«По цифрам чувствуем, что мы недополучаем НДФЛ. Зарплату повысили, фонд оплаты труда увеличился, мы ожидали в I квартале плюс 5 миллиардов, а получили 3,8 миллиарда», — расспрашивал сегодня глава комитета по бюджету Госсовета РТ Леонид Якунин министра финансов Радика Гайзатуллина. О том, как очередная «стрижка нефтяников» аукнется бюджетам в регионах, когда Татарстан сбросит с себя груз в 73 млрд рублей кредитов и почему в начале года в районах республики не могли наскрести денег на выплаты бюджетникам, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня депутаты бюджетного комитета Госсовета РТ подводили итоги исполнения бюджета 2022 года
С госдолга Татарстана срежут 7 миллиардов
Сегодня депутаты бюджетного комитета Госсовета РТ подводили итоги исполнения бюджета 2022-го. Глава комитета Леонид Якунин с удовольствием отметил, что в финансовом плане прошлый год оказался «одним из лучших».
«Если сравнить с 2021-м, увеличены доходы на 24 процента, а расходы еще больше — на 38 процентов. Несмотря на то что санкции усилились и многие направления логистики были „отрезаны“, бизнес за этот год нашел много новых логистических цепочек, которые позволили достойно закончить 2022-й», — радовался Якунин.
Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин в цифрах расписал финансовые итоги ушедшего года: доходы консолидированного бюджета РТ составили 517,3 млрд рублей. Безвозмездные поступления в казну — 86,1 млрд рублей (из них 83,6 млрд — из федерального бюджета). Расходы консолидированного бюджета РТ — 527,3 млрд рублей. Госдолг Татарстана на конец года был равен 103,5 млрд рублей.
Якунина взволновал вопрос госдолга, который из года в год не желает сокращаться. По словам Гайзатуллина, он составляет 47% от собственных доходов бюджета региона и не превышает максимальную планку (50%). «У нас никаких нарушений нет», — заверил он. Коммерческие кредиты регион не привлекает, дефицит не превышает 10% от бюджета.
Якунин поинтересовался, заработал ли механизм по списанию бюджетных долгов? Речь об алгоритме, прописанном в постановлениях правительства РФ №1704, 1705, 1740. Он предусматривает уменьшение размера госдолга региона при условии, что инфраструктурные проекты, которые в нем реализуются, привели к росту налоговых платежей в федеральный бюджет. Как следует из документов, списанию подлежит задолженность субъекта РФ «в объеме фактического поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов».
Гайзатуллин в ответ выдал хорошие новости: в 2022 году таким способом удалось списать первые 1,7 млрд рублей. «Это заслуга нашего президента, раиса Рустама Нургалиевича Минниханова, который пробил такое постановление на российском уровне», — заметил Радик Рауфович. В 2023-м по такому же механизму Татарстану могут списать еще 7 млрд рублей. А всего на протяжении 10 лет республика избавится от госдолга объемом в 73 млрд рублей.
Эти кредиты связаны с бюджетными заимствованиями на строительство объектов инфраструктуры и проведение Универсиады-2013 в Казани. Средства также пошли на поддержку моногородов, проведение чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году и прочие мероприятия.
«Это очень хорошо, когда списание долга идет, спасибо, молодцы, работайте в этом отношении!» — похвалил Якунин команду минфина Татарстана.
Позже Гайзатуллин пояснил журналистам, что на реализацию инфраструктурных проектов из бюджета региона будет потрачено 19 млрд рублей. Но, о каких именно проектах идет речь, традиционно умолчал. Ранее газета «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-службу президента Татарстана писала, что речь идет о создании инфраструктуры для будущих заводов по фракционированию плазмы крови, по производству полимерных труб, производственно-складских и логистических комплексов и других проектов. Всего было подготовлено 16 инвестиционных проектов, в том числе пять на территории ОЭЗ «Иннополис» и один в ОЭЗ «Алабуга», но, какие из них были утверждены, власти республики так и не сообщили.
Леонид Якунин: «Несмотря на то что санкции усилились и многие направления логистики были «отрезаны», бизнес за этот год нашел много новых логистических цепочек, которые позволили достойно закончить 2022-й»
Перечисление средств НДФЛ получило зеленый свет
Далее министр финансов Гайзатуллин отчитался об исполнении бюджета Татарстана уже за I квартал 2023 года. В консолидированный бюджет Татарстана за этот период поступило 93,6 млрд рублей, расходы составили 78,9 млрд рублей. В апреле деньги потекли в казну региона бодрее. На 1 мая доходы консолидированного бюджета составили 150,3 млрд рублей. В итоге средства и на зарплату бюджетникам, и на первоочередные расходы были изысканы. Но не без усилий.
Причиной нехватки денег в казне в начале года стало изменение порядка зачисления НДФЛ в региональные и местные бюджеты после введения механизма единого налогового счета. Средства, предназначенные регионам, стали использовать для погашения недоимок по иным налогам, что привело к «неравномерному» поступлению средств в бюджеты регионов РФ.
«Ситуацию знаем, в начале года было непросто, когда не хватало средств на зарплату, особенно жаловались муниципальные образования. Как вы из этой ситуации вышли?» — с тревогой в голосе спросил у министра Якунин.
Профинансировать первоочередные расходы в I квартале удалось за счет остатков средств с прошлого года, а также текущих поступлений, объяснил Гайзатуллин. «Сегодня у муниципалитетов ситуация поправилась», — заверил он.
Эта проблема всплыла на федеральном уровне весной, и не последнюю роль в урегулировании вопроса сыграли республиканские власти. «Мы знаем, что вы (Гайзатуллин — прим. ред.) лично ездили в Госдуму, с председателем комитета по бюджету Макаровым беседовали и делали упор на НДФЛ. В принципе, не все разобрались, что НДФЛ нужно как-то выделить», — рассказывал присутствующим Якунин.
«Спасибо за то, что нас услышали, — отреагировал министр. — НДФЛ из единого счета не исключили, но сделали приоритет по платежам, это тоже дорогого стоит. Сейчас в первую очередь направляется НДФЛ, а потом — следующие налоги».
Напомним, 17 мая Госдума приняла закон о приоритетном зачислении НДФЛ в бюджеты по механизму единого налогового счета. НДФЛ получает приоритет перед другими платежами при зачислении средств в бюджеты. Как пояснял министр финансов РФ Антон Силуанов, НДФЛ будет сразу отправляться в региональные и местные бюджеты.
Радик Гайзатуллин отчитался об исполнении бюджета Татарстана уже за I квартал 2023 года. В консолидированный бюджет Татарстана за этот период поступило 93,6 млрд рублей, расходы составили 78,9 млрд рублей
«По цифрам чувствуем, что недополучаем НДФЛ»
Но проблема не только в приоритетности платежей, но и в объемах поступления самого НДФЛ в региональную казну. «По цифрам чувствуем, что мы недополучаем НДФЛ. Зарплату повысили, фонд оплаты труда увеличился, мы ожидали в I квартале плюс 5 миллиардов, а получили 3,8 миллиарда», — обратил внимание Якунин.
«Рост фонда заработной платы идет порядка 15–17 процентов, поэтому мы были возмущены, почему так происходит (снижается НДФЛ — прим. ред.)?» — согласился Гайзатуллин. Основной причиной оказались налоговые вычеты, которые получают налогоплательщики при покупке недвижимости и пр.
В 2022 году эта сумма в I квартале составила 1,6 млрд, а в 2023-м — 4,2 млрд рублей. «То есть налоговики больше приняли заявок [на предоставление вычетов], отработали и выплатили прямо в январе – феврале, это и привело к уменьшению поступления НДФЛ», — разъяснял спикер.
Сейчас поступление средств выровнялось, поскольку налоговые вычеты предоставляются один раз в год. Но, с другой стороны, ежегодно их объем растет. В прошлом году он составил рекордные 14 млрд рублей.
Еще одно беспокойство минфина связано с уменьшением поступлений по налогу на прибыль от нефтяников. Причин здесь несколько. Первая — это снижение цены на нефть и нефтепродукты в 2023 году. Второй момент — принятые на федеральном уровне законодательные акты
«Нельзя сказать, что ситуация будет улучшаться»
Еще одно беспокойство минфина связано с уменьшением поступлений по налогу на прибыль от нефтяников. Причин здесь несколько. Первая — это снижение цены на нефть и нефтепродукты в 2023 году. «Вчера был совет директоров „Татнефти“. Чисто по „Татнефти“ по прогнозу за 6 месяцев [2023 года] на 8 с лишним миллиардов рублей меньше мы получим по сравнению с прошлым годом», — заявил Радик Рауфович.
Второй момент — это принятые на федеральном уровне законодательные акты. «Они увеличивают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который поступает в федеральный бюджет, таким образом, уменьшается налог на прибыль (основная часть поступает в бюджеты регионов — прим. авт.), — пояснил спикер представителям СМИ после мероприятия.
«Нельзя сказать, что ситуация будет улучшаться», — прогнозировал глава минфина в финале встречи.
«Что делать — ситуация необычная!» — заключил Якунин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 108
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.