«БИЗНЕС Online» продолжает проект «Индекс „Магнита“ и „Бахетле“», в котором мы анализируем цены на продукты в двух торговых сетях Казани «БИЗНЕС Online» продолжает проект «Индекс «Магнита» и «Бахетле», в котором мы анализируем цены на продукты в двух торговых сетях Казани Фото: © Виталий Тимкив, РИА «Новости»

Что с ценой продуктов питания сделал год СВО?  

«БИЗНЕС Online» продолжает проект «Индекс „Магнита“ и „Бахетле“», в котором мы анализируем цены на продукты в двух торговых сетях Казани. Раз в квартал наши журналисты вооружаются списком покупок и идут в магазины, чтобы зафиксировать ценники.

Первый в 2023-м мониторинг мы сделали в 20-х числах марта. На полки смотрели внимательно по нескольким причинам: было любопытно, сохранят ли торговые сети желтые социальные ценники, как с учетом санкций и дорожающей «коммуналки» изменятся цены на овощи и фрукты и что происходит в новом году с королями ажиотажа 2022-го — сахаром, рисом и гречкой.

Наблюдение за продовольственными ценниками «БИЗНЕС Online» начал вести в декабре 2014 года после резкого обвала рубля. С тех пор мы регулярно отслеживаем стоимость двух наборов продуктов и фиксируем цены (если изменились вес и объем упаковок, пересчитываем стоимость, приводя цену к общему знаменателю). Более доступный набор продуктов покупаем в казанских магазинах федеральной сети «Магнит», второй — подороже — в татарстанской сети «Бахетле».

Позднее мы добавили в индекс еще один показатель — «„Магнит“ базовый». В него вошли продукты первой необходимости без каких-либо излишеств. Такой набор позволяет более четко отслеживать продуктовую инфляцию, поскольку в базовых продуктах снижается возможность манипуляции с ингредиентами, замещая их более дешевыми.

Согласно методике, мы не используем карт лояльности торговых сетей, но покупаем товары по акциям.

В «Магнит» на проспекте Победы наши корреспонденты пришли 23 марта. Ничто не напоминало об ажиотаже марта прошлого года, когда казанцы сметали гречку и рис, а сахар продавали по 80 рублей за кило. Нет пустых полок. Даже «просевшие» из-за санкций позиции вроде газированных напитков уже не выглядят уныло: мы нашли три вида колы от российских брендов, один из них по акции попал в нашу корзину. На месте и социальные ценники. Крупнейшие игроки, напомним, взяли на себя обязательства по ограничению 5-процентных наценок на молочные продукты, сахар, хлеб и овощи борщового набора.

«Это будет в минус, даже не в ноль!»: как ФАС прогибает «Пятерочку» и «Магнит»

В «Бахетле» по-прежнему продаются санкционные Fanta и Sprite, «параллельно» импортированные из Ирана. Немало и другого импорта, торговая сеть делает соответствующие отметки на ценниках. Активно сеть Муслимы Латыповой развивает собственное производство. Например, мы заметили на прилавках майонез «Бахетле», которого раньше в продаже не было. Многие покупатели шли сразу к выпечке или готовой горячей еде, приготовленной в сети «Бахетле»: свое производство остается стабильным в цене по практически всем позициям, появляется и новый ассортимент на полках.

Тихо и в инфополе. Единственным всплеском стало недовольство ценниками на огурцы: в начале февраля данный овощ подорожал за неделю на 14% до 245 рублей за кило. Объясняться пришлось минсельхозу Татарстана, где в качестве причины указали расходы на обогрев теплиц в холода.

Капуста, которая в марте 2022-го стоила баснословные 62 рубля за кило, сегодня обойдется за 16 рублей по соценнику Капуста, которая в марте 2022-го стоила баснословные 62 рубля за кило, сегодня обойдется в 16 рублей по соцценнику Фото: Евгения Иванова

В целом же ретейл прошел год СВО спокойно. «Ушел ряд поставщиков и производителей, немного поменялся ассортимент, но в целом ситуация на потребительском рынке понятна и некатастрофична. Выросли цены на некоторые продукты питания, что обусловлено инфляционными процессами и сложностями, которые приходилось преодолевать: менялись логистика и поставщики, где-то нужно было менять упаковку, искать новых поставщиков сырья. Меньше чем за год проделана колоссальная работа рынком, производителями по поиску новых поставщиков, выстраиванию цепей поставок. Рынок показал свою устойчивость», — рассказал нашему корреспонденту председатель правления российской ассоциации экспертов рынков ретейла Андрей Карпов.

Подешевевшие кочаны выглядят куда симпатичнее, чем дорогостоящий овощ в корзинах прошлого года. Правда за 16 рублей продают капусту старого урожая. Урожай 2023 года в «Магните» выставлен по 70 рублей за кило Подешевевшие кочаны выглядят куда симпатичнее, чем дорогостоящий овощ в корзинах прошлого года. Правда, за 16 рублей продают капусту старого урожая. Урожай 2023 года в «Магните» выставлен по 70 рублей за кило Фото: Евгения Иванова

Капусту и сахар спустил с небес на землю высокий урожай, сахар и масло удешевили сменой производителя

В прошлом году на коллегии минсельхозпрода Татарстана хвалились рекордными урожаями. В республике собрано 5,2 млн т зерна, впервые в истории Татарстана надоено свыше 2 млн т молока. Среди регионов страны РТ занимает первое место по производству молока, второе — по картофелю, входит в десятку регионов по производству мяса скота и птицы, яиц, по зерну и сахарной свекле. Обеспеченность по мясу, молоку, зерну составляет более 100%, по сахару и картофелю — свыше 200%, по растительному маслу превышает более чем в 6 раз.

Картофель «похудел» в цене на 20%, до 26 рублей за кило. Свежий урожай в «Магните» стоит дороже, но и он не бьет по семейному бюджету — 40 рублей за кило со скидкой в 33% Картофель «похудел» в цене на 20% до 26 рублей за кило. Свежий урожай в «Магните» стоит дороже, но и он не бьет по семейному бюджету — 40 рублей за 1 кг со скидкой в 33% Фото: Евгения Иванова

В стране также был зафиксирован рекордный урожай зерна и овощей, на который ценники ответили снижением: капуста, в марте 2022-го стоившая баснословные 62 рубля за 1 кг, сегодня обойдется за 16 рублей по соцценнику. Причем подешевевшие кочаны выглядят куда симпатичнее, чем дорогостоящий овощ в корзинах прошлого года. Правда, за 16 рублей продают капусту старого урожая. Урожай 2023 года в «Магните» выставлен по 70 рублей за кило.

Картофель «похудел» в цене на 20% до 26 рублей за кило. Свежий урожай в «Магните» стоит дороже, но и он не бьет по семейному бюджету — 40 рублей за кило со скидкой в 33%. В «Бахетле» цена на местный картофель стоит на месте с декабря — 25,9 рубля за кило (в сравнении с мартом прошлого года цена упала почти на 45%).

Есть в «Магните» и условно подешевевшие категории товаров, все по социальным ценникам, такие как куриное бедро и подсолнечное масло. Курица подешевела на 12% с декабря и на треть за год, килограмм бедрышек в «Магните» обойдется в 138 рублей. Ценник настолько привлекательный, что лоток был пустым, и разглядеть производителя дешевой курицы не вышло. Но стабильность в сегменте чувствуется: лоток бедрышек от «Агросилы» стоит сегодня без малого 200 рублей, и ценник этот держится в «Магните» без изменений минимум год.

В «Бахетле» с мясной продукцией посложнее. Замороженные полуфабрикаты из курицы представлены почти одной «Агросилой». Цена на филе не поднялась с декабря — 448,7 рублей за кило, зато за год позиция выросла в цене на 32,3% В «Бахетле» с мясной продукцией посложнее. Замороженные полуфабрикаты из курицы представлены почти одной «Агросилой». Цена на филе не поднялась с декабря — 448,7 рубля за кило, зато за год позиция выросла в цене на 32,3% Фото: Анастасия Афонина

В «Бахетле» с мясной продукцией посложнее. Замороженные полуфабрикаты из курицы представлены почти одной «Агросилой». Цена на филе не поднялась с декабря — 448,7 рубля за кило, зато за год позиция выросла в цене на 32,3%. Духовая говядина (890 рублей) и эчпочмак (49 рублей) не изменились в цене с декабря. Подорожали пельмени с бараниной: теперь они стоят 627 рублей, на 4,5% больше, чем в марте прошлого года.

ена на филе не поднялась с декабря — 448,7 рублей за кило, зато за год позиция выросла в цене на 32,3%. Духовая говядина (890 руб.) и эчпочмак (49 руб.) не изменились в цене с декабря Цена на филе не поднялась с декабря — 448,7 рубля за кило, зато за год позиция выросла в цене на 32,3%. Духовая говядина (890 рублей) и эчпочмак (49 рублей) не изменились в цене с декабря Фото: Анастасия Афонина

В выборе деликатесов не разгуляться. Мы не нашли брауншвейгской колбасы на полке, в корзину «Бахетле» отправилась сырокопченая колбаса сальчичон от бренда «Дымов» по цене 1 230 рублей при пересчете на килограмм. Это на 5,3 и 6% дешевле, чем в декабре и марте 2022-го. Слабосоленая семга после предновогоднего снижения цены снова начала набирать «вес». Акционная вакуумная упаковка от «Русского моря» стоит 2 999 рублей 60 копеек за кило. Даже с учетом скидки в 20% это дороже, чем в декабре и марте прошлого года, на 27% и 21%.

Цены на подсолнечное масло в «Магните» сдерживают рокировкой ассортимента. Удалось сохранить социальный ценник в 70 рублей за бутылку, что на 25% дешевле, чем в марте прошлого года. Но бренды под «социалкой» меняются: в декабре под желтым ценником продавалась «Миладора», сейчас — «Золотая капелька».

Вне социальных ценников картинка не такая радужная: литр подсолнечного масла «Золотая семечка» подорожал за год на 14%. В «Бахетле» 250 мл оливкового масла первого отжима стоит 562,4 рубля, что вдвое дороже, чем в марте 2022-го.

На этот раз в корзину «Магнита» попала гречневая крупа из Свердловской области, от ООО «РусПак». А вот цена на пачку крупы от бренда «Макфа», растет: в декабре 2022-го пачка стоила 112,99 рубля, в марте 2023-го — 95 рублей со скидкой в 36%, а полный ценник —150 рублей за пачку На этот раз в корзину «Магнита» попала гречневая крупа из Свердловской области от ООО «РусПак». В то же время цена на пачку крупы от бренда «Макфа» растет: в декабре 2022-го она стоила 112,99 рубля, в марте 2023-го — 95 рублей со скидкой в 36%, а полный ценник —150 рублей за пачку Фото: Евгения Иванова

Щедрый урожай должен был скорректировать цены и на гречку. И если ориентироваться на социальные ценники, то динамика налицо: за год крупа скинула в цене 36%, на прилавке она стоит 44 рубля за упаковку в 800 г, а с декабря подешевела на 17%. Но и тут, вероятно, сказалась смена производителя: на этот раз в корзину «Магнита» попала крупа из Свердловской области от ООО «РусПак». В то же время цена на пачку крупы от бренда «Макфа» растет: в декабре 2022-го она стоила 112,99 рубля, в марте 2023-го — 95 рублей со скидкой в 36%, а полный ценник —150 рублей за пачку.

Похожая история и с сахаром. 1 кг «Доброго знака» по социальному ценнику в «Магните» обойдется в 53 рубля, что на 5% дешевле, чем в декабре 2022-го, и на 35% меньше, чем в марте прошлого года. Прессованный сахар растет в цене: килограммовая упаковка «Русского сахара» в декабре стоила акционные 100 рублей (полный ценник — 119 рублей), в марте 2022-го тот же продукт стоит 123 рубля.

Пакет премиального «Домика в деревне» обойдется в 100 рублей, на 7% дешевле, чем в декабре 2022-го, но на 25% дороже, чем год назад Пакет премиального «Домика в деревне» обойдется в 100 рублей, на 7% дешевле, чем в декабре 2022-го, но на 25% дороже, чем год назад Фото: Евгения Иванова

Молоко подешевело, куриное яйцо и макароны растут в цене

На рынке молочки назревает кризис перепроизводства. По данным Союзмолока, производство товарного молока в сельскохозяйственных организациях в январе – феврале 2023 года выросло на 7,6% (плюс 220 тыс. т) к уровню того же периода 2022-го до 3,13 млн тонн. Мировые цены на молочные продукты в марте продолжили снижаться. Приглядеться к ситуации на мировом рынке заставили ценники в рознице. Несмотря на перипетии с упаковкой, молоко «Моя цена» в тетрапаках «похудело» в цене за три месяца на 10%, за год — на 5%. Пакет премиального «Домика в деревне» обойдется в 100 рублей, на 7% дешевле, чем в декабре 2022-го, но на 25% дороже, чем год назад.

Снизились цены на молочку и в премиальной сети. Взять хотя бы сливочное масло — сейчас 1 кг обойдется в 555 рублей. Это на 1,9% ниже цены прошлого марта и на 8,6% дешевле, чем в декабре 2022-го. Заметили наши корреспонденты и изменение ассортимента: на молочных витринах «Бахетле» появились бутылки с молоком собственного производства. Но самое выгодное предложение — от КФХ в Пестрецах. Литр в бутылке стоит 76,9 рубля по сравнению с 82,6 и 81,7 рубля «именитых» брендов, которые мы выбирали ранее. В отличие от того, что было в декабре, сейчас йогурт продается без акции, и цена на него выросла на 23% — упаковка в 150 г стоит 54,1 рубля.

Штормит цены на куриные яйца. В «Бахетле» лоток категории С0 продавался за 95 рублей, на 2,2% дороже, чем в декабре (тогда было 93 рубля), но на 19,7% дешевле прошлогоднего марта (118,3 рубля) «Штормит» цены на куриные яйца. В «Бахетле» лоток категории С0 продавался за 95 рублей, на 2,2% дороже, чем в декабре (тогда было 93 рубля), но на 19,7% дешевле прошлогоднего марта (118,3 рубля) Фото: Анастасия Афонина

«Штормит» цены на куриные яйца. В «Бахетле» лоток категории С0 продавался за 95 рублей, что на 2,2% дороже, чем в декабре (тогда было 93 рубля), но на 19,7% дешевле, чем в прошлогоднем марте (118,3 рубля). В «Магните» самый доступный бренд за год подорожал на 4%, второй по доступности — на 21%.

Поднялись в цене в «Магните» макароны. Перья или соломка от бренда «Моя цена» в пересчете на 900 граммов обойдутся в 45 рублей, с декабря стоимость позиции не изменилась, но за год подросла на 5% Поднялись в цене в «Магните» макароны. Перья или соломка от бренда «Моя цена» в пересчете на 900 г обойдутся в 45 рублей, с декабря стоимость позиции не изменилась, но за год подросла на 5% Фото: Евгения Иванова

Поднялись в цене в «Магните» макароны. Перья или соломка от бренда «Моя цена» в пересчете на 900 г обойдутся в 45 рублей, с декабря стоимость позиции не изменилась, но за год подросла на 5%. В «Бахетле» все решил ассортимент. Если в декабре самой дешевой отечественной маркой макарон были «Щебекинские», то в этот раз единственные спагетти российского производства поставила «Макфа». Цена за пачку таких изделий со скидкой — 59,9 рубля. Это на 6% дешевле, чем в марте прошлого года, и на 26,8% ниже, чем в декабре. Цена импортных макарон тоже порадовала. В этот раз акционными оказались Barilla, полкило обошлось в 99,8 рубля, на 28% дешевле декабрьской пачки и на 42% — мартовской 2022 года.

«Золотые» бананы и стабильно дорожающий майонез

Ряд товаров в продуктовой корзине «Магнита» продолжает дорожать. Бананы побили рекорд: в «Магните» за кило просят почти 100 рублей. С декабря (66,99 рубля) фрукт подорожал на 49%, за год — на 28%. В «Бахетле» за 1 кг бананов просят 129,9 рубля, что на 18,2% дороже, чем в декабре, но на 7% дешевле, чем в марте 2022-го.

Бананы пробили рекорд: в «Магните» за кило просят почти 100 рублей. С декабря (66,99) фрукт подорожал на 49%, за год — на 28%. Бананы побили рекорд: в «Магните» за 1 кг просят почти 100 рублей. С декабря (66,99 рубля) фрукт подорожал на 49%, за год — на 28%. Фото: Евгения Иванова

Заведующий кафедрой конкурентного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России Андрей Тенишев объясняет рост цен на бананы проблемами с логистикой. Бананы доставляются морем в контейнерах, но с началом СВО крупнейшие морские перевозчики ушли из страны, и из полутора десятка транснациональных перевозчиков в России работает только MSC. Ситуация начала выравниваться в марте сего года — к этому времени турецкие, иранские и отчасти китайские судоходные компании все-таки заместили ушедших с рынка глобальных контейнерных перевозчиков. «Ситуация с перевозкой более или менее стабилизировалась. Поэтому можно ожидать снижения цен в том числе на ввозимые из-за рубежа фрукты и овощи», — обнадежил наш собеседник.

Не снижается в цене рис. На протяжении всего 2022-го мы следили за скачками цены на данный продукт, подорожание его объяснялось на федеральном уровне нехваткой воды на рисовых чеках в период сева из-за аварийной ситуации на Федоровском гидроузле в Краснодарском крае. Похоже, пока страна не получит нового урожая, рис не подешевеет: в «Магните» 800-граммовая пачка третьесортного риса обойдется в 61 рубль (плюс 4% к декабрю и сразу плюс 44% за год). И это стоимость по социальному ценнику. Если взять 800-граммовую пачку круглозерного риса «Увелка», то в декабре она стоила 113 рублей. Сейчас же за ту же пачку в «Магните» просят 105 рублей со скидкой в 21%, полный ценник — 134 рубля.

Пропаренный рис от «Мистраль» спасла акция: упаковка со скидкой обойдется в 119,9 рублей, что ниже цен прошлых индексов на 18 и 35% Пропаренный рис от «Мистраль» спасла акция: упаковка со скидкой обойдется в 119,9 рубля, что ниже цен прошлых индексов на 18 и 35% Фото: Анастасия Афонина

В «Бахетле» мы кладем в корзину рис бренда «Националь» для ризотто. Цена на него держится с декабря: пачка в 500 г стоит 114,9 рубля, в пересчете на 350 г — 80,4 рубля. Относительно прошлого года цена прибавила 11%. В то же время пропаренный рис от «Мистраль» спасла акция: упаковка со скидкой обойдется в 119,9 рубля, что ниже цен прошлых индексов на 18 и 35%.

На полках корреспондент «БИЗНЕС Online» впервые заметил соусы собственного производства «Бахетле». Они упакованы в стеклянные баночки, ассортимент впечатляет. Даже представлен вариант халяль На полках корреспондент «БИЗНЕС Online» впервые заметил соусы собственного производства «Бахетле». Они упакованы в стеклянные баночки, ассортимент впечатляет. Представлен даже вариант халяль Фото: Анастасия Афонина

Интересна ситуация с майонезом. В «Магните» расширяется линейка соусов с пониженной жирностью, найти 67-процентный провансаль становится все труднее. А выбрать из представленной линейки наиболее доступный для кошелька — тем более. В этот раз в корзину отправился пакет от бренда «Ряба», в пересчете за 0,8 л придется заплатить 162 рубля. И это со скидкой в 20%.

В «Магните» расширяется линейка соусов с пониженной жирностью, найти 67-процентный провансаль становится все труднее. В этот раз в корзину отправился пакет от бренда «Ряба», в пересчете за 0.8 литра соуса придется заплатить 162 рубля. И это со скидкой в 20% В «Магните» расширяется линейка соусов с пониженной жирностью, найти 67-процентный провансаль становится все труднее. В этот раз в корзину отправился пакет от бренда «Ряба», в пересчете за 0,8 л придется заплатить 162 рубля. И это со скидкой в 20% Фото: Евгения Иванова

В «Бахетле» самым дешевым майонезом остается Mr.Ricco, 400 мл стоит 89,9 рубля. Это на 10% меньше декабрьской цены, но на 28,6% дороже, чем в марте 2022-го. На полках корреспондент «БИЗНЕС Online» впервые заметил соусы собственного производства «Бахетле». Они упакованы в стеклянные баночки, ассортимент впечатляет. Даже представлен вариант халяль. Но выгодным предложением это не назвать — за те же 400 мл придется отдать 147,8 рубля. Кетчуп Mr.Ricco уступил звание самого дешевого «Помидорке». Акционная марка стоит сейчас 79,9 рубля вместо 129,9. Это на 12,7 и 2% дешевле, чем в марте и декабре прошлого года соответственно.

Alpen Gold в «Бахетле» стоит акционные 59,9 рублей за плитку. За год его цена выросла на 33,4%, тогда цена плитки была 44,9 рублей Alpen Gold в «Бахетле» стоит акционные 59,9 рубля за плитку. За год его цена выросла на 33,4%, тогда плитка стоила 44,9 рубля Фото: Анастасия Афонина

«Жертвы» акций: ценники чая и кофе срезали вдвое

Несколько традиционно дорогих позиций в продуктовых корзинах подешевело благодаря акциям в магазинах. Плитка шоколада «Россия» в пересчете на 95 г стоит в «Магните» 58 рубля (со скидкой в 46%). С декабря данная позиция подросла на 37%, хотя тогда в корзину также ушла акционная плитка. Alpen Gold в «Бахетле» стоит акционные 59,9 рубля за плитку. За год его цена выросла на 33,4%, тогда плитка стоила 44,9 рубля.

Перейдем к напиткам. На полки «Бахетле» вернулся пакетированный Ahmad Tea English Breakfast, причем сразу с акцией. Сейчас он стоит 109,9 рубля вместо 159,9. Это на 4,4% меньше декабрьской цены, зато на 29,4% выше мартовской. Дорожает чай и в «Магните». На Golden Ceylon от Greenfield регулярно держат акцию, 100 г обойдется в 130 рублей, за год акционная упаковка подорожала на 58%. Более доступная по цене «Принцесса Канди» «похудела» с декабря на 18%: 100 г стоит 56 рублей. Но к году и «Канди» показала рост цены — плюс 40%.

Один из самых дорогих продуктов в корзине «Магнита» — растворимый кофе. В марте его увенчали скидки в 48 и 50%. Но пусть акционные ценники вас не обманывают: 150-граммовая пачка Jacobs Monarch без акции стоит 620 рублей, что на 8% дороже, чем в декабре 2022-го. А Nescafe в пересчете на 150 г подорожал за год на 12%.

Зато российским производителям удалось заместить ушедшую с магнитовского прилавка Coca-Cola: в продаже — аналоги напитка от брендов «Добрый», Fantola, «Уральские источники», «Черноголовка». В корзину отправилось самое выгодное предложение — двухлитровая бутылка колы от «Черноголовки» за 100 рублей. Импортозамещение сработало: да, это не каноничная кола, зато позиция в корзине подешевела на 30%.

Российским производителям удалось заместить ушедшую с магнитовского прилавка кока-колу. В корзину отправилось самое выгодное предложение — двухлитровая бутылка колы от «Черноголовки» за 100 рублей Российским производителям удалось заместить ушедшую с магнитовского прилавка Coca-Cola. В корзину отправилось самое выгодное предложение — двухлитровая бутылка колы от «Черноголовки» за 100 рублей Фото: Евгения Иванова

Корзина «Магнита» подешевела, а набор из «Бахетле» вновь пробил потолок в 10 тыс. рублей

Если в 2022 году цена продуктовой корзины «Бахетле» была практически стабильной, то в I квартале этого года общая стоимость продуктов преодолела новый рубеж. Цена корзины «Бахетле» составила 10 тыс. рублей с копейками, что на 7,6% больше, чем в декабре, и на 9,3% больше мартовской суммы 2022-го. До этого психологически важный рубеж в 10 тыс. «Бахетле» пробивал в июне 2022 года. 

«Базовый» набор продуктов «Магнита» стоимостью чуть более 1 тыс. рублей хоть и подорожал с декабря на 2%, но за год подешевел на 9%. Большая корзина «Магнита» стоимостью в 2 685 рублей и вовсе подешевела на 11% с 2023-го и на 10% — с марта 2022-го. Вероятно, удешевление это техническое: в «магнитовскую» корзину мы отправляем в основном недорогие позиции, которые «закрывает» СТМ торговой сети и пока еще живые социальные ценники. Отпечаток на ситуацию наложили и акции: порезанные вполовину ценники на кофе, например, скинули 500–600 рублей, или 20%, от итоговой стоимости корзины.

Эксперты нашего издания не готовы делать прогнозы по ценам. Председатель правления российской ассоциации экспертов рынков ретейла Карпов считает, что явных трендов на подорожание продуктов нет, но инфляция и изменения в тарифах на ЖКХ возьмут свое. «Обычно к лету наблюдается понижение цен на овощи и фрукты, которое продолжается вплоть до поздней осени. Соответственно, на эту категорию товаров цены должны пойти вниз», — отметил собеседник нашего издания.

Завкафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев считает, что ситуация сейчас непредсказуемая. «Появится новый урожай, и можно будет ждать снижения цен точно. У остальной линейки продуктового ретейла нет причин для роста цен. А если рост произойдет, это предмет проверки антимонопольной службой», — заключил эксперт.