«С рабочего можно взять только трусы, поэтому чаще всего все косяки трясут с дизайнера», — рассказывает инсайдер-дизайнер, за плечами которой больше 10 лет работы в России и других странах. По ее словам, между дизайнером и заказчиком часто возникают конфликты вплоть до суда. Вызывают удивление и случающиеся странности. Подавляющее большинство предпочитает вложиться в гостевой санузел, а на своем сэкономить. О стоимости ремонта, профессиональной деформации, особенностях работы в Европе и о том, почему при покупке квартиры с рук лучше взять ее с готовым ремонтом санузла, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Между дизайнером и заказчиком часто возникают конфликты вплоть до суда. Вызывают удивление и случающиеся странности. Подавляющее большинство предпочитает вложиться в гостевой санузел, а на своем сэкономить»
О герое
Наша собеседница — дизайнер, работающий в этой сфере уже больше 10 лет. Сейчас она руководит собственной студией и имеет опыт работы в США, Германии, ОАЭ, Швейцарии и других странах. Героиня создает интерьеры в премиальном ценовом сегменте и сегменте «средний плюс». В портфолио студии дизайнера есть проекты стоимостью до миллиарда рублей. Цена работы нашего инсайдера начинается от 500 тыс. рублей за проект.
«Предупреждаю — ремонт может быть настолько дорогим, что люди порой продают машины, чтобы закончить начатое»
О стоимости ремонта и рынке стройматериалов после начала эпохи СВО
- Я всегда «на берегу» озвучиваю сумму, которая потребуется на реализацию проекта. Многие не могут поверить, что такие цифры существуют. И ввязываются в дело с ожиданием того, что можно сделать «конфетку» и дешевле. Предупреждаю — ремонт может быть настолько дорогим, что люди порой продают машины, чтобы закончить начатое.
- Один и тот же проект можно воплотить за разные деньги. Только дешевые материалы проживут девственными год, а качественные выглядят отлично и через 15 лет.
- При покупке вторички лучше ориентироваться на варианты с готовым санузлом, потому что ремонт в ванной и туалете самый дорогой и нервный.
- Раньше люди могли пойти в IKEA закупиться мебелью, приобрести более или менее качественные сантехнику и материалы и постепенно сделать неплохой ремонт за свои деньги. Теперь надо внимательно подходить к выбору комплектующих: по моему опыту могу сказать, что сантехника, представленная на полках DIY-гипермаркетов, может накрыться через пару месяцев. Даже если она от известного бренда.
- Приведу пример — если раньше немецкая инсталляция для унитаза могла стоить 15 тыс. рублей, то сейчас цифры перевалили за 30 тысяч. Интересно, как повернется рынок, но считаю, что среднего сегмента в скором времени не будет — останется только экономичный и премиальный.
- Обожаю людей, для которых ремонт становится мотивацией! Они открывают новые проекты, начинают зарабатывать больше, потому что не готовы наступить на свои желания. Для кого-то паркет по 12 тыс. рублей за «квадрат» — капля в море, а для кого-то — большие деньги и мощная мотивация.
«Заказчики порой любят купить дорогущий материал — какой-нибудь мрамор — и нанять неопытных гастарбайтеров из бывших республик СССР, которые не пойми как его налепят»
О «кривых руках» гастарбайтеров, цене российских мастеров и о том, почему у казанцев на ремонт остается меньше денег
- Ценник у хорошего подряда, который сможет сделать дизайнерский ремонт, начинается от 25 тыс. рублей за «квадрат». Буквально полтора года назад эта цифра держалась на уровне 13 тысяч. Но все зависит от уровня сложности работ.
- Так что, да, бригады тоже очень подорожали. Но наши мастера стоят своих денег. Например, в Европе рабочие стоят очень дорого, потому что все работают «по-белому», с лицензиями, но делают некачественно.
- Заказчики порой любят купить дорогущий материал — какой-нибудь мрамор — и нанять неопытных гастарбайтеров из бывших республик СССР, которые не пойми как его налепят. Часто в подобных случаях и заказчик участвует, контролирует процесс, потому что доверия к таким рабочим никакого.
- Но я не понимаю, почему нельзя нанять нормальную бригаду и, предположим, провести свободное время с семьей. На стройке грязно, пыльно, воняет иногда — делать там нечего.
- Недавно была ситуация — подрядчик испоганил металлическое панно за 1,5 млн рублей, которые мы собирали по крупицам. Этот материал невозможно заменить, потому что такого же просто-напросто нет. Кроме того, права на ошибку нет и с другими материалами, потому что, например, из Европы все идет очень долго, и быстро поменять испорченную кривыми руками плитку мы уже не можем.
- С рабочего можно взять только трусы, поэтому чаще всего все косяки исполнителей скидывают на дизайнера. Люди путают дизайнерский надзор с техническим. На самом деле дизайнер не может отвечать за третьих лиц.
- Бизнесовая история — работать на конвейер. Студии набирают большой штат сотрудников и лепят из проекта в проект одно и то же. Личность дизайнера-основателя в этом случае уже теряется, но такая деятельность приносит много денег. Могу сказать, что эта система работает только на средний сегмент и скоро перестанет существовать.
- Я раньше не любила работать в Москве, потому что там покупали недвижимость в пределах Садового кольца за 15 млн рублей, а на ремонт оставалось максимум 5 миллионов. В Казани была такая тенденция: ремонт квартиры в сегменте «средний плюс» мог стоить в 3 раза дороже самого жилья. Сейчас же стоимость квартир в Казани взлетает, и московское положение постепенно добирается до нас. На нормальный ремонт денег у людей не остается.
«Только в России дизайнер — это и архитектор, и визуализатор, и психолог»
О судебных разбирательствах между дизайнерами и заказчиками, токсичных клиентах и богачах, которые «жмотят» на ремонт
- Так что между дизайнерами и заказчиками много судебных процессов. Причины в основном две: либо заказчик пытается вытащить деньги за проект, либо дизайнеру не выплатили нужную сумму. Поэтому подписывается договор.
- У меня был такой случай — клиентка назвала проект профанацией, сказала, что он невыполнимый. Здесь все упирается в бюджет: как только у заказчика заканчиваются деньги на реализацию, начинается «гон» на дизайнера. Все завершилось хорошо, потому что у меня адвокат — настоящий цербер.
- Но иногда ввязываться в судебные процессы дизайнеру нет никакого смысла, потому что заказчик — влиятельный человек. Выиграть дело не получится, и лучше просто по-тихому уйти — не сработались, и ладно.
- Можно встретиться, как сейчас модно говорить, с «токсичными» клиентами, которые начинают манипулировать и морально давить. Такое поведение — часто диагноз тех, у кого нет денег на воплощение проекта. Себе признаться в этом они не могут, поэтому начинают нападать на тебя. Я всегда перед заключением контракта предварительно знакомлюсь с человеком.
- Некоторые любят написать под историей в «Инстаграме» (принадлежит Meta — запрещенной в России экстремистской организации — прим. ред.): «Вы отдыхаете? Живете? А кто проект делает?» Народу кажется, что за такие деньги — например 300 тысяч — проектировщик должен корпеть над их проектами сутками.
- Только в России дизайнер — это и архитектор, и визуализатор, и психолог. Прилетали претензии — почему проектом занимается команда, а не я лично? Всегда отвечаю, что, если бы работу вела только я, итоговая стоимость влетела бы в 5 млн рублей, потому что растянулась бы в несколько раз.
- Часто работаю с теми, с кем сотрудничала ранее. Люди, так скажем, уровня жизни выше среднего покупают недвижимость раз в 3–5 лет. И они предпочитают работать с уже показавшими себя специалистами.
- Каждый смотрит на расход денег со своей колокольни. Например, у человека может быть 10 домов, но смесители он выбирает самые дешевые. В Казани часто работает история из разряда «казаться, а не быть». Поэтому встречаются случаи, когда покупают машину за 20 млн рублей, а на ремонт «жмотят». Но есть и обратная ситуация — ездят на бюджетном автомобиле, но сразу закрывают стоимость реализации.
- Подавляющее большинство заказчиков делает гостевой санузел дороже, чем для семьи. В Казани такая экстравагантность скорее правило, чем исключение.
О профессиональной деформации, связи между поваром и туалетом в ресторанах и «псевдокороне» дизайнеров
- Есть такая штука — профессиональная деформация. Ты подмечаешь детали отделки просто автоматически.
- Например, я в ресторанах первым делом оцениваю туалет. Уважение к заведению появляется, когда видишь, что потратились на сантехнику. Обращаю внимание и на освещение — не бьет ли свет лучом, хочется ли сфотографироваться? Потратились — значит, и повара наняли дорогого. Дело в подходе к гостю.
- Та же история и с отелями, потому что не раз замечала связь между качественной, красивой ванной и отличным матрасом.
- Помню, в каком-то отеле над кроватью висела картина, и я зачем-то решила заглянуть за нее. Оказалось, что в том месте просто-напросто не покрасили стену. Начинаешь задумываться — ведь сэкономили буквально на одном квадратном метре, а на чем еще?
- Раньше друзья даже не звали меня в гости, потому что им было стремно. Они думали, что я буду осуждать их за интерьер.
- Когда переходишь на определенный уровень карьеры, приходится сбивать с себя «псевдокорону». Дизайнер — как продавец Mercedes новейшей модели, но редко он его владелец. Мы лишь ведем ремонты в квартирах на Рублевке, но не живем там. Нужно понимать, что профессия, с какими бы ты заказчиками ни работал, входит в ряды обслуживающего персонала. Так что зазнаваться лишний раз не приходится.
О работе в США и Европе, качестве материалов и сериях керамогранита «специально для России»
- В других странах профессия дизайнера больше подходит под определение декоратора. В Чехии и Германии есть и сложности с индивидуальным подходом к дизайну, потому что при покупке жилья застройщик выставляет три варианта ремонта и прописывает материалы вплоть до марки отделочной краски.
- В США работать сложно, потому что там нужно использовать их материалы, которые закрыты для российского рынка. Вылететь к заказчикам невозможно. Но появляются вопросы — где, к примеру, в Москве найти тот же диван для Нью-Йорка и кто будет реализовывать проект? Я не могу просто дать эскизы и отправить клиентов плыть по течению, потому что здесь уже история про безответственность. С уверенностью могу сказать, что для меня работа в США — глухая тема.
- С Европой все проще, потому что и здесь мы работаем с их материалами. Раньше спокойно прилетали и работали. С немцами было круто работать, потому что, я считаю, у них лучшее производство в мире.
- Помню интересную историю — заказываю керамогранит напрямую в европейской компании, называю определенную серию товара и получаю ответ, что такого материала у них нет. Пришлось уточнять детали, потому что с этим керамогранитом мне уже приходилось работать в России. Оказалось, что нужную серию отправляют только нам и она не проходит их проверки на экологичность. Нам отправляют химию и формальдегиды? Причина простая — экологичные материалы не пользовались бы у нас спросом из-за огромной стоимости.
- Часто заказчики до последнего ждут европейские материалы, потому что при правильном выборе они все равно держат совершенно другой уровень качества по сравнению с китайским или российским производителем.
- В России с высококачественными материалами сложно. Нам проще купить, чем налаживать производство. Станки не делают, а европейское оборудование стоит дорого. Что до замены… Например, недавно была на выставке MosBuild, где выставляли только китайский товар. Я лучше кексики буду печь, чем строить из этого.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.