БЕСПИЛОТНИКИ ПРОЛОЖАТ ПУТЬ ПОЕЗДАМ

Для начала беспилотные летательные аппараты (БЛА), которые предоставит КНИТУ-КАИ, помогут проложить скоростную линию между Казанью и Нижним Новгородом, по которой будет курсировать скоростной поезд «Сапсан». «Договорились со старшим вице-президентом РЖД Валентином Гапановичем о том, что мы при помощи наших беспилотных систем промониторим дорогу от Казани до Нижнего Новгорода, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» и.о. ректора КНИТУ-КАИ Николай Абруков. – Будем оценивать возможность прокладки дороги по тому или иному пути, подскажем, куда нужно уходить – вправо-влево».

По словам Абрукова, сейчас проект находится на стадии оформления техзадания со стороны РЖД. Срок реализации – май-июнь этого года: «Беспилотники есть, готовы их предоставить в любой момент», - сообщил Абруков. Но это еще не все. Сегодня стороны договариваются и о дальнейшем сотрудничестве - беспилотном мониторинге состояния железной дороги с воздуха. Причем речь может идти не только об участке Казань – Нижний Новгород, но и о других маршрутах.

Как сообщил Абруков, данными об аналогичных российских или зарубежных проектах он не располагает. Руководство вуза уверено, что университету такое сотрудничество с РЖД выгодно: «Будут идти реальные деньги, - заверил и.о. ректора. - И полезно с точки зрения подключения к работе студентов, молодых ученых, профессуры». Рабочее название проекта - «Беспилотники для РЖД».

Оптимизм руководства вуза понять можно. Высокоскоростное движение – самый амбициозный и один из приоритетных проектов РЖД. С декабря 2009 года «Сапсан» ходит по маршруту Москва - Санкт-Петербург - Москва, а с 30 июля 2010-го – Москва - Нижний Новгород - Москва. В марте 2010 года стало известно, что нижегородскую линию предполагается продлить до Казани.

В федеральной стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года указано, что протяженность высокоскоростных линий должна достигать 2 тыс. километров. «Считаю, что эта цифра должна быть увеличена, - заявил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин газете «Ведомости». - Для запуска высокоскоростного сообщения мы, прежде всего, рассматриваем маршруты между крупными городами, которые вписывались бы вот в эти рамки. Один из вариантов - строительство скоростной линии по правому берегу Волги от Татарстана до Волгоградской области». Есть проекты развития скоростного движения в Сибири, между Центральной Россией и Югом. Словом, в случае чего, работы беспилотникам хватит.

С ТОЧНОСТЬЮ ДО МИЛЛИМЕТРОВ

По данным газеты «БИЗНЕС Online», непосредственно воздушную составляющую проекта будет воплощать казанское ЗАО «Аэрокон». Главный конструктор фирмы Игорь Петухов рассказал газете «БИЗНЕС Online» о перспективах проекта.

«На первых порах, думаю, будем собирать информацию о пути следования, - сообщил он. – При помощи беспилотников можно получать много данных: о состоянии железнодорожного полотна, в том числе о его геометрии, что немаловажно для скоростных поездов. На данный момент пока у нас нет на борту специализированных средств, мы можем наладить контроль с не очень высокой точностью. Но имеются средства, которые позволяют определить состояние объекта до миллиметров. Есть данные, получаемые с помощью тепловизоров. На самом деле, очень много параметров, которые можно проверять. К примеру, состояние отсыпки, вплоть до электропроводных свойств подложки под путями».

Петухов подчеркнул, что все это пока предварительные договоренности, но все же согласился заглянуть в недалекое будущее. Предположительно, по ходу следования «Сапсанов» будут созданы стационарные пункты беспилотной техники, и каждый комплекс будет обслуживать определенный участок дороги. «Не знаю, есть ли такое где-то в мире, но в Венесуэле наши ребята будут вести испытания в этой области», - рассказал главный конструктор. Напомним, беспилотные комплексы «Аэрокона» уже несколько лет работают в этой южноамериканской стране, и, предположительно, скоро их станет там еще больше. Добавим, что чуть ранее «Аэрокон» засветился в относительно крупном по российским беспилотным меркам контракте с некими спецслужбами. Отличные успехи для небольшой и молодой фирмы.

В начале июня «Аэрокон» устроит для российских железнодорожников показательные полеты.

ЭТОТ НЕПРОСТОЙ «САПСАН»

Затраты на мониторинг оправданы. Известно, что при эксплуатации «Сапсана» ряд проблем возникает из-за того, что высокоскоростное движение организовано по обычным путям. Например, старт эксплуатации «Сапсана» сопровождался рядом смертей (со статистикой можно ознакомиться здесь). Адвокат семьи одного из погибших заявил: «Движение поезда сопровождается мощной воздушной волной. Специалисты говорят, что опасная зона составляет пять метров, а ширина железнодорожной платформы - 4 метра 60 сантиметров. Поезд поднимает мощный вихревой поток, который увлекает за собой и вещи, и людей с перрона. Воздушная волна от летящего «Сапсана» поднимает гравий с пути и раскачивает даже электрички». Адвокат указал на то, что «Сапсан» несется почти бесшумно: на горизонте появляется белая точка, и уже через пару секунд мимо пролетает белая стрела.

Эксплуатация «Сапсанов» требует строительства именно новых путей еще и потому, что следование скоростных поездов по старым дорогам приводит к переносам и сбоям в движении «классических» составов. Кроме того, на нынешних дорогах «Сапсан» не может показать максимально эффективную скорость. В связи со всем этим принято решение о строительстве первой в России специализированной высокоскоростной (до 400 км/ч) железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Окончание строительства запланировано на 2017 год.

Есть и еще один аспект. Запуск «Сапсана» сопровождался усилением мер безопасности на железных дорогах. Например, минтранс РФ предложил в дополнение к существующей системе видеонаблюдения разместить посты охраны через каждые 20 км пути. Впрочем, об этом известно мало - это закрытые сведения. В апреле 2011 года на Московском вокзале Санкт-Петербурга и на Ленинградском вокзале Москвы специально для пассажиров «Сапсана» (а он очень популярен у деловых людей) запустили бесконтактную систему досмотра багажа. Все это – не без оснований. В августе 2011 года спецслужбами был предотвращен подрыв «Сапсана».