«Я «пехотинец» Минниханова. У нас, глав, очень интересная и многогранная работа, на которой можно работать, только если ты искренне любишь людей и дело, которым занимаешься», — говорит Михаил Афанасьев. О том, как живет и развивается Зеленодольский район в период западных санкций и СВО, глава рассказал в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online».
Михаил Афанасьев: «У нас, глав, очень интересная и многогранная работа, на которой можно работать, только если ты искренне любишь людей и дело, которым занимаешься»
СВО: «Сегодня идет набор добровольцев»
— Михаил Павлович, мы более года живем в новой реальности — в период проведения СВО. Как Зеленодольский район помогает бойцам и их семьям, жителям новых российских территорий?
— Мы находимся в ежедневной работе по поддержке участников СВО, все сельские поселения и коллективы принимают в этом активное участие. Вклад района значим — это отгрузка и товаров первой необходимости, и строительных материалов, и продуктов питания. Отдельные граждане проявляют инициативу — например, Алексей Чигаров по личной инициативе проектирует и изготавливает печки-буржуйки для использования в полевых условиях, окопах. Его наградил раис Татарстана Рустам Минниханов. Мы с Алексеем подружились. Для увеличения производства буржуек он попросил плазморез, и я из личных средств купил и подарил ему этот инструмент.
Участникам СВО отправляем и автомобили, и палатки, и вещмешки, и балаклавы — все, в чем есть потребность. Сегодня эта работа систематизирована: отправляем только те вещи, которые действительно нужны, по запросам. Я буду встречаться с участниками СВО, приехавшими в отпуск, и уточню, что еще сегодня требуется на линии соприкосновения.
Что касается семей военнослужащих, то для них мы обнулили плату за детские сады, посещение спортивных и культурных объектов. За каждой семьей закреплены ответственные люди — главы местных поселений, депутаты или люди с активной жизненной позицией, в том числе из исполкома района.
— Какое участие в благотворительных акциях принимают предприятия района?
— Мы все участвуем в формировании гуманитарных грузов — продуктов питания, медицинских средств, техники. В этой работе нет никакого принуждения, все делается искренне, от души.
— Координатор республиканского движения «Ярдәм янәшә! Помощь рядом!» на интернет-конференции сказал, что не все предприятия сразу начали оказывать гуманитарную помощь, видимо, боясь санкций. Среди ваших таких нет?
— Такого не было. По крайней мере, я о таком не слышал. Под санкциями у нас и ПОЗиС, и завод имени Горького, мы этого не боимся.
— Сколько в районе мобилизованных?
— В целом порядка 300, в том числе «Алга» и «Тимер». Сегодня идет набор добровольцев.
«Я буду встречаться с участниками СВО, приехавшими в отпуск, и уточню, что еще сегодня требуется на линии соприкосновения»
«За счет предприятий ОПК хорошо увеличился бюджет района»
— Говоря о цели своей деятельности в Зеленодольском районе на интернет-конференции в октябре 2020 года, вы сказали: «В конечном итоге — улучшение качества жизни людей, а это и дороги, и тротуары, и социальные объекты, и общественные пространства, и рабочие места, и достойный уровень заработной платы, и безопасность, и возможность для развития талантов и способностей». Что из перечисленного удалось сделать за 2,5 года? И время это было непростым — то коронавирус, то СВО…
— Несмотря на это, многое удалось сделать. За последние два года объем инвестиций суммарно составил более 40 миллиардов рублей. В том числе 10 миллиардов — это федеральные и республиканские программы, порядка 33 миллиардов частных инвестиций. Хорошо увеличился бюджет — с 3 миллиардов в 2019 году до 4,6 миллиарда рублей в 2022-м. Заработная плата выросла на 10 процентов и составила в среднем чуть более 41 тысячи рублей. Объем собираемых налогов — на уровне 123 процентов.
— За счет чего увеличился бюджет?
— В первую очередь за счет промышленных предприятий ОПК — заводов имени Серго и Горького, а также ООО «ТДК», ЗМЗ, ОКБ «Союз» и других. И, конечно, за счет резидентов промышленных парков. Все понемногу вложились в этот результат. Есть и лидеры — Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат, «Полюс-Альфа» (ИПП — 146 процентов). Мы увеличили налоговую базу, и в прошлом году было собрано 13,3 миллиарда рублей, из которых в местный бюджет зачислено 2,3 миллиарда.
— Выходит, Зеленодольский район — донор?
— Пока нет, мы получаем дотации по различным программам.
— Но вы генерируете больше, чем тратите на себя!
— Мы от республики получаем больше, чем зарабатываем в свой бюджет. Обеспеченность района за последние три года оценивается в пределах 60 процентов. Нам еще далеко до самоокупаемости.
«За последние два года объем инвестиций суммарно составил более 40 миллиардов рублей. В том числе 10 миллиардов — это федеральные и республиканские программы, порядка 33 миллиардов частных инвестиций»
— А сколько составляет валовой территориальный продукт района?
— 56 миллиардов рублей — ВТП, 20 миллиардов — оборот розничной торговли. Треть объема ВТП — это доля малого и среднего бизнеса.
— «Какая сегодня обстановка на заводе имени Горького? Что производят, что в ближайших планах? Хватает ли комплектующих? Что со сбытом? Рабочей силы для гражданского судостроения у них хватает или всех на оборонзаказ перебросили?» (Артем)
— И гражданское, и военное производство работает. Завод полностью загружен работой. Есть и гособоронзаказ, и гражданские заказы — в частности, завод строит четыре «Метеора». Заложили первое гражданское судно, работающее на водородных элементах. Был спроектирован и построен газоход. Сегодня приступили к выполнению большого проекта по замене судового парка Санкт-Петербурга с переводом его на газомоторное топливо. Это большой проект «Газпрома», и мы в нем участвуем.
— Это будет переоборудование под газомоторное топливо?
— Нет, это строительство нового флота. А сам завод сегодня законтрактован на сумму более 100 миллиардов рублей. Предприятие стабильно работает.
— «Что будет с судостроительным колледжем, выбран ли руководитель? Планируется ли открытие на территории Зеленодольска института?» (Николай)
— Судостроительный колледж воссоздан, за что большая благодарность руководству нашей республики. История учебного заведения такова: Киевский судостроительный техникум в 1941 году был эвакуирован в Зеленодольск. В постсоветское время его закрыли, а сейчас он восстановлен заново.
Думаю, придет время, когда на базе механического и судостроительного колледжей в городе появится политехнический институт.
«Недавно состоялись торги, и Васильевский стекольный завод приобрел частный инвестор»
На пустующих площадях предприятий строят промпарки
— «Из-за каких предприятий индекс промышленного производства Зеленодольского района в 2022 году составил не 100, а 97,1 процента? Кто и почему снизил производство?» (Леонид Григорьев)
— ИПП завода имени Горького — 100 процентов, хлебокомбината — 106 процентов, молокоперерабатывающего комбината — 101 процент, ПКФ «Полюс» — 146 процентов. Снижение было у ПОЗиСа — ИПП составил 85,4 процента, а также у Татарстанского деревообрабатывающего комбината (ТДК) — 83 процента. И для снижения есть объективные причины. На ПОЗиСе оно было связано в том числе с покупательной способностью. Но сейчас динамика восстановилась. Кроме того, у ПОЗиСа имелись экспортные контракты со странами Европы, у ТДК — с IKEA. Потребовалось время, чтобы сформировать новые логистические цепочки и каналы продаж. На сегодня все это уже выстроено, всем контрактам нашли замену. Сейчас предприятия работают на внутренний рынок и с дружественными странами.
— Зеленодольский фанерный завод и Поволжский фанерный комбинат объединились и создали Татарстанский деревообрабатывающий комбинат (ТДК). Что дало это объединение?
— Ничего не изменилось, это просто новое название компании. Ассортимент продукции у них расширяется, потому что это диктует рынок.
— ЗФЗ закрыли в 2020 году. Там возобновили производство?
— ЗФЗ не работает, но люди с него перешли работать на ТДК. Более того, на ЗФЗ освободилась территория порядка 19 гектаров. И сегодня вместе с акционерами мы смотрим, что сделать на этих площадях. Инфраструктура там очень хорошая. Планируем создать промплощадку по типу КИП «Мастер». То же самое мы делаем на освободившихся площадях всех предприятий. Например, у ПОЗиСа на свободных площадях появились резиденты — в частности Фабрика мягких контейнеров, которая шьет мешки под сыпучие грузы: зерно, удобрения. Там создано 100 новых рабочих мест. В Зеленодольске раньше была швейная фабрика, и очень хорошо, что швеи нашли сегодня работу рядом с домом.
— Какой интерес профессиональным швеям шить мешки?! Швейные производства не возрождаются?
— Есть трикотажное предприятие в индустриальном парке «М7» в Новониколаевке, «Авалон продакшн», где производят носки, чулки, детские изделия. Они устойчиво развиваются, составляя конкуренцию китайским производителям. Покупают новые станки и работают. Совсем недавно в промпарке «Зеленодольск» открылось предприятие «Дарпикс» по производству одноразовой медицинской одежды и материалов для хирургии. Там работают порядка 100 человек. И это тоже легкая промышленность.
— «Территорию обанкротившегося Васильевского стекольного завода вы рассматривали как будущую точку роста. Что там происходит сегодня? Какие еще точки роста есть у района?» (Дамир Мустафин)
— Недавно состоялись торги, и Васильевский стекольный завод приобрел частный инвестор. Его площадь — 15 гектаров, подведено 3,5 мегаватта электроэнергии, имеются газораспределительный пункт мощностью 8 тысяч кубов, артезианская скважина, железнодорожные пути, выход на Волгу. После завершения процедур по оформлению мы с инвестором будем думать, как развивать эту площадку. Там, вероятно, появится интересное производство, потому что для этого есть все. Может быть, даже вернутся к истории и начнут производить стеклянную тару.
«В рамках проекта «Большой Зеленодольск» спроектированы магистральные сети, есть поручение раиса РТ по проектированию внутренних сетей на площадке. Министерство строительства сегодня этим занимается»
— Какие на сегодняшний день есть договоренности с инвесторами по проекту «Тура 2.0»?
— Это республиканский проект на территории нашего района по созданию нового индустриального парка вдоль трассы М7 площадью 300 гектаров. Состоялись инвестиционные советы по выделению земельных участков, территория эта востребована, и заполнение парка началось. Думаю, в 2024 году появятся очертания этого промпарка.
— «Нэфис» на инвестсовете показывал проект своего комплекса. По нему принято решение, он будет там размещаться?
— Да, проект «Нэфиса» по созданию складского комплекса на этой территории был одобрен инвестсоветом республики во главе с раисом Татарстана. Проект будет реализован, решение принято.
— Какая задача этого года по проекту «Тура 2.0»?
— Во-первых, в рамках проекта «Большой Зеленодольск» спроектированы магистральные сети, есть поручение раиса РТ по проектированию внутренних сетей на площадке. Министерство строительства сегодня этим занимается. Во-вторых, в течение года, думаю, будет принято решение еще по 2–3 резидентам.
— В апреле в Набережных Челнах вы посетили фабрику «Славица», которая тоже значилась в планах на эту площадку. Какой там будет объект?
— Идет работа по привлечению и формированию инвестиционного проекта. Они хотят расширять свое производство мороженого в нашей локации. У нас, в районе, и молока много, и логистика удачная.
«Миграция между Зеленодольском и Казанью по-прежнему очень высокая. Но за последние годы в наших промышленных парках было создано дополнительно порядка 10 тысяч новых рабочих мест, а если учитывать двухсменную работу, то это под 20 тысяч»
«Понятно, что рабочих рук не хватает везде, но не из-за маркетплейсов»
— В 2020 году вы считали: «Проблема города и района — высокая маятниковая миграция». Удалось ли справиться с этой проблемой?
— Миграция между Зеленодольском и Казанью по-прежнему очень высока. Но за последние годы в наших промышленных парках было создано дополнительно порядка 10 тысяч новых рабочих мест, а если учитывать двухсменную работу, то это под 20 тысяч. Но и население у нас увеличилось более чем на 5 тысяч человек. На начало 2023 года население района составило 169 710 человек.
— За счет кого такой прирост?
— За счет людей, которые купили в нашем районе квартиры и переехали жить. Жилье у нас дешевле, чем в Казани, разница составляет порядка 50 тысяч рублей с квадратного метра.
— В какую цифру вы оцениваете ежедневную маятниковую миграцию?
— Думаю, порядка 20 тысяч человек. Да, часть наших граждан ездят на работу в Казань и НДФЛ платят там, но многие казанцы приезжают работать к нам и платят НДФЛ здесь.
— Куда они приезжают работать?
— В промпарки, на Wildberries, Ozon, «Промэнерго», в «Итле Китчен», распределительные центры и на другие предприятия.
— У вас создано немало новых рабочих мест. Проблема с кадрами ощущается?
— Дефицит кадров остается одной из самых важных проблем. Всем нужны специалисты — начиная с администрации района и заканчивая промышленными предприятиями. У нас есть учебные заведения: медицинский колледж, механический колледж, воссоздан судостроительный колледж. Кадры мы и сами готовим, и приглашаем из Казани. Кроме того, к нам начали переезжать жители других регионов. Это дает нам возможность получить ценные кадры. Мы просим девелоперов отдавать приоритет семьям со специалистами, которые нужны экономике района.
— В вашем районе создали свои площадки Wildberries и Ozon, где зарплаты выше, чем у инженеров на промышленных предприятиях. И люди уходят. Получается, предоставляя площади примитивным рабочим местам, вы создаете проблемы сложным производствам, в том числе оборонным заводам.
— Абсолютно нет! В самом начале был некий переток кадров на маркетплейсы, но время все расставило по своим местам. Базовые предприятия работают стабильно. Понятно, что рабочих рук не хватает везде, но не из-за маркетплейсов. Мы работаем по федеральной программе строительства жилья для предприятий оборонной промышленности, и это будет конкурентным преимуществом при подборе кадров. И, конечно, ведем профориентационную работу в школах и колледжах.
— Сколько у вас в районе работающих из 170 тысяч населения?
— Думаю, порядка 75 тысяч человек.
— У вас много серьезных промышленных предприятий. Стоит ли открывать новые промпарки, если заводы испытывают нехватку кадров? Должен же быть баланс между рабочими местами и количеством работающих людей.
— У нас рабочих мест не хватает. Население приросло на 5 тысяч, и этим людям нужна работа рядом с домом. Как я сказал, мы только на 60 процентов обеспечиваем себя. Как это победить? Это только новые производства, рабочие места, увеличение объема отгрузки готовой продукции, развитие МСБ и увеличение самозанятых.
А промпарки — это не только маркетплейсы, но и производства, например такие заводы, как «Промэнерго», «ЭлектроОптима». Это предприятия, которые печатают материнские платы, занимаются микроэлектроникой, производят станции для зарядки электромобилей и метробусов. Другой пример — пищевая промышленность. Кухня сети халяльной продукции «Итле Кичен» находится у нас. Достраивается объект «Зеленая дача» по переработке овощей и фруктов. Завершается строительство завода «Саэльра» по производству мучных изделий. Предприятия у нас занимаются самой разной тематикой.
«Принцип очень простой: бери, иди и работай — ал, бар һәм эшлә!»
— «Когда в полную силу заработает свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр?» (Данияр) На какой стадии переговоры с компанией FESCO?
— Свияжский мультимодальный центр развивается, и сегодня там создано порядка 3 тысяч рабочих мест, работает три предприятия. Что касается FESCO, то идут переговоры между управляющей компанией и FESCO по деталям реализации проекта. Пока по срокам и деталям проекта сказать что-то определенное сложно.
— «В заволжской части Зеленодольского района мало рабочих мест. Какие перспективы? Инвесторы туда не рвутся?» (Ильнур Закиров)
— Действительно, такая проблема есть. Дело в том, что было много разных хозяйств, а с приходом инвестора в лице «Красного Востока» тип ведения бизнеса перешел на индустриальный: мегафермы, широкозахватная техника, 30 тысяч гектаров земли в обработке. Небольших хозяйств не стало. Понятно, что и количество рабочих мест уменьшилось. Сейчас один современный трактор выполняет больше работы, чем 7 маломощных, поэтому и людей нужно меньше. Большие надежды у нас на развитие свияжского мультимодального логистического центра, который находится именно там. На 17,6 тысячи населения заволжской зоны рабочих мест около 1,5 тысячи — в социальных объектах, на железной дороге. И очень большое количество людей работают вахтовым методом — и в Иннополисе, и в Казани, и в Зеленодольске, и в Йошкар-Оле.
Кроме того, мы с компанией «Красный Восток» ведем работу по использованию порядка 120 заброшенных ферм, общая площадь которых — под 100 тысяч квадратных метров. Вместе с Аделем Айратовичем Хайруллиным и министерством сельского хозяйства РТ мы проработали этот вопрос и хотим фермы раздать предпринимателям и активным гражданам. Принцип очень простой: бери, иди и работай — ал, бар һәм эшлә!
— Раздать бесплатно?
— Да, стоимость будет условной, но с обязательствами: если человек взял старую ферму, он должен организовать там производство. Это может быть птицеводство или пилорама — для нас разницы нет.
— А эти фермы в каком состоянии?
— В разном — есть разрушенные, есть полуразрушенные, есть помещения, где можно вести деятельность. Но самое главное состоит в том, что все эти площадки имеют инфраструктуру: подъездные пути, электроэнергию, газ и так далее. Есть много примеров, когда в заброшенных помещениях создаются успешные проекты. Например, промпарк «Сокуры» — это бывший животноводческий комплекс, «Никольское» — бывший машинотракторный парк. Это примеры по Лаишевскому району. Поэтому мы хотим отдать заброшенные объекты предприимчивым людям.
— Процесс уже пошел или только планируется?
— Мы провели все необходимые встречи на уровне первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Наиля Ринатовича Залакова, сделали инвентаризацию объектов и начинаем подыскивать инвесторов.
— Какова судьба территории шпалопропиточного завода?
— Этот объект у РЖД недавно приобрел инвестор за 200 миллионов рублей. Планируется создать частный промышленный парк. Там хорошая логистика — есть выход на воду, железнодорожные пути, автомобильная трасса. Площадка обеспечена всей необходимой инфраструктурой.
«Зеленодольский район по численности населения пятый в республике — после Казани, Челнов, Нижнекамска и Альметьевска. Кроме Зеленодольска, где проживают 100 тысяч, крупные населенные пункты — это поселки Васильево, Осиново, Нижние Вязовые, Нурлаты»
«Ведем проекты в области туризма под миллиард рублей инвестиций»
— «Природные места в Зеленодольском районе просто шикарные, а большой инвестиционный проект по туризму получил Лаишевский район. Не обидно ли? Что предпринимаете вы для развития туризма на новом месте?» (Булат)
— Нет, не обидно, наоборот, я рад за Лаишевский район. Отчасти я тоже имею отношение к этому проекту. В Зеленодольске тоже очень много красивых мест, и на похожий проект могли бы претендовать разные территории. Например, на Волге, рядом с островом Щурячий, есть искусственные острова, которые ждут своего часа, там идеально подошел бы туристический проект.
В год Зеленодольский район принимает около 2 миллионов туристов, из них 1,3 миллиона — это остров-град Свияжск, среди туристов также популярны дендрарий Волжско-Камского биосферного заповедника, Раифский Богородицкий монастырь, планетарий и астрономическая обсерватория имени Энгельгардта. Кстати, в сентябре в Саудовской Аравии состоится заседание комиссии ЮНЕСКО, где будет рассматриваться заявка КФУ на внесение объекта в список всемирного наследия.
Также туристы посещают малую родину Каюма Насыри, этнографический музей татарского быта под открытым небом «Татар авылы» и многие другие места. И, конечно, глэмпинги. Напомню, именно с нашего района началась эта программа. Сегодня мы ведем проекты в области туризма под миллиард рублей инвестиций.
— Сколько доходов по налогам генерирует туризм?
— Сложно подсчитать, потому что синергетический эффект очень высок. К примеру, на острове Свияжске живут 250 человек, а создано там 700 рабочих мест. Люди туда приезжают работать — это и сотрудники музея-заповедника, и служители митрополии, и ремесленники, и гиды, и другие. Турист из другого региона оставляет там минимум 10 тысяч рублей.
— Сколько доходов району приносят эти 2 миллиона туристов? Может, овчинка выделки не стоит?
— Точно стоит, потому что каждый турист дает возможность заработать примерно 5–6 людям: это обслуживающий персонал, точки питания, ремесленники, которые продают свою продукцию.
— Может быть, этот человеческий ресурс лучше использовать не в туризме, а на промышленных предприятиях, где сегодня дефицит кадров?
— У каждого своя профессия, не все готовы работать на заводе.
— Это взрослые. А зачем молодежь сманивать в сферу услуг? Имею в виду всю республику, не только ваш район.
— Зеленодольский район по численности населения пятый в республике — после Казани, Челнов, Нижнекамска и Альметьевска. Кроме Зеленодольска, где проживают 100 тысяч, крупные населенные пункты — это поселки Васильево, Осиново, Нижние Вязовые, Нурлаты. Эти поселки по численности населения даже больше ряда муниципальных районов. И рабочих мест еще недостаточно.
«Сегодня для Осиново проектируется школа на 1 224 места и детский сад на 360 мест»
«Слияние Казани и Зеленодольского района произойдет лет через 10–20»
— «Как будет реализовываться проект „Большой Зеленодольск“? Планируется ли в рамках реализации данного проекта строительство дублера дороги Казань – Зеленодольск, по которой и сейчас уже напряженное движение? Какие рабочие места, кроме ТОСЭР „Зеленодольск“, будут созданы для этой территории?» (Юра)
— Проект «Большой Зеленодольск» находится в стадии реализации. Прошли экспертизу линейные сети и коммуникации, утвержден генеральный план застройки, спроектирована дорога под условным названием Ш1, это дополнительный выезд из Казани на М7 через «Салават Купере» и микрорайон «Радужный». Промпарк «Тура. 2.0» тоже вписывается в проект «Большой Зеленодольск», это место приложения рабочей силы.
В районе работает 28 башенных кранов, строительство жилья и промышленных объектов идет полным ходом. Этот очень значимый для республики проект курирует министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Мансурович Айзатуллин. Здесь будет и новый водозабор, сети водоснабжения, канализационные сети и газораспределительные коммуникации.
— А что такое «Большой Зеленодольск»?
— «Большой Зеленодольск» — это условное название, каждое поселение на данной территории имеет свои административные границы. Казань и Зеленодольск растут и движутся навстречу друг другу. Основные территории проекта расположены вдоль трассы Казань – Зеленодольск. В год мы строим порядка 150 тысяч квадратных метров жилья, из них 40 тысяч — в Зеленодольске, а остальные — по району, в том числе в пригородной к Казани части. Застройщики разные — и крупные компании, и малые.
— Многоквартирные дома строят или ИЖС?
— В первую очередь многоквартирные дома и социальные объекты. Сегодня для Осиново проектируется школа на 1 224 места и детский сад на 360 мест. По ИЖС реализуются крупные девелоперские проекты, например коттеджный поселок «Ханская усадьба», где одновременно появляется и инфраструктура: построили фитнес-центр, заложили мечеть. Планируется поэтапно построить порядка 1,2 тысячи домов.
— Ваш прогноз, когда произойдет слияние Казани и Зеленодольского района?
— Думаю, лет через 10–20. Но пока мы видим горизонт до 2030 года по строительству жилья и коммуникаций. Придет время, когда Казань и Зеленодольск соединятся городской электричкой. Автомобильная дорога уже расширяется до 6-полосной, строятся развязки. Перемещение станет более скоростным, и это будет все менять в целом.
— Компания Тимура Егорова готовит крупные девелоперские проекты на территории района, в том числе на землях муниципалитета. Как оцениваете эти планы? На какой стадии передача муниципальных земель? На каких условиях они будут переданы?
— Тимур Егоров реализует проекты на собственных землях по концепции «Живи, работай, отдыхай». Земля под промышленный парк «Зеленый Дол» была передана ему в рамках инвестиционного проекта. Построен завод площадью порядка 20 тысяч квадратных метров. Здесь производят окна и светодиодные светильники, создано около тысячи рабочих мест.
— Егоров планировал построить комплекс для отдыха «Волга Виладж» на муниципальных землях. Переговоры идут?
— Этот проект он реализует на землях, которые находятся у него в частной собственности или длительной аренде, но ему нужна земля для расширения. На инвестсовете этот вопрос мы рассматривали, и если будет такая необходимость, то мы ему земли добавим в установленном законом порядке.
«Сегодня средняя цена — порядка 100–110 тысяч рублей за квадратный метр. Мы рады тому, что есть спрос, люди хотят жить на нашей территории»
«Рады тому, что есть спрос на жилье, люди хотят жить на нашей территории»
— «Существуют ли в Зеленодольске градостроительные нормы, как в Казани, и правила застройки исторического центра города? После сноса трущоб центр города начал застраиваться хаотично высокими домами, что просто уничтожает былой облик города и его самоидентичность. В частности, построили 18-этажный дом на территории парка за ДК „Родина“, тем самым уничтожив тот уютный образ излюбленного места горожан». (Владислав)
— К историческим поселениям в Республике Татарстан предъявляются особые требования, создана соответствующая комиссия. Конечно, нормы и правила у нас тоже есть, по ним мы работаем. Есть Градостроительный кодекс. Город застраивается по стандартам и нормативам в соответствии с категориями земельных участков. Все проекты мы рассматриваем на градостроительном совете с привлечением общественности и СМИ. Кроме того, у нас подписано соглашение с Казанским архитектурно-строительным университетом, в состав нашего градсовета входит, в частности, Александр Дембич. Недавно у нас появился новый главный архитектор — Дамир Ильхамович Шакиров. Он родом из Зеленодольска, окончил КГАСУ, учился в университете в Китае, стажировался у итальянского архитектора Элио Фиорини.
— А вы как считаете, 16–18-этажные дома вписались в историческую архитектуру центра города?
— Есть разные мнения, но дома очень красивые, качественно построены. Думаю, они вписались. Да, были старые дома, но надо двигаться дальше.
— Каковы планы района по строительству жилья? Сколько введено многоквартирных домов и ИЖС в 2022 году? Чувствуете ли падение спроса?
— Спрос у нас растущий. Ежегодно у нас строят порядка 150 тысяч «квадратов» жилья. Многоквартирные дома и ИЖС — в пропорции 60 на 40.
— Как вы оцениваете значительный рост цен на жилье в Зеленодольске?
— Цены регулирует рынок. Сегодня средняя цена — порядка 100–110 тысяч рублей за квадратный метр. Мы рады тому, что есть спрос, люди хотят жить на нашей территории. Мы видим миграцию к нам, в том числе из других регионов — из Сибири, Марий Эл, Кирова, Чебоксар, Ульяновска, Самары.
— В сторону Волжска идет развитие Зеленодольска? Смычка с этим городом состоится?
— Много людей из Волжска и в целом из Марий Эл работают в Зеленодольске и часто приезжают к нам отдохнуть. Мы этому только рады. Что касается смычки с Волжском, то вряд ли, все-таки это другой субъект.
— Что будет на участках после сноса аварийного жилья?
— Эти земли переданы в Государственный жилищный фонд РТ под жилую застройку. Сегодня ГЖФ уже строит там 161-квартирный дом. И программу строительства жилья для работников предприятий оборонно-промышленного комплекса также планируем реализовывать на этих участках. Всего там порядка 20 гектаров.
— «Когда будет ремонт в общежитии на Гастелло, 6?» (Азат)
— В рамках краткосрочного плана программы капитального ремонта в доме №6 на улице Гастелло капитальный ремонт начнется в 2024 году, первым шагом станет ремонт кровли.
«Пассажирскими перевозками у нас занимается несколько частных предприятий, у них задействовано 100 единиц техники. Несмотря на то что этот бизнес очень непростой, за последнее время приобрели 31 новый автобус на 207 миллионов рублей»
«Субсидии до транспортников доходят в полном объеме»
— Немало вопросов читателей касается состояния дорог в Зеленодольске и районе. Какая в целом ситуация с ремонтом?
— Республика поддержала нас в этом вопросе, выделив 590 миллионов рублей на улично-дорожную сеть Зеленодольска. Из них на 200 миллионов рублей в прошлом году мы отремонтировали две улицы — Ленина и Заикина. В этом году продолжим ремонт на улице Карла Маркса.
— «Одна из самых протяженных и важных улиц Зеленодольска — это улица Гоголя. Невозможно ездить, вся дорога разбита, в ямах и нереально высоких лежачих преградах». (Амир)
— На автодороге на улице Гоголя сделаем ямочный ремонт, а капитально отремонтируем в 2024-м. В последующие годы в рамках республиканской программы планируется дополнительно выделить 290 миллионов рублей на проведение работ по ремонту улиц Гоголя, Йошкар-Олинской, Октябрьской. Мы не просто дорогу ремонтируем, а сначала полностью меняем коммуникации под ней, а также делаем тротуары, благоустраиваем прилегающую территорию.
— «Когда будет сделана асфальтовая дорога Бишня – Гремячий Ключ – Берновые Ковали? В который раз из одного генплана в другой только переписывается проект со сдвигом сроков». (Ренат)
— Эта дорога у нас в плане как приоритетная, заявка в минтранс на нее подана, но, к сожалению, сроки сдвигаются. Думаю, придет время и мы эту дорогу тоже построим.
— «Планируется ли в Зеленодольске на „Кирпичке“ асфальтирование дорог?» (Гузель)
— Одним из способов решения этой проблемы на улице Кирпичной является самообложение. Такие примеры по городу у нас есть. Люди приняли решение и собрали деньги, а государство на каждый рубль добавило три.
— «Когда возобновится движение 4-го маршрута автобуса? Люди требуют его, а в ответ слышно: нерентабельный. Как так-то?!» (Сергей)
— Пассажирскими перевозками у нас занимается несколько частных предприятий, у них задействовано 100 единиц техники. Несмотря на то что этот бизнес очень непростой, за последнее время приобрели 31 новый автобус на 207 миллионов рублей. Планируют приобрести еще 21 автобус большой и средней вместимости на сумму порядка 240 миллионов рублей. Есть маршруты рентабельные, есть нерентабельные, мы об этом знаем. Что касается 4-го маршрута, с перевозчиком выясним ситуацию.
— «Почему в Зеленодольске власть допустила монополизацию сферы автобусных перевозок? Когда городская автобусная сеть будет соответствовать потребностям 100-тысячного города, а не существовать для галочки? Сколько времени деловое сообщество сферы автобусных перевозок будет находиться в состоянии деградации?» (Алексей)
— Исторически так сложилось: мы работаем с тем, что есть. Как таковой монополизации нет. На территории Зеленодольска перевозку пассажиров осуществляет группа компаний «Зеленодольское ПАТП»: ООО «Авто транс», ООО «Пригород», ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение».
Руководителем ассоциации перевозчиков Зеленодольска является Дмитрий Вячеславович Грузков, очень активный предприниматель. Когда возникали сложности с перевозками пассажиров, мы всегда находили с ним взаимопонимание. И к тарифам он относится с пониманием.
— По решению суда они имеют право не возить льготников. Как с этим быть?
— Недавно мы вместе с ним были у министра транспорта и дорожного хозяйства РТ и вопросы эти обсудили. Субсидии, которые положены, до транспортников доходят в полном объеме.
— Все дело в размере субсидий, они не покрывают расходов предприятий на перевозку льготников.
— Да, сложности есть, в этом бизнесе много денег не заработаешь, но ПАТП Зеленодольска работает стабильно.
— Для Зеленодольска готовили новую транспортную схему. Где результаты?
— Транспортную схему для Зеленодольска заказывало министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ, и эта работа идет. О сроках готовности пока информации нет.
О перспективах МСЗ: «Лучше может быть, хуже — вряд ли»
— «Что сегодня происходит на строительстве мусоросжигательного завода в Осиново? Еще не отказались от этой затеи? А как же обещанное импортное оборудование?» (Марина)
— Завод термической переработки строится. Да, сроки сдвигаются вправо, есть вопросы с поставщиками оборудования. Но в целом этот проект мы воспринимаем как объект генерации: он будет производить 55 мегаватт электроэнергии. Этот объем достаточен для обеспечения электричеством 50 тысяч человек. Кроме того, есть постановления правительства РФ за №1202 и 1216 от июля 2022 года о том, что рядом с этой территорией будут создавать экотехнопарки и экопромышленные парки, которые будут пользоваться всеми действующими мерами господдержки индустриальных парков. Среди таких мер — компенсация части затрат управляющим компаниям на создание или модернизацию объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, а также зданий для размещения резидентов. То есть этот объект дает нам новые возможности.
— Что значит приставка «эко-» применительно к техно- и промпаркам?
— Все, что получается из отходов переработки, — это «зеленые» технологии.
— А что с импортным оборудованием, фильтрами, которые надо систематически менять? Народ-то успокаивали именно тем, что оборудование будет самое современное импортное.
— Консорциум «Ростех», «Росатом» и ВЭБ этим занимаются. Лучше может быть, хуже — вряд ли.
— «Помнится, вы обещали построить свой дом у МСЗ. Строите?» (Дмитрий)
— Будет завод — будет и дом.
— Вопрос читателя: «Почему у нас в городе грязно и плохо убираются? А зимой что творилось! Почему не обяжут „Магнит“ и „Пятерочку“ убирать снег возле своих магазинов?»
— Уборкой занимаются управляющие компании и бизнес возле своих объектов. Нашими правилами определена площадь территории рядом с объектом торговли, которую обязан в чистоте содержать сам бизнес. На тех, кто плохо убирается, у нас есть надзорные органы, административно-техническая инспекция.
Возможно, это связано с мораторием, который был наложен на проверки субъектов МСБ. Но в целом если такие проблемы возникают, то у нас есть социальные сети, горячая линия, которые мы мониторим и на информацию реагируем.
— «Все, что делается в районе, конечно, заслуживает благодарности, но вместе с тем есть еще много вопросов, которые надо решить. Если по газу и электроэнергии вопросы решаются, то по подключению к центральному водоснабжению ИЖС остаются открытыми и зачастую решаются после посещения суда и необоснованной выплаты энной суммы. Как долго такая ситуация будет продолжаться?» (Ильдус)
— Такие жалобы носят единичный характер. Если это сельское поселение, то одна история, поскольку у них есть свои источники воды и водонапорные башни. Если это город, то соответствующие вопросы решает «Зеленодольск-Водоканал» — филиал ОАО «Водоканалсервис» (ЗВКС). В каждом населенном пункте есть гарантирующий поставщик услуг. Если кто-то не выполняет свою работу, мы разберемся и ситуацию поправим. Но для этого требуется конкретный адрес.
— «Зеленодольские водоканальные сети образуют в своей работе ил (осадок) очистных сооружений. Но он никуда не девается, не перерабатывается, а копится. И этот процесс сопровождается зловонием на окружающие территории и в целом фильтруется в землю. Когда возьмутся за переработку этого осадка?» (Владимир)
— Этой работой занимается специализированная организация «Зеленодольск-Водоканал», учредителем которой является минземимущество РТ. На все есть стандарты и нормативы, организация всем системно занимается. Бесхозного там точно ничего нет.
«Впервые за многие годы построены универсальный спортивный зал и бассейн, сейчас возводится футбольный манеж»
«Придет время, когда Васильево станет городом»
— «Удалось ли пробить отдельную программу социально-экономического развития поселка Васильево с финансированием и сроками? А начать вы обещали с инфраструктуры — с дорог, инженерных сетей, социальных учреждений». (Борис)
— В 2021-м президентом РТ подписана отдельная программа социально-экономического развития поселка городского типа. Васильево, в рамках которой уже много сделано и делается. Впервые за многие годы построены универсальный спортивный зал и бассейн, сейчас возводится футбольный манеж. Капитально отремонтирована школа №2. Сделана проектная работа по защитной дамбе Васильево: выделены деньги, проект прошел экспертизу. Стоимость дамбы — порядка 150 миллионов рублей. Сегодня мы совместно с министерством экологии РТ пытаемся зайти в федеральную программу для реализации проекта. Проектируется детский сад на 220 мест, деньги выделены. Есть расчеты по капитальному ремонту четырех детских садов. Проектируется молодежный центр. Подготовлена проектно-сметная документация по строительству здания исполкома поселения, в котором будет размещен и загс. Сделаны расчеты по улично-дорожной сети и замене коммунальных сетей. Уже идет работа по замене сетей водоснабжения. Идут работы по созданию общественных пространств, в частности около стадиона «Леском». Следующий этап — выйти на зеркало воды, проектируем благоустройство около озера. Васильево уникально тем, что там находится самый крупный цапельник в России.
Сделана проектная работа по реконструкции стадиона. Эту работу мы хотим сделать совместно с «Газпромом» в рамках проекта «„Газпром“ — детям».
В июле 2023 года Васильево отметит 330-летие со дня образования, и эта дата тоже будет неким стимулом для всей работы.
— Есть ли программа празднования круглой даты?
— Есть программа, создан оргкомитет, и мы готовимся к этому мероприятию.
— А какая ситуация в Васильево с новыми рабочими местами?
— На территории заброшенного лесокомбината появился частный промпарк «Весна», который прошел аккредитацию в министерстве экономики РТ. Там и резиденты уже работают, и строительство продолжается. Планируется организовать там порядка тысячи новых рабочих мест. Мы надеемся получить поддержку министерства экономики РТ по созданию инфраструктуры для этого промышленного парка. На сегодня парк почти заполнен. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: на месте обанкротившегося лесокомбината создан новый проект. То же самое было в Зеленодольске: появился индустриальный парк «Яшел Узен» на месте складирования отходов от сноса ветхих домов. Думали: что делать с этими отходами? Нашли инвестора, передали ему земельный участок. Он очистил территорию и построил завод.
«Работа идет полным ходом. Придет время, когда Васильево станет городом»
— Значит, по Васильево вы ситуацию сдвинули с места?
— Да, и работа идет полным ходом. Придет время, когда Васильево станет городом.
— А что для этого нужно?
— Чтобы мы еще активнее работали.
— Там живут 20 тысяч человек. По количеству населения это уже город.
— По количеству — да. Статус города нам нужен для того, чтобы включить в федеральную программу. Например, есть программа по развитию малых городов России — с населением до 50 тысяч. Поскольку Васильево — поселок городского типа, принимать участие в ней не может. Если мы сможем получить статус моногорода, то откроются новые возможности. Моногорода с населением до 50 тысяч могут получать очень серьезную федеральную поддержку на развитие инфраструктуры. Соотношение составляет 90 на 10: на 90 процентов финансирование федеральное. Сегодня мы вместе с министерством экономики РТ изучаем все возможности, а затем примем решение.
— В Осиново проживают 18 тысяч — еще один потенциальный город.
— Пока речь идет только о Васильево. А вообще, Васильево и Осиново по количеству населения — как два района. Но так сложилось исторически.
— «Мы, многодетная семья, проживаем в поселке городского типа Васильево, в доме на улице Титова. У нас на улице разбитая щебеночная дорога и нет освещения. Вы же знаете ситуацию с бездомными собаками, в вечернее время просто опасно отпускать детей на неосвещенную улицу. Я уже обращался с этим вопросом в администрацию поселка, внятного ответа не получил. Что нужно сделать, чтобы на улице был свет?» (Вильнур)
— Устройство дороги на улице Титова не вошло в программу дорожных работ на 2023 год, будет рассмотрено и учтено при формировании программы на 2024-й. В Татарстане реализуется программа «Восстановление уличного освещения», Зеленодольский район участвует в ней, и вопрос будет рассмотрен в 2023–2024 годах.
По вопросу бездомных собак: контракт заключен с благотворительным фондом «Кот и пес» на сумму свыше 4 миллионов рублей. Согласно закону, животных стерилизуют, вакцинируют и отпускают в естественную среду обитания. На пожизненном содержании в приюте остаются только агрессивные особи.
«Центральная дорога в поселке Большие Ключи, соединяющая Большие Яки, Уразлу, Каратмень, Кургузи, Бишню, находится на балансе ГДС. Вопрос капитального ремонта этой дороги будет рассмотрен в последующие годы»
«ТОС помогают исполкому управлять процессом, работать с людьми»
— «Как можно решить вопрос с дорожным покрытием на улицах в селе Осиново? И, пожалуйста, решите вопрос с отсутствием тротуара на улице Нагорной». (Гулия)
— Устройство тротуара на Нагорной запланировано на 2023 год. Также запроектирована автодорога Ш1, которая пройдет через Осиново на трассу М7, что улучшит транспортную доступность.
— «В 2021 году с вашей помощью был уложен новый асфальт на участке улицы Нижней в поселке Новая Тура. Но нет тротуара, а из-за отсутствия искусственной неровности и знаков, ограничивающих скоростное движение, автовладельцы стали ездить с заметным превышением скоростного режима». (Радик)
— Вопрос устройства тротуара будет рассмотрен при формировании программы дорожных работ в 2024 году при наличии финансирования. Искусственные дорожные неровности с соответствующими знаками будут установлены в 2023-м.
— «Предусмотрен ли капитальный ремонт дороги в поселке Большие Ключи? Центральная дорога просто уничтожена техникой. Данная дорога соединяет такие поселки, как Большие Яки, Уразлу, Каратмень, Кургузи, Бишню и так далее». (Марсель)
— Центральная дорога в поселке Большие Ключи, соединяющая Большие Яки, Уразлу, Каратмень, Кургузи, Бишню, находится на балансе ГДС. Вопрос капитального ремонта данной дороги будет рассмотрен в последующие годы. В 2023-м планируется выполнение ямочного ремонта.
— «Рядом с Карла Маркса, 57а (школа борьбы) перекопали внутридворовый проезд, ведущий во дворы домов 57а и 57в. Асфальт проезда и тротуара был нарушен еще в 2022 году. Кто и почему это сделал? И когда заделают разрушенное покрытие?» (Дмитрий)
— Земляной ордер открыт предприятием АО «ЗПТС», благоустройство территории будет выполнено в рамках существующих обязательств до 1 июня этого года.
— «Планируется ли усиление работы по благоустройству поселков, наведение порядка с вывозом мусора? Например, в поселке Осиново, на улице Солнечной, очень часто переполнены контейнеры. Это, скорее всего, не от того, что мусор вывозят не вовремя, а от того, что очень плотная застройка, всего одна контейнерная площадка. Мусор ветром разносит повсюду. Может, стоит внедрить в частном секторе „мешочный“ сбор мусора?» (Рамиль)
— На улице Солнечной установлено два бункера по 8 кубов, к ним дополнительно была построена контейнерная площадка с четырьмя евроконтейнерами по 1,1 куба. Вопрос организации бестарного вывоза ТКО необходимо согласовать с региональным оператором ООО «УК „ПЖКХ“».
— «Между улицами Овражной и Свободной (остановка „Пищекомбинат“) есть для жителей мусорные баки, которые до нынешнего года хорошо очищались. Сейчас же более двух недель мусор никто не вывозит. Его складывают возле баков, на дорогу, где ходят школьники и взрослые на автобусную остановку. Сейчас, 7 апреля, сильный ветер, мусор разлетается. Когда решится вопрос с регулярным освобождением баков? Относимся к ООО „УК „ПЖКХ“». (Анна)
— Региональным оператором по вывозу ТКО является ООО «УК „ПЖКХ“». При смене перевозчика в конце 2022 года на несколько дней произошел сбой в вывозе ТКО, в связи с чем образовались несанкционированные свалки вокруг контейнерных площадок. На сегодняшний день ТКО с площадки вывозятся регулярно, контейнерные площадки в нормативном состоянии. Мы с руководством ПЖКХ встречались, все вопросы обсудили. Нам пообещали, что будет увеличен и парк машин, и их вместимость.
«Парк имени Алтынова максимально сохранит свой уникальный зеленый ландшафт, в глубине леса останутся сиреневая аллея и яблоневый сад, здесь добавят скамейки и беседки»
— «Планируется ли в 2023 году реновация сквера имени Алтынова? Что планируется построить в данном парке?» (Рамиль)
— Зеленодольский парк имени Алтынова в рамках комплексного благоустройства улицы Комарова стал победителем всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений. Сумма гранта составила 95 миллионов рублей. На 2023 год запланировано устройство пешеходного пути через железную дорогу, соединяющую две части города. Кроме того, принято решение о переносе проезжей части к частным домам за пределы парка. Изменится и входная группа: вместо танка здесь появится новая патриотическая зона. Запланировано создание событийной площадки со сценой и амфитеатром в цветочной зоне и детской площадки для разных возрастных групп, а также маломобильных граждан. Обустроят и спортивную зону, где в будущем появится памп-трек и велотриал. Парк имени Алтынова максимально сохранит свой уникальный зеленый ландшафт, в глубине леса останутся сиреневая аллея и яблоневый сад, здесь добавят скамейки и беседки.
— «Почему в Зеленодольске всего четыре территориальных общественных самоуправления, тогда как по состоянию на 2021 год в Челнах — 77, в Казани — 77, в Нижнекамске — 26, в Елабуге — 18, в Лаишево — 15? В Зеленодольске жители неактивные или администрация не хочет создавать условия для реализации инициатив населения?» (Алексей) Инициатива по созданию ТОС должна быть снизу или сверху?
— Да, согласен, здесь мы подотстали. Инициатива должна быть и снизу, и сверху. А вообще, у нас не четыре, а 8 ТОС, хотя этого тоже мало. Данный институт создавался в 2014-м, и так получилось, что в Зеленодольске ТОС мало. В этом году мы хотим создать 10 ТОС и на следующий год еще 10. Это действительно важно. Мы видим активность созданных ТОС, их успехи в грантовой работе. Они помогают исполкому управлять процессом, работать с людьми. Ситуацию мы поправим.
— «Почему практически не двигается очередь на земельные участки для многодетных семей? Четыре года наша очередь стоит на месте. Видимо, как раз по 18 лет исполнится детям — и дойдет. А может, и не дойдет!» (Амир)
— Всего на 10 апреля 2023 года предоставлено 1 868 земельных участков, в очереди — 970 многодетных семей. Эта работа ведется.
«Дина — наш друг, патриот города. Ни на одно наше приглашение мы не слышали от нее отказа»
«Нам надо задуматься о строительстве ипподрома в Зеленодольске»
— «На Сабантуе-2023 хочется увидеть конные скачки и соревнования борцов по корэшу. Ожидаем, что вы обратите свое внимание на желания земляков и дадите соответствующие распоряжения». (Дамир)
— Все сельские Сабантуи, особенно в заволжской зоне, у нас проходят с конными скачками. Что касается Зеленодольска, то, наверное, нам надо задуматься о строительстве ипподрома, чтобы всем желающим дать возможность заниматься конным спортом.
Вообще, район очень спортивный, среди наших выходцев много хороших борцов по корэшу. Тренер детской спортивной школы Фирдус Зайнуллин фанатично развивает это направление, сам является авторитетным борцом, чемпионом мира по борьбе. И у нас сегодня появляется инфраструктура для занятий данным видом спорта и в Осиново, и в Васильево. В Зеленодольске ремонтируем школу борьбы. Есть план совместно с Иваном Михайловичем Егоровым построить дворец единоборств в Осиново.
— «По причине отсутствия автобуса приходится на соревнования выезжать наставникам на своих автомобилях, а это не совсем безопасно. Очень хочется, чтобы власти повернулись лицом к спорту, тем более национальному корэшу». (Мунир)
— С транспортом нет никаких проблем! Просто эту работу надо более четко организовать. Все необходимые поручения отделу спорта я дам.
— «В прошлом году случайно удалось побывать на празднике Ивана Купала в Зеленодольске. Впервые так масштабно открыл для себя данное событие, что даже уезжать не хотелось. Но почему-то нигде не было об этом никакой рекламы. Если бы знали о таком, то приехали бы многие даже из Казани. Планируется ли у вас в этом году подобный праздник?» (Андрей)
— В прошлом году праздник славянской культуры Ивана Купала мы провели впервые, и теперь он будет проходить у нас ежегодно в июле, в День семьи, любви и верности, который учрежден в России в честь святых Петра и Февронии Муромских. Что касается рекламы, то ее действительно было мало, поскольку проводили впервые. В этом году ситуацию поправим. Организуем и доставку зрителей. Праздник очень красивый, приезжает много творческих коллективов. А идеология праздника — это любовь, семейные ценности, дружба. Я приглашаю всех на этот праздник — начинайте плести цветочные веночки.
— «Вы планировали возродить фестиваль бардовской песни в Айше — как продвигается? Или время бардов прошло?» (Мария)
— Исторически фестиваль бардовской песни проходил в Айше. Работу по его возрождению мы начали, но помешал ковид. В прошлом году в Зеленодольске мы провели джазовый фестиваль имени Олега Лундстрема. Зрителей было очень много. В этом году также планируем его провести. Что касается бардовского фестиваля, эту работу мы не забросили, по-прежнему хотим его возродить в Айше. Сейчас занимаемся инфраструктурой данной площадки.
«В прошлом году в Зеленодольске мы провели джазовый фестиваль имени Олега Лундстрема. Зрителей было очень много. В этом году также планируем его провести»
— А барды-то остались?
— Остались, и у нас в городе они есть. И любители бардовской песни есть. Если фестиваль действительно будет востребован, то мы готовы его организовать.
— В вашем городе выросла победительница первого сезона проекта «Голос» на Первом канале Дина Гарипова. С ней какой-нибудь проект не планируется?
— Дина — наш друг, патриот города. Ни на одно наше приглашение мы не слышали от нее отказа. Сейчас она живет в Москве, занимается семьей, строит творческие планы. А мы на ее примере воспитываем молодое поколение. В целом город очень музыкальный. Кстати, председатель союза композиторов Татарстана и председатель правления союза композиторов России Рашид Калимуллин тоже родом из Зеленодольска.
— «Какие у вас любимые места в Казани?» (NIYAZ)
— Что касается столицы РТ, то невозможно любить какие-то отдельные места, мы любим в целом город, гордимся Казанью. Но особенно мне нравится территория рядом с Лядским садом. Наша с женой свадьба была в кафе «Театральное», там, где сейчас ресторан «Марусовка». Может, поэтому люблю это место.
Мы все патриоты своей республики, я «пехотинец» Минниханова. В 2010 году Рустам Нургалиевич, став президентом Татарстана, доверил мне Лаишевский район, а затем — Зеленодольский район, который значительно больше. У нас, глав, очень интересная и многогранная работа, на которой можно работать, только если ты искренне любишь людей и дело, которым занимаешься!
— Михаил Павлович, спасибо за интересный разговор. Удачи вам!
Афанасьев Михаил Павлович родился 29 января 1971 года в селе Большой Толкиш Чистопольского района РТ. Окончил Казанскую государственную академию ветеринарной медицины им. Баумана (1993). Кандидат биологических наук.
1993–1996 — аспирант очной формы обучения, кафедра генетики и селекции сельскохозяйственных животных КГВАМ им. Баумана.
1996–1999 — ассистент, заместитель декана зооинженерного факультета, старший преподаватель, кафедра генетики и селекции КГВАМ им. Баумана.
1999–2005 — региональный представитель компании «ДеЛаваль» в РТ.
2005–2010 — региональный директор «ДеЛаваль» (регионы Волго-Вятский и республики Центральной Азии), директор обособленного подразделения ЗАО «ДеЛаваль» в Казани.
2010 — и. о. руководителя исполнительного комитета Лаишевского муниципального района; руководитель исполнительного комитета Лаишевского муниципального района.
2010–2019 — глава муниципального образования «Лаишевский муниципальный район РТ».
Сентябрь-2019 – сентябрь-2020 — и. о. руководителя, руководитель исполкома Зеленодольского района РТ.
С сентября 2020 года — глава Зеленодольского района РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 129
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.