Тотальная компьютеризация и потенциальное всеобщее равенство в мире цифровой формальной логики сегодня постепенно приводят к тому, что всеобщая конкуренция все больше реализуется через новые формы — интуицию, озарения. И хотя управляющие системы нынешнего общества стремятся не допускать интуитов до принятия решений, а современная педагогика не способна поставить воспитание навыков интуитивного мышления на поток, таких людей все больше. Арьергардные бои «формального» мира обречены на провал, уверен Михаил Делягин, но до этого мы вполне можем стать свидетелями всего социума.
Компьютер как овеществленное выражение формализованной логики, особенно по мере развития социальных сетей и проникновения их во все стороны нашей жизни в процессе формирования «интернета всего», делает людей равными по доступу к ней
Настала пора вспомнить советскую педагогику 60-х
Компьютер как овеществленное выражение формализованной логики, особенно по мере развития социальных сетей и проникновения их во все стороны нашей жизни в процессе формирования «Интернета всего», делает людей равными по доступу к ней. В силу объективной невозможности конкурировать за равно доступный всем ресурс люди и организации, которые традиционно конкурировали друг с другом именно на основе логических построений, лежащих в основе традиционного мышления, переносят конкуренцию между собой в непривычные нам, нетрадиционные формы внелогического мышления.
В результате конкуренция все больше реализуется именно через эти, для массового мышления новые, формы — через интуицию и озарения («форсайты») либо через оригинальные и сложные логические схемы, которые еще не успели закрепить в компьютерных алгоритмах.
Конкуренция на основе последних — обреченные на поражение «арьергардные бои» традиционной формальной логики и основанного на ней общества, так как с формированием искусственного интеллекта и по мере его развития компьютеру становятся доступны все более оригинальные логические схемы (которые сложнее доступных восприятию большинства людей).
В результате конкуренция между людьми и образуемыми ими организациями переместилась в сферу внелогического мышления, — прежде всего, в сферу интуиции.
Между тем современная педагогика не демонстрирует способности воспитывать в детях навыки интуитивного мышления, подобной в полной мере освоенного ею воспитания логического мышления. Нет сомнения, что со временем она освоит достижения советской экспериментальной педагогики 60-х годов и сможет решить эту проблему, обеспечивая повсеместное развитие в детях творческого начала, базирующегося на интуицию. Но для этого она должна прекратить свою системную деградацию, обусловленную в тактическом плане примитивизацией управляющими системами чрезмерно усложнившихся для их возможностей обществ, а в стратегическом — формированием общества платформ, нуждающегося лишь в ограниченном круге специалистов, способных к критическому мышлению и даже к обучению как таковому.
Кризис управляемости
Пока эти факторы деградации педагогики не изжиты (а они не будут изжиты, так как объективны), неспособность массово воспитывать в детях всё более остро необходимые им навыки интуитивного мышления обеспечивает непрерывное обострение кризиса всего социума, не способного обеспечить своим членам необходимую адаптацию к условиям их жизни.
Важна и неспособность систем управления управлять интуитивно мыслящими людьми. Эта проблема ясна с конца 30-х, её решения нет.
Это обеспечивает кризис управляемости «в каждой точке» общества.
Естественная реакция управляющих систем — отстранение от реального участия в принятии решений не поддающейся управлению части общества, то есть прежде всего интуитивно мыслящих, творческих людей.
Но лишь «прежде всего» их! — потому что управлению перестают поддаваться внелогически мыслящие люди, а в силу смерти логики таковых (не продуктивно мыслящих на основе интуиции, а не способных к логике и потому в принципе не продуктивных людей) становится всё больше.
В результате они отодвигаются от принятия решений в силу не только неуправляемости, но и справедливости — не способные вносить позитивный вклад в развитие общества не должны влиять на него.
Отстранение от участия в управлении сколь угодно несовершенного большинства общества означает смерть демократии, — которая ещё более усугубляет кризис управляемости.
В этом отношении структура общества социальных платформ — ответ не только на смену доминирующих технологий, но и на порождаемый этой сменой социальный и управленческий кризис.
Нежизнеспособность же этой системы усиливает угрозу вероятного самоуничтожения цивилизации.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.