«Татарский народ, возможно, находится в стереотипном мышлении, поэтому очень трудно выйти за пределы культуры, языка и религии. Поэтому крюки — это своеобразное пространство, за которые он зацепился и не может выйти», — рассуждали сегодня на встрече с худруком Театра Наций, народным артистом РФ Евгением Мироновым, приехавшим в Казань с фестивалем искусств «Горький+» в качестве его арт-директора. Знаменитого актера осыпали комплиментами журналисты и местные деятели культуры, просили посодействовать в решении местных вопросов и жаловались на дефицит русской драмы в столице Татарстана. О том, за что актер хвалил город и какие проблемы обещал решить, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Худрук Театра Наций, народный артист РФ Евгений Миронов, приехал в Казань с фестивалем искусств «Горький+»
«Еще раз на камеру скажите это, чтобы зафиксировали»
«Сначала думаю: „Боже, 1,5 часа ехать“. Поскольку день тяжелый, с самолета, тут еще встречи были многочисленные. Но это все окупилось», — начал сегодня пресс-завтрак в казанском отеле Luciano народный артист России Евгений Миронов, говоря об открытии фестиваля искусств «Горький+», которое состоялось вчера в селе Красновидово Камско-Устьинского района. Он, как арт-директор мероприятия, включающего в себя порядка 70 представлений, сначала рассказал, что именно впечатлило его в селении Камско-Устьинского района Татарстана, где в 1888 году жил молодой Алексей Пешков, будущий Максим Горький. По словам артиста, было очень любопытно посмотреть на все глазами писателя. То есть что именно он видел в самый отчаянный период своей жизни из окна маленького домика или поднимаясь на мыс и глядя на Волгу.
«Сразу пошла фантазия — какие мысли его посещали? Потому что это был переломный момент в его жизни — он пытался покончить с собой в Казани, вы это знаете, — напомнил худрук столичного Театра Наций. — Здесь впервые сформировались его политические взгляды. Было интересно посмотреть это место, а с другой стороны, люди, как мне кажется, не изменились вообще — то, что он писал в ранних рассказах, а многие прототипы брал из общения с простыми людьми. Люди потрясающие, с таким позитивом! Сложная жизнь была и остается для всех, тем не менее такие потрясающие номера. Потом мы пообщались с ансамблем, потом — уха. Поэтому я не в форме».
По словам Миронова, было очень любопытно посмотреть на все глазами писателя. То есть что он именно видел в самый отчаянный период своей жизни из окна маленького домика или поднимаясь на мыс и глядя на Волгу
Находившийся в отличном расположении духа артист также несколько слов сказал о зарождении фестиваля, начало которому было положено в прошлом году в Москве, где мероприятие проходило под названием «Горький в парке Горького». Миронов отметил, что автор пьесы «На дне» стал для него художественным воплощением эпохи перемен, поэтому захотелось изучить все досконально, вплоть до того, что он ел, как пел, какая среда его окружала и др. «Дело это всегда непростое — фестивали создавать и проводить. Это еще финансово затратное дело. И я хочу сказать огромное спасибо Рустаму Нургалиевичу [Минниханову] и Ираде Хафизяновне [Аюповой], потому что моментально было принято решение о том, что мы это делаем», — акцентировал спикер, обозначив финансовое участие Татарстана в проведении фестиваля, который этим летом также остановится в Москве и Нижнем Новгороде. Впрочем, конкретных сумм не прозвучало.
Дальше худрук Театра Наций обратился к присутствующим, поскольку хотел понять, интересен «Горький+» или нет. Как отметила гендиректор Национального музея РТ Алиса Вяткина, вчерашние мероприятия, например иммерсивный спектакль «Дачники» в музее-усадьбе Боратынского, прошли на ура. «Не понимала, чем этот фестиваль для нас обернется, в хорошем смысле», — поделилась она и добавила, что надеется и в следующем году провести его в Казани. «Еще раз на камеру скажите это, чтобы зафиксировали», — снова шутил Миронов. Тем не менее у него уточнили, что он думает о дальнейшей судьбе мероприятия. То есть ждать ли любителям творчества писателя продолжения истории если не ежегодно, то хотя бы раз в три года. «Все зависит от вас. Если тут приживется, никто не помешает вам делать каждый год или через год», — ответил артист.
Программа форума действительно очень богатая, разнообразная и интересная, но довольно стремительное появление «Горький+» в культурной афише Казани сказалось на его организации
Впрочем, не все так идеально, как рассказывали сегодня высокому московскому гостю. Программа форума, действительно, очень богатая, разнообразная и интересная, но довольно стремительное появление «Горький+» в культурной афише Казани сказалось на его организации. Сайта с подробной программой у фестиваля нет, как и серьезной рекламы… Вот мнение, размещенное в соцсетях, одного из зрителей вчерашнего спектакля-дефиле «Горький. Человек» возле театра им. Камала: «Все было чудесно, но у меня серьезные вопросы к организаторам, людей практически не было, это невероятно обидно. Посмотрите, какие костюмы, сколько сил и творчества, сколько человеческой энергии и фантазии задействовано».
Алиса Вяткина: «Не понимала, чем этот фестиваль для нас обернется, в хорошем смысле слова»
«Собрать татарина, какой он есть»
В целом каких-то интригующих вопросов от представителей СМИ так и не прозвучало, а сам пресс-завтрак проходил в комплементарном русле. Журналисты говорили том, как им понравился спектакль-променад «Изергиль», отсылающий к рассказу Горького «Старуха Изергиль», как впечатлило то самое театрализованное дефиле «Горький. Человек» и др. «После спектакля „Васса“ зрители встали, аплодировали, кричали: „Браво!“», — также была замечена работа московского театра им. Моссовета.
Правда, одна из участниц объяснила столь радушный прием тем, что в столице Татарстана наблюдается большой дефицит русской драмы. Миронов был удивлен, его интересовала причина такого явления. «Исторически так сложилось», — отвечала ему дама, по мнению которой в Казани у татарских театров жизнь складывается замечательно и они даже начали привлекать русскоязычную публику. На этом, собственно, тема закрылась.
Кстати, к слову о татарских театрах: на мероприятии присутствовал главный режиссер Тинчуринского театра Туфан Имамутдинов, который подготовил для фестиваля постановку «Горький татарин», основанную на монологах татарина-крючника из пьесы «На дне». Стоит отметить, что он человек не сторонний для Театра Наций: с 2010 по 2013 год на его сцене поставил три спектакля, причем «Стеклянный зверинец» с Мариной Нееловой держался в репертуаре довольно долго.
По тому, как Евгений Витальевич представлял казанского режиссера, было понятно, что между ними сохранились теплые отношения. «Туфан! Туфан! — почти с восторгом говорил Миронов. — Он начинал в Театре Наций. Я очень рад, что ты здесь так работаешь. Всегда так интересно следить». Главреж Тинчуринского, в свою очередь, чуть подробнее остановился на постановке, сообщив, что вчера на прогон привел 7-летнего сына и тот после просмотра сказал: «Это не горький татарин, это несладкий татарин». По словам Имамутдинова, смысл его работы — в том, чтобы проанализировать «горьковского татарина», который свои мысли не мог полноценно высказать, а говорил каким-то многоточиями, междометиями…
Туфан Имамутдинов: «Татарский народ, возможно, находится в стереотипном мышлении, поэтому очень трудно выйти за пределы культуры, языка и религии»
«Нам показалось, что на самом деле татарская нация, возможно, такая раздробленная, непонятная, и татары сами разделяются на много видов, подвидов. Месяц назад сибирские татары стали как бы отдельным субэтносом. Поэтому мы решили взять только текст татарина, сделали монолог, пригласили драматурга Дину Сафину, чтобы она на каждую реплику прописала некую проблематику, которая свойственна именно нам, через это произведение налепить, собрать татарина, какой он есть», — рассказывал режиссер.
А поскольку татарин «На дне» по профессии крючник, сюжет спектакля буквально будет подвешен на крюках. «Татарский народ, возможно, находится в стереотипном мышлении, поэтому очень трудно выйти за пределы культуры, языка и религии. Поэтому крюки — это своеобразное пространство, за которое он зацепился и не может выйти», — подытожил Имамутдинов. Миронов, по всей видимости, нашел «Горький татарин» любопытной работой и высказал предложение, чтобы фестивальные спектакли оставались жить в регионе.
В завершение пресс-завтрака прозвучали и жалобы. Например, давно не переиздавался сборник произведений писателя на татарском языке, в удручающем состоянии находится дом на улице Ульянова-Ленина в Казани, где жил молодой Пешков. «Дом стоит на овраге, и любой самоубийца может спрыгнуть туда», — пугали московского гостя возможными последствиями. Миронов обрадовался, что фестиваль становится рычагом для решения тех или иных проблем, и обещал записать озвученные вопросы и «подать кому надо». В конце кто-то предложил ему прогуляться по горьковским местам, на что тот ответил: «Может, еще успею».
Зато известная актриса театра и кино Александра Урсуляк, которая сегодня вечером в ГБКЗ им. Сайдашева прочитает с худруком Театра Наций рассказы Горького под музыку Эдварда Грига (оркестр будет играть под управлением Юрия Башмета), успела «сходить в народ в кепке и кедах» и осталась крайне довольна. Она также пригласила посетить симфоспекаткль «Рождение человека», поскольку после просмотра люди смотрят на мир другими глазами. «В Казани вижу стремление к современному театру, современному языку и современной архитектуре. Никакие запреты до вас не доходят, и это хорошо», — завершил мероприятие Миронов.
На импровизированном пресс-подходе после пресс-завтрака журналист «БИЗНЕС Online» все же задал один вопрос, связанный с осмыслением Горького в современном обществе.
«В Казани вижу стремление к современному театру, современному языку и современной архитектуре. Никакие запреты до вас не доходят, и это хорошо», — завершил мероприятие Миронов
Мы попросили Миронова прокомментировать недавнее высказывание в Казани патриарха Кирилла, который, вспоминая знаменитые слова Сатина из «На дне», критиковал общество, в центре которого стоит человек, а не Бог. «„Человек — это звучит гордо“ — очень странная фраза, — говорил патриарх на заседании стратегической группы „Россия – исламский мир“. — А что такое гордо, к чему привязывается гордость, каков критерий, который определяет ценность гордости?»
«Я не берусь судить патриарха Кирилла, это его мнение. Для меня „Человек — это звучит гордо“ говорит о том, что самый страшный грех — это уныние, — ответил народный артист России. — Во многих произведениях Горького именно человек практически на дне, со дна поднимается. Когда он преодолевает немыслимые препятствия именно потому, что он человек, он создание божье. В этом смысле Горький никак не противоречит религии, а, наоборот, воспевает силу духа человека».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.