«Уже в этом году будет проведена работа по проектированию нового парка, в будущем году объект станет доступен для всех жителей и гостей Казани», — сообщает пресс-служба президента РТ. Таковы итоги сегодняшней встречи Рустама Минниханова с муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным, на которой татарстанский лидер поддержал предложение ДУМ РТ по созданию тематического парка — 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, эту дату в прошлом году с размахом отмечали по всей стране, но прежде всего в нашей республике. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
В мае 2022 года на территории парка был заложен камень под Соборную мечеть, что стало центральным событием празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией
На месте «Кырлая» будет тематический парк
Кажется, точку в вопросе будущего площадки экс парка аттракционов «Кырлай» поставил сегодня президент РТ Рустам Минниханов. В день одного из главных мусульманских праздников Курбан-байрам он встретился с муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным и обсудил состоявшуюся накануне встречу духовенства с архитекторами и строителями будущей Соборной мечети.
Как передает пресс-служба президента, глава ДУМ РТ поведал Минниханову о предложении создать на месте бывшего «Кырлая» парк 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Минниханов эту идею «всецело поддержал». «Уже в этом году будет проведена работа по проектированию нового парка, в будущем году объект станет доступен для всех жителей и гостей Казани», — говорится в сообщении.
Напомним, в мае 2022 года на территории парка был заложен камень под Соборную мечеть, что стало центральным событием празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Далее объявили конкурс на проект сооружения. Однозначного решения тогда принять так и не смогли, поэтому присудили «золото» сразу двум концепциям — «Ковчегу» соавтора мечети Кул-Шариф Айвара Саттарова и «Ак бахча» московского архитектурного бюро «Гинзбург Архитектс» Алексея Гинзбурга, которые потом должны были «поженить».
После конкурса профессиональное сообщество градостроителей и архитекторов высказалось против строительства на месте парка. В числе проблем назывались: высотная массовая жилая застройка рядом, плохая транспортная доступность, архитектурно-градостроительный конфликт с Кремлем и зданием «Чаши», высокие грунтовые воды и недовольство жителей, которые просили сохранить парковую застройку у президента РФ Владимира Путина. «Любой духовный собор должен объединять людей, а не разъединять», — говорил, в частности, мэр Казани Ильсур Метшин.
После конкурса профессиональное сообщество градостроителей и архитекторов высказалось против строительства на месте парка
В итоге мечеть решили строить в Адмиралтейской слободе, в месте слияния Волги и Казанки и Великого Волжского поворота. Духовенство эту идею поддержало. «Новое место под Соборную мечеть всем имамам представляется логичным», — оценил муфтий Самигуллин.
Однако до последнего оставалось непонятным, что же в итоге будет с лакомым кусочком земли площадью 8,2 га на берегу Казанки, который уже благословили на строительство мечети. В начале июня в дирекции парков и скверов аккуратно успокоили, что экс-«Кырлай» было бы неплохо соединить с «Парком горизонтов» Мишеля Пена. Еще один вариант — небольшая мечеть.
«Небольшая мечеть или парк с копиями самых больших и интересных мечетей мира? Еще посоветуемся. Но то, что это место останется парком, гарантируем», — будто анонсировал накануне казанский градоначальник сегодняшнее решение Минниханова. Так и случилось. Теперь остается открытым вопрос по поводу проекта самой мечети. Напомним, новую концепцию мечети в Адмиралтейской слободе предложило бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
«Думаю, что было принято правильное решение — перенести строительство в Адмиралтейскую слободу, тем самым дав импульс этому району города и избавив общественность от напряженности»
«Ключевое — это парк»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают сегодняшние новости из казанского Кремля.
«Ключевое — это парк. Думаю, что это правильное решение, — считает известный мусульманский и общественный деятель, экс первый заместитель главы ДУМ РТ Рустам Батров. — Когда предполагалось, что Соборная мечеть возникнет на месте парка „Кырлай“, среди казанцев была напряженность по этому поводу. Это не есть хорошо, потому что мечеть или храм должны ассоциироваться только с хорошими эмоциями. Думаю, что было принято правильное решение — перенести строительство в Адмиралтейскую слободу, тем самым дав импульс этому району города и избавив общественность от напряженности».
Формат тематического парка, связанного с 1100-летием принятия ислама, выгоден нам как многонациональной стране, уверен эксперт газеты. Батров напоминает, что на российской земле издревле живут разные народы, для которых современная Россия является общей родиной. «К сожалению, многие люди не понимают важных вещей, будто мусульмане — пришедшие люди. То, что этот вопрос был поднят при президенте на знамена, получив федеральное значение, важно для переосмысления в том числе представителями других народов, которые этого не знают. Тематичность парка будет работать на обогащение представлений о нашей стране, выстраивание более прочного общественного фундамента», — уверен собеседник газеты.
Есть ли аналоги подобных городских пространств? «Я помню, где-то построили парк, он шел по описанию рая в исламском Средневековье, — продолжает Батров. — Если бы этот парк [на месте „Кырлая“] воссоздавал основные топографические элементы древнего Болгара в миниатюре, то, на мой взгляд, было бы интересно, например малый и большой минарет и черную палату».
Поддерживает сегодняшнее решение и Олеся Балтусова, помощник президента РТ. «Я всегда поддерживала увеличение парков в городе и искренне рада такому решению, — сказала она „БИЗНЕС Online“. — Зеленая зона вблизи набережной — это же прекрасно! Тематические парки — особое явление, конечно, многое зависит от таланта проектировщиков. Я бы предложила увеличить сады, плодовые деревья, немного добавить современную тематическую скульптуру».
А вот один из авторов идеи воссоздания мечети Кул-Шариф, архитектор Искандэр Сайфуллин настаивает, что на территории бывшего парка аттракционов «Кырлай» должна быть Соборная мечеть. «Это ключевое место, где совершенно точно должна быть мечеть», — уверен он. По его словам, нужно привлечь внимание общественности к выбору места для главного Дома Аллаха в столице РТ и вновь провести обсуждения. Тем не менее и тематический парк может быть на этом месте, но вместе с мечетью. «В любой религии и стране сакральные места всегда были в центре и держали вокруг себя городское пространство», — отмечает он.
«Болгар же восстановлен, принятие ислама происходило там, то пространство тоже надо обогащать (спектакли, фильмы об этих событиях), — напоминает писатель Рабит Батулла. — А „Кырлай“ все же относится к Тукаю, об этом тоже не надо забывать».
«Я думаю, что решение расположить на этой спорной территории парк очень мудрое. Поскольку, с точки зрения нового топонима или смысла, который придается этому парку, сохраняется внимание к исламу как к религии, закрепляется в знаковом пространстве города эта тема, — говорит Мария Леонтьева, социолог и градозащитник, учредитель института городских исследований „Тамга“. — Можно, наверное, сказать, что расположение парка продолжит стратегию развития зеленых берегов Казанки и увеличит территорию парка „Манзара“, который планировался между Кировской и Кремлевской дамбами. Однако хотелось бы, чтобы в концепции парка была учтена и чуть более поздняя часть истории, связанная с молодежной культурой, например с клубом самодеятельной песни Казани в 60–70-х годах».
О том, какова будет концепция парка, нужно разговаривать отдельно, считает Леонтьева, проводить исследования и проектные семинары с теми, кого это касается (сообщества мусульман Казани, профессиональные проектировщики и архитекторы, ландшафтные дизайнеры, авторы существующих концепций благоустройства берегов Казанки). «Однако очевидно, что интересно было бы в этом парке увидеть размышления о том, какую эволюцию прошли представления людей об исламе, о том, как ислам взаимодействует с базовыми консервативными ценностями, но и отвечает на современные запросы, опасности, конфликты и риски, — продолжает эксперт „БИЗНЕС Online“. — Одним словом, хотелось бы увидеть прогрессивное размышление о том, что ислам значит сейчас для Казани и Татарстана и где здесь преемственность от Волжской Булгарии, а где ответ на новые вызовы, которые сейчас стоят перед Татарстаном. И насколько ислам выступал, выступает и будет выступать одним из центральных фокусов объединения людей на территории нашей республики».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 121
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.