Вероятность появления касс и шлагбаумов на Вознесенском тракте стала стремительно расти. Миндортранс РТ, как говорят источники «БИЗНЕС Online», намеревается подготовить необходимую нормативную базу. Причина понятна: первую очередь вылетной магистрали от проспекта Победы до улицы Гвардейской сдают в этом году, а на вторую очередь до М7 денег нет. Но эксперты считают, что это решение чревато большими проблемами для развития всех территорий «Восточной дуги». Не говоря уже о том, что дорога рискует так и не стать решением пробочных проблем на других выездах Казани вроде Мамадышского тракта и улицы Мира в Дербышках. Подробности — в нашем материале.
Как стало известно «БИЗНЕС Online», в миндортрансе РТ вновь лелеют идею сделать платным Вознесенский тракт
На вторую очередь Вознесенского тракта деньги поищут в карманах водителей?
Как стало известно «БИЗНЕС Online», в миндортрансе РТ вновь лелеют идею сделать платным Вознесенский тракт. Причина понятна: на достройку дороги не хватает бюджетных средств. Первую очередь протяженностью 2,5 км — от проспекта Победы до улицы Гвардейской — сдают в этом году. А вот второй этап длиной 8 км завис: удастся лишь закончить развязку на М7 и построить подземные пешеходные переходы.
В ведомстве Фарита Ханифова в ближайшее время намерены нормативно закрепить возможность достройки второй очереди Вознесенского тракта в виде платной трассы, говорят собеседники «БИЗНЕС Online». В самом министерстве ситуацию оперативно прокомментировать не смогли — запрос издания остался без ответа. В минстрое РТ также не успели ответить на запрос.
Но пока проектная документация Вознесенского разработана как для бесплатной дороги. «Проект Вознесенского тракта, который есть у нас на руках, не подразумевает наличия касс для взыскания платы», — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе исполкома Казани.
Напомним, что Вознесенский тракт начали строить как магистральную улицу общегородского значения с непрерывным движением. Генплан Казани «держит» его в виде свободного от застройки жильем коридора с 1969 года, новый генплан-2040 подтвердил необходимость этой вылетной магистрали. Согласно документу, предполагаемая пропускная способность — 1,6 тыс. машин в час на одну полосу движения. «В том числе данный проезд предполагается для разгрузки Мамадышского тракта и улицы Мира», — говорится в документе. Казани остро не хватает выездов из города, поскольку на всех существующих магистралях сверхплотное движение и новый тракт воспринимался как спасение от пробок.
«Проект Вознесенского тракта, который есть у нас на руках, не подразумевает наличия касс для взыскания платы», — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе исполкома Казани
Однако в прошлом году с полей Петербургского международного экономического форума неожиданно просочилось, что среди подписанных Рустамом Миннихановым 14 договоров есть и договор о намерениях ввести платную автодорогу.
Стоимость Вознесенского тракта протяженностью 11,5 км — 31,1 млрд рублей. Первый участок в 2,5 км — 13,7 миллиарда. Второй, длиной 8 км, — 17,4 млрд рублей. Через механизм выпуска облигаций «Дом.РФ» на платные магистрали Казани можно привлечь 9 млрд рублей. Т. е. заем обеспечит 30% финансирования.
Выгода вполне очевидна — деньги «здесь и сейчас» и это большой плюс: дорогу можно строить сразу. Но есть и минусы.
Ранее министр Фарит Ханифов заявлял, что местные жители, которые без этой дороги не могут обойтись, получат «въездной бонус». Но, как все это будет выглядеть, пока неясно
Платная трасса как тормоз для строительства
Сторонники бесплатного проезда указывают на два фактора.
- Первый — это поселок Вознесенское, который оказывается отрезан от Казани Вознесенским трактом. Для того чтобы жители могли доехать до города, теперь необходимо будет проложить дополнительные дороги. По предварительным оценкам специалистов, это потребует не менее 0,5–1 млрд рублей.
- Платный Вознесенский тракт, очевидно, может «сковать» развитие «Восточной дуги» Казани. Только в районе магистрали в генплане — участки на 1 млн кв. м жилья. В целом «Восточная дуга» может дать все 7 млн кв. метров.
Как будут ездить жители этих жилых районов, если дорога внутри Казани — платная, — вопрос. Конечно, ранее министр Ханифов заявлял, что местные жители, которые без этой дороги не могут обойтись, получат «въездной бонус». Но, как все это будет выглядеть, пока неясно. А в восточной части Казани, в ареале тяготения Вознесенского тракта, живут около 200 тыс. человек. «Бурную радость» рассерженных горожан по поводу платы за проезд по внутригородской дороге легко себе представить.
Кроме того, есть риски для развития всех восточных территорий в целом. Девелоперы могут притормозить с реализацией проектов строительства жилья.
Любая новая дорога влечет за собой развитие территорий, в нашем случае Казанской агломерации. Платный Вознесенский тракт, безусловно, затормозит этот процесс.
Между тем стройка дает мощную реку налогов. По оценкам экспертов, с 1 млн кв. м жилья бюджеты всех уровней получают почти 44 млрд рублей в виде налоговых отчислений — тут и отчисления от зарплаты, и налоги на прибыль, и НДС. Нетрудно подсчитать, что со всех 7 млн «квадратов», которые даст территория «Восточной дуги», ожидается более 307 млрд рублей налогов. Конечно, эти деньги поступают по мере строительства, а не «здесь и сейчас», как в случае с заемными средствами. Но это долгосрочная выгода, а не сиюминутная.
Кроме того, возникают и вопросы по развитию Казанской агломерации. Жителям районов никаких «въездных» бонусов не обещали вовсе.
Вознесенский тракт — это дорога – дублер Мамадышского тракта и улицы Мира в Дербышках, так она была замышлена авторами генплана
Туманные перспективы земель Семина, рост стоимости грузоперевозок и пробки на бесплатных альтернативных дорогах
«БИЗНЕС Online» предложил экспертам и девелоперам оценить предлагаемое решение.
По мнению депутата Госсовета РТ Дмитрия Анисимова, дорога должна быть бесплатной. «Тут есть несколько аспектов, — говорит он. — Во-первых, жителям Казани, которые ждут этой дороги, изначально сообщалось, что платной она не будет. На начальном этапе стройки это было одной из основных тем обсуждения на всех площадках, в первую очередь в соцсетях. Во-вторых, любая новая дорога влечет за собой развитие территорий, в нашем случае Казанской агломерации. Платный Вознесенский тракт, безусловно, затормозит этот процесс. В-третьих, Вознесенский тракт — дорога – дублер Мамадышского тракта и улицы Мира в Дербышках, так она была замышлена авторами генплана. Если ее сделать платной, она не сможет реализовать весь заложенный в нее потенциал. И мы не получим так ожидаемого нашими жителями результата — разгрузки в первую очередь Мамадышского тракта, который уже давно достиг своих пиковых значений по транспортному потоку. Особенно в час пик».
Платный Вознесенский тракт ощутимо задевает интересы группы компаний ASG миллиардера Алексея Семина. За «Азино-2» вплотную к Вознесенскому тракту ASG готовит четыре проекта планировки территории для комплексной застройки: «Новое Вознесение», «Новое Вознесение – 2», «Тихая гавань» и «Южный парк». В зоне тяготения к Вознесенскому тракту у компании Семина свыше 250 га земель. В компании в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» неоднозначно оценили возможное платное решение и предложили иной вариант финансирования.
«Платные дороги широко распространены в мировой практике для решения транспортных проблем, — говорит директор по развитию территорий группы компаний ASG invest Ринат Аисов. — Учитывая текущую ситуацию, это вполне рабочий инструмент. Но важно правильно организовать работу платной трассы, продумать механизм, учитывая интересы жителей и не ущемляя возможности развития бизнеса».
Основная нагрузка на вылетные трассы создается теми, кто заезжает в Казань из-за границ и уезжает обратно. Поэтому логично предусмотреть плату только за транзитный проезд, предлагают в ASG.
«Для жителей города и бизнеса, расположенного внутри Казани, в том числе вдоль Вознесенского тракта, надо сохранить право безвозмездного проезда в границах города — не выезжая за М7, — продолжает Аисов. — При современных системах реализовать такого рода сегментацию будет несложно. Есть бесконтактная оплата, идентификация автомобиля по номеру и так далее».
Идею платного участка дороги в ASG предлагают рассмотреть и с точки зрения комплексного освоения территорий. Мысль проста: дорога может быть бесплатной, если девелоперы скинутся на ее строительство, но это требует времени и дополнительной проработки вопроса.
«Можно пойти в сторону заключения соглашения о комплексном развитии территорий с девелоперами, застройка которых будет присоединяться к Вознесенскому тракту (как жилая, так и коммерческая), предусмотрев оплату из расчета на 1 квадратный метр застраиваемой площади для получения разрешения на строительство, — говорит Аисов. — Возможно, это потребует дополнительного правового регулирования и корректировки законодательства, но тоже вполне реализуемо. Однако при таком варианте стоит учесть, что в итоге затраты будут возложены на конечного покупателя, что повлияет на доступность жилья для граждан и инвестиций. В том числе в нежилое строительство».
Затруднился спрогнозировать влияние платного участка Вознесенского тракта на темпы застройки свободных территорий «Восточной дуги» директор строительной компании «ЖИК» Эмиль Хуснутдинов.
«Усугубит ли экономику проектов платная дорога? Люди будут думать и считать, потому что по факту других путей подъезда там нет. На Мамадышский тракт тоже надо как-то выехать — сразу с „Восточной дуги“ не получится. Сколько будет стоить проезд? Не знаем. Это будет пять копеек или другая сумма? Вопрос…»
В интересах города сделать Вознесенский тракт бесплатным.
Перегрузку бесплатных дорог, куда поедут те, кто не захочет платить за поездку по платному участку Вознесенского тракта, ожидает директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников. Эксперт напоминает, что грузоперевозчики включают в себестоимость проезд по платной дороге. Также в ТПП РТ отмечают, что логистика в сравнении с прошлым годом подорожала на 20%.
«В итоге не получим желаемого эффекта. По моему мнению, дороги должны быть бесплатными, — говорит Сотников. — Нужно изыскать внутренние резервы, чтобы строить дороги дешевле. А эти резервы есть».
Так, дорога еще не построена, а цена земли под индивидуальное строительство в тех местах уже растет. Ценник за два года увеличился на 40–50%, говорит вице-президент гильдии риелторов Татарстана Андрей Савельев
Ждем недовольства жителей платной дорогой и снижения темпов застройки в Казанской агломерации
Строящаяся вылетная магистраль окажет ощутимое влияние не только на застройку пока еще пустующей «Восточной дуги», но и агломерации, полагают эксперты «БИЗНЕС Online». И процесс начался. Так, дорога еще не построена, а цена земли под индивидуальное строительство в тех местах уже растет. Ценник за два года увеличился на 40–50%, говорит вице-президент гильдии риелторов Татарстана Андрей Савельев.
«И это только после новости о том, как пройдет дорога, — подчеркивает эксперт. — Что касается многоквартирных домов, то ценник там, безусловно, тоже будет выше. А вот то, что дорогу сделают платной, я считаю, не сильно, но сыграет-таки в негативную сторону. Не думаю, что это окажет влияние на ценник, стоимость квартир или ИЖС. Но в плане недовольства местных жителей — да! Потому что многие с нетерпением ждут эту дорогу, но не предполагают, что она может быть платной».
Застройщики могут снизить планы по объемам реализации новых коттеджных поселков или загородных ЖК в зависимости от изменения сроков строительства нового тракта или стоимости проезда.
Есть ли плюсы? Да, если тарифы будут гибкими. В ГК «Новастрой» предлагают смотреть на опыт Московской области. «Платные дороги зачастую становятся спасением от пробок в высокий сезон, а стоят вполне приемлемо для тех, кто хочет сократить время в пути, — говорит коммерческий директор ГК «Новастрой»Антонина Дарчинова. — К тому же возможна покупка абонементов по сниженной цене для постоянных пользователей. На мой взгляд, Вознесенский тракт городу нужен. И, если экономическая модель позволит завершить строительство в более быстрые сроки, значит, она оправдана».
Советник министра строительства РТ, заслуженный архитектор РТ Николай Васильев полагает, что платная дорога скорее снизит стоимость квадратного метра жилья — при условии отсутствия гибкой тарифной сетки для резидентов территории. «Скажем, в определенные часы парковка для жителей конкретных районов бесплатна», — приводит пример Васильев. И предлагает не забывать о влиянии на цену жилья покупательной способности жителей.
Советник министра строительства РТ, заслуженный архитектор РТ Николай Васильев полагает, что платная дорога скорее снизит стоимость квадратного метра жилья — при условии отсутствия гибкой тарифной сетки для резидентов территории
Кроме того, снижение цены «квадрата» опять-таки повлечет за собой падение интереса девелоперов к освоению территорий.
Есть и мнения «за» платную дорогу. «Честно говоря, без разницы, какой способ доступа, — говорит профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Михаил Якимов. — Все равно это инфраструктура, а она призвана обеспечить транспортную доступность территории. Если она будет обеспечена, то неважно, как станет использоваться эта территория, но ее капитализация объективно будет выше. Что касается платности, инвестирования, то это второй вопрос. Это вопрос уже доступа к территориям. Это регулирование скорее экономических отношений и привлечение денег инвесторов. Каких-то государственных институтов, банков, корпораций. Для того чтобы единовременно вложиться в строительство, а потом возвращать деньги за счет платы за проезд. Это уже технология — с помощью чего построят. Если вы спрашиваете в принципе о влиянии инфраструктуры, то, конечно, она увеличит и стоимость земельных участков, и цену квадратных метров любой недвижимости».
Гибкость маркетинговой политики девелоперов такова, что они найдут плюсы даже в явных минусах, говорит один из собеседников «БИЗНЕС Online». Пусть дорога будет платной на въезд-выезд из Казани! Главное, чтобы люди могли перемещаться бесплатно в границах самого города. А свободный выезд, пусть даже и за деньги, — безусловный плюс для тех, кто будет жить возле Вознесенского тракта. В конце концов опыт Санкт-Петербурга, где действует единственная в стране платная дорога в границах города, показывает: тариф не настолько велик, чтобы стать заградительным. В Северной столице стоимость проезда по 46 км Западного скоростного диаметра колеблется от 4 до 22 рублей за километр пути в зависимости от тарифа и времени суток. В Казани речь идет всего о 8 км трассы.
Ну а надо будет, люди, конечно, станут объезжать платный участок, как и раньше, по «Мамадышке». Хотя в таком случае роль Вознесенского тракта как дублера явно обесценивается.
P. S. После выхода публикации в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ прокомментировали информацию о возможном платном режиме работы второй очереди Вознесенского тракта.
«В настоящее время окончательное решение о том, будет создаваться концессионное соглашение о создании и эксплуатации автомобильной дороги или не будет, еще не принято, — сообщила „БИЗНЕС Online“ пресс-служба ведомства. — Исходя из этого, ответить на вопросы касаемо тарифа или того, как будут ездить жители поселков и др., не предоставляется возможным».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 128
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.