«Я специалист по искусственному интеллекту последние 35 лет. Давайте вы о том, в чем не разбираетесь, говорить не будете. Не надо рассказывать, это все сейчас распознается с помощью искусственного интеллекта на раз. У вас это все есть, это обычная гугловская отмазка», — отчитывал представителя «ВКонтакте» член СПЧ и президент «Крибрума» Игорь Ашманов. О том, как просили Роскомнадзор заблокировать стримеров на «Твиче», сравнивали блогеру Елену Блиновскую с экстрасенсом Анатолием Кашпировским, а также возмущались содержанием учебников истории, — в материале «БИЗНЕС Online».
Студенты, школьники, педагоги, представители власти и эксперты в вопросах безопасности в сети — такую разношерстную компанию собрал XII международный форум безопасного интернета
«Путь блокировки до конца не решает проблему»
Студенты, школьники, педагоги, представители власти и эксперты в вопросах безопасности в сети — такую разношерстную компанию собрал в московском пресс-центре «Россия сегодня» XII международный форум безопасного интернета. По задумке организаторов, в ходе работы 19 секций молодежь вместе со специалистами отрасли, учеными и волонтерами должна выработать решения, которые сделают интернет-пространство более безопасным. К 10:00 большой зал был заполнен участниками форума. Среди них — школьники, выигравшие конкурс сочинений на тему безопасного интернета, волонтеры и эксперты. Нашлись и те, кого посетить программу форума попросили на работе. Как призналась корреспонденту «БИЗНЕС Online» учительница одной из московских школ, ее попросило прийти в пресс-центр руководство учебного заведения.
Открывало форум пленарное заседание на тему «Рунет в свете указа о государственной политике по сохранению традиционных ценностей». «За последний год гражданское общество в России сильно изменилось, и к лучшему. Благодаря тому испытанию, что выпало на нашу долю, мы все стали более сильными и более сплоченными. Гражданское общество сплотилось вокруг наших воинов и нашего президента», — заметила директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина, которая в этот день выступала модератором заседания. Она добавила, что такое гражданское общество отстаивает интересы страны и требует уважения, особенно в пространстве соцсетей. Поэтому граждане отправляют в адрес Лиги безопасного интернета колоссальное количество писем с фактами дискредитации российской власти и Вооруженных сил РФ. По признанию Мизулиной, ежедневно специалисты ее организации получают более 100 таких сообщений. «Машина западной пропаганды продолжает работать, но наши активные граждане, Роскомнадзор, министерство внутренних дел дают им достойный отпор. И я сегодня благодарю их за такую активную работу», — сказала она.
Игорь Ашманов и Екатерина Мизулина
Ответом на пропаганду Запада также стало появление указа президента об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей и принятие закона о полном запрете ЛГБТ-пропаганды. «Эти два документа только начинают работать, но еще несколько лет назад нельзя было представить, что они вообще появятся. Это все результат нашей работы», — отметила Мизулина. По ее мнению, бездействие крупных IT-площадок, особенно иностранных, приводит к тому, что в сети продолжается натиск деструктивного контента разного вида. Особенно специалистов Лиги безопасного интернета сегодня беспокоит распространение пронаркотического контента и треш-стримов. Однако и на эти проблемы уже найдено решение — закон об ужесточении ответственности за пропаганду наркотиков уже внесен на рассмотрение Госдумы. Также готовится законопроект об ограничении треш-стримов. При этом Мизулина уточнила, что не считает блокировку контента эффективным решением. Более правильным, с ее точки зрения, было бы наладить работу с авторами. «Путь блокировки до конца не решает проблему и не меняет сознание авторов публикации или его аудитории. Они часто вообще не понимают, почему так произошло, и продолжают плодить запрещенный контент на новых ресурсах и в новых аккаунтах, — отметила Мизулина. — Один из вариантов решения — это предупреждение авторов контента об ответственности».
Новая стратегия — начинать с предупреждения авторов контента и только потом обращаться к органам власти — уже была эффективно апробирована на теме незаконной рекламы онлайн-казино. Как почеркнула Мизулина, многие стримеры после первичного предупреждения отказались от распространения подобного контента. Однако нашлись и те, кто голосу Лиги безопасного интернета не внял. Все они накануне были внесены в реестр запрещенных сайтов. «В реестр занесено более 20 стримеров, которые не услышали нас и не прекратили такую деятельность. Благодаря Роскомнадзору вчера аккаунты крупных стримеров были заблокированы на площадке Twich, включая аккаунт главного стримера страны — Егора Крида», — похвасталась Мизулина.
Елена Мильская
Следом слово предоставили председателю попечительского совета национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям Елене Мильской. «Война ведется в интернете. К сожалению, эта информационная война будет длиться долго. Нам нужно набраться терпения и понадеяться на наш народ. А наш народ способен на многое, — сказала Мильская. — События, которые происходят, сорвали со всех маски. Мы видим влияние иностранцев и те „ценности“, которые нам навязывают в виде гендерного какого-то равенства, ЛГБТ-пропаганды, ювенальной юстиции. Дай бог нам всем сил, победа будет за нами!»
— Мы часто с вами общаемся, и общение продуктивное, — взял слово начальник управления контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций Роскомнадзора Евгений Зайцев.
— Раз так, когда вы остальных стримеров, внесенных в реестр запрещенных сайтов, на Twich заблокируете? — поспешила уточнить Мизулина.
— Работаем над этим. Не всегда все происходит молниеносно, как нам бы хотелось, но с вашими усилиями уже сделано и будет сделано еще больше, — пообещал спикер.
— Что мы будем делать, если Twich заблокирует к ним доступ? — снова спросила модератор.
— Будем штрафовать и обсуждать возможное принятие каких-то более жестких мер, — уверенно объявил Зайцев.
— Я думаю, что все стримеры услышали предупреждение Роскомнадзора и правильно его будут интерпретировать о том, что такое «жесткие меры», — строго заключила Мизулина. При этом Зайцев поспешил покинуть форум.
Другой заметной фигурой на заседании был вице-президент ВК по связям с общественностью Алексей Меркутов. Обращаясь к залу, он попросил поднять руку тех, кто пользуется «ВКонтакте». «Лес рук, спасибо за поддержку. Да, у нас 100 миллионов пользователей всего — это огромная цифра», — подметил Меркутов. По его мнению, это связано с тем, что «ВКонтакте» сегодня готова предложить пользователям персонализированный подходящий контент. «Важно, чтобы тот контент, который появляется во „ВКонтакте”, был правильным, нужным. Мы должны предоставить пользователям возможность создавать контент самим, это очень важно, поскольку инструменты для создания правильного контента сегодня — это путь к тому, чтобы все мы получали в соцсетях необходимую информацию», — считает Меркутов.
Михаил Онуфриенко
«Мы должны заставить их нас уважать»
«Раз тут все себя хвалят, начну с того, что похвалю сбежавшего коллегу слева, — съязвил блогер Михаил Онуфриенко. — Действительно, Роскомнадзор начал работать принципиально лучше, уже четвертый год ни мои материалы, ни материалы [Юрия] Подоляки не заносятся в черный список, не удаляются, не выносятся предупреждения о неприемлемом содержании». Он уточнил, что в некоторых случаях невозможно обойтись без упоминания запрещенных сегодня эмблем и символик. «Простите, а как вы расскажете о том, что врага надо знать в лицо, не показав, чем он занимается? Сейчас, слава богу, стало лучше с этим», — пояснил спикер.
Далее Онуфриенко заявил, что «ВКонтакте» сегодня пользуются не только в России, но и на Украине. «Они там регистрируются, активно пишут, работают. И выгнать их оттуда — необъятный фронт работы, до начала СВО это вообще была невозможная задача, потому что „ВКонтакте“ закрывал глаза: „Отстаньте от нас, звоните в ФСБ“. А в ФСБ говорили: „Да вы что, ребята, вы думаете, у нас штат резиновый?“» — возмущался блогер.
Поэтому он призвал с большим вниманием относиться к своему окружению и не лениться объяснять подрастающему поколению, что нельзя создавать себе кумиров и ориентироваться на один источник информации. Есть у Онуфриенко претензии и к учебникам истории. «Нюансы есть. В одном учебнике написано, что после взрыва в 1977 году в метро, устроенного лицами кавказской национальности, в России произошло становление русского национального движения. Причем если на Украине движение националистическое, то в России — национальное, — привел пример Онуфриенко. — Обратите внимание: взрывы в метро произошли в 1977-м, а становление русского национального движения в середине — 60-х. Перевернули даже хронологически. После говорится, что лидерами были Солженицын и еще ряд людей. А эмиграционные центры, в частности антибольшевистский блок народов, помогал национальным движениям в СССР». Мильская моментально отреагировала: «Я каждый год прошу создать единый учебник истории и воспитывать поколение в едином русле. По-другому никак. Наверное, будем опять поднимать этот вопрос и с министерством просвещения разговаривать».
На прямой связи с передовой к форуму подключился член Общественной палаты РФ Александр Малькевич. «Хочу традиционно пошутить и сказать, что надеюсь, что следующее мероприятие, посвященное безопасному интернету, позволит подключаться без использования платформы Zoom, которая в новых регионах заблокирована, как и сервисы Google. И прекрасно, в общем-то, здесь люди себя ощущают. Никакой тоски по зловредному контенту нет», — заметил он.
Малькевич считает, что для России крайне важно иметь свою интернет-инфраструктуру, а также уделять большее внимание не только YouTube, но и «Википедии». «Это страшнейшее оружие с долгосрочным поражающим эффектом. У нас школьники и студенты копируют оттуда, чтобы написать курсовую или контрольную, не задумываясь, какие смыслы эти ноунеймы им втюхивают», — раздосадован Малькевич. По его словам, «Википедия» систематически переписывает все критически важные материалы. При этом представители платформы не реагируют на обращения российских депутатов и представителей общественной палаты. «Они читают и хоть бы написали: „Не пишите нам больше. Пошли вон, проклятые пропагандисты из Кремля“. Нет. Просто игнор. Мы должны заставить их нас уважать», — эмоционально заявил спикер.
Артем Кирьянов
«Блиновская — наш новый Кашпировский»
И тут Мизулина напомнила о задержании блогера Елены Блиновской. «Она уклоняется от уплаты налогов на сумму 918 миллионов рублей. Какого рода доходы были у этого блогера — трудно представить. При этом, зная, что уголовное дело возбуждено, она пыталась уйти от ответственности, убежать из нашей страны. Смысл в чем? В том, что мы предупреждали, что так и будет», — строго заметила директор Лиги безопасного интернета.
«Не поворачивается язык назвать таких людей блогерами», — вступил в дискуссию депутат Госдумы Артем Кирьянов. Он уточнил, что сегодня в России все бизнес-потоки прозрачны и легко отслеживаются, потому не стоит строить иллюзий и пытаться выстроить схему избегания от уплаты налогов. Такие решения в России сегодняшнего дня, по его мнению, не работают. Мизулина в ответ предположила, что сегодня важно рассказывать людям о том, что красивая жизнь инфоцыган — результат мошеннической деятельности и уклонения от уплаты налогов.
— В этом явлении нет ничего нового. Были всегда такие деятели. Мы все помним Кашпировского, Чумака, просто они пришли на просторы социальных сетей. Блиновская — наш новый Кашпировский, видимо, — размышляла Мизулина.
— Предлагаю Кашпировского не использовать как пример, потому что он реальный дипломированный психиатр, который 25 лет в психушке отработал, — вступился за него член СПЧ и президент «Крибрума» Игорь Ашманов. — У него был не заскок, а идея, что надо как можно шире это распространить через телевизор, но он реальный психотерапевт. А вот за ним пришли Чумаки и прочие. Вот на них надо ссылаться.
По мнению Ашманова, основная проблема инфоцыганства — в деструктивном контенте. При этом бороться с ним сегодня не так просто, поскольку Роскомнадзор может заблокировать лишь то, что запрещено законом. Запрет ЛГБТ-пропаганды, как полагает Ашманов, верный шаг, однако этого недостаточно. «Сейчас пошли разговоры о том, что [Дарья] Трепова, которая принесла бомбу к [Владлену] Татарскому, — ярая феминистка и ее завербовали в этих группах. То есть надо и с радикальным феминизмом что-то делать, — уверен Ашманов. — Сейчас школьные расстрелы, суицидные группы не пухнут, а ЛГБТ, чайлдфри, радикальный феминизм и другие маргинальные движения пухли несколько раз за год последние 5–7 лет, потому что их никто не запрещает».
Выступающий также добавил, что сегодня в условиях блокировки прозападных цифровых платформ не стоит обращать на них повышенного внимания. «Несмотря на похохатывания нашей IT- и медийной интеллигенции о том, что все поставили VPN, на этих площадках происходит усыхание аудитории, потому что для большинства другие ресурсы — в состоянии одного клика», — указал Ашманов. При этом к этим сервисам есть свои вопросы, поскольку закон о самоцензуре не исполняется отечественными цифровыми платформами.
— Алексей Анатольевич, задам конкретный вопрос, — Ашманов прямо обратился к Меркутову. — Пишут, что есть паблики «Типичный Харьков», «Типичный Мелитополь». Это абсолютно токсичная история. Но заблокировать это во «ВКонтакте» нельзя, если не будет предписания прокуратуры. Было бы неплохо, если бы вы на форуме пообещали дать канал прямого обращения к «ВКонтакте» для блокировки всей это дряни, потому что работать через прокуратуру в условиях войны просто издевательство! Ведь ЛГБТ-паблики не забанили, хотя есть закон.
— Нужно понимать объем информации, который модерируется во «ВКонтакте», — попытался оправдаться Меркутов.
— Я специалист по искусственному интеллекту последние 35 лет. Давайте вы о том, в чем не разбираетесь, говорить не будете. Не надо рассказывать, это все сейчас распознается с помощью искусственного интеллекта на раз. У вас это все есть, это обычная гугловская отмазка, — парировал Ашманов.
— Проблема много лет существует. Достали до печенок, потому что все модераторы спускают все на тормозах! — вмешался Онуфриенко. — Неоднократно мы были свидетелями случаев, когда они получают деньги за то, что ничего не делают. Эти механизмы тоже известны.
— Модерация «ВКонтакте» устроена следующим образом: первая стадия — нейронные сети, вторая — модераторы, люди, которые отсматривают контент в случаях, если с алгоритмами есть какие-то вопросы. Третий канал — жалобы пользователей и только четвертый — жалобы и предписания регуляторов, которые мы выполняем. «ВКонтакте» — российская компания, и она выполняет российское законодательство. Говорить о том, что существуют модераторы, которые не хотят выполнять свои обязанности, — это частные случаи, которые стоит рассматривать отдельно, — заверил Меркутов.
— Алексей, назначьте меня главным модераторам по инфоцыганам. Говно удалится! — выкрикнул из зала мужчина.
— И миллиарды пропадут, — добавил Ашманов. — Алгоритмы дополнительно обучать, чтобы они определяли ЛГБТ-контент, не нужно. Не надо дообучать и по хохлам. Если там написано «Путлин» — значит, хохлы. Кто сталкивался с таким контентом в ВК, поднимите руку. А кто готов показать?
— Я сталкивался и готов показать, — выкрикнул мужчина средних лет в футболке волонтера.
— Даже по количеству рук вы видите, что число пользователей «ВКонтакте» кратно больше, чем людей, которые недовольны контентом. Модерация контента должна быть, я с вами согласен. Алгоритмы обучаются быстро, и мы это быстро и делаем, — продолжил оправдываться Меркутов.
— Коллеги, — вмешалась Мизулина, когда дискуссия все больше стала напоминать попытки спикеров перекричать друг друга. — Идет информационная война, и действительно во «ВКонтакте» много такого контента. Но больше ли его, чем в YouTube и «Телеграме»? «ВКонтакте» хоть что-то делает.
— Я говорю о том, что не надо нагружать прокуратуру. Это неестественный способ работы. Модерация «ВКонтакте» могла бы облегчить работу, — продолжал настаивать на своем Ашманов. — ЛГБТ-контент распознается. В чем проблема убрать его с платформ? Проблема, видимо, в том, что представители ЛГБТ — среди модераторов. Это либо коммерческий интерес компании, либо интерес конкретных людей.
— Я думаю, что есть над чем работать, и в этом наша задача. Мы просто хотели бы, чтобы быстрее все работало, потому что вы наша единственная российская площадка. К вам больше требований, как к российской платформе. Вы же наши, родненькие, — решила сгладить конфликтную ситуацию Мильская. — Если мы через год соберемся и ничего не изменится, думаю, нам неудобно будет друг другу в глаза смотреть.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.