ТЕСНЕЕ К КАЗАНЦАМ

По словам руководителя PR-службы TUI Russia&CIS Натальи Новиковой, туристическая компания TUI намерена открыть собственное представительство в Казани. Точные сроки открытия филиала один из крупнейших туристических операторов Европы газете «БИЗНЕС Online» не назвал, однако отметил, что частичная экспансия в регион вполне вероятна уже в новом сезоне.

Пока внедрение в регион запланировано блоками, в более далеком будущем компания намерена продвигать собственные чартерные программы. «Речь идет об основных для TUI направлениях, которые популярны среди российских туристов: Турция, Египет, Испания и другие», - отметила Новикова.

Кроме Казани TUI также планирует открыть представительства в Екатеринбурге, Самаре, Череповце и других городах. Филиалы TUI будут ориентированы только на работу с агентствами. По итогам 2010 года на территории России и СНГ уже открылось более 150 агентств TUI Russia&CIS (сейчас их более двухсот). При этом, как ранее замечал президент компании Питер Лонг, российский рынок может стать одним из самых больших рынков для TUI Travel, так как обладает большим потенциалом – до 10 млн. пакетных туров в год. TUI Russia&CIS, работающая в 20 направлениях, в год обслуживает более 500 тыс. туристов.

Отметим, что, по информации turprofi.ru, с 1 мая этого года у TUI в России появилась собственная авиакомпания - Metrojet, созданная на базе Kolavia. С 12 мая компания TUI намерена запустить чартеры из Москвы, правда, еще не раскрывается, какие. Пока в парке Metrojet - четыре четырехлетних А-321. Рейсы из регионов, вероятнее всего, будут организованы к зиме.

СПУСТЯ ТРИ ГОДА

Напомним, что TUI Russia&CIS является совместным предприятием компаний TUI Travel PLC, мирового лидера туристической индустрии, и компании S-Group Capital Management. TUI Russia&CIS создана 15 апреля 2009 года на базе VKO Group, Mostravel, «Вояж Киев», компания ориентирована на управление портфельными активами и развитие туристического бизнеса в России и странах СНГ. В начале 2011 года TUI Russia&CIS также приобрела контрольный пакет акций (75%) организатора путешествий по России «Свой Трэвел Груп» (специализируется на бронировании отелей по России и организации туров для россиян и иностранцев). Сегодня подразделение A&D компании TUI Travel представлено в 42 странах мира.

Отметим, что S-Group Capital Management контролирует генеральный директор и главный акционер «Северсталь-Групп» Алексей Мордашов. TUI Travel PLC, в свою очередь, была образована в результате слияния TUI Tourism и First Choice Holidays в 2007 году. Сейчас группа обслуживает около 30 млн. туристов, работает в 180 странах. Компания работает в четырех секторах: сектор зрелых рынков (массовый туризм), растущих рынков, специализированных путешествий и активного отдыха и в секторе организации размещения в гостиницах. Штаб-квартира TUI Travel PLC расположена в Кроули (Великобритания), в группе работают около 50 тыс. сотрудников по всему миру. Группа также управляет авиакомпанией, осуществляющей перевозки по всей территории Европы и располагающей воздушным парком свыше 150 воздушных судов. Доход TUI Travel в 2010 году составил 13,525 млрд. фунтов (в 2009 году – 13,851 млрд. фунтов).

ОТКРЫТИЕ НА ФОНЕ ЗАКРЫТИЯ

Подчеркнем, что TUI - не единственный иностранный оператор, постепенно завоевывающий российский рынок, но единственный, кто строит здесь такие радужные планы.

Так, в 2007 году второй по величине швейцарский туристический холдинг Hotelplan купил контрольный пакет акций (51%) московского туроператора «Асент-тревел». Правда, два месяца назад, спустя семь лет после покупки акций российского туроператора «Асент Тревел», швейцарский холдинг выставил их на продажу. Тогда официальный пресс-релиз Hotelplan назвал и причины ухода с рынка: низкая доходность и даже убыточность на фоне повсеместной практики работы в «серую» или даже в «черную».

В конце прошлого года транснациональная туристическая корпорация Thomas Cook и подконтрольная АФК «Система» компания «Интурист» объявили о создании совместного предприятия, однако и новый туроператор озвучивал планы закрытия пяти региональных представительств. Под «сокращение», между прочим, попал и офис в Казани (пока работает). А другой крупный швейцарский холдинг – Kuoni, владеющий в России туроператором Megapolus Tours, год назад вообще закрыл свое представительство в России. Напомним, что в этом году компания открыла представительство и в Казани.

Крупнейший финский туроператор Aurinko ("Ауринко") - «дочка» авиакомпании FinAir - также оптимизирует свою работу в России. Приобретя в 2007 году контрольную долю питерского туроператора «Калипсо - мир путешествий», уже в 2012 году туроператор закрывает все свои офисы продаж в Петербурге.

«TUI СОЗРЕЛ ДЛЯ КАЗАНИ»

Эксперты рассказали газете «БИЗНЕС Online», как приход TUI изменит рынок.

Влада Саетова – руководитель компании «Киви тур», представитель VKO TUI (входит в TUI Russia&CIS):

- Если у TUI будет своя чартерная программа, то для рынка этот момент очень позитивен… И абсолютно все операторы, даже те, кто работает недавно, в Казани открыли свое представительство. Приход TUI оживит рынок, придаст ему динамику, что-то станет дешевле. Было бы здорово, если бы TUI предложил новые направления из Казани. Например, в том году была Майорка из Казани, а в этом году нет. Или, скажем, Хорватия и Черногория здесь есть только у «Асента», поэтому цены запредельные. А новый игрок способен их снизить.

Мы давно уговариваем VKO прийти в Казань. Хоть мы и являемся их представителями, продаем их не так много, так как все хотят лететь из Казани, а у VKO из Казани ничего нет.

Сергей Пасечник – генеральный директор Companion SP:

- Конечно, приход нового европейского игрока на рынке скажется. Он заставит потесниться турецких операторов, которые в основном в Казани и представлены. Чем больше игроков, тем ниже цены. Здесь будет важно найти разумный баланс, чтобы это не было демпингом и не привело к краху туроператоров. Но, думаю, это больше грозит московским операторам, тем, что берут на себя серьезные рисковые программы. TUI же в Россию заходит очень постепенно и осторожно. Каждый его шаг – просчитанная стратегия. Эта компания рисковать не станет и заходить будет постепенно. Могу сказать, что несколько лет интересовался у TUI планами на Казань, но они еще не были готовы к приходу. Сейчас, видимо, TUI созрел для Казани.

Юлия Степаненко - руководитель турагентства «Евразия-Трэвл»:

- TUI, если придет в Казань, только улучшит рынок, оживит его. Чем больше конкуренция, тем лучше цены и обслуживание. Мы начинали работу, когда был только Pegas, сейчас ведь базовых операторов гораздо больше. И ничего, все работают, все заполняются. Доходы у людей повышаются, туризм развивается. Что касается экспансии иностранцев, то в России операторов уже давно почти нет. Операторы у нас либо из Турции (Pegas), либо из Великобритании (Tes tour). 90 процентов операторов выездного туризма – иностранные фирмы и инвесторы. В России в туризме никто не заинтересован. Никто не готов в этот бизнес вкладывать такие инвестиции, как за рубежом. Мы пока вкладываем только в уголь, шахты и сталь. Когда Россия еще дойдет до понимания того, что нужно в людей вкладывать, что людям надо отдыхать, много времени пройдет. На нашем веке вряд ли.

Камиль Тарзимов – руководитель компании «Салават тур»:

- Приход TUI обязательно скажется на рынке, но не сразу. Сначала оператору нужно прийти и начать работать, а приблизительно через год начнет меняться расклад сил. К летнему сезону TUI уже не успевает ничего запустить. И потом в России ведь не тот TUI, что в Европе. Этот TUI основан на наших компаниях: VKO Group, Mostravel и «Вояж Киев». А все эти фирмы в Казани активность не проявляли, поэтому взрыва не будет. В этом году, по крайней мере. Сегодня в Казани ни у одной фирмы нет своего поточного продукта, в отличие от десятилетия назад, поэтому для Казани точно ничего не изменится. Если у нас и есть туроператоры, то называются они так чисто формально. TUI способен в Казани лишь изменить цены, например, на 10 - 15 процентов. Это не тот игрок, что способен изменить что-либо кардинально. Mostravel ведь уже открывал здесь представительства, VKO также работали с операторами - революций не было. Собственно, даже планируемые программы у TUI традиционны. Революция была тогда, когда Pegas вышел в регионы и стал там активно работать. TUI заходят крайне тихо.

Справка

TUI AG (Touristik Union International) — немецкий туристический концерн, одна из крупнейших в Европе туристических компаний.

Крупнейший пакет акций компании принадлежит структурам российского предпринимателя Алексея Мордашова (20,45%), также среди акционеров компании — RIU Hotels S.A. (5,1%), Caja de Ahorros del Mediterraneo (5%), CDG Group (5%), остальные акции находятся в свободном обращении.

Главный управляющий — Михаэль Френцель (Michael Frenzel).

Выручка TUI в 2006 году составила 20,5 млрд. евро ($30 млрд.), чистые убытки — 893,3 млн. евро ($1,32 млрд.). Доход TUI Travel в 2010 году составил 13,525 млрд. фунтов (в 2009 году – 13, 851 млрд. фунтов).

В России концерн представлен с августа 2004 года после создания совместного предприятия с туристической компанией «Мостравел». Позднее TUI приобрел контроль в другом российском туроператоре — VKO Group (к апрелю 2011 года TUI получил 100% компании). На данный момент TUI-Mostravel-Russia предоставляет туры в Египет, ОАЭ и Турцию. В апреле 2011 года концерн приобрел контроль над российским туроператором «Свой Трэвел Групп», специализирующемся на въездном туризме и онлайн-бронировании гостиниц.