«Мы готовы вмешиваться в валютный рынок своими интервенциями, только когда видим некоторые риски финансовой стабильности. Что это значит? Это когда ликвидности не хватает на рынке. Сейчас таких рисков финансовой стабильности нет», — уверяла председатель Центробанка Эльвира Набиуллина сегодня в Петербурге на форуме Банка России в день резкого скачка курсов доллара и евро по отношению к рублю. Здесь же Андрей Костин заявил программу «Глобальный Юг» по реформированию мировых финансов, а председатель наблюдательного совета Мосбиржи Сергей Швецов предложил разморозить накопительную часть пенсий россиян. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила, что режим ДКП (таргетирование инфляции и плавающий курс), выбранный российскими властями, показывает свою эффективность как в спокойные времена, так в периоды острых шоков и структурной трансформации
«Низкая предсказуемая инфляция не стала еще полноценным якорем для экономики»
Сегодняшние утренние новости с валютного рынка, где наш родной деревянный перебрался за психологическую отметку в 100 рублей за 1 евро, не помешали вполне благодушному настроению, в котором пребывали ключевые персоны российской банковской системы, собравшиеся в Петербурге в зале «Мариинский-2» на пленарку финансового конгресса «Структурная трансформация экономики и финансовых рынков».
Что ждет отечественный финансовый рынок на фоне текущей геополитической ситуации, готова ли экономическая система к структурной трансформации и что нужно для перехода в новую экономику — таков был набор тем, заявленных модератором, ведущей телеканала РБК Элиной Тихоновой.
Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила, что режим ДКП (таргетирование инфляции и плавающий курс), выбранный российскими властями, показывает свою эффективность как в спокойные времена, так в периоды острых шоков и структурной трансформации. Причин несколько. Во-первых, это означает гибкость во время шоков, экономика легче абсорбирует негативные кризисные внешние события. Во-вторых, дает экономике номинальный якорь, который позволяет расширять горизонты планирования.
«С 2017 по 2021 год относительно спокойный период, инфляция была 4,2 процента, — напомнила Набиуллина. — Но что мы видим: низкая предсказуемая инфляция не стала еще полноценным якорем для экономики. Нужно время, чтобы было доверие и понимание, что после каждого шока и скачка инфляции обязательно возвращаем инфляцию к цели. И международный опыт говорит: для того чтобы низкая предсказуемая инфляция заработала как якорь, чтобы это приводило к умеренности долгосрочных ставок, нужны годы. У нас ситуация усугубляется тем, что эти шоки, когда происходит скачок цен, случаются достаточно часто, наверное, ни в какой другой стране не могу назвать такую частоту… Но мы видим, что появляется больше доверия, что Центробанк не упустит инфляцию из-под контроля, и это отражается в том числе на динамике кредитования». По словам председателя Центробанка, не бывает роста инвестиций, если не будет умеренных долгосрочных ставок, а они бывают только на базе низкой и предсказуемой инфляции.
Затем она перешла к теме плавающего валютного курса, заметив, что на фоне ослабления рубля всегда начинают строить теории заговора. Однако, по ее словам, нужно смотреть на динамику внешней торговли. Прошлогоднее масштабное укрепление курса многие воспринимали как победу над обстоятельствами, но это было следствием резкого роста экспорта и снижения импорта, обратила внимание Набиуллина.
«Если сравнить положительный текущий счет в I квартале этого года, то по сравнению с пиком прошлого года он упал в 5 раз. Поэтому плавающий курс, да, он под влиянием внешней торговли меняется, это благо, которое позволяет внешние изменения и шоки легче абсорбировать экономике, — настаивала председатель Банка России. — Влияет, конечно, и рост бюджетных расходов, которые увеличивают спрос в экономике и тем самым спрос на импорт. Краткосрочные колебания тоже есть под влиянием геополитики. Тем не менее считаем, что плавающий курс может быть волатильным в условиях шоков. Важно, чтобы он не отрывался от фундаментальных основ, как влияют экспорт и импорт. Попытки искусственно поддерживать этот курс заканчиваются, и мы на своей истории знаем, периодами глубокой девальвации».
Кроме того, спикер заверила, что решения по ДКП учитывают динамику курса, а сейчас она несет проинфляционные риски.
Герман Греф: «Центральный Банк может не мешать, и это самый большой вклад». «[Не мешать] торговать «криптой»?» — парировала Эльвира Набиуллина. На что Греф заметил, что Сбербанк является клиентоориентированным и если клиент захочет проводить операции с криптовалютой, то они не против
«Ужасно прокатился на Mercedes, а LADA 100 очков вперед?»
«Хочу сказать, что я впервые на сцене Мариинского театра, — начал с удачной шутки глава Сбера Герман Греф. — Честно говоря, ощущения ужасные просто. Оттуда, [из зрительного зала], значительно лучше. Как они при этом умудряются петь, играть и танцевать?..»
Греф сообщил, что банковский сектор в 2023 году заработает много, а российские банки лучше западных. По оценкам его коллег, американские и европейские системы находятся в пещерном состоянии. «Вы видели когда-нибудь, чтобы кто-то приехал из США или Германии и сказал: „Ужасно прокатился на Mercedes, а LADA 100 очков вперед?“» — сказал он, тем самым заверив, что в банковском секторе мы конкурируем намного успешнее, чем на автомобильном рынке. Далее председатель правления Сбербанка, находившийся в благодушном настроении, заверил, что никаких проблем в банковском секторе не будет, поскольку он находится в перманентной донастройке к текущим обстоятельствам, а вот структурная трансформация должна происходить в спокойное время.
После чего случилась небольшая пикировка Грефа с Набиуллиной. Председатель ЦБ РФ заметила, что в России спокойствие расслабляет и не дает импульса для изменений. «Лучше всегда расслабляться, в расслабленном состоянии лучше в том числе трансформацию делать, — со смехом ответил Греф. — Центральный Банк может не мешать, и это самый большой вклад». «[Не мешать] торговать „криптой“?» — парировала глава Банка России. На что Греф заметил, что Сбербанк является клиентоориентированным и если клиент захочет проводить операции с криптовалютой, то они не против.
Председатель правления ВТБ Андрей Костин ни много ни мало вышел с предложением реформировать мировую финансовую систему в целом
Если Греф настроил зал Мариинки-2 на расслабление, то его коллега Андрей Костин, напротив, заставил собравшихся вновь напрячься. Президент – председатель правления ВТБ ни много ни мало вышел с предложением реформировать мировую финансовую систему в целом. Хотя перед этим сделал небольшую ремарку, напомнив, что 24 июня случилось позитивное событие — ровно 10 лет, как Набиуллина занимает пост главы Центробанка. За это время усилиями председателя ЦБ РФ, считает Костин, «мы получили абсолютно другой финансовый сектор», причем эти изменения произошли, безусловно, со знаком плюс.
Уже после этого он озвучил программу «Глобальный Юг» по созданию параллельной системы международных расчетов и инфраструктуры финансового рынка, которая, согласно руководителю ВТБ, должна состоять из четырех пунктов:
- Замена SWIFT на новую систему обмена финансовых сообщений, поскольку открытость SWIFT для Запада вызывает опасения у контрагентов из дружественных стран.
- Замена прямых корреспондентских отношений на горизонтальные связи между локальными банками с применением, например, технологии блокчейн.
- Создание альтернативного международного депозитарного расчетного хаба, а центром базирования нового финансового депозитария может быть одно из государств Персидского залива с учетом именно концентрации большого капитала в этом регионе.
- Создание новых инструментов для привлечения капитала, которые бы учитывали национальное регулирование валют финансовых рынков и позволяли вести учет возможности трансграничных расчетов между инвесторами и эмитентами в разных странах.
«У нас уже и огромные ресурсы, сосредоточенные на „Глобальном Юге“, и огромные компании — Aramco, CNPC и другие, — продолжил Костин. — Нам есть что размещать и какие капиталы привлекать. Мы уверены, что, создав такую систему мировых рынков капиталов, мировых расчетов, рано или поздно в эту параллельную систему, отличную от доллара, придут и западные компании, и западные инвесторы».
Набиуллина поддержала идею. По ее словам, в России более-менее решили проблемы банковского сектора, но вопросы обеспечения внешнеэкономической деятельности должны быть обеспечены системой международных платежей и международным рынком капитала. Но проблему самостоятельно решить не можем, признала она, и поэтому нужны партнеры. Что касается депозитарного расчетного хаба, то это сложная задача, но глава ЦБ выразила готовность совместно с рынком подумать, что можно предложить партнерам. «Опора на глобальные финансовые системы полностью, наверное, будет уходить, — сообщила Набиуллина. — Как происходят изменения в производственных цепочках, то же самое будет происходить в финансовой системе. Мы должны активно в этом участвовать, без этого невозможно обеспечить внешнеэкономическую деятельность, но и интересы людей, которые путешествуют, должны учитываться».
Сергей Швецов: «Выживает не самый большой и сильный, а быстроменяющийся»
«Сейчас рисков финансовой стабильности нет»
Как считает председатель наблюдательного совета Московской биржи Сергей Швецов, нужно не просто воссоздать на базе, например, БРИКС международную инфраструктуру, а надо ее делать сразу в децентрализованном виде. «Потому что, с точки зрения санкционного давления, наши партнеры все равно будут пытаться сидеть на двух стульях, хотим мы этого или нет. И централизованная структура будет достаточно уязвима», — прокомментировал эксперт.
«Выживает не самый большой и сильный, а быстроменяющийся, — продолжал представитель Мосбиржи. — И мы должны понимать, что доктрина по вовлечению населения в рынок капитала не означает, что мы жертвуем деньгами населения и различных венчуров. Рынок капитала не может быть без информации, а информация — то, на чем строится принятие инвестиционных решений. А у нас с этим большие проблемы. Может, нужно подождать, прежде чем делать рестарт рынка капитала, иначе это может убить доверие».
Швецов также настаивает на снятии заморозки накопительной части пенсии, которая действует с 2014 по 2024 год. «Если приоритет — трансформация экономики и без финансового сектора трансформация невозможна, то, мне кажется, можно было бы найти деньги и снять эту заморозку», — резюмировал спикер.
В завершение мероприятия модератор все-таки задала Набиуллиной прямой вопрос: насколько нынешний курс рубля комфортен для регулятора? Эльвира Сахипзадовна начала с того, что ЦБ не таргетирует рубль, поэтому любой курс для них приемлем и учитывается во время принятия решений по ДКП.
«Мы готовы вмешиваться в валютный рынок своими интервенциями, только когда видим некоторые риски финансовой стабильности. Что это значит? Это когда ликвидности не хватает на рынке. Сейчас таких рисков финансовой стабильности нет, — сообщила она. — Курс формируется под влиянием прежде всего торгового баланса. Например, если сравнить январь – май этого года с январем – маем прошлого года, то у нас экспорт упал где-то на 40 процентов, а импорт вырос где-то на 15 процентов. Есть экономические объективные факторы и курс формируется под их влиянием. Мы это учитываем в ДКП для того, чтобы обеспечить инфляцию на наши цели. И устойчивость рубля — это прежде всего покупательная способность рубля, определяется уровнем инфляции».
Кроме того, Набиуллина попросила финансовый сектор обратить внимание на долгосрочные тренды и, учитывая это, выстраивать бизнес-модели, иначе в шоковых условиях из-за сужения горизонта планирования они могут перестать их видеть. А к новым задачам она отнесла продолжение технологического развития, сохранение открытости экономики и опору на частный бизнес.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.