29-летний оперный тенор Роман Широких из Набережных Челнов начинал свою карьеру в местной школе искусств, затем в составе Ансамбля Александрова пел на полигонах для солдат, а в прошлом году дебютировал в Мариинском театре 29-летний оперный тенор Роман Широких из Набережных Челнов начинал свою карьеру в местной школе искусств, затем в составе ансамбля Александрова пел на полигонах для солдат, а в прошлом году дебютировал в Мариинском театре Фото: скриншот с YouTube-канала Романа Широких

«Я заглянул в комментарии онлайн-трансляции, изумился и сразу закрыл»

— Роман, в июне вы приняли участие в престижнейшем международном конкурсе имени Чайковского, где удостоились почетного диплома в категории «Сольное пение». Вы давно планировали участие в этом конкурсе?

— Я не планировал задолго свое участие в конкурсе Чайковского, так как думал, что у меня еще будет возможность выступить в более зрелом возрасте, в более состоятельной как певец форме. И хорошо, что проверил, потому что это оказалось не так. Через четыре года уже не прохожу по возрастному регламенту. Мне было бы достаточно родиться на две недели позже, чтобы участвовать в следующем конкурсе Чайковского.

Роман Широких — российский оперный певец, тенор, приглашенный солист Мариинского театра.

Родился в 1994 году в Набережных Челнах. Обучался в детской школе искусств №13 и набережночелнинском колледже ИЭУиП на отделении маркетинга. В 2021-м окончил вокально-режиссерский факультет Санкт-Петербургской консерватории.

В 2020–2021 годах — солист Петербургского театра «Зазеркалье». Также выступал в «Мюзик-Холле», Гербовом зале Эрмитажа и на других площадках Северной столицы. Участник международного творческого проекта «Балтийская музыкальная академия».

В 2021 году стал стипендиатом программы «Аткинс», в 2022-м — дебютировал в Мариинском театре. В общем репертуаре певца — музыка Моцарта, Чайковского, Верди, Пуччини, Рахманинова, Прокофьева и других композиторов. В июне 2023 года принимал участие в XVII международном конкурсе им. Чайковского.

Я решил так: пусть сейчас только начинаю что-то понимать в вокальном искусстве, но не могу упустить возможность принять участие в этом историческом событии. Подготовка к конкурсу — это кропотливый труд, требующий внимания к мелочам и попыток понять, что хотел композитор, поиска красок и оттенков. Мы подолгу обсуждали тексты, вникали в смыслы, слушали гармонии. Дальше шло впевание материала. Мне помогала Елена Константиновна Матусовская — легендарный концертмейстер, она также помогала готовиться к конкурсам и партиям таким певцам, как Юрий Марусин, Константин Плужников, Татьяна Новикова, Анна Нетребко и другие. Также большой вклад внесла Арина Скугарева — очень тонкий музыкант, концертмейстер Мариинского театра, с которой мы выступали на отборе и в первых двух турах.

«Я не планировал за долго свое участие в конкурсе Чайковского, так как думал, что у меня еще будет возможность выступить в более зрелом возрасте, в более состоятельной как певец форме. И хорошо, что проверил, потому что это оказалось не так» «Я не планировал задолго свое участие в конкурсе Чайковского, так как думал, что у меня еще будет возможность выступить в более зрелом возрасте, в более состоятельной как певец форме. И хорошо, что проверил, потому что это оказалось не так» Фото: tchaikovskycompetition.com

— Сами вы называете себя молодым и еще не очень опытным солистом. Ожидали ли, что на конкурсе пройдете так далеко, и расстроились ли, что не стали лауреатом?

— Так и есть, я в самом начале творческого пути. Трезво оценивал свои шансы,  поэтому считаю результаты закономерными. Думал ли я, что пойду так далеко?! Конечно, нет. Быть финалистом и дипломантом — большая честь для меня.

— В рецензиях с конкурса приходилось читать, что вы ошиблись, выбрав в третьем туре для исполнения арию Калафа из оперы «Турандот». Согласитесь с такой оценкой? И в целом кто решал, какой репертуар вы будете петь на конкурсе Чайковского?

— Один раз в начале конкурса я заглянул в комментарии онлайн-трансляции, изумился и сразу закрыл. Больше я не читал никаких комментариев и рецензий, то, что там творилось, — это отдельный разговор о компетенциях, воспитанности людей, культуре и добре. С арией Калафа я уже выигрывал конкурс Охотникова. Я ее знал и был уверен. Мы выбрали программу из моего репертуара, чтобы не выносить сырой материал. Выбор на третий тур был невелик.


— Как оцениваете в общем результаты конкурса в номинации «Сольное пение», где победили тенор из Южной Кореи Сон Чи Хун и меццо-сопрано Зинаида Царенко?

— Было много достойных участников, и результаты я считаю справедливыми. Компетентное жюри проделало очень сложную работу как на этапе отбора, так и на очных выступлениях. Принимались сложные решения. В частности, расширение состава участников — этот прецедент, несомненно, войдет в историю конкурса.

— Как планируете отдохнуть в летние месяцы?

— Летом меня ждет несколько фестивалей, гастроли, спектакли в Мариинском театре и изучение новых партий. Но в августе планирую поехать домой к родным в Набережные Челны и Казань. Это обязательная традиция.


«Мы действительно много ездили концертной бригадой»

— Вспомните о своем обучении в ДМШ №5 и детской школе искусств Набережных Челнов. Правда ли, что уже в 7–8 лет вам доверяли в хоре сольные партии? 

— Да, в 6 лет я уже солировал в хоре ДМШ №5, это был мой первый опыт выступлений на относительно большой сцене Татарского драматического театра. Там я учился первым азам музыки. Мы долго искали педагога по вокалу. Удачным случаем стало мое поступление в школу искусств №13 на вокальное отделение к заслуженному работнику культуры Зайнуллиной Альфие Тауфиковне, здесь я провел счастливые годы детства. У нас был веселый ансамбль. Мы много выступали, участвовали в конкурсах, часто побеждали. Всегда приятно вспоминать это время.

— После школы вы не пошли в музыкальное училище, а решили изучать маркетинг в Набережночелнинском колледже имени Тимирясова. Почему не пошли по музыкальной стезе, помогают ли сейчас вам знания по маркетингу?

— Я хотел расширить свой кругозор. Маркетинг — это тоже творчество, но в сфере экономики. Полученные знания мне часто помогали, особенно при открытии бизнеса — нашей частной студии искусств. Мне нравилось учиться в колледже, но в будущем я не видел себя маркетологом и артистом эстрады себя тоже не видел.

— В 2013 году вы проходили военную службу в ансамбле Александрова, выступали на полигонах перед солдатами. Что вам запомнилось из того периода больше всего?

— Мы действительно много ездили концертной бригадой, посещали военные части, госпиталя, полигоны, военные городки, даже те, что нет на картах, от Дальнего Востока России до запада  Беларуси. А когда возвращались, несли обычную службу, стояли в нарядах, несли дежурства, проходили военную подготовку. Там же я впервые начал заниматься академическим вокалом с профессором из Гнесинки Константином Павловичем Лисовским, который давал уроки солистам ансамбля.

— Вскоре после дембеля вы приняли участие в шоу «Хочу к Меладзе» на НТВ, где понравились Сергею Лазареву, Полине Гагариной, Тимати и еще нескольким артистам, но получили отказ от Константина Меладзе. Почему, обладая классическим вокалом, решили попробовать себя в эстрадном проекте и что чувствовали, получив отказ?

— Это был забавный опыт, мне просто было интересно, как такие телевизионные проекты проходят изнутри. Конечно, я не планировал стать частью команды Константина Меладзе. Это действительно не мое.


«Представьте, только в 21 год я впервые услышал оперу!»

— Как в итоге пришли к мысли стать оперным певцом и почему решили поступать в Петербургскую консерваторию, а не, например, в Казанскую? Не видели для себя перспектив в Татарстане?

— Сначала я поступил в Санкт-Петербургский институт культуры на эстрадное отделение. Там я познакомился со своей будущей женой и довольно быстро понял, что это учебное заведение меня ничему не научит. Было принято решение бросить институт и начать подготовку для поступления в консерваторию. Моя жена обучала меня гармонии, я же каждый день самостоятельно занимался вокалом и слушал оперных певцов.

Представьте, только в 21 год я впервые услышал оперу! Не могу сказать, что это была любовь с первых нот. Я выбрал Санкт-Петербургскую консерваторию, потому что не хотел больше уезжать из Питера. Я нашел свой город и свою любовь.

— Расскажите о вашем консерваторском педагоге, знаменитом теноре Мариинского театра Юрии Марусине, к сожалению, ушедшем из жизни год назад. Какие советы Юрия Михайловича помогают вам на сцене до сих пор и правда ли, что ваша манера пения во многом похожа на его?

— Юрий Михайлович — настоящий русский тенор, прекрасный артист и хороший педагог. Он дал мне крепкую базу, все, что нужно для начинающего певца. Юрий Марусин утверждал, что каждый ученик сам должен в своей психофизике найти идеальный звук, основываясь на знаниях, которые он давал. Поэтому он никогда не показывал приемы голосом, чтобы ученики не копировали звук.

— В 2021-м вы стали стипендиатом престижной программы «Аткинс» в Мариинском театре, а через год дебютировали в Мариинском театре в «Иоланте». Правда ли, что попасть в Мариинку было очень непросто для вас? В одной из челнинских газет было написано, что вы это сделали с четвертой попытки.

— В Мариинский театр нет распределений после консерватории, нет официальных прослушиваний, обычному молодому исполнителю сложно самостоятельно пробиться. Каждый использует все возможности. Мне в этом помогла программа «Аткинс».

«Репертуар Мариинского театра огромен, этим занимаются специально обученные люди. Театр год за годом продолжает расширять репертуар, предоставляя зрителю представления на любой вкус.» «Репертуар Мариинского театра огромен, этим занимаются специально обученные люди. Театр год за годом продолжает расширять репертуар, предоставляя зрителю представления на любой вкус» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Как сегодня формируется репертуар и оперная труппа Мариинского театра? Есть ли у вас перспектива в ближайшем будущем стать полноценным членом труппы?

— Репертуар Мариинского театра огромен, этим занимаются специально обученные люди. Театр год за годом продолжает расширять репертуар, предоставляя зрителю представления на любой вкус. Труппа театра во многом состоит из приглашенных солистов, как я, и, конечно, штатных артистов. Вид трудоустройства солиста никак не влияет на работу. В состав ставят лучших исполнителей на данный момент.

— Вы видите свое будущее исключительно в Мариинском театре или открыты и другим предложениям? И предлагали ли другие театры вам поступить к ним в труппу на постоянной основе?

— Большое счастье петь в Мариинском театре, многие, попадая на эту сцену, остаются преданными ей всю жизнь. Конечно, хочется поработать в других театрах мира, но всегда возвращаться домой.

«Большое счастье петь в Мариинском театре, многие, попадая на эту сцену, остаются преданными ей всю жизнь» «Большое счастье петь в Мариинском театре, многие, попадая на эту сцену, остаются преданными ей всю жизнь» Фото: tchaikovskycompetition.com

— В вашем репертуаре в Мариинском театре сегодня 14 партий, из которых самая известная — Ленский из «Евгения Онегина». Чем отличаются ощущения при выступлении в главном театре страны от выступления на других площадках? Например, от выступления в питерском музыкальном театре «Зазеркалье» или «Мюзик-Холле», где вы работали раньше?

— Меня учили, что выкладываться нужно одинаково, поешь ли ты в Ла Скала или в жилконторе для трех старушек!

— Сколько у вас было спектаклей в этом году в Мариинском театре?

— Я набираю репертуар, этот процесс занимает длительное время. В этом сезоне я спел более 30 спектаклей. В том числе пел премьерные спектакли таких опер, как «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева, «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта, «Отелло» и «Набукко» Джузеппе Верди, «Иоланта» Петра Чайковского.

«Айгуль (на фото с букетом)— потрясающая певица, я болел за нее на прошлом конкурсе Чайковского. Мы общаемся, когда видимся в театре, но спеть вместе пока не довелось» «Айгуль (на фото с букетом) — потрясающая певица, я болел за нее на прошлом конкурсе Чайковского. Мы общаемся, когда видимся в театре, но спеть вместе пока не довелось» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Спасибо еще раз Дмитрию Александровичу Туманову за все, что он сделал»

— В труппе Мариинского театра есть еще одна челнинка, выпускница Казанской консерватории и лауреат прошлого конкурса имени Чайковского, — сопрано Айгуль Хисматуллина. Поддерживаете ли вы с ней контакты и есть ли в музыкально-театральном Петербурге некое татарстанское комьюнити?

— Айгуль — потрясающая певица, я болел за нее на прошлом конкурсе Чайковского. Мы общаемся, когда видимся в театре, но спеть вместе пока не довелось. Также недавно в стажерской группе Мариинского театра появилась сопрано из Челнов — Любовь Кислякова, поэтому наше комьюнити растет.

— Также в жюри конкурса Чайковского была солистка Мариинского театра Альбина Шагимуратова. Знала ли она, что среди участников конкурса был ее земляк из Татарстана?

— Для меня это стало большим сюрпризом. Конечно же, она меня не знает. Мы впервые увидели друг друга на конкурсе.

«Голоса, которые признает мир, но не Казань»: топ-20 оперных певцов из Татарстана

— Часто ли вы возвращаетесь сейчас в Набережные Челны?

— Я обязательно приезжаю каждый год, летом и иногда еще зимой, в Набережные Челны, там у меня живет вся семья и друзья, с которыми мы до сих пор держим связь.

— Следите ли вы за нынешней музыкальной жизнью Татарстана? И чем она отличается от той, что была во времена вашего детства и юности? Были ли там тогда музыканты, коллективы, театры, которые вас впечатляли? И есть ли такие сейчас?

— В юности мы были сильно увлечены фестивальным движением «Созвездие-Йолдызлык», оно воспитало в нас дух соревнования, а также научило дружить. Мы были значимой частью культуры республики, выступали на правительственных концертах, объезжали с концертами деревни и города Татарстана. Также вместе отдыхали в творческих сменах — это самые сильные и чудесные воспоминания. Спасибо еще раз Дмитрию Александровичу Туманову за все, что он сделал и делает для творческих детей.

— Вы еще ни разу не пели в Казани как оперный тенор. Обращался ли к вам театр имени Джалиля с приглашением выступить на его сцене и рассматриваете ли вы для себя такую возможность?

— Предложений не поступало, а я бы очень хотел приезжать, чтобы петь в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля. Петь для земляков, отдать дань республике, нести культуру в массы. Было бы здорово. В любом случае я рад передать привет всей моей дорогой Республике Татарстан. Надеюсь увидеться с вами в театре!