Великая депрессия 1929–1939 годов вовсе не была такой уж великой. Куда масштабнее оказался кризис 1873–1896-го. О его причинах спорят до сих пор, но именно тем потрясениям мы обязаны появлению политики протекционизма. И, кажется, не обошлось без подковерных игр Ротшильдов. Как бы то ни было, дело двигалось к следующей стадии развития капитализма — дележу мира… Исторический экскурс Валентина Катасонова весьма актуален в современном контексте.
Оказывается, что до 1929 года уже был устоявшийся термин «Великая депрессия». Он относился к мировому экономическому кризису, который начался в 1873 году и продолжался до 1896 годаисание
Всё тоже началось с биржевой паники
Экономические спады и застои, которые случались и случаются в мире в последние десятилетия, часто сравнивают с тем экономическим кризисом, который начался в США с биржевой паники в октябре 1929 года, а затем перерос в так называемую «Великую депрессию», охватившую в 1930 году почти весь тогдашний капиталистический мир. Считается, что «Великая депрессия» завершилась в тот момент, когда началась Вторая мировая война (т.е. 1 сентября 1939 года). Получается, что продолжительность «Великой депрессии» — примерно десятилетие. Уровень промышленного производства в результате этого мирового кризиса в странах Запада был отброшен к уровню начала XX века, то есть на 30 лет назад. В промышленно развитых странах капитализма в те годы насчитывалось около 30 млн безработных; ухудшилось положение фермеров, мелких торговцев, представителей среднего класса. Многие оказались за чертой бедности; резко снизилась рождаемость. Возникла питательная почва для зарождения и укрепления позиций национал-социализма (фашизма) и форсированной подготовки новой мировой войны.
Но, оказывается, что до 1929 года уже был устоявшийся термин «Великая депрессия». Он относился к мировому экономическому кризису, который начался в 1873 году и продолжался до 1896 года. Т.е. его продолжительность была равна 22-23 годам. Это в два с лишним раза превышает продолжительность мирового кризиса 1929-39 гг. Последнему дали название «Великой депрессии», а чтобы его отличать от кризиса 1873-96 гг., то кризис XIX века переименовали в «Долгую депрессию».
«Долгая депрессия» XIX века, как и «Великая депрессия» ХХ века, началась с биржевой паники. Паника разразилась в апреле 1873 года на Венской фондовой бирже, а потом захватила фондовые площадки других европейских стран. А потом с финансового рынка перешла на реальный сектор экономики — промышленность, сельское хозяйство, строительство, железнодорожный транспорт. Кризис удивительно быстро (несмотря на сравнительно слабые по тем временам коммуникации и финансово-экономические связи) перекинулся на Новый свет — Соединенные Штаты и Канаду. Финансовая паника достигла Америки уже в сентябре 1873 года.
Каковы причины «Великой депрессии»? Можно дать самый общий ответ на вопрос, сославшись на классика марксизма. А он сказал, что кризис — неизбежное следствие капитализма; кризис является результатом возникновения диспропорции между предложением товаров и платежеспособным спросом. Он назвал его «кризисом перепроизводства» и определил как одну из четырех последовательных фаз капиталистического цикла (движения капиталистической экономики): кризис (спад, рецессия) — депрессия (стагнация, застой) — оживление — подъем. До 1873 года в Старом и Новом свете был подъем, который в литературе обычно называют «бумом». После окончания Гражданской войны в США и кратковременной послевоенной рецессии (1865–1867 гг.) в Соединённых Штатах наступил инвестиционный бум, связанный со строительством железных дорог на общественных землях запада страны. Вложения в расширение железнодорожных сетей осуществляли преимущественно европейские инвесторы.
В Европе бум начался позднее, после окончания франко-прусской войны 1870-71 гг. Ее завершение, как известно, привело к победе Пруссии, созданию единого Германского государства и уплате Францией победителю контрибуции в размере 5 млрд золотых франков. Эти гигантские деньги частью остались в Германии (Втором Рейхе), частью ушли на погашение долгов, которые были ранее сделаны Пруссией и другими немецкими землями. В конечном счете, эти деньги были направлены на создание новых компаний (учредительство акционерных обществ, получившее в Германии название «грюндерство»). Начался инвестиционный бум, который привел, выражаясь современным языком, к образованию на фондовом рынке «пузырей» и инфляционному росту цен. Бум продлился менее двух лет, закончился тем, что курсы акций на биржах стали резко обваливаться, а вновь учрежденные акционерные общества банкротиться.
Есть и другие трактовки того, почему подъем в Старом свете был таким коротким. Немецкий канцлер Бисмарк еще до начала франко-прусской войны договорился с Ротшильдами о сделке: Бисмарк просит содействия в объединении немецких земель и создании единого Германского государства, или Второго Рейха. А Ротшильды просят у Бисмарка сделать немецкую марку золотой. Иначе говоря, ввести во Втором Рейхе золотой стандарт. Ротшильды еще после окончания наполеоновских войн пытались навязать Европе золотой стандарт, но и у них не получалось. Золотой стандарт в их представлении означал, что деньги могут печататься только под обеспечение золотого запаса Центрального банка. А если ему будет не хватать такого золотого обеспечения, то Ротшильды готовы будут дать драгоценный металл под проценты (ведь после наполеоновских войн они сосредоточили в своих руках большое количество золота и хотели, чтобы оно превратилось в капитал, т. е. приносило прибыль). Первый шаг был сделан еще в 1821 году, когда Англия под давлением Натана Ротшильда (того самого, кто в 1815 году установил контроль над Банком Англии) ввела золотой стандарт, но дальше началась пробуксовка. Никто из европейских королей, премьеров и канцлеров не желал добровольно одевать на шею золотую удавку. А Бисмарк ради создания Второго Рейха пошел на эту опасную сделку. После Германии золотые стандарты стали вводить и другие европейские страны. На «печатные станки» Центробанков были поставлены золотые тормоза. Денег предпринимателям для формирования оборотного капитала и инвестиций в основной капитал стало очень не хватать. Повсеместное введение золотой валюты породило затяжную экономическую депрессию.
Самая затяжная рецессия в истории и феномен дефляции
Как известно, «Великая депрессия» ХХ века состояла из двух фаз: экономической рецессии (экономического кризиса в понимании экономистов), который охватывает период 1929-33 гг.; последовавшей за ней стагнации (застоя, или собственно депрессии в понимании экономистов). Первая фаза «Великой депрессии», по оценкам экономических историков, в США длилась 43 месяца.
«Долгая депрессия» XIX века также состояла из двух фаз: рецессии и стагнации. Так вот рецессия в США длилась с октября 1873 г. по март 1879 г., т. е. 65 месяцев. Считается, что это была самая затяжная рецессия в истории не только США, но и всего капитализма. Также самой затяжной оказалась и стагнация (1879–1896 гг.) Потому период 1873-96 гг. и получил свое название «Долгая депрессия».
Первым экономический кризисом, имеющим признаки мирового, историки и экономисты обычно называют кризис 1857 года, который начался в США, но быстро перекинулся в Старый свет и захватил Германию, Англию и Францию. Но по количеству стран, которые пережили рецессию, «Долгая депрессия» намного превосходит кризис 1857 года. Под ударами кризиса оказалась США, Канада, почти вся Европа, а также Россия.
Правда, в некоторых странах стагнация и депрессия могли сменяться оживлением и даже некоторым ростом, но затем опять наступали остановки. Например, в рамках «Долгой депрессии» в США произошли две ярко выраженные рецессии: в 1873-77 гг. (согласно некоторым источникам, 1873-79 гг.) и в 1882-85 гг. В целом за период 1873–1896 гг. в большинстве стран был зафиксирован прирост производства по многим видам промышленной продукции, но приросты были скромными на фоне тех темпов, которые наблюдались до 1873 года.
Британский историк Пол Кеннеди оценил уровень экономического развития ведущих стран в XIX веке с помощью такого показателя, как валовой национальный продукт — ВНП, которого в те времена не было (Paul Kennedy. The Rise and Fall of the Great Powers. — Fontana Press, 1989). И вот какая картина вырисовывается на отрезке времени 1870–1890 гг. У Австро-Венгрии прирост ВНП за двадцатилетие составил 35,4%; у Франции — 17,3%; Италии — 14,6%. Меньше всего «Долгая депрессия» затронула в Европе две страны — Германию (прирост ВНП на 59%) и Великобританию (50%). А больше всех пострадала Россия, у которой за два десятилетие ВНП сократился почти на 8%. Если говорить о России, то в рамках «Долгой депрессии» она пережила три рецессии: 1874–1877 гг., 1881–1886 гг. и 1891–1892 гг.; в промежутках между ними происходило частичное восстановление экономики. Но в целом в период 1873–1896 гг. обозначилась явная тенденция отставания России от ведущих стран Запада.
А наиболее общим для всего периода и для всех стран был такой феномен, как дефляция. Т.е. снижение цен и их длительное пребывание на низком уровне. Например, на отрезке времени 1867–1894 гг. цена зерна на мировом рынке упала на 2/3. Цена железа за два десятилетия 1870–1890 гг. снизилась вдвое. Низкие цены были серьезнейшим тормозом для разгона инвестиционной и производственной деятельности.
США и Германия: почему мир поделен так несправедливо?
Чтобы противостоять рецессии и стагнации, многие страны стали прибегать к протекционизму. Так, во Франции президент Адольф Тьер отказался от политики фритредерства периода Второй империи и стал вводить в только что созданной Третьей республике режим протекционизма, в 1892 году были установлены высокие таможенные тарифы Мелина (названы в честь французского юриста, который их разрабатывал). Эти тарифы ознаменовали собой конец свободной торговли между Англией и Францией. В Германии протекционистский тариф был введен еще в 1879 году (что, кстати, объясняет, почему Германия имела такую высокую динамику экономического развития в период «Долгой депрессии»). В США протекционистская позиция позволила Бенджамину Гаррисону выиграть президентские выборы в США 1888 г. Из экономически развитых стран только Великобритания и Нидерланды сохранили приверженность политике низких тарифов.
Тем не менее, усиливавшийся протекционизм очень серьезно сдерживал развитие международной торговли. Кстати, именно в это время стали обозначаться некоторые признаки перехода капитализма свободной конкуренции в его высшую фазу, о чем впоследствии писал В. И. Ленин в своей работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916 г.).
Во-первых, в период «Долгой депрессии» наблюдались массовые банкротства малых и средних компаний в разных отраслях. Их активы поглощались крупными и крупнейшими компаниями. Активизировался процесс, который Ленин называл «концентрацией и централизацией капитала». Крупные и крупнейшие компании превращались в монополии и уничтожали остатки конкуренции. Началось время монопольных цен — монопольно высоких цен на производимые и реализуемые товары и монопольно низких на закупаемое сырье.
Во-вторых, обострение проблемы реализации произведенных товаров на внутреннем рынке, недостаток дешевого сырья и всяческое желание минимизировать издержки породили тенденцию к захвату внешних рынков, источников сырья и дешевой рабочей силы, сфер приложения капитала. Это тенденция к превращению монополистического капитализма в империализм, к экономическому разделу мира монополистическими союзами — картелями и синдикатами.
Одним из следствий «Долгой депрессии» стало значительное изменение сил отдельных стран к концу позапрошлого века. Это, кстати, дало Ленину позднее основание для того, чтобы ввести понятие «закон неравномерности экономического и политического развития капитализма» (в той же работе «Империализм, как высшая стадия капитализма»). На фоне других стран усилили свои экономические позиции прежде всего Великобритания и Германия, а также США. Причем последние — особенно. Парадоксально, но, согласно мнению большинства экономистов и историков, больше всего пострадали от начавшейся в 1873 году рецессии именно Североамериканские Штаты. Ведь в то время это была еще не промышленная страна (чем-то ее экономика напоминала экономику современной России, которая базируется на добыче углеводородов и их экспорте). Основные деньги заокеанские капиталисты продолжали зарабатывать за счет сельского хозяйства, поставляя в Старый свет зерно и хлопок. А именно по этим товарам в 70-е годы позапрошлого века произошло наибольшее падение цен. Тут уместно вспомнить крылатую фразу: «кризис — не только беда, но и шанс». И Америка использовала этот шанс. Она приступила к индустриализации, предусмотрительно создав для этого условия в виде высокого таможенного барьера. И вот 1890-е годы Америка обошла Британскую империю по промышленности и по показателю ВВП (согласно ретроспективным оценкам историков).
Молодые империализмы в лице Германии и США полагали, что мир в экономическом и территориальном отношении поделен несправедливо. Они как быстро растущие экономики заслуживают большего. Подавляющая часть рынков и территорий в мире продолжала принадлежать старым империализмам (Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и др.). Они (Германия и США) как быстро растущие капиталистические экономики заслуживают большего.
На излёте XIX века «Долгая депрессия» завершилась. Началось всеобщее экономическое оживление, которое затем перешло в экономический подъем. Ведущие страны мира решили использовать это оживление и этот подъем для того, чтобы провести экономический и территориальный передел мира в свою пользу. Началась подготовка к мировой войне.
«Завтра», zavtra.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.