Талия Миннуллина: «Сегодня все 9 проектов на 2 тысячи рабочих мест. Но для нашего рынка труда это и то большое напряжение — у нас в Татарстане безработица меньше, чем полпроцента» Талия Миннуллина: «Сегодня все 9 проектов на 2 тысячи рабочих мест. Но для нашего рынка труда это и то большое напряжение — у нас в Татарстане безработица меньше, чем полпроцента» Фото: rais.tatarstan.ru

«Народ трудолюбивый, людей больше нет»

На повестку заседания инвестсовета сегодня вынесли 9 проектов на общую сумму более 10 млрд рублей, рассказала журналистам по итогам заседания руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина.

«Есть случаи, когда один проект приносит 5 тысяч рабочих мест, 3 тысячи. Сегодня все 9 проектов на 2 тысячи рабочих мест. Но для нашего рынка труда это и то большое напряжение — у нас в Татарстане безработица меньше, чем полпроцента. Все, кто может работать, уже работают, народ трудолюбивый, людей больше нет. Поэтому нам надо сейчас, не перегревая рынок, чтобы предприниматели не переманивали друг у друга персонал, эти серьезные вопросы стратегически решать», — пожаловалась глава агентства.

Что может помочь решить проблему с нехваткой рабочих? Во-первых, перевод производств на роботизированное оборудование. Второй возможный путь — строительство общежитий, временного арендного жилья, дополнительные программы для «переманивания» людей из других российских регионов и из-за рубежа.

Представители инвесторов запрашивали земли без торгов — эти просьбы были удовлетворены. Но, как отметила Минуллина, всегда остаются вопросы по переводу земель из лесного фонда, охранных зон или земель сельхозназначения. Много вопросов возникает по дорожной инфраструктуре. «Когда мы развиваем новые промышленные площадки, к ним нужны подъездные пути. Если внутриплощадочные территории инвестор еще может сделать за свой счет, то  подъездные уже не может, слишком большая нагрузка. Поэтому речь идет о господдержке и софинансировании со стороны регионального или федерального бюджета именно в части подведения дорог», — обозначила Минуллина.

Второй важный вопрос — инженерные сети (газ, вода, электричество, канализация). Эти расходы власти РТ стараются разделить с инвестором. А вот за технологическое присоединение придется платить из своего кармана. Здесь чиновники могут разве только помочь с определением точки присоединения и тем, чтобы ускорить срок процедуры (и то в большинстве случаев это касается только крупных проектов).

Президенту РТ Рустаму Минниханову сегодня в третий раз рассказали про проект индустриального парка «Дружба» Президенту РТ Рустаму Минниханову сегодня в третий раз рассказали о проекте индустриального парка «Дружба» Фото: rais.tatarstan.ru

В «Туру 2.0» заходят еще два проекта стоимостью почти 5 миллиардов

Президенту РТ Рустаму Минниханову сегодня в третий раз рассказали о проекте индустриального парка «Дружба». Руководитель и владелец екатеринбургской ГК R1 Дмитрий Реутт поведал журналистам, что индустриальный парк планирует размещать резидентов – производителей продукции, которая впоследствии «перепродается через маркетплейсы». «Дружба» займет около 15–20% от площадки создающегося индустриального парка «Тура 2.0». Реутт подтвердил, что «Дружбу» создадут по разработанной R1 «человекоцентричной» концепции, в которой отдельный фокус будет направлен на поддержку и развитие работающих в парке специалистов и социальную инфраструктуру.

Терминал для «Яндекса» и жилье на полмиллиона «квадратов»: в «Туре» ждут 12 миллиардов из Екатеринбурга

«Помимо центра обучения и развития специалистов, в рамках индустриального парка мы бы хотели запустить еще и корпоративный детский сад, коливинг для тех, кто работает в парке вахтовым методом, чтобы появление индустриального парка с большим количеством рабочих мест не приводило к усилению маятниковой миграции. На инвестсовете мы попросили одобрить размещение нашего проекта в рамках индустриального парка „Тура 2.0“, выделить участок под индустриальный парк площадью 50 гектаров, провести к участку инженерные сети, организовать развязку — примыкание к трассе М7 и включить проект в ТОСЭР», — рассказал Реутт.

Суммарный объем инвестиций в индустриальный парк Реутт оценивает в 9 млрд рублей. Реализовать проект планируется в несколько этапов до 2027 года, но зайти на площадку инвестор хочет в 2023-м. По данным «БИЗНЕС Online», в рамках первого этапа предполагается строительство первой очереди терминала общей площадью в 80 тыс. «квадратов». Его планируется ввести в эксплуатацию уже в сентябре 2024-го, объем инвестиций оценивается в 1,8 млрд рублей.

Руководитель и владелец ГК R1 пояснил также, что компания ведет переговоры с якорными резидентами, которые разместятся на крупных площадях от 40 тыс. до 60 тыс. «квадратов», и с группой «более компактных резидентов», включая тех, которых планируется «посадить» в зону развития МСБ. «Там мы планируем размещать резидентов „в нарезку“, передавать площади в аренду с возможным последующим правом выкупа, чтобы малые предприятия развивались. Планируем активно применять промипотеку для этого», — пояснил Реутт.

Еще один крупный проект, который планируют приземлить в «Туре 2.0», — терминал для «Деловых линий» стоимостью 2,8 млрд рублей. «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал об этом проекте. Планируется, что краснодарская ГК «Ромекс» построит под «Деловые линии» терминал формата build-to-suit (объект строится под нужды конкретного заказчика) площадью не менее 40 тыс. «квадратов». Общая территория комплекса займет 15 га, терминал будет обрабатывать порядка 25 млн кг груза ежемесячно.

«Если бы для Ozon и X5 были предложения, они бы не строили»: в Туре появится склад за 2,8 миллиарда

Будущий логоцентр в «Туре 2.0» — 6-й объект «Деловых линий» в Татарстане. У компании сейчас размещено два терминала в Казани, по одному в Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске. Как пояснили в компании, с 2021 года Казань выходит на ведущие позиции по объемам приемки грузов, перевезенных компанией в маркетплейсы.

«Доля региона в торговых оборотах по стране активно растет. Мы видим высокий потенциал у Татарстана в сфере логистики и электронной торговли, что привлекает крупных интернет-ретейлеров. Востребованность транспортно-складских услуг в республике кратно увеличивается как у предпринимателей, так и у физических лиц», — комментировали «БИЗНЕС Online» в «Деловых линиях».

Развитие электронной торговли в РТ, а также потенциал роста промышленного производства требуют дальнейшего наращивания логистических мощностей, рассказал уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Фарид Абдулганиев. «Поэтому предложенный компанией „Деловые линии“ проект строительства нового крупного распределительного центра очень актуален. Его реализация станет еще одним шагом в создании на территории нашей республики поволжского транспортного хаба, что позволит снизить сроки и стоимость доставки товаров для потребителей», — отметил он.

Директор управляющей компании промышленного парка «Нижнекамск» Константин Пучкинпредставил на инвестсовете проект третьей очереди промпарка Директор управляющей компании промышленного парка «Нижнекамск» Константин Пучкин представил на инвестсовете проект третьей очереди промпарка Фото: «БИЗНЕС Online»

Расширение промпарка «Нижнекамск»

Директор управляющей компании промышленного парка «Нижнекамск» Константин Пучкин представил на инвестсовете проект третьей очереди промпарка. Первые две очереди занимают 53,3 га, обе загружены на 100%, но заявки от резидентов продолжают поступать. Под третью очередь парка управляющая компания просит выделить дополнительный земельный участок на 26,5 га без торгов.

«Чтобы расширить территорию, мы заявились на третью очередь, она позволит разместить до 12 компаний-резидентов. Предварительный объем инвестиций — в районе миллиарда рублей, будет создано около 300 новых рабочих мест. На данный момент поступило 10 заявок от компаний, все они работают в разных сферах: переработка стекла, производство тубусов и коробок из картона, работают по линии нефтедобычи, занимаются логистическими услугами и так далее», — рассказал Пучкин.

Интерес резидентов к нижнекамскому промпарку можно объяснить удобными условиями размещения. Пучкин напомнил, что участки в парке предоставляются без торгов, аукциона и даже без арендной платы. Резиденту нужно просто «зайти, построить свой завод и работать». «Помимо этого, благодаря федеральной и региональной поддержке мы привлекаем финансирование на строительство инженерных сетей. Для резидентов это тоже бесплатно», — напомнил директор УК промпарка «Нижнекамск».

Гостиница от айтишников

С любопытным проектом на инвестсовет вышло ООО «Тим Форс», зарегистрированное в Иннополисе (директор и владелец — Руслан Гайнанов). IT-компания, специализирующаяся на финансовых и кадровых технологиях, решила построить в промпарке «Зеленодольск» многофункциональный гостиничный комплекс. Как пояснила замгендиректора фирмы Олеся Мещерякова, у «Тим Форс» успешный опыт реализации проекта в туризме — глэмпинг на территории горнолыжной базы «Сорочаны» в Подмосковье.

Гостиница в Зеленодольске, примыкающая к трассе М7, будет совмещать отель уровня «три или четыре звезды», а также хостельные номера для сотрудников компаний – резидентов промпарка. В гостинице смогут размещаться ориентировочно около 300 человек. Сейчас проект предполагает здание на четыре этажа (на первом разместится общепит), однако по предложению президента РТ параметры будут увеличены. «Стоимость хостельных номеров — порядка 500−600 рублей в сутки за койко-место. И от 3 тысяч рублей за номера со „звездностью“. Рассчитываем на сотрудников резидентов промпарка и проезжающих по трассе М7», — рассказала журналистам Мещерякова.

«Компании вынуждены привлекать сотрудников из близлежащих регионов (Марий Эл, Чувашия). Им негде останавливаться. Они приезжают работать на смену, и им негде останавливаться», — пояснила она, добавив, что запрос поступил от властей Зеленодольского района. Ориентировочная стоимость проекта — 350 млн рублей, но цифра может быть увеличена. На площадке также появится автомойка грузового транспорта и парковка для автогруза на 25 мест.

Производство сыров на 3 миллиарда

В Кукморе (один из лидеров в производстве сырого молока) появится сыродельный молочный комбинат, рассчитанный на производство 1,8 тыс. т продукции в год. Также на площадке рассматривается возможность производства кисломолочной продукции. Проект стоимостью 3 млрд рублей презентовал директор ООО «Кукморский молочный комбинат» Айзат Халиуллин.

«Уникальность проекта в том, что мы не собственный бренд делаем. Есть белорусский бренд „Беловежские сыры“. Они тоже как инвесторы по технологии заходят [в проект]. За счет того, что мы используем их бренд, они будут развивать продажи», — сказал Халиуллин. Сейчас в числе инвесторов комбината, по словам спикера, крупные молочные производители Кукморского района, среди которых СХПК им. Вахитова и ООО «Урал». Ожидается, что земля, на которой появится завод, войдет в промышленный парк «Кукмор».

На инвестсовете презентовали также два проекта из Набережных Челнов, оба от действующих резидентов ТОСЭР На инвестсовете презентовали также два проекта из Набережных Челнов, оба от действующих резидентов ТОСЭРа Фото: rais.tatarstan.ru

Оборудование для нефтяников и асфальт

На инвестсовете презентовали также два проекта из Набережных Челнов, оба от действующих резидентов ТОСЭРа. Директор ООО «Каманефтемаш» Сергей Кузнецов представил идею строительства завода по изготовлению нефтяного оборудования. Предприятие будет производить стационарные и мобильные (от 140 до 250 т) буровые установки, насосные блоки, системы очистки буровых растворов и агрегатов для освоения скважин. Завод на стадии строительства — возвести производственные корпуса планируется в конце 2024-го. «Машина очень дорогая и металлоемкая, поэтому пока рассчитываем выйти на объем единицу в месяц с конца 2024 года», — пояснил Кузнецов.

Директор ООО «ТЭСК» Артем Капустин презентовал властям проект производства асфальтобетонных смесей и бетона стоимостью 168 млн рублей. Завод в стадии строительства, завершить его планируется в конце 2023-го, а запустить производство на полную мощность — в следующем году. «Мы уже резиденты ТОСЭРа, пришли на защиту земельного участка, он рядом с производством ТЭМПО. Сейчас мощность производства — 60 тонн продукции в час, в планах закупить [оборудование] для производства 240 тонн в час», — рассказал Капустин.

ООО «ТЭСК» конкурирует с РБР16 и «Камадорстроем», но руководитель предприятия считает, что места на рынке хватит всем, особенно производителям качественной продукции: по словам Капустина, у ООО «ТЭСК» — своя лаборатория, которая следит за этим показателем. «В Татарстане много госпрограмм по благоустройству дворов, парков и скверов, везде требуются асфальт и бетон, мы ориентированы под эти программы», — подытожил Капустин. Также на инвестсовете одобрили проект строительства завода газотурбинного оборудования зеленодольского АО «ЗГО» и расширение действующего промышленного парка «Полюс» на территории Зеленодольского района.