«ОТСУТСТВИЕ WI-FI – ЭТО КАК… ГРЯЗНОЕ БЕЛЬЕ!»

Еще задолго до означенного времени встречи в зале заседаний исполкома Казани начала собираться бизнес-публика. К началу совещания зал был заполнен до отказа, так что пришлось приставлять дополнительные стулья.

Ильсур Метшин был явно в хорошем настроении. Отметил нехватку мест в зале, вспомнил поговорку про театр и вешалку (по его мнению, город начинается с вокзала и отеля). А вот с отелями-то у нас напряженно. Несмотря на то что индустрия гостеприимства показывает ежегодный рост в 18%, а по развитию туризма Татарстан опережает средние показатели по России в 3,7 раз, мест для размещения туристов катастрофически не хватает. Да и многим имеющимся гостиницам необходимо основательно над собой поработать, так же как и предприятиям общепита.

«Здесь нет мелочей так же, как когда вы готовите свой дом к приему гостей», - обозначил Метшин тему для разговора. Мэр говорил о том, что важно обращать внимание на все детали – где-то плитка потрескалась, где холл просел, или, не дай Бог, вид из окон «не комильфо» (здесь градоначальник попросил установить обратную связь с исполкомом – просигнализировать, где и какой вид вокруг объектов. А власти возьмут на себя устранение неблагоприятного фона).

«А отсутствие Wi-Fi – это просто не обсуждается! Это как… да как грязное белье!» - нашел весьма своеобразное сравнение отсутствию беспроводного интернета мэр.

«Спортсооружения не произведут на гостей впечатления – они везде одинаковые, так как строятся по международному стандарту. Поэтому львиная доля нагрузки ложится на вас», - обозначил перспективу международной ответственности Метшин.

КУХНЮ ПРОВЕРИТЬ С МИКРОСКОПОМ!

Эстафету по общему настрою на грядущие события перенял первый замруководителя исполкома Рустам Нигматуллин. Он напомнил, что в Казани 1243 предприятия общественного питания и 90 гостиниц и отелей, и «по номерному фонду мы в буквальном смысле не вмещаемся». Потом Нигматуллин признал, что большинство объектов сферы обслуживания – новые и в достаточно приличном состоянии. Похвалил обновленные гостиницы «Новинка» и «Волга», отметил «Марриотт», который недавно получил четыре звезды.

Потом Нигматуллин плавно перешел к недостаткам, заговорив о предприятиях, где хромает внешний облик, территория вокруг в неудовлетворительном состоянии, есть проблемы с доступной средой… Здесь докладчик вспомнил американцев, весьма болезненно воспринимающих всякого рода дискриминацию. А еще он выдал рецепт идеального отеля: наличие англоязычного реcепшена, менеджеров и официантов, банкомата и пункта обмена валюты, указателей и меню на английском же языке и беспроводного интернета.

«По питанию не дай Бог что-то произойдет – внимательно, прямо в микроскоп посмотрите вашу кухню», - выдал последнее наставление Нигматуллин.

Далее он перешел к вопросам административного воздействия: «Конечно, все предприятия мы обойти не сможем, поэтому предлагаем разбить по районному принципу – составить с каждым из вас соглашение в районах и провести оценку ваших объектов по принципу работы с собственниками исторических зданий». В заключение Нигматуллин подбодрил отельеров: «Наша совместная работа позволит и вам быть на уровне, вы же заработаете деньги!»

«Да! – с жаром подхватил Метшин. - Универсиада – это фантастическая возможность повысить привлекательность Казани. Мы когда боролись за Универсиаду, кто бы ни приезжал, все удивлялись – почему о вас не знают в мире? Как бы мы себя пяткой в грудь ни били, на самом деле пока Казань далека от узнаваемости. Знают русские морозы, русскую водку и что медведи на улицах ходят…» - грустно заметил мэр.

А чтобы о Казани узнали в мире, всего-то и нужно, чтобы люди, посетившие ее, остались довольны и проинформировали о нашем гостеприимстве своих друзей. «176 стран приедут к нам, и задача для вас простая: чтобы тот, кто у вас остановился, потом своим 20 - 30 друзьям и родственникам в социальных сетях рассказал, как ему здесь понравилось», - провел ликбез Метшин.

Кстати, каждый из руководителей бизнеса должен будет до 10 июня подписать соглашение с главой администрации того района, на территории которого находится его предприятие, с указанием всех пожеланий к исправлению недостатков от исполкома и от самих бизнесменов.

Что касается облагораживания объектов общепита и отелей, то здесь градоначальник посулил помощь в снижении кредитной ставки для тех предприятий, у которых есть трудности с финансированием грядущих ремонтных работ: «Если нужна будет помощь с банками, мы можем организовать поддержку индустрии гостеприимства. Отдельно с президентом будем разговаривать, чтобы наши банки предусмотрели возможность кредитования не по драконовским ставкам. Моей власти, возможно, хватит на один процент, президента – на два», - рискнул предположить Метшин.

EF EDUCATION FIRST «ОКУЛЬТУРИТ» ГОРНИЧНЫХ И ОФИЦИАНТОВ

Владение английским языком в сфере обслуживания стало второй темой разговора. Метшин сообщил, что для внедрения английского языка в массы привлекается компания EF Education First, офис которой был открыт вчера на Баумана при участии президента РТ. Но заранее предупредил, что по каждому из отелей и кафе будет проводиться контроль: сколько человек находится на обучении в школе EF от каждого предприятия. И объяснил, с чем это связано: «Мы сейчас все отели заведем в общую базу по бронированию мест в интернете. Вам будут звонить со всего мира, а вы даже не сможете ответить!»

Подробнее о программе подготовки персонала индустрии гостеприимства, предлагаемой школой, рассказала исполнительный директор EF Education First Наталья Рыкунова.

В круглосуточном online-режиме, объяснила она, школой не только предоставляются базовые задания, но и возможность обучения у педагогов, то есть возможность заниматься с носителями языка в любое удобное время.

Здесь Метшин, сам активно изучающий язык дистанционным способом, опять сделал ремарку: «Это просто суперпрограмма, браво тому, кто придумал ее и интернет. Это точно работает!»

«Есть специализированный курс для индустрии гостеприимства – какими навыками должны обладать сотрудники, - продолжила Рыкунова. - После заключения договоров, каждый ваш сотрудник получит доступ и пароли. Индивидуальные пароли получат и руководители, чтобы иметь возможность контролировать, кто и как занимается.

«Вы четко в режиме реального времени будете видеть, сколько времени потратил ваш сотрудник и каких результатов он достиг, - заметил Метшин и вспомнил о программе обучения учителей английского языка. - Мы каждого учителя видим, каждый день. Кстати, казанские учителя по системе EF – двоечники, хуже всех они учатся! Знаете почему? Потому что заняты они более достойным для них делом. Репетиторством! А вот учителя в Ютазах пятерки имеют! Но мы с министром образования договорились, если определенный порог они не преодолеют, мы с райцентров преподавателей английского переведем сюда и жилье по соципотеке дадим. Потому что это наше будущее, наши дети. А то на «двойки» в классах учат, а потом репетиторством на «тройки» выводят!» - никак не мог успокоиться мэр.

Что касается затрат на обучение, то они выглядят достаточно бюджетно. Спасибо совместному проекту РТ и EF по обучению 3,5 тыс. татарстанских педагогов, благодаря которому компания готова сделать существенную скидку и отельерам с рестораторами. «Благодаря этому партнерству мы готовы предоставить такие же условия – в половину дешевле рыночной стоимости. Лицензия для одного сотрудника обойдется в 15 тысяч рублей - это любое количество часов, круглосуточный доступ к преподавателям в течение года».

СО ЗНАНИЕМ ЯЗЫКА, ЧТО В БЕЛОЙ РУБАШКЕ НА ВЕЧЕРЕ

На осторожный вопрос одного из присутствующих об эффективности этого обучения Метшин разразился эмоциональной речью: «Мы разошлем каждому из вас презентации, зайдите в сеть - посмотрите, кого только эта компания не обучала! Я вас не уговариваю, мы сделали для вас все, чтобы вы никуда не ездили, не ходили, создали для вас все условия. Мы дали ключ, открывайте дверь, изучение языка - это необходимость. Это все равно что белая рубашка с чистыми манжетами на званом вечере!» - не скупился на метафоры градоначальник.

Резюме мероприятия прозвучало также весьма своеобразно: «Коллеги! В первые 10 дней июня заключаем предварительное рамочное соглашение, причем обоюдное, в него заносим, что бы вы хотели видеть. Может, у кого-то по временной схеме электроэнергия идет до сих пор, кому-то "Водоканал" не продляет договор, Роспотребнадзор голову «выносит», участковый с пожарником своими днями рождениями надоели? Это повод сказать, что «теперь я хожу к мэру напрямую, и завтра он обещал ко мне приехать». Вопросы есть? Нет? Тогда ждите меня у вас».

НЕ МОГЛИ БЫ ВЛАСТИ ПОЙТИ НАВСТРЕЧУ?

После окончания мероприятия его участники прокомментировали инициативы мэрии.

Зуфар Гаязов - гендиректор ООО "Татинтер Ресторантс" (в компанию входят 8 ресторанов, таких как «Милан», Круиз», «Парус»):

- Идеи озвучены правильные. Особенно в части налаживания партнерства между бизнес-сообществом и администрацией города. Ведь многие вопросы приходится по полгода решать, например, в плане, допустим, прилегающей территории. Я сам сторонник чистоты и порядка, и облик наших заведений должен соответствовать статусу города. Но на встрече я не успел задать один вопрос: он связан с дорожными знаками - их у нас развелось очень много, к примеру, знак «остановка запрещена». Не могли бы власти пойти навстречу, чтобы хотя бы высадить могли пассажиров возле ресторана? Вот представьте – гость приезжает к ресторану, но он же должен выйти из машины, чтобы войти в заведение? Что касается изучения английского языка. Мы уже сегодня встречались с руководителем EF, мне это все интересно, по-моему, это самый прогрессивный метод освоения английского языка. И вообще, тема актуальна не только для Универсиады, но и на перспективу развития бизнеса.

Сергей Селиверстов - управляющий ресторана Maximilian’s:

- Однозначно это нужно, потому что город будет встречать гостей из других государств, и такие языки, как французский, немецкий, английский – на них говорит весь мир. И конечно, хорошо, когда персонал ими владеет. Но будет ли эффект от обучения? Мы в свое время с этим сталкивались, и должного результата не получили. Потому что в большинстве своем сотрудники сферы гостеприимства – это студенты, которые ограничены во времени – работают, учатся. Еще такой момент – есть коэффициент текучки, опыт у нас уже был – людей обучили, но кто-то забыл быстро все, а кто-то просто уволился.

Елена Войтко - коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера»:

– Что касается внешнего вида, я не думаю, что мы не соответствуем. В отношении английского языка – здесь тоже нет проблем, наш персонал говорит по-английски. И если кто-то им не владеет, они привлекут для решения вопроса коллегу со знанием языка.

Дарья Санник - PR-директор ассоциации рестораторов и отельеров:

– Я сегодня встречалась с исполнительным директором и менеджером Education First, и они рассказали о программе, показали, как она работает. Мне очень она понравилась – простая, но в то же время способная дать за небольшой промежуток времени максимум знаний. Мы договорились о том, что ассоциация будет активно заключать договора. Проблема на самом деле очень острая, нельзя сказать, что этому уделяется очень пристальное внимание. Вы посмотрите, ведь даже в тех ресторанах, что находятся в центре, максимум один сотрудник владеет английским языком.

В отелях не столь проблематично, потому одним из условий приема на работу является знание английского языка.