Весь мусульманский мир отмечает сегодня Ураза-байрам, окончание поста и светлого месяца Рамазана. «БИЗНЕС Online» по таком случаю обращается к наследию татарских богословов, на протяжении нескольких веков сохранявших влияние на умы приверженцев ислама. Вместе со своими экспертами наша редакция составила собственный рейтинг главных мусульманских ученых татарского мира. Предлагаем читателям дать оценку списку и его героям в комментариях, а также дополнить его новыми именами.
У Талгата Таджуддина часто спрашивают: почему бы вам, уважаемый хазрат, не писать научные шариатские трактаты? На что Таджуддин неизменно отвечает, что у нас и так богатое богословское наследие и для начала нужно разобраться с ним
Почему Таджуддин не пишет шариатские научные труды?
Сегодняшний праздник Ураза-байрам — еще один повод поговорить о различных аспектах влияния мусульманской традиции на развитие нации и жизнь современного человека. О большой истории татарского богословия за три последних десятилетия религиозного возрождения в России приходилось слышать не раз, хотя персонифицировалось оно в 2–3 именах, которые на слуху, к чьим идеям и высказываниям порой обращаются лидеры мнений.
Между тем часто звучит и еще один тезис, согласно которому богословское наследие татарских алимов до сих пор полноценно не изучено. Например, это неоднократно подчеркивал, пожалуй, самый яркий представитель татарского духовенства нашего времени, верховный муфтий России Талгат Таджуддин. К нему, как к человеку, накопившему огромный багаж знаний и жизненного опыта, часто обращаются рядовые мусульмане: дескать, почему бы вам, уважаемый хазрат, не писать научные шариатские трактаты? На что Таджуддин неизменно отвечает, что у нас и так богатое богословское наследие и для начала нужно разобраться с ним.
Так и появилась идея — создать собственный, редакционный рейтинг главных татарских мусульманских ученых в истории. В этом «БИЗНЕС Online» помогли известные в умме и научном мире люди: первый заместитель главы ДУМ РФ Дамир Мухетдинов, ректор РИИ и КИУ, председатель совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин, директор Института истории им. Марджани Радик Салихов, завкафедрой арабского языка и гуманитарных дисциплин КИУ Абдулла Адыгамов, старший научный сотрудник Института им. Марджани Айдар Хайрутдинов.
Конечно, «табель о рангах» ученых — штука довольно условная, распределение выдающихся умов в истории мусульманского богословия по местам скорее помогает современному читателю с бо́льшим интересом отнестись к конкретному журналистскому материалу.
Впрочем, как ни странно, но одну четкую закономерность применение спортивного принципа нам помогло выявить. Дело в том, что все наши эксперты называли одни и те же имена, определяя свой топ-3 рейтинга, — это знаменитый богослов XIX века, уроженец Казани Шигабутдин Марджани, религиозный реформатор конца XVIII – начала XIX века Габденнасыр Курсави и один из лидеров джадидизма, крупнейший татарский философ-богослов XX века Муса Бигиев.
До нас дошло единственное сохранившееся сочинение Сулеймана бин Дауда ас-Саксини «Зухратар-рийад ва нузхат ал-кулуб ал-мирад» — ценное и самое древнее из обнаруженных произведений периода Волжской Булгарии
Из XII века в конец XX
Открывают наш список самый «пожилой» и самый «молодой» участники рейтинга. Живший в XII веке Сулейман ибн Дауд ас-Саксини (20-е место) — единственный ученый времен Средневековья в топ-20, хотя, помимо него, история оставила нам еще ряд имен. Впрочем, у нашего героя есть преимущество перед своими современниками — до нас дошло только одно сохранившееся сочинение ученого «Зухратар-рийад ва нузхат ал-кулуб ал-мирад» («Красота садов и утешение заблудших душ»), которое было создано в Саксине (в начале XII века он был одним из культурных центров Булгарского государства), расположенном на Нижней Волге, его населяли в основном выходцы из Болгара и Сувара.
Хотя один из наших экспертов скептически относится ко всем этим именам средневековых мусульманских богословов. «Булгарские ученые — это во много только сотрясение воздуха. Любой нормальный специалист, который мало-мальски занимается научным исследованием, скажет, что это лишь набор имен, — считает первый заместитель председателя ДУМ РФ Мухетдинов. — Пока ты не увидишь труды этих людей, по которым ты можешь оценить степень их учености, масштаб личности, это всего лишь красивые имена».
Очевидно, что в списке «БИЗНЕС Online» нет наших современников, что объяснимо: после Октябрьской революции богословская мысль была во многом подавлена советской властью, а три десятка лет, которые прошли с начала ее возрождения, срок еще слишком короткий. Однако в нашем рейтинге есть Габдельбарый Исаев (19), доживший до середины 1980-х, предшественник Таджуддина на посту председателя духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири. Он автор перевода Корана на современный татарский язык, над которым работал 30 лет. Муфтий-фронтовик Исаев оставил после себя ряд крупных богословских сочинений, сотни проповедей, а также десятки фетв и личных писем с религиозными наставлениями. Будучи на посту муфтия, он подготовил к печати сборники проповедей и хадисов (в оригинале и переводе), но советское государство не позволило ничему из этого при жизни хазрата увидеть свет. Перевод Корана от Исаева был издан недавно усилиями историка Альфрида Бустанова.
Ризаитдин Фахретдинов вошел в историю и как крупный религиозный философ
В поисках срединного пути между джадидизмом и кадимизмом
Между тем, несмотря на известное отношение советской власти к религии вообще, некоторые из больших мусульманских ученых часть своей жизни, и порой немалую, провели в России после 1917-го.
Языковед и педагог Сунгатулла Бикбулатов (17) умер в Казани в середине 1950-х. При этом его труд «Хазрати Мухаммад» являлся основным учебником по сире (жизнеописанию Пророка Мухаммада) в медресе еще до революции. Автор работ по арабскому языку, истории ислама и татарского народа, Бикбулатов — составитель одного из популярных учебников арабского языка для татарских школ, он переиздавался несколько раз и после Октябрьской революции. В 1920-е преподавал в Бухарском пединституте, а затем в ряде учебных заведений Казани. При этом на партийных собраниях обсуждали его соответствие статусу педагога советского вуза.
Не дожил несколько месяцев до массовых арестов руководства духовного управления умерший в 1936-м в Уфе муфтий ЦДУМ (1922–1936) Ризаитдин Фахретдинов (13). Он вошел в историю и как крупный религиозный философ. Им написаны повести «Салима, или Целомудрие» (1889), «Асма, или Проступок и наказание» (1903), в которых автор выступает сторонником приобщения народа к передовой европейской культуре, поднимает проблему эмансипации женщины. Важнейшее место в наследии Фахретдинова занимает многотомная историко-биобиблиографическая книга «Асар» («Асар»), посвященная жизни и творчеству ученых, деятелей культуры и просвещения народов Востока. Некоторое время Фахретдинов был увлечен идеей создания единого для всех тюрков литературного языка, а затем писал на языке, близком к разговорной речи казанских татар, и называл его «казанский тюрки».
Хасан-Гата Габаши (12) — религиозный и общественный деятель, имам, историк, мусульманский богослов, отец композитора Султана Габаши (композитор, музыковед, хормейстер, музыкальный деятель, педагог, активный деятель татарского музыкального образования). Трижды избирался членом оренбургского магометанского духовного собрания и исполнял обязанности казыя (судьи). А в 1909-м издал фундаментальный труд «Муфассал тарих каум торки» («Подробная история тюркских народов»).
Зия Камали (11) был арестован в 1936 году, а умер в самарской тюрьме в 1942-м. Знаменитый общественный деятель, богослов, просветитель. В 1906-м при поддержке либеральной мусульманской элиты Уфы основал медресе «Галия», где долгое время был директором. Принадлежал к радикальному течению джадидистского (джадидизм — идеология исламского модернизма в России конца XIX – начала XX века) толка. В 1909–1910 годах опубликовал четырехтомный труд «Фэлсэфэи Ислам» («Философия Ислама»), где обосновал исламскую догматику с точки зрения философии, выступил сторонником реформ в соответствии с потребностями времени и, в частности, поддержал равноправие женщин. Был сторонником концепции исламского социализма и антиколониальной революции.
Галимджан Баруди — основатель срединного пути между джадидизмом и кадимизмом (на фото: похороны Габдуллы Тукая, Казань. 4 апреля 1913 года (в центре с палкой — Баруди)
Галимджан Баруди (10) — ректор медресе «Мухаммадия», которое создал его отец. Основатель срединного пути между джадидизмом и кадимизмом (консервативное движение в татарском обществе и среди мусульман России конца XIX – начала XX века). 1–2 мая 1917 года на всероссийском съезде мусульман в Москве большинством голосов был избран муфтием. Первый в истории муфтий России, которого не назначили, а избрали. Баруди умер в Москве в 1921-м, в последние месяцы жизни активно участвуя в работе комитета по помощи голодающим Волго-Уральского района.
Брат Садри Максуди, один из наиболее известных татарских интеллигентов начала XX века Хади Максуди (9) — языковед, педагог, исламовед-популяризатор, политический и общественный деятель. Автор учебника по арабскому языку «Шифахия», впервые изданного в 1898-м, составитель самоучителя русского языка для мусульман России «Русистан. Практический учебник». Написал ряд популяризаторских работ по исламу, которые были использованы даже в качестве школьных учебников. Один из таких трудов — «Гибадат исламия» — считается «катахезисом татарских мусульман».
Габдулла Буби (8) — автор многочисленных работ по богословию, большинство из которых написано на старотатарском языке с использованием арабской графики и арабоязычной исламской терминологии. Его родное небольшое село Иж-Буби, расположенное в Сарапульском уезде Вятской губернии (ныне Агрызский район РТ), благодаря одноименному медресе превратилось в один из лучших центров просвещения российских мусульман. Буби был сторонником возрождения религиозной мысли и практики в их первоначальном виде, переосмысления богословского и интеллектуального наследия ислама и его адаптации к реалиям эпохи, отрицал мусульманскую мистическую традицию и ишанизм (совокупность специфических социальных и духовных практик ишанов и их последователей) как социальный институт, призывал к осознанному и деятельному поведению в жизни, «открытию врат иджтихада» (иджтихад — деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса) и интеллектуализации общественной жизни.
Хусаин Фаизханов — татарский ученый и общественный деятель второй половины XIX века, ученик Марджани, специалист по фикху. Доказывал необходимость изучения татарами русского языка, поскольку согласно его взглядам знание языков обосновывается хадисами
Основоположник первой в Токио мечети
Но в то же время многие из нашего рейтинга либо вовсе не дожили до советской власти, либо предпочли искать счастья после 1917 года на чужбине.
Хусаин Фаизханов (18) — татарский ученый и общественный деятель второй половины XIX века, ученик Марджани, специалист по фикху (мусульманскому праву). Доказывал необходимость изучения татарами русского языка, поскольку согласно его взглядам знание языков обосновывается хадисами. Преподавал тюрко-татарские и арабский языки в Петербургском университете. Его называют первым татарским ученым – востоковедом, исламоведом.
Мурад Рамзи (16) — религиозный деятель, один из самых видных ученых своего времени, религиозный деятель, историк, автор двухтомного исторического произведения «Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи‘ Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар» («Собрание сведений из прошлых событий Казани, Булгара и татарских царей»), посвященного истории тюрков, проживавших в царской России. Его перу принадлежат также труды по различным богословским вопросам, книги по арабской грамматике, тюркский перевод Корана. В своих взглядах он был последовательным кадимистом. Делегат II всероссийского съезда мусульман. Последние годы жизни провел в городе Чугучак, что на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, местные мусульмане пригласили его на должность имама и мударриса.
Жизнь Абдрашита Ибрагимова (15), умершего в 1944 году в возрасте 87 лет в Токио, была полна различных перипетий и путешествий. По мнению наших экспертов, его имя стоит рядом с именами главных общественных и политических деятелей начала XX века, сыгравших важную роль в жизни татарского народа.
Абдрашит Ибрагимов стал основоположником первой в Токио мечети, распространял ислам среди японцев, до последнего дня был уверен, что со временем большинство жителей Страны восходящего солнца станут мусульманами
Он был ученым-исследователем и неутомимым пропагандистом основ ислама. Его перу принадлежат работы по истории, этнографии, фольклору татар, других тюркских и нетюркских народов, собранному им во время многочисленных путешествий. В его жизни было и принятие гражданства Османской империи, и увлечение идеями большевизма. При этом он не уставая проповедовал ислам не только в мусульманском мире. Стал основоположником первой в Токио мечети, распространял ислам среди японцев, до последнего дня был уверен, что со временем большинство жителей Страны восходящего солнца станут мусульманами.
Ярким представителем джадидизма был Закир Кадыри (14). Он родился в 1878 году в селе Абдуллово нынешнего Чердаклинского района Ульяновской области в семье священнослужителя. Кадыри являлся приверженцем традиционного ислама, поскольку считал, что в нем даны ответы на социальные, политические, общественные вызовы современности. Само вероучение и должно, по его мнению, удовлетворить возросшее стремление общества к науке и знаниям, демократии и открыть путь мусульманам к прогрессу. Стоит отметить основные направления работы Кадыри: учебная, религиозно-философская литература, аналитическая литература по женскому вопросу, журналистика и общественно-политическая публицистика. Подавляющее большинство своих работ он издал в России в 1911–1917 годы. Уехал из страны с ярлыком «буржуазного националиста», жил сначала в Финляндии, потом в Турции.
В исламском мире Утыз-Имяни известен как ученый, восстановивший утерянные фрагменты древнего Корана (на фото: мавзолей Утыз-Имяни, с. Темяшево, Лениногорский район РТ)
Открывающие «великолепную семерку»
Габдрахим Утыз-Имяни (1752–1836) — татарский поэт-суфий, ученый, религиозный деятель и просветитель, занял в рейтинге 7-е место. В исламском мире также известен как ученый, восстановивший утерянные фрагменты древнего Корана (так называемого Коран Усмана), который, согласно преданию, принадлежал третьему праведному халифу Усману ибн Аффану. Сохранилось около 60 произведений Утыз-Имяни, из них более половины относятся к поэзии, а другие являются научными работами по лингвистике, философии и теологии. Он обогатил поэзию такими жанрами, как газель, хикмет, марсия, баит.
6-м стал Мухаммад-Закир ал-Чистави (Камалов) (1815–1893), его жизнедеятельность в последние годы стала привлекать внимание все большего числа как отечественных, так и зарубежных ученых. К XIX веку в Волго-Уральском регионе действовали два основных духовных лидера: в юго-восточной его части — Зайнулла Расулев (о нем рассказ ниже), в центральном же Поволжье — Мухаммад-Закир ал-Чистави. Также сложилось и два главных очага мусульманского образования: медресе «Расулия» в Троицке и медресе «Камалия» в Чистополе, куда съезжались тысячи студентов не только из центральных регионов России, но и с сопредельных территорий — из Средней Азии, Кавказа, Казахстана. Несомненно, духовное наследие и жизнедеятельность этих двух центральных фигур, суфийских наставников накшбандийского тариката, требует самого детального и пристального изучения. К сожалению, констатируют наши эксперты, деятельность Камалова к настоящему времени все еще остается малоисследованной.
Ишмухаммет Динмухамметов (1849–1919), больше известный как Ишми-ишан, стал 5-м. Ишми-ишан являлся верховным лидером кадимизма. Было время, когда это учение подвергалось нападкам за консерватизм и патриархальность, приверженность традиционным догмам ислама. В советское время его клеймили за старорежимность и косность. Динмухамметов был членом Государственной Думы. Дума рассматривала его предложения по социальному обустройству общества. Некоторые из брошюр сохранились, в них говорится о правилах шариата, вреде курения, полемике кадимизма и джадидизма.
Вышеупомянутый Расулев (4) (1833–1917) — ишан, последователь суфизма, просветитель, член братства Накшбандия, один из руководителей джадидизма. Преследовался царской властью за распространение суфизма. Имел при жизни 10 тыс. последователей. Считался самым влиятельным мусульманином в Российской империи.
Муса Бигиев — знаменитый татарский философ-богослов, лидер джадидского движения, «мусульманский Лютер». Недавно появилась информация о том, что найдена могила ученого в Каире
От «татарского Лютера» до Марджани
Занявшего 3-е место в нашем списке Мусу Бигиева (1879–1945) называют №1 по влиянию на татарское общество. Это знаменитый татарский философ-богослов, лидер джадидского движения, «мусульманский Лютер». Бигиев покинул атеистическую Советскую Россию в 1930-м и в эмиграции кочевал по разным странам, проживая в Китайском Туркестане, Финляндии, Индии, на Суматре, в Японии, Афганистане, Турции и Египте. Умер в Каире, где и похоронен. Недавно появилась информация о том, что найдена могила ученого, ее посещение в планах муфтия РТ Камиля Самигуллина.
«Можно сказать, что мир татарского богословия до Марджани представлял собой традиционалистскую среду, в которой было очень много ярких богословов, их можно десятками перечислять, но это богословие плохо изучено пока у нас», — констатирует директор Института истории им. Марджани АН РТ Салихов. Но был Курсави (2) (1776–1812), о котором и Марджани говорил, что он просто его ученик. «Курсави является одним из основополагающих богословов, который разработал проблему иджтихада», — добавляет Мухаметшин. Личность и деятельность ученого имели важнейшее значение в воспитании национальной интеллигенции, в его трудах доказывалось право человека на познание окружающего мира. В 1812 году Курсави отправился в хадж, в пути он заболел холерой и умер в Стамбуле.
Шигабутдина Марджани считают предвестником джадидского движения в России. Именно он заложил его основы — реформу преподавания в медресе, способствовавшую усвоению татарами передовых достижений мировой культуры и науки
Ну а Марджани наши эксперты почти единогласно поставили на 1-е место. Мухаметшин: «Он ученый с мировым именем. Его влияние доходит и до XXI века». Просветительские идеи Марджани охватывают самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа. Он считал просвещение мощным орудием прогресса. Многие называют Марджани предвестником джадидского движения в России. Именно он заложил его основы — реформу преподавания в медресе, способствовавшую усвоению татарами передовых достижений мировой культуры и науки.
Имя ученого носят самая известная мечеть столицы РТ, Институт истории АН РТ, улица в центре Казани, по случаю 200-летия со дня рождения Марджани появился памятник выдающемуся мыслителю на набережной озера Кабан.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.