«Это очень узнаваемый стиль. Есть установка на то, что Гагаузскую автономию нужно максимально подавить. Она воспринимается как некая угроза единству», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» решение властей Молдавии, которые не пустили в страну Рустама Минниханова. Борт президента Татарстана развернули в аэропорту Кишинева, объяснив, что Минниханов — это «нежелательное лицо». Он и гендиректор АО «Холдинговая компания «Ак Барс» Иван Егоров планировали выступить на форуме в Гагаузии и обсудить экономическое сотрудничество. Прежде подобных курьезов с президентом РТ не случалось. Собеседники нашей газеты объясняют мотивы официального Кишинева и рассуждают, надо ли отвечать Москве.
«Даже не дали спуститься с самолета»
Что произошло? Власти Молдавии объявили президента РТ Рустама Минниханова «нежелательным лицом» и отказались пускать его на территорию республики. Инцидент произошел сегодня днем, о нем рассказал сам Минниханов. Его заявление, сделанное на борту самолета в аэропорту Кишинева, первым опубликовало местное издание gagauznews. На видео Минниханов уточняет, что прилетел в Молдавию по приглашению лидера движения «Народный союз Гагаузии», кандидата на пост главы Гагаузской автономии Молдавии Виктора Петрова и депутата парламента страны Александра Суходольского. Только в середине марта политики приезжали в Казань и встречались с Миннихановым.
«К сожалению, молдавские власти приняли решение, что мы являемся нежелательными гражданами, которые не могут посетить вашу страну», — сказал Минниханов. Как отметил президент республики, у Татарстана и Гагаузии добрые традиции, а их народы — братья. «Конечно же, в последние годы у нас очень много контактов, и мы имеем дальнейшие планы по дальнейшему развитию. Я очень надеюсь, что молодая команда — Петров, Суходольский — будет таким хорошим связующим звеном между Россией, Татарстаном и Гагаузией», — добавил Минниханов. Татарстан всегда рад у себя принять жителей Гагаузии, заверил президент.
На видео Минниханов уточняет, что прилетел в Молдавию по приглашению лидера движения «Народный союз Гагаузии», кандидата на пост главы Гагаузской автономии Молдавии Виктора Петрова и депутата парламента страны Александра Суходольского. Только в середине марта политики приезжали в Казань и встречались с Миннихановым
На борту самолета также находился гендиректор АО «Холдинговая компания „Ак Барс“» Иван Егоров. Известно, что Минниханов и Егоров планировали посетить город Комрат и принять участие в первом международном конгрессе народной дипломатии «Дружба народов – 2023». Форум приурочили к 30-летию со дня основания русской общины в Молдавии. «Мною было отправлено официальное приглашение Минниханову на конгресс. <…> Ему даже не дали спуститься с самолета в аэропорту Кишинева. Вручили документ, в котором говорилось об отказе во въезде», — уточнил Суходольский в беседе с ТАСС.
Заранее визит Минниханова не анонсировали. Однако, как правило, детали подобных международных поездок оговариваются заранее по внутренним каналам. И потому курьезная история в аэропорту вызывает вопросы. Авиационные власти Молдавии разрешили прилет и посадку самолета, но запретили Минниханову покидать борт. Откуда такая непоследовательность? Не исключено, что Кишинев специально устроил скандал в аэропорту. Версия о том, что местные власти узнали о прилете в самый последний момент, не вызывает доверия. О том, что президент РТ — нежелательное лицо в Молдавии, прежде не сообщалось. Пока официальный Кишинев инцидент не комментировал. Казанский Кремль от дополнительных комментариев воздержался. «Рустам Нургалиевич лично подробно проинформировал о сложившейся ситуации», — отметила руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова.
Прежде подобных курьезов с участием Минниханова (во всяком случае публичных) не происходило. Власти Молдавии ужесточили въезд россиянам в страну с сентября 2022 года, а до этого неоднократно отказывали во въезде в республику российским артистам, политологам, ученым, общественным деятелям и журналистам. Отказ пограничная служба объясняла стандартной формулировкой: не смогли подтвердить цель визита. В марте россиянина не пустили в Молдавию, заподозрив его в участии в СВО.
«Сегодня с нами в зале должен был присутствовать особый гость, но благодаря усилиям нашей молдавской власти, нашего правительства [его не пустили в страну]. Позор!» — возмущался Суходольский на открытии конгресса
«Это неуважение! Это вызов всем тюркским народам!»
На форуме в Доме культуры города Комрата, куда не добрался Минниханов, Татарстан отметили отдельно — флагами, гимном республики и хвалебными речами. «Сегодня с нами в зале должен был присутствовать особый гость, но благодаря усилиям нашей молдавской власти, нашего правительства [его не пустили в страну]. Позор!» — возмущался Суходольский на открытии конгресса. Он подчеркнул, что руководитель «крупнейшего экономического холдинга Татарстана и Российской Федерации» Егоров собирался представить на форуме «реальные экономические предложения». «Летела делегация к нам с рукой помощи! И сегодня этот беспредел, который чинит наша власть… Они боятся! Боятся, что народ Гагаузии 30 апреля сделает тот выбор, который не понравится их кураторам!» — распалялся депутат парламента Молдавии.
Видеообращение Минниханова зал выслушал с аплодисментами и криками: «Спасибо!» Закончил Суходольский извинениями перед президентом РТ: «Мы говорим вам, Рустам Нургалиевич, мы вас всегда ждем в Гагаузии и будем рады вас видеть в любое время, когда в нашей стране наконец-то воцарится нормальная власть». Петров со сцены ДК призывал все тюркские народы обратить внимание на «вопиющий» инцидент. «Это неуважение. Это вызов всем тюркским народам! Как можно было президента Татарстана не пустить в Молдавию! Он ехал к нам с добрыми целями, с добрыми экономическими проектами», — подчеркнул политик, которого «переполняли негативные эмоции». Завершился форум тем, что его участники записали на айфон свое ответное обращение к Минниханову.
Кабмин РТ и власти Гагаузии заключили соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве еще во время президентства госсоветника РТ Минтимера Шаймиева — в мае 1999 года. Минниханов тогда подписал документ в статусе премьер-министра республики. В 2018-м стороны утвердили план мероприятий по реализации того соглашения, а на полях ПМЭФ подписали соглашение об открытии представительства Гагаузии в Казани. Правда, новостей об открытии с тех пор не было.
Безусловно, власти Молдавии расценили визит Минниханова как политический. Дело в том, что в конце апреля в автономной республике должны пройти выборы нового башкана — главы исполнительной власти и лидер движения «Народный союз Гагаузии» Петров — один из 8 кандидатов. Тюркоязычная автономия возникла в 1994 году, когда Молдавию захлестнула волна национализма и Кишинев принял непопулярные законы, ущемляющие русский язык. Непризнанная республика стала автономией, получила свой парламент и главу исполнительной власти (башкана), который также входит в правительство страны. По переписи 2004-го в Республике Молдавия насчитывалось 155,6 тыс. гагаузов.
На референдуме в 2014 году гагаузцы проголосовали за присоединение к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана. Своей симпатии к России автономия никогда не скрывала. Нынешний лидер АТО Ирина Влах в 2015-м шла на выборы под лозунгом «Быть вместе с Россией в наших силах», а во время предвыборной кампании в Гагаузию приезжали депутаты Госдумы и звезды российской эстрады. Единственный визит президента страны Майи Санду в Комрат в сентябре 2022 года закончился скандалом — лидер страны не стала встречаться с главой автономии. Действующие молдавские власти официально не поддерживают ни одного кандидата на предстоящих выборах. В своем ролике Минниханов фактически поддерживает Петрова.
«Мне кажется, Минниханов туда полетел, исходя из того, что у нас безвизовый режим и свободное перемещение и согласовывать с Кишиневом какие-то визиты необязательно»
«Это очень узнаваемый стиль. Есть установка на то, что Гагаузскую автономию нужно максимально подавить»
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали инцидент, объяснили поведение молдавских властей и порассуждали, надо ли Москве отвечать на произошедшее.
Федор Лукьянов — главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:
— В последний год, вскоре после начала СВО, молдавское правительство, пытавшееся до этого как-то маневрировать, заняло очень четкую, явственно антироссийскую позицию. И с тех пор выбор был сделан, независимо от того, что Молдавия зависит от России в экономическом и энергетическом планах. Далее их политика определялась приоритетами и принципами, которыми руководствуются недружественные страны. Поскольку глава Татарстана — высокопоставленный российский государственный деятель, соответственно, они поспешили распространить на него карательные ограничительные меры. Дополнительно, наверное, есть фактор, что они считают визит Минниханова в тюркоговорящий регион Гагаузию чем-то вроде попытки влияния. Под этим соусом они ему и препятствуют.
Визит был согласован с Гагаузией. Не думаю, что он был согласован с Кишиневом, а потом они передумали. Мне кажется, Минниханов туда полетел, исходя из того, что у нас безвизовый режим и свободное перемещение и согласовывать с Кишиневом какие-то визиты необязательно. Сложно сказать, как далеко это все зайдет, учитывая, что Молдавия — это в крайней степени зависимая от России страна, внутри которой тоже много всяких неспокойствий. Но здесь Молдавия ведет себя последовательно.
Не знаю, как России стоит отвечать. Мне кажется, что поводов для плохих отношений с Молдавией у нас и так выше головы. Наверное, можно ввести какие-то черные списки и на их руководство. Но, в общем, это такая игра в наперстки. Россия будет соответственно реагировать на политику Молдавии и поддерживать имеющиеся там оппозиционные силы — и в той же Гагаузии, и в Кишиневе тоже. Это и будет ответом. А всякие демонстративные жесты в ответ — можно, но толку?
Дмитрий Офицеров-Бельский — научный сотрудник ИМЭМО РАН:
— Должен сказать, что поведение Молдавии совершенно не удивляет. Но такого не было достаточно давно. Хотя сама по себе практика не впускать российских представителей и граждан на самом деле очень давняя. Она была еще в те времена, когда страна находилась под властью олигарха Плахотнюка (бывший лидер Демократической партии Молдавии, беглый олигарх Владимир Плахотнюк — прим. ред.), который пытался проводить одновременно и пророссийскую, и прозападную политику. Но в большей степени прозападную. Таких прецедентов было очень много. Сейчас власти Молдавии взялись за старое. Но я не могу сказать, что они из этого могут извлечь хоть какую-то пользу. Будут ли отношения между странами еще хуже? Вряд ли. Потому что отношений практически уже никаких нет. Теперь будет еще больше мотивов не пускать молдавскую продукцию на российский рынок. Но принципиально от этого ничего не изменится.
Неудивительно, что Минниханов собирался посетить Гагаузию. Гагаузы — это православный тюркский народ, проживающий на юге Молдавии автономно. С их автономией сейчас в молдавском руководстве борются. И в перспективах присоединения Молдавии к Румынии гагаузы являются даже большей проблемой, чем Приднестровье. Гагаузы испытывают большие симпатии по отношению к России, и с ними отношения всегда выстраивались несколько иначе, нежели с официальным Кишиневом. Например, в 2006 году мы прекратили ввоз молдавской сельхозпродукции и вин из-за высокого содержания пестицидов, а после дополнительных проверок продукция именно из Гагаузии продолжала идти. Был такой диверсифицированный подход. Думаю, что он сохранится независимо от несостоявшегося визита и всего происходящего.
Разворачивание Минниханова — это показательное выступление? Безусловно, да. Это очень узнаваемый стиль. Мол, вы приезжайте, а в аэропорту разворачивают обратно. И дело не в том, прозападная это политика Молдавии или нет. Можно быть и прорумынским политиком, но таких вещей себе не позволять. Но есть установка на то, что Гагаузскую автономию нужно по возможности максимально подавить. Гагаузия воспринимается как некая угроза единству Молдавии. А если у них еще и контракты появятся, то это будут налаженные альтернативные экономические связи, минуя Кишинев.
Владимир Брутер — политолог, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований:
— Молдавские власти будут делать все возможное, чтобы испортить отношения с Россией. Они хотят показать, как они сильны и могут принять участие в сдерживании России, не пуская видного чиновника. И это только маленький кусочек всей картины. Россия же знает обо всем и предпочитает пока не отвечать, говоря, что она всегда расположена к дружественным отношениям с Молдавией. А нынешние власти Молдавию не представляют. Россия просто хочет, чтобы Молдавии дали спокойно реализовывать курс на нормальные отношения с ней, чего Запад делать, конечно, не хочет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.