«Уже через год во Франции, в Париже, пройдут Олимпийские игры, и здесь встает актуальный вопрос об обеспечении общественной безопасности во время такого масштабного мероприятия», — говорят эксперты «БИЗНЕС Online», комментируя эскалацию уличного насилия, которая наблюдается во Франции с минувшего вторника. Даже относительно спокойная ночь с воскресенья на понедельник привела к десяткам новых задержанных в ходе уличных стычек. О причинах и последствиях происходящего — в нашем материале.
Во Франции продолжаются уличные беспорядки, которые начались 28 июня после убийства полицейским 17-летнего Наэля М. франко-алжирского происхождения в городе Нантер
6-й день беспорядков: более 3 тыс. арестованных, 6,4 тыс. пожаров и 250 ограбленных банков
Сегодня исполняется ровно неделя, как Францию сотрясают уличные беспорядки, которые начались 28 июня после убийства полицейским 17-летнего юноши франко-алжирского происхождения в городе Нантер, что в 11 км от Парижа. Ночь с воскресенья на понедельник прошла чуть спокойнее по сравнению с предыдущими — в ходе уличных стычек задержали 78 демонстрантов, в то время как накануне их число достигало 719, передает МВД страны. Также, по их данным, 45 полицейских и жандармов получили ранения, а с 30 июня на 1 июля арестованы 1 311 человек, были ранены 79 полицейских и жандармов.
Это самые массовые беспорядки в стране с 2005 года. Тогда цепная реакция по Франции пошла после смерти двух арабских подростков 15 и 17 лет, которые погибли от удара током на трансформаторной подстанции. Они там скрывались от полицейских, чтобы не попасться на краже стройматериалов. Протесты арабских эмигрантов против властей начались в коммуне Клиши-су-Буа 28 октября, распространились на остальные города и продолжались до 15 ноября.
Обстоятельства нынешней гибели подростка правоохранители объясняют так: его остановили за движение по полосе для автобусов за рулем машины Mercedes, но молодой человек отказался предъявить документы и попытался скрыться от патруля. Тогда было применено оружие. Как утверждает полиция, водитель направил машину на них, однако на видео, верифицированном агентством AFP, двое полицейских находятся у стоящего автомобиля, один из них направляет оружие на погибшего. Как утверждает стрелявший офицер, таким образом хотел предотвратить погоню, чтобы это в последующем не привело к иным дорожным происшествиям, в ходе которых могли пострадать другие люди.
За ночь было сожжено 40 автомобилей и ранены 24 полицейских
«Условия для законного применения оружия не были соблюдены. По истечении срока задержания этого полицейского его дело было передано магистратам для начала судебного расследования в связи с предумышленным убийством. Чтобы обеспечить нормальный ход расследования, прокуратура ходатайствовала о временном помещении под стражу полицейского, совершившего выстрел», — заявил прокурор Нантера Паскаль Марш.
В этот же вечер в Нантере начались беспорядки, переросшие в силовые столкновения с полицейскими. За ночь было сожжено 40 автомобилей и ранены 24 полицейских. Протесты перетекли в другие города страны, в том числе в Париж, Тулузу, Ренн, Ферне, Сент-Этьен и др. Демонстранты строили баррикады, поджигали здания, закидывали полицейских коктейлями Молотова, грабили магазины, атаковывали комиссариаты и даже пытались прорваться в тюрьму, например в Ферне. Протаранили, к примеру, дом мэра города Л’Ай-ле-Роз Венсана Жанбрюна. «Нападавшие протаранили мой дом на машине, затем подожгли автомобиль, чтобы устроить пожар в доме, где спали моя жена и двое маленьких детей», — написал сам мэр в соцсетях.
Только за четыре дня беспорядков было зафиксировано 6,4 тыс. пожаров, сожжено 3,3 тыс. машин, разграблено 250 банковских отделений, 200 продуктовых магазинов и 10 торговых центров
Интернет переполнен эффектными видео из разных французских городов, где молодежь громит витрины и грабит магазины. «В Париже проходят съемки новой части „Форсажа“, — иронизирует автор телеграм-канала Colonelcassad Борис Рожин. — Ставятся эффектные сцены ограбления магазина с помощью спортивной машины. Внезапные гитаристы, каскадеры, кидающиеся под машины, и светошумовые эффекты прилагаются». А президент Франции Эмманюэль Макрон уже назвал одной из причин происходящего увлечение молодежи видеоиграми.
На фоне данной ситуации Макрон был вынужден перенести запланированный на 2–4 июля госвизит в Германию. Накануне он поручил правительству разобраться в причинах беспорядков и сделать все возможное для наведения порядка. Он попросил не выпускать на улицы детей и предупредил, что власти будут отслеживать пользователей, которые «призывают к беспорядкам или усугубляют насилие». А завтра французский лидер должен провести встречу с мэрами более 220 пострадавших коммун.
Всего, по данным МВД, на улицы вышли более 8 тыс. человек. Только за четыре дня беспорядков было зафиксировано 6,4 тыс. пожаров, сожжено 3,3 тыс. машин, разграблено 250 банковских отделений, 200 продуктовых магазинов и 10 торговых центров. Всего задержали более 3 тыс. человек, передает France 24.
Одновременно можно говорить об определенном расколе внутри французского общества. Например, интернет-пользователи собрали на онлайн-платформе по сбору пожертвований Gofundme почти 860 тыс. евро для семьи полицейского, застрелившего подростка в Нантере, сообщил телеканал BFMTV. В то же время на странице сбора пожертвований для матери застреленного полицейским подростка на сайте Leetchi собрано 155 тыс. евро.
«Это вопрос не только арабо-мусульманской молодежи, сейчас присоединились коренные французы, недовольные кризисом в стране после ковида, состоянием образования и прочим»
«Приведут ли эти протесты к каким-то изменениям внутри страны — это очень правильный вопрос»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают происходящее во Франции.
По мнению Юрия Рубинского, руководителя центра французских исследований Института Европы РАН, нынешняя ситуация в стране неординарная, хотя и похожа на беспорядки, которые были в 2005 году. «Это вопрос не только арабо-мусульманской молодежи, сейчас присоединились коренные французы, недовольные кризисом в стране после ковида, состоянием образования и прочим, — считает наш собеседник. — На сей раз эти беспорядки наложились на тупиковую ситуацию в функционировании конституционного режима республики».
Рубинский напоминает, в 2017 году, когда к власти пришел Макрон, он создал правоцентристское правительство, а его партия и союзники имели абсолютное большинство в нижней палате парламента: «А когда его успешно переизбрали на второй срок, то его партия с союзниками не сумела получить абсолютное большинство, возник тупик прохождения программы реформ, которую он наметил еще в 2017 году». По словам эксперта «БИЗНЕС Online», к концу второго президентского срока Макрону будет всего 49 лет: «В следующих выборах он не имеет права участвовать. Сейчас идет борьба, кто станет его преемником, а дальнейшая судьба Макрона неизвестна. Это подрывает его возможности как внутри страны на оставшиеся четыре года, так и на международной арене».
«Приведут ли эти протесты к каким-то изменениям внутри страны — это очень правильный вопрос, — считает Павел Тимофеев, научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО. — И, собственно говоря, именно его сейчас власти и решают. Здесь два уровня. Первый — это, скажем так, группа вопросов, связанных с регулированием работы полицейских. В частности, предлагается оснащение их всех видеорегистраторами с тем, чтобы был достоверный источник информации, показывающий работу полицейских в ходе патрулирования и других действий. Поскольку есть информация, есть сигналы со стороны французов африканского и арабского происхождения о том, что в ряде случаев полиция относится к ним, скажем так, некорректно. Вот эта проблема, по сути, бытового расизма, во многом возмутила протестующих, которые устраивают погромы. Второй уровень проблемы, уже более глубокий, — это проблема интеграции жителей неблагополучных кварталов ряда французских городов, где, опять же, обитают во многом французы африканского или арабского происхождения, которые не всегда успешно встраиваются в жизнь и у которых есть определенные проблемы с законом либо с социализацией. То есть эта проблема абсолютно не нова, о ней, наверное, только ленивый не говорил — последние лет 20».
Что касается положения Макрона, то происходящее, считает Тимофеев, усилит критику в адрес президента со стороны левой и крайне правой оппозиции, поскольку левая оппозиция во многом находится на стороне протестующих и считает, что президент прежде всего должен разбираться именно с поведением полицейских, а ультраправая оппозиция, наоборот, критикует президента за слабость, считая, что эти протесты надо решительно гасить. «А в долгосрочном плане проблемы здесь могут быть связаны с ближайшими выборами, — продолжает собеседник газеты. — Осенью во Франции состоятся выборы в сенат. Это не прямые выборы, то есть там несколько сложная схема, но все равно так или иначе эта тема вполне может на них воздействовать. Сенат и так находится в руках правых, и поэтому если партия Макрона „Возрождение“ будет пытаться бороться за большинство в Сенате, то эта тема может стать довольно болезненной для нее. А в июне следующего года во Франции состоятся выборы в европейский парламент, и если к тому времени ситуация не решится, то, конечно, эта тема тоже будет довольно острой».
Напоминает Тимофеев и о еще одном будущем событии: «Уже через год во Франции, в Париже, пройдут Олимпийские игры, и здесь, собственно говоря, встает актуальный вопрос об обеспечении общественной безопасности во время такого масштабного и имиджевого для Франции мероприятия».
«Макрон считает своей великой миссией вернуть таким образом Францию в ряд великих экономических держав»
«Макрон абсолютно уверен в правильности этой политики»
Не обошли вниманием французские события и российские телеграм-каналы.
Например, известный эксперт по исламскому банкингу Мурад Алискеров пишет в своем канале LaRiba: «Макрон в 2020 году — жителям Ливана: „Революция не происходит по приказу, ее делает народ“. Макрон в 2023 году — французам: „Протесты нелегальны, и никто не имеет права поднимать мятеж против народных представителей“. Умение политиков оправдать смену своей позиции без признания какой бы то ни было вины — это отдельное искусство. Если бы кто-то написал книгу, состоящую из таких эпизодов, то, уверен, это был бы бестселлер».
А канал журнала «Россия в глобальной политике» обращает внимание на столкновение двух идейных концепций: «Во Франции очень интересное развитие событий. На политическом уровне подъем разговоров, что в правоохранительных органах глубоко укоренен расизм, это все замалчивают, отсюда постоянные инциденты по примеру нынешнего застреленного парня. На уровне прикладном полиция требует прекратить преуменьшать проблему насилия со стороны жителей окраин и начать принимать гораздо более жесткие и масштабные меры».
В свою очередь, политолог Сергей Марков считает, что все дело в тех реформах, которые пытается проводить президент Франции. «Макрон, главное, пытается дать толчок экономике государства, а для этого повысить конкурентоспособность бизнеса страны, — указывает он в своей „Логике Маркова“. — А для этого понизить издержки бизнеса Франции». Для этого повышается пенсионный возраст, принимаются мигранты (дабы снизить стоимость рабочей силы) и т. д. «Это все нужно, потому что иначе Франция сильно проиграет в экономической конкуренции США, Китаю и десяткам азиатских стран, — пишет Марков. — Макрон абсолютно уверен в правильности этой политики. И он считает своей великой миссией вернуть таким образом Францию в ряд великих экономических держав».
Автор «Логики Маркова» напоминает, что такая политика совершенно непопулярна в массах, но пользуется поддержкой крупного бизнеса Франции и ЕС: «Эта политика означает, что во Франции будет частично демонтирована та политика социальной демократии, которая была в стране 50 лет, с конца 60-х примерно. То есть французов заставят больше работать».
А вот канал LogicaSocialis любопытно размышляет о происходящем с позиции отношений общества и государства как единственного источника легитимного насилия. «Полиция оказывается передовым отрядом в войне государства с теми, кто не верит в его легитимность, — указывают авторы канала. — Винить полицию за ее жестокость, преследовать ее за выполнение не более как своих обязанностей, приносить в жертву толпе может быть удачным тактическим ходом. Но причины происходящего не исчезнут, как не исчезают причины ни одной из войн во время перемирия».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.