возможных перемен. Старший администратор Эльмира, дежурившая за столом информации, по нашей просьбе связалась с офисом, однако генерального директора не оказалось на месте. Одна из сотрудниц «Бахетле» рассказала, что в ЦУМе иногда можно встретить ремесленников, но в день посещения их на месте не было. Девушка по имени Айсылу, консультант в магазине косметики, удивилась перспективам перемен в ТЦ. «Туристы сюда обычно редко доходят. Было бы лучше делать ярмарку на Баумана или в Кремле», — поделилась она мнением. Рафаэль, который больше 10 лет работает в местном магазине музыкальных инструментов, подчеркнул, что вокруг нежилой район, поэтому неудивительно, что ТЦ непопулярен у горожан. Отметим, что в последние два года вокруг ЦУМа начала формироваться новая застройка: девелопер «Аркада» возводит по соседству элитный ЖК, а на улице Рустама Яхина запланировано строительство офисного центра площадью в 12,6 тыс. кв. метров.
ЦУМ — старейший торговый центр Казани, свои двери он распахнул еще в 1977 году. В 2007-м прошла реконструкция ТЦ с расширением площадей, а в 2020-м после реконструкции открылся цокольный этаж. Общая площадь — 32,7 тыс. кв. м, а кадастровая стоимость здания превышает 1,1 млрд рублей. Согласно базе «Контур.Фокус», акционеры ТЦ — ООО «Спутник» (50,16%) и АО «ЦентрУМ» (48,58%). «Спутник» — дочернее предприятие «ЦентрУМа», директором «ЦентрУМа» и держателем половины его акций выступает Анвар Алишев. В годовом отчете за 2020-й указывается, что Алишев — председатель совета директоров и советник гендиректора АО «Торговый дом „Казанский ЦУМ“». Директор АО «Торговый дом „Казанский ЦУМ“» — Ильдар Гафаров.
2022 год казанский ЦУМ закрыл с убытком в 1,25 миллиона. Выручка снизилась на 10% — с 133 млн до 120 млн рублей. Поступления от сдачи имущества в аренду упали с 122 до 114,4 млн рублей, а от деятельности общепита — с 8,2 млн до 1,5 млн рублей. При этом организация увеличила валовую прибыль на 9,2% до 98 млн рублей и получила прибыль от продаж в размере 1,2 млн рублей вместо убытка в 2021-м в 9,4 млн рублей. В год пандемии ситуация была еще хуже — выручка по сравнению с 2019-м снизилась почти на 42% и год компания закончила с убытком в 16 млн рублей при выручке в 100,4 млн рублей. Два года назад скончалась совладелица и вдохновительница идеи реконцепции ЦУМа — 61-летняя Сания Шехмаметьева. Возможно, и по этой причине идея с кардинальным обновлением ТЦ пока не сдвинулась с мертвой точки.
Как считает один из наших источников на рынке недвижимости, пожелавший остаться анонимным, ЦУМ должен «продаться республике»
«ЦУМ должен продаться республике»
«БИЗНЕС Online» поинтересовался у участников рынка, как они относятся к идее продажи ЦУМа и создания там центра ремесел Татарстана.
Как считает один из наших источников на рынке недвижимости, пожелавший остаться анонимным, ЦУМ должен «продаться республике». Как минимум последние пару лет ТЦ несет миллионные убытки, не может заполнить свои торговые ряды, и реконцепция тут вряд ли поможет. «Арендаторов у ЦУМа мало, его конфигурация не позволяет посадить хороших арендаторов. Плюс ТЦ расположен не среди жилых домов, как сейчас принято. И, чтобы затащить людей в центр города, у ЦУМа должен быть чрезвычайно сильный якорь», — говорит собеседник издания.
Идею покупки ЦУМа республикой ряд опрошенных экспертов «БИЗНЕС Online» считают логичной. «Я не думаю, что этот ТЦ сможет купить кто-то другой. Объект убыточный», — говорит один из брокеров. «С провластной поддержкой возможно оживление объекта, — считает генеральный директор АН „РеАгентство“ Юрий Чикиров. — ЦУМ пытались реанимировать разными способами, но все не получается. Если республика и будет покупать объект, то только целиком, иначе будет „шанхай“. Там много собственников, и принятие решений будет заторможено».
По словам заместителя гендиректора A-Development Владимира Шайхиева, ТЦ недооцененный — здание находится в историческом центре, в 2019 году его даже хотели признать объектом культурного наследия как объект эпохи советского модернизма. «У ЦУМа большие возможности по реконцепции, это классический торговый центр с нормальной „нарезкой“ арендных площадей и небольшими потерями от мест общего пользования. Там просторная парковка. Если его заберет республика, будет неплохо. С точки зрения развития культуры Татарстана, это круто, но коммерции в этом нет. Возможно, будут выставки, конференции, такой национальный центр и кластер, где могли бы быть не только татарские ремесла, а представленные разными народами», — отмечает Шайхиев. Он надеется, что ЦУМ сможет разделить судьбу бывшего здания «Детского мира» на Пушкина, которое в конце концов нашло своих арендаторов. Если республика действительно выкупит ЦУМ, считает эксперт, ремесленники наверняка могут надеяться на всяческие льготы по аренде.
Реализация своей продукции ремесленниками — один из важнейших вопросов для них, поэтому, если появится возможность открыть центр ремесел в ЦУМе, это будет хорошей точкой притяжения покупателей
А нужен ли центр ремесленникам?
Реализация своей продукции ремесленниками — один из важнейших вопросов для них, поэтому, если появится возможность открыть центр ремесел в ЦУМе, это будет хорошей точкой притяжения покупателей, считает заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев. Он напомнил, что подобный проект уже действует на площади около мечети Кул-Шариф. «Самое сложное, с чем мы сталкиваемся, — это фильтр таких предпринимателей, чтобы была представлена не только сувенирная продукция, а именно произведенная руками ремесленников. Должен быть отбор», — рассказал Николаев «БИЗНЕС Online» об опыте работы в Казанском кремле.
Сможет ли центр ремесел привлечь трафик в ТЦ? Возможно, если подойти к этому комплексно, считает директор девелоперской компании UD Group Виталий Колегов. Сейчас ЦУМ не имеет достаточного естественного трафика, не расположен на пути популярных пешеходных или автомобильных маршрутов, искусственный или привлеченный трафик также недостаточен из-за отсутствия якорных арендаторов, которые могут обеспечить хорошую посещаемость.
Сам по себе центр ремесел сложно сделать трафикообразующим проектом. Для повышения привлекательности его важно встроить в среду с поддерживающим контекстом. Возможны комбинации с кафе и ресторанами национальной кухни, музеями, иными пространствами, интересными для туристов. И наоборот: можно встраивать центр ремесел в уже сложившиеся туристические зоны, где подобный колорит уместен.
Сейчас ТЦ привлекают ремесленников для осуществления продаж товаров, но не под сам производственный процесс, отмечает Колегов. Он приводит пример KazanMall и «ГоркиПарка», где практикуют проведение 10–15 ярмарок в год, и в них принимают участие до 20 локальных предпринимателей. «Обычно ярмарки не влияют на трафик торгового центра, но повышают интерес к объекту за счет разнообразия товаров», — подчеркивает эксперт.
Центр ремесел на Клары Цеткиной
Однако нужен ли такой центр самим ремесленникам? Идея вызвала непритворное недоумение у генерального директора Центра НХП РТ Нури Мустафаева. «Как будто Америку открыли! Мы много лет мусолим [эту тему]. Палата ремесел обращается с этим предложением к президенту и министерствам. Мы отремонтировали и уже имеем прекрасную площадку, оформленную и оборудованную», — поделился он в разговоре с «БИЗНЕС Online». Речь идет о помещениях союза «Палата народно-художественных промыслов и ремесел РТ» в бывшем кинотеатре «Звезда» в Адмиралтейской слободе (ул. Клары Цеткин, 6). Здесь организованы 16 отдельных кабинетов для мастерских, выставочный и конференц-залы. Прямо перед зданием есть площадка для ярмарок и фестивалей, что вкупе с реконструкцией сада Рыбака могло быть дать старт новому туристическому кластеру, считает Мустафаев.
«ЦУМ — это магазин… А эта площадка [на Клары Цеткин] очень нужна для предотвращения общего падения и умирания народных художественных промыслов и ремесел в республике», — заключил эксперт. «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.