«По ряду вопросов лично я уже не готов ее даже понимать», — так говорил сегодня о директоре Казанского цирка Эльмире Булатовой в разговоре с «БИЗНЕС Online» руководитель Большого Московского цирка на Вернадского Эдгард Запашный. Поводом для подобных разговоров стала ночная вечеринка, для которой организаторы арендовали знаменитую казанскую «летающую тарелку». Между тем Запашный признает, что конфликт гораздо глубже и он недоволен тем, что Казанский цирк, который находится в ведении республики, в лице своего директора объявил о временном прекращении сотрудничества с Росгосцирком и Большим Московским цирком при составлении программ. Мнение сторон — в нашем материале.
Едва ли не самая медийная фигура современного российского цирка Запашный разразился постом в своем телеграм-канале
«Письмо такое действительно поступило в адрес Рустама Нургалиевича»
Вот уже без малого год известнейшим людям в цирковом мире России не дает покоя фигура нового директора Казанского цирка Эльмиры Булатовой. Теперь это вылилось в письма, адресованные Рустаму Минниханову, с просьбой организовать проверку на соответствие занимаемой ей должности. В частности, сегодня получение подобного документа от директора Большого Московского цирка на Вернадского Эдгарда Запашного подтвердила нашей газете глава пресс-службы президента РТ Лилия Галимова: «Письмо такое действительно поступило в адрес Рустама Нургалиевича, оно направлено для рассмотрения по профилю вице-премьеру Фазлеевой».
Все это — громкое эхо события, случившегося в цирке еще в ночь с 28 на 29 апреля, где прошла шумная вечеринка Focus Show. Казанские организаторы увеселительных мероприятий для молодежи в поисках новых форматов и площадок обратили внимание на знаменитую «летающую тарелку» в центре столицы РТ и арендовали ее на то время, когда здесь не проходят цирковые представления, пригласив зрителей «очутиться в весенней сказке» и вернуться в детство.
Однако уже на следующий день едва ли не самая медийная фигура современного российского цирка Запашный разразился постом в своем телеграм-канале. «Дискотека по всему цирку, включая основной манеж, продажа алкоголя внутри и снаружи цирка. Продажа электронных сигарет прямо в здании учреждения культуры, — написал известный дрессировщик. — Считаю необходимым провести проверку по данному мероприятию и поднять вопрос о несоответствии занимаемой должности директора Казгосцирка Эльмиры Булатовой». Также он напомнил, что манеж — это святое место для артистов цирка, которые по старой традиции «даже не садятся к нему спиной». Все это Запашный сопроводил несколькими видео с Focus Show. Правда, ничего особо криминального на них не было, но в фойе цирка действительно продавали алкоголь и электронные сигареты, а еще некоторые гости танцевали на самом манеже.
Казанские организаторы увеселительных мероприятий для молодежи в поисках новых форматов и площадок обратили внимание на знаменитую «летающую тарелку» в центре столицы РТ и арендовали ее на то время, когда здесь не проходят цирковые представления
Директор Большого Московского цирка на Вернадского посвятил этой истории еще несколько постов, однако накануне ситуация вышла за рамки частного мнения неравнодушного члена циркового сообщества. Запашный написал, что целый ряд известных в профессиональном сообществе людей, включая его самого, написали письма Минниханову, по сути, с просьбой уволить Булатову. Среди авторов посланий наш герой назвал гендиректора Росгосцирка Сергея Белякова, председателя союза деятелей циркового искусства Аскольда Запашного и «ряд артистов Республики Татарстан».
Одно из этих писем директор цирка на Вернадского выложил, его автор — народный артист России, дрессировщик медведей и некогда выпускник Казанской цирковой школы Грант Ибрагимов. По мнению последнего, ночная вечеринка на манеже в столице РТ наносит ущерб всему цирковому искусству. А еще за время директорства Булатовой «качество программ очень ухудшилось», поскольку, пишет Ибрагимов, в Казани отказываются от сотрудничества с Росгосцирком и Большим Московским цирком. И эти слова артиста, кстати, в середине 2000-х покинувшего пост директора Омского цирка после появления в отношении него уголовного дела о вымогательстве взятки, выводят дискуссию на новый уровень.
По словам директора Казанского цирка Булатовой, организаторы вечеринки им никакого ущерба не нанесли и случаи курения тоже не были зафиксированы, хотя еще предстоит просмотреть все записи с видеокамер
«Хоть кто-то поднял вопрос, что громкая музыка нарушила режим белых тигров, страусов, зебр?»
Возвращаясь же к ночной тусе в цирке, организатор вечеринки Кристина Шевякова призналась, что не в курсе обращений в адрес Минниханова. Но она еще раз опровергла информацию о распитии алкоголя и курении на арене. К тому же после начала публичного скандала руководство цирка не высказывало ей претензий. «Не хочется эту историю осквернять. Моя идея была в том, чтобы донести миру какое-то волшебство. Это история про детство для взрослых», — прокомментировала Шевякова.
По словам самого директора Казанского цирка, организаторы вечеринки им никакого ущерба не нанесли и случаи курения тоже не были зафиксированы, хотя еще предстоит просмотреть все записи с видеокамер. «Была молодая, приличная и непьющая публика», — отмечает в разговоре с «БИЗНЕС Online» Булатова.
Запашный же написал в «Телеграме», что последний раз видел такое «в конце прошлого века в Кировском цирке, и даже тогда, в очень трудные для финансов времена, директора за такое сняли с должности». Правда, не далее как 1 мая в его Большом Московском цирке на Вернадского свой день рождения отмечала коуч Катя Гуру, известная своей методикой «голая йога». Блогер-миллионник устроила в этот день шоу с элементами йоги, эквилибристики и музыкальными номерами, а хедлайнерами вечера стали «Иванушки International».
Запашный также в своих постах намекал и на нарушение закона теми, кто организовал ночное шоу и позволил его провести в Казанском цирке. «А у нас вейпы разве разрешено продавать? Разве на этой дискотеке стояли люди, которые проверяли паспорта — совершеннолетний или несовершеннолетний? — задавался он сегодня вопросами в разговоре с нашим корреспондентом. — А хоть кто-нибудь из прессы поднял вопрос, что в ночное время, до четырех утра, проходила дискотека в помещении, где содержатся животные? Хоть кто-то поднял вопрос, что громкая музыка нарушила режим белых тигров, страусов, зебр? Хоть кто-то об этом задумался? Руководитель, который поставлен на этот пост, обязан был учесть и этот фактор».
Также, по информации Запашного, Focus Show заинтересовались силовики, в частности УБЭП. Правда, в самом цирке нам факт проверок не подтвердили. В министерстве культуры РТ, в чьем ведении находится Казанский цирк, ограничились комментарием о том, что идет рассмотрение ситуации.
В цирковом мире часто говорят, что Запашного и его команду раздражает самостоятельность Казанского цирка и они бы очень хотели, чтобы данное учреждение стало частью Росгосцирка
«Она не готова работать лично с Запашным, а вот артистов, которые уволились от Запашного, брать будет»
И все же претензии к алкоголю и вейпам на Focus Show — это только повод, чтобы поговорить о политике директора Казанского цирка, это признает и сам Запашный. «Дьявол кроется в мелочах, и вот это (дискотека в цирке — прим. ред.) — просто громкое дело, а по-настоящему должен подняться вопрос о несоответствии Эльмиры Булатовой занимаемой должности. Потому что по ряду вопросов лично я уже не готов ее даже понимать», — признается наш собеседник.
Еще в мае 2022-го Запашный, которого до этого дважды министр культуры РТ Ирада Аюпова звала в комиссию на открытый конкурс, по итогам которого пытались назначить директора Казанского цирка, неожиданно бурно отреагировал на новую должность Булатовой. «Для меня назначение стало сюрпризом… Никто этого не знал, ни с кем не проконсультировались по данному вопросу», — хотя минкульт Татарстана, собственно, и не обязан советоваться даже с самыми авторитетными цирковыми деятелями.
Назначение Булатовой, известной в цирковом мире, но не занимавшей никаких заметных руководящих должностей, действительно показалось чересчур стремительным решением министра Аюповой, лишившейся предыдущего директора Рамиля Шарифуллина в результате громкого скандала. Однако за этот год новый руководитель оставила о себе довольно приятное впечатление, задумалась о собственном шоу с национальным колоритом (давняя мечта Аюповой), стала активно общаться с другими учреждениями культуры Казани на предмет коллабораций, наконец, показала отличные финансовые показатели — на каждый рубль из бюджета цирк зарабатывает 2,62 рубля. И заслуженно удостоилась попадания в топ-50 самых влиятельных деятелей культуры по версии нашей газеты.
Впрочем, у Запашного совершенно иной взгляд на это. «Претензий к Эльмире Булатовой у меня по-настоящему накопилось несколько», — сказал он «БИЗНЕС Online». А началось все якобы с того, что в беседе с гендиректором Росгосцирка Беляковым новый шеф казанской «летающей тарелки» заявила, что больше не будет работать с Росгосцирком и Большим Московским цирком. В итоге, по словам Запашного, он организовал общую встречу, где Булатова сообщила, что «в ближайшие полтора года не будет сотрудничать с Большим Московским цирком и компанией „Росгосцирк“, у них свои планы».
«Это, конечно, меня очень сильно удивило и расстроило. Но можно же брать от нас как целые программы, так и отдельные номера. Например, запросить у меня акробатов, гимнастов или дрессировщика какого-то. Мы и такую практику делаем, — напоминает Запашный и говорит, что так работает практически со всеми цирками в стране. — Вдруг она сделала предложение клоунам, которые только-только от меня уволились: Анвар Саттаров и Николай Коновалов. И тут я понял, что это просто-напросто человеческий фактор. Она пытается показать, какая крутая. Что она не готова работать лично с Запашным, а вот артистов, которые уволились от Запашного, брать будет, потому что это все равно очень высокий уровень».
Сама Булатова так это объясняла на недавней интернет-конференции в редакции «БИЗНЕС Online». «У меня состоялся непростой разговор с директором компании „Росгосцирк“ Сергеем Григорьевичем Беляковым. Пока мы не можем с ними сотрудничать, потому что не вписываемся в их гастрольный график. У них большая логистическая карта: много цирков, программ, — рассказала она. — А Казанский цирк сегодня живет по своему графику работы, мы сами его выстраиваем… Но пока мы не можем принимать программы Росгосцирка, потому что график работы на 2023 год у них уже сформирован и они не будут его ломать ради одного города». Также Булатова подчеркивала, что до ее прихода учреждение работало без годового плана («планов работы даже на ближайшие два месяца не было»), а сейчас все расписано до января 2024-го.
При этом в цирковом мире часто говорят, что Запашного и его команду раздражает самостоятельность Казанского цирка и они бы очень хотели, чтобы данное учреждение стало частью Росгосцирка. «Никто такой вопрос не поднимает и, кстати, никогда даже не поднимал, — уверяет директор Большого цирка на Вернадского. — Казанский цирк является республиканским, на протяжении очень долгого времени он весьма хорошо поддерживается руководством республики, ему выделяются большие, серьезные субсидии. Кстати, ни один город в нашей стране не поддерживает так свой цирк, как это делает Казань. И здесь надо отдать должное руководству республики. На протяжении последних 50 лет компания „Росгосцирк“ на постоянной основе привозила сюда лучшие цирковые программы, которые на сегодняшний день есть в современном цирке. Такие заявления — это, наверное, форма защиты».
Не уверен Запашный и в финансовых успехах Казанского цирка. «Она отчиталась перед президентом сразу после Нового года, что они там заработали кучу денег… В новогодние каникулы можно даже лошадь посадить директором цирка, и все равно лошадь заработает аншлаги. Потому что в Новый Год продается везде, все и всегда. Это абсолютно ни о чем не говорит», — считает наш собеседник.
«Эдгард Запашный — замечательный человек, но ситуация очень мешает работе. Видимо, у всех так много времени», — резюмирует, в свою очередь, Булатова, продолжающая свою работу на посту директора Казанского цирка.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.