Грандиозный проект трассы М12 Москва – Казань за 900 млрд рублей выходит на финишную прямую. Часть участков уже открыта. В сентябре дорога дойдет до Арзамаса, а к концу года — до столицы РТ. Стройку с высоты птичьего полета регулярно контролируют президент РТ Рустам Минниханов и вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. «БИЗНЕС Online» последовал их примеру и взглянул сверху на то, как структура миллиардера Аркадия Ротенберга и фирма, подконтрольная госкомпании «Автодор», возводят в республике автобан, на котором «Татнефть» уже осваивает первые точки сервиса. Подробности — в нашей фотоистории.
-
Маршрут облета строящейся трассы М12 Москва – Казань начался со стороны села Шали Пестречинского района и завершился у границ Чувашии. Четыре моста, 6 развязок, по которым можно будет выехать на магистраль, и 144 км асфальта планируется сдать в конце года. И тогда единой транспортной нитью протяженностью 810 км свяжутся пять регионов страны: Московская, Владимирская, Нижегородская области, Чувашская Республика и Татарстан.
-
Стартуем: так сейчас выглядит развязка М12 с трассой Сорочьи Горы – Шали. Это первая транспортная развязка дороги со стороны Казани. В этой точке появится выезд с М12 на федеральные трассы М7 и Казань – Оренбург, также можно развернуться в сторону Москвы. Заехать на платный автобан появится возможность с М7, а также со стороны села Сорочьи Горы и моста через Каму.
-
Слева оставлен задел для скоростного маршрута Казань – Екатеринбург, который продолжит трассу М12. Дорога является частью международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай. Частью дороги до столицы Урала станет уже строящийся обход Нижнекамска и Челнов длиной 81 километр.
-
Впереди 144 км дороги по Татарстану, летим в сторону границы с Чувашией и Москвы. По пути встречаем железобетонный тоннель для перехода животных (на фото). Всего на трассе в РТ построят 41 искусственное сооружение, в том числе мост через Волгу.
-
Под нами развязка М12 с федеральной трассой Казань – Оренбург – Акбулак — граница с Казахстаном. Находится развязка в Лаишевском районе, у села Егорьево и «Егорьевских теплиц» (на фото вверху справа). У данного сооружения будет съезд с М12 в столицу РТ и сторону моста через Каму, а также заезды с федеральной трассы из Казани и со стороны села Державино Лаишевского района и, конечно, разворот в сторону Москвы.
-
Рядом с развязкой у села Егорьево уже обретает очертания первая точка сервиса. На фото слева — опалубка будущего здания операторной и опоры навесов над колонками АЗС для легковых машин. По итогам торгов госкомпании «Автодор» эту и еще три точки сервиса автобана в Татарстане будет строить и обслуживать «Татнефть». За аренду участков нефтедобывающая компания заплатила 1,1 млрд рублей. Неразыгранными на территории М12 в Татарстане остаются еще два земельных участка рядом с деревней Вахитово Верхнеуслонского района.
-
А это мост через реку Мешу, который уже соединил два берега благодаря 6 опорам и пролетам весом 2 тыс. тонн. Длина моста — 312 метров. Рядом временная понтонная переправа — это один из пяти понтонных мостов, которые для проезда техники навело минобороны на стройке М12. Выше по течению реки — деревня Кзыл-Иль Лаишевского района.
-
М12 пролегает неподалеку от частного аэродрома Караишево, принадлежащего Константину Тимофееву — экс-шефу ИнтехБанка и сподвижнику вице-премьера РФ Марата Хуснуллина. Сегодня Тимофеев возглавляет федеральный фонд защиты прав дольщиков и является летчиком пилотажной группы «Русь».
-
Следующая развязка М12 — с трассой Столбище – Атабаево. Это последняя развязка автобана перед мостом через Волгу в Лаишевском районе РТ. Сооружение строят вблизи деревень Сапуголи и Травкино. Там автомобили с М12 смогут съехать на дорогу в Казань, добраться до аэропорта, а транспорт из столицы РТ — направиться в Москву.
-
В сотнях метров от деревни Орел (на фото в правом углу) М12 заглубили на 2,5 метра. Напомним, в 2020 году это место стало эпицентром борьбы жителей Лаишевского района против первоначальной трассировки дороги. Тогда же председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко назвал протестующих непозитивными, но уступил аргументам здравого смысла. В итоге трассировку изменили, отодвинув от сел Тарлаши, Сараево, Каипы, а у деревни Орел появился полутоннель. «Изменения влетают в копеечку!» — говорил глава миндортранса РТ Фарит Ханифов о корректировках, которые потребовали роста расходов на строительство.
-
Перед мостом строят путепровод, ведущий к территории так и не воплощенного ТАИФом проекта VIP-санатория на площади 259 га у Борового Матюшино (на фото справа) и деревни Орел (слева от дороги). По условиям сделки с СИБУРом этот актив ТАИФа перешел холдингу. С прошлого года для «золотого» побережья и соснового бора казанской «Рублевки» ищут покупателей. Пока же строители складируют на построенном ТАИФом причале стройматериалы: в 2020-м «Автодор» договаривался с компанией об использовании территории.
-
И наконец мост! Строящийся мост через Волгу — самый протяженный на новой скоростной магистрали. Длина перехода — 3,3 км, ширина — 25 метров. Только на мосту через Волгу задействованы 1 тыс. рабочих и 300 единиц техники. На воде работает 33 судна. На фото — место сборки балок у Борового Матюшино.
-
Из 28 опор моста уже готово 26. Им предстоит принять вес 45 тыс. т металлоконструкций. Относительно уровня воды эти бетонные сооружения поднимутся на 37 метров. Высота опор с учетом подводной части достигает 50 м — как 16-этажный дом.
-
Монтаж стальных пролетных строений ведут методом надвижки с двух берегов — конструкции собирают на суше и двигают гидравлическими домкратами со скоростью 2,8 м/ч. К концу лета пролетные строения соединят, а в сентябре начнут укладку первого асфальта.
-
А это уже крутой правый берег Волги. С этой стороны для подхода к мосту дорожники сделали выемку 25 млн кубометров грунта. Ежедневно оттуда вывозили 45 тыс. кубов — по объему это сопоставимо с 3 тыс. «КАМАЗов».
-
Первая развязка после моста через Волгу расположена рядом с деревнями Вахитово (на фото) и Янга-Юл Верхнеуслонского района. Это пересечение М12 с трассой Казань – Ульяновск – Камское Устье. Там можно заехать на М12, чтобы добраться до столицы РТ, а транспорт из Казани сможет съехать с автобана. В левом верхнем углу фото уже просматривается две территории под зоны сервиса, которые «Автодор» еще не сдал в аренду.
-
На отдельных отрезках М12 выглядит готовой к движению автомобилей: стоят отбойники, трансформаторные подстанции, П-образные опоры, столбы освещения. Верхний слой асфальта уже уложили на площади 11 тыс. кв. метров.
-
Следующую полноценную «клеверную» развязку строят в Верхнеуслонском районе рядом с селом Егидерево. Это пересечение М12 с трассой Казань – Буинск – Ульяновск. Там можно заехать на М12 как со стороны Казани и М7, так и со стороны Апастово, Буинска, Ульяновска. Съезды с автобана — также на все вышеперечисленные направления. Там же транспорт М12 сможет развернуться и в направлении Москвы, и в сторону Казани.
-
Подлетаем к Осиповскому оврагу, через который возводят мост длиной 228 метров. Из-за сложного рельефа здесь применяют технологию уравновешенного бетонирования с использованием скользящей опалубки. Это позволило сократить сроки строительства в 3 раза, уменьшить количество работников, затраты на поддерживающие конструкции, электроэнергию, технику.
-
А так уже выглядит мост через Свиягу, который свяжет Кайбицкий и Апастовский районы с Верхнеуслонским. Сооружение длиной 1,3 км строят на 7 опорах высотой от 21 до 36 метров. На этом объекте строители также применяют технологию скользящей опалубки.
-
И вот мы пролетаем последнюю развязку М12 в Татарстане. Она будет неподалеку от границы с Чувашией, рядом с селами Большие Кайбицы, Ульянково и Старые Чечкабы. Это Кайбицкий район. На данном участке транспорт с М12 сможет развернуться в сторону Москвы и Казани, съехать в сторону Больших Кайбиц по пути из Москвы. Заезд на М12 с «регионалки» возможен со стороны Ульянково и Старых Чечкаб.
-
На фото — очертания будущей точки сервиса автобана, которую построит и станет обслуживать «Татнефть». В таких точках, помимо заправочных колонок и стоянок, появятся площадки для выгула собак, зона воркаута, детские площадки. Напомним, вдоль трассы М12 госкомпания «Автодор» планирует разместить 32 многофункциональные зоны: 16 в направлении Москвы и столько же по пути в Казань. Со стороны Москвы часть участков под точки сервиса уже арендовали «Лукойл» и «Газпром газомоторное топливо».
-
Дорогу в Татарстане строят 1,9 тыс. работников и 712 единиц наземной техники. Работы идут круглосуточно. Подряд на М12 на территории республики выполняет ООО «Трансстроймеханизация» — «дочка» ПАО «Мостотрест» миллиардера Аркадия Ротенберга, а также подконтрольное госкомпании «Российские автомобильные дороги» ООО «СК „Автодор“». К слову, генеральный директор СК «Автодор» Рамиль Шайдуллин в 2013–2015 годах руководил «Камгэсэнергостроем».
-
Подлетаем к условной границе Татарстана и Чувашии. Впереди еще 667 км автобана до Москвы. Напомним, цена строительства М12 превышает 900 млрд рублей, из которых 168 млрд рублей израсходуют на татарстанский этап.
-
Сколько будет стоить проезд до Казани? Пока неизвестно. Но на открытом участке автобана во Владимирской области длиной 58 км услуга стоит 229 рублей, или 4 рубля за километр. Для грузовиков ценник составляет от 6 до 12 рублей за километр.
-
А пока возвращаемся в Казань. В сентябре «Автодор» планирует запустить движение по М12 до Арзамаса Нижегородской области, так дорога станет еще ближе к столице РТ. Напомним, благодаря М12 время в пути от Москвы до Казани на автомобиле сократится до 6,5 часа. Ждем конца 2023 года и продолжаем следить за строительством трассы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 132
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.