Начало мая Узбекистан встретил с обновленной на 65% Конституцией страны, население страны поддержало предложения президента Шавката Мирзиёева на референдуме. В числе прочего обнуляются и его сроки, так что теперь глава государства может оставаться легитимно у власти до 2040 года. Однако на Западе отнюдь не обвиняют Мирзиёева в узурпации власти. Более того, свой первый международный визит после референдума он совершил в Германию, где Олаф Шольц пообещал ему вложение $9 млрд в развитие экономики Узбекистана. Автор «БИЗНЕС Online», казанский востоковед Азат Ахунов размышляет о последних событиях и нынешней внешней политике официального Ташкента.
Вот уже неделю Узбекистан живет с новой, обновленной Конституцией
«Может ли новый срок изменить человека, который уже достиг всего у себя в стране?»
Вот уже неделю Узбекистан живет с новой, обновленной Конституцией. Центризбирком объявил окончательные результаты референдума по Конституции Узбекистана в новой редакции. Явка составила 84,5%. За изменение Основного закона проголосовали 90,2% избирателей, против — 9,35%.
Обновился, точнее, обнулился и статус президента. Одна из основных поправок касалась продления полномочий президента страны с 5 до 7 лет. Сроки действующего главы государства Шавката Мирзиёева будут обнулены, т. е. в 2026 году он сможет баллотироваться в третий раз. Некоторые эксперты полагают, что конституционный референдум был затеян только ради этого. Якобы обнуление президентского срока означает, что нынешний глава государства сможет оставаться у власти неограниченное количество времени. Это может привести к концентрации власти в руках одного человека и ухудшить перспективы на развитие демократии в стране. Кроме того, отсутствие возможности смены власти может привести к коррупции и нарушениям прав граждан.
Да, опасения есть. Но Мирзиёев и так уже много лет на руководящей работе. На губернаторских должностях он с начала 1990-х, премьер-министром стал в 2003 году, с 2016-го — президент. Итого — без малого 30 лет в высших эшелонах власти. Может ли новый срок изменить человека, который уже достиг всего у себя в стране?
Местные власти утверждают, что конституционные реформы были предприняты с другими целями: для укрепления демократических институтов, расширения прав и свобод граждан, а также повышения роли парламента и судебной власти. А пролонгация президентского срока необходима для того, чтобы Мирзиёев смог завершить начатые реформы.
Первая Конституция в независимом Узбекистане была принята 8 декабря 1992 года. Без особых изменений Основной закон страны просуществовал до нынешнего времени, поправки случались (всего 8 раз), но не существенные
«Второй президентский срок Каримова продолжался с января 2000-го по декабрь 2007-го»
Попытаемся разобраться во всем этом. Какие были резоны для проведения конституционной реформы? На самом ли деле вопрос об обнулении президентского срока не главный, как утверждают официальные власти? Но для начала небольшой экскурс в историю.
Первая Конституция в независимом Узбекистане была принята 8 декабря 1992 года. Без особых изменений Основной закон страны просуществовал до нынешнего времени, поправки случались (всего 8 раз), но не существенные.
Экс-президент страны Ислам Каримов также менял президентские сроки, но делал это по результатам всенародного плебисцита. В 1991 году он был впервые избран на пять лет, но уже в марте 1995-го состоялся референдум о продлении срока его президентских полномочий до 2000-го. Отработав 9-летний срок, Каримов в 2000 году был вновь избран на пять лет, а в 2002-м по результатам очередного референдума срок полномочий главы государства был продлен до 7 лет.
Благодаря различным хитрым юридическим процедурам второй президентский срок Каримова продолжался с января 2000-го по декабрь 2007-го, т. е. все 8 лет вместо 7. В декабре 2007 года он вновь получил 7-летние полномочия. Но внезапно в декабре 2011-го сократил себе срок с 7 до 5 лет. Распространилось мнение, что Каримов ищет сближения с Западом, играет в демократию и таким решением хочет понравиться международному истеблишменту. Таким образом, в 2015 году он вновь избирался уже на пятилетний срок. Конституцию страны ради этого пришлось корректировать дважды (в 1995 и 2002 годах).
Мирзиёев пришел к власти после кончины Каримова в 2016 году с настроем на новый, демократический Узбекистан. В пылу реформ незаметно прошел первый пятилетний срок, два года из которого съела пандемия. В 2021-м — новая победа на президентских выборах. Не за горами окончательное завершение президентской карьеры. Президент Узбекистана вправе занимать должность в течение пяти лет не более двух сроков подряд. В 2026 году должен был завершиться его последний президентский срок. Но теперь, после обнуления старых сроков, в 2026 году начнется новый отчет «с чистого листа». В результате по новым законам Мирзиёев будет вправе оставаться главой государства до 2040 года — тогда ему исполнится 83 года.
В Узбекистане к изменениям относятся философски: «Мы люди маленькие, надо так надо». Иная культура, оседлая — не так, как в соседних Казахстане и Киргизии, где все еще живы традиции кочевой демократии
«Мы люди маленькие, надо так надо»
Провести конституционную реформу предложил сам президент Узбекистана, он озвучил инициативу на инаугурационной речи в ноябре 2021 года. По его мнению, внесение поправок «востребовано самой жизнью и продиктовано логикой наших преобразований».
В Узбекистане к подобным инициативам относятся философски: «Мы люди маленькие, надо так надо». Иная культура, оседлая — не так, как в соседних Казахстане и Киргизии, где все еще живы традиции кочевой демократии.
Изменения в Конституцию были предложены кардинальные: число статей в тексте Основного закона выросло со 128 до 155, количество конституционных норм — с 275 до 434, в общей сложности Основной закон обновлен на 65%.
Среди ключевых изменений, внесенных в Конституцию Узбекистана, можно выделить следующие:
- увеличение количества мест в парламенте и расширение его полномочий;
- усиление роли судебной власти и гарантии независимости судей;
- укрепление прав и свобод граждан, включая свободу слова, вероисповедания и собраний;
- улучшение системы государственного управления и борьбы с коррупцией.
Эти изменения были приняты путем широких консультаций с общественностью и экспертами и считаются важным шагом в направлении дальнейшего развития Узбекистана как демократического государства.
Среди поправок — пункт о сокращении численности сенаторов со 100 до 65 человек; о продлении срока полномочий президента Узбекистана с 5 до 7 лет; о запрете смертной казни; о запрете выдачи гражданина страны иностранному государству, о предоставлении суду исключительных полномочий на принятие решений об ограничении права собственности, а также тайны переписки и любых иных сообщений, об обязанности государства обеспечивать гражданам минимальную зарплату, жилье и медицинскую помощь, а также доступ в интернет.
Поправки запрещают принудительный детский труд, вводят ответственность за вмешательство в работу СМИ, а также предполагают расширение пунктов о равных правах мужчин и женщин. Кроме того, жители республики голосовали за то, чтобы в Основном законе было прописано, что Узбекистан — социальное государство.
В первую версию поправок к Конституции Узбекистана не включили статью о праве автономного Каракалпакстана отделиться от Узбекистана по итогам референдума, а также убрали слово «суверенная». После этого в регионе начались массовые протесты, которые были жестко подавлены. В итоге в новую версию поправок статью о праве Каракалпакстана на самоопределение вернули.
Олаф Шольц выразил готовность правительства Германии к дальнейшей поддержке вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию и подписания соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом
«Узбекистан видит в Германии надежного стратегического партнера»
Как видим, главным посылом конституционной реформы стало не продление президентского срока, а апелляция к так называемым «европейским ценностям», желание показать «коллективному Западу», что в Узбекистане все хорошо с демократией, страна созрела, чтобы быть принятой если и не в супер-, то хотя бы в фарм-клуб.
И не случайно, что свой первый визит, сразу же после оглашения окончательных результатов референдума, президент Мирзиёев совершил в Германию. Понятно, подобные официальные выезды планируется заранее, но и сами маршруты не строятся наугад. По неписаным дипломатическим канонам первый визит новоизбранный глава того или иного государства должен совершить в страну ближайшего союзника или к сюзерену.
В данном случае ситуация несколько иная, но аналогии напрашиваются. Необходимо в первую очередь показаться в Европе: примут ли? Как встретят? Что скажут?
В Берлине официальную делегацию Узбекистана приняли хорошо. «Узбекистан видит в Германии надежного стратегического партнера», — заявил Мирзиёев на встрече с федеральным канцлером Олафом Шольцем. Канцлер, в свою очередь, выразил готовность правительства Германии к дальнейшей поддержке вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО) и подписания соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом.
Слова оказались подкреплены реальными делами: было объявлено, что Германия инвестирует в Узбекистан $9 млрд в развитие экономики страны. Особо подчеркнуто, что это стало возможным после принятия поправок к Конституции страны на состоявшемся 30 апреля референдуме. Узбекистан впервые берет на себя обязательства по обеспечению благоприятного инвестиционного и делового климата, неприкосновенности собственности и созданию условий независимости судебной системы.
«Отныне не предприниматели, а госорганы будут обязаны доказывать законность своих решений. И любые возникающие неясности будут трактоваться в пользу инвесторов», — еще раз подчеркнул президент Узбекистана.
Вступление в ВТО — задача №1 для Ташкента, хотя на данный момент никто не скажет, лучше станет от этого или хуже. Одно лишь известно — Вашингтон жестко увязывает отмену дискриминационной поправки Джексона-Веника в отношении Узбекистана со вступлением во Всемирную торговую организацию.
Да-да, речь идет именно о той самой легендарной поправке, символе холодной войны, фактически одной из первых санкций против СССР, принятой США еще в далеком 1974 году. Она запрещает предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, государственные кредиты и кредитные гарантии «странам, нарушающим или серьезно ограничивающим права своих граждан на эмиграцию, а также другие права человека». Также поправка предусматривает применение — в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, — дискриминационных тарифов и сборов.
После распада СССР поправка автоматически распространилась на все постсоветские государства, но со временем была отменена, в том числе и в отношении России (де-факто сменена на «Акт Магнитского»). Сейчас поправка формально продолжает действовать в отношении Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Туркменистана, Беларуси и Азербайджана. В отношении Узбекистана применяется временное освобождение (waiver) из-под действия поправки, которое подлежит ежегодному пересмотру в ходе слушаний в конгрессе США.
Удастся ли в итоге «узбекскому Петру I» Мирзиёеву прорубить «окно» в Европу, сохранив при этом добрососедские отношения с Россией, — вопрос очень сложный
Маневры между Россией и Западом
И можно ли надеяться на то, что после окончательной юридической отмены поправки Джексона-Веника «коллективный Запад» примет Узбекистан в свои объятия? Вопрос скорее риторический. Напрашиваются аналогии с братской для Узбекистана Турцией, которая с 1999 года является официальным кандидатом в члены Евросоюза и лишь совсем недавно объявила, что евроинтеграция ее больше не интересует.
Официальный Ташкент пытается маневрировать между Россией и Западом. Европа и США хорошо понимают сложившиеся реалии и пока предпочитают играть роль «хорошего полицейского», ограниваясь лишь адресными санкциями. Например, в апреле США ввели ограничения против крупнейшего налогоплательщика страны — узбекского «Ахангаранцемента», входящего в состав российского холдинга «Евроцемент груп». Под ограничения попал и ряд других, более мелких предприятий, а также граждане и уроженцы Узбекистана.
С 1 мая этого года в систему переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров вводятся учебные курсы по правам человека и гендерному равенству. Для традиционного узбекского общества подобные вещи не только непривычны, а даже чужды. Местная бюрократия активно саботирует все нововведения, несмотря на репрессии, — в этом причина пробуксовки реформ.
Резкий поворот к «европейским ценностям» может вызвать гул неодобрения. Во что это выльется — предсказать трудно
Резкий поворот к «европейским ценностям» и вовсе может вызвать гул неодобрения. Во что это выльется — предсказать трудно. Удастся ли в итоге «узбекскому Петру I» Мирзиёеву прорубить «окно» в Европу, сохранив при этом добрососедские отношения с Россией, — вопрос очень сложный. До сих пор лидеру нового Узбекистана удавалось обходить все преграды и решать даже самые сложные и запущенные вопросы.
Стоит думать, что граждане Узбекистана поддержат все нововведения лидера страны и дело не в страхе или восточной покорности. Они видят в нынешнем президенте лидера, который способен обеспечить стабильность и развитие страны. Кроме того, некоторые считают, что это позволит избежать политических потрясений, которые могут возникнуть в случае смены власти.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.