Он играл в свое время Ленина, но не был пафосным. Сыграть Ленина для артиста – смертельная опасность. В былые времена эта роль, давшая всевозможные льготы, становилась тормозом на творческом пути. Дальше артиста, научившегося выбрасывать вперед правую руку и картавить, начинали использовать чуть ли не в качестве «живого манекена» на разного рода торжественных мероприятиях. С Биктимеровым этого не случилось. Сыграл, ну и сыграл.

Его личность была настолько сильной и светлой, что ее невозможно было «усреднить». В последние годы Шаукат Хасанович большей частью бывал дома, редко появлялся в Камаловском театре. Его очень подкосила утрата – уход из жизни любимой жены. «Вы, молодые, не знаете, что такое одиночество. У меня хорошие дети, они заботятся обо мне, но они – другое поколение. Я все равно один, оставшись без жены», - говорил он. Возможно, эти грустные мысли и стали причиной болезни – Биктимеров недавно перенес тяжелый инсульт, после которого так и не смог оправиться.

В этом году - 27 марта, в День театра - Шауката Хасановича наградили республиканской премией «Тантана» в номинации «За честь и достоинство». Это была единственная номинация, при принятии решения по которой жюри было единодушно. Вручать премию на торжестве в Камаловском театре пришлось сыну – Биктимеров был в это время в больнице. «Папе будет очень приятно ваше решение, это поддержит его», - сказал Биктимеров-младший.

Когда на экране пошли кадры с Шаукатом Биктимеровым, зал в одном порыве встал. Пожалуй, в последние десятилетия не было в Татарстане такого артиста, любовь к которому публики была такой искренней и безграничной. И он того стоил.

«В КАЗАНИ Я РОДИЛСЯ «СЛУЧАЙНО»

У него была очень короткая биография, и, по видимому, одна запись в трудовой книжке: артист Камаловского театра – в нем он работал с 1949 года. Вот что Биктимеров рассказывал сам:

«Так вышло, что я «случайно» родился в Казани, где мама была в гостях, а так я родом из деревни. Когда мама умерла, моя тетя Галима Ибрагимова - актриса Камаловского, взяла меня к себе. Так что я очень рано приобщился к театру. В те довоенные времена драматический и оперный театры располагались в одном здании. Одним вечером шел драматический спектакль, следующим — оперный. Я отчетливо, особой детской памятью помню ещё молодыми тех, кто создавал наш театр: Зайни Султана, Касима Шамиля, Гульсум Болгарскую, Гульсум Камскую, Шакира Шамильского, Фуада Халитова, Фатиму Ильскую, Камала III, оперных певцов, композиторов. Да всех, кто был жив тогда, кого пощадили репрессии. Я восхищался, удивлялся, это был волшебный мир, что и говорить. Музыка, поэзия с раннего детства очень много значили для меня.

Когда война началась, отец ушел на фронт, а я вернулся в деревню, там школу окончил. В мае 1945 года объявили, что театральное училище в Казани набирает татарский курс на базе семилетки. Как сейчас помню, было 9 мая, первый День Победы. Выучил стихотворение, басню, отрывок и отправился на вступительные экзамены. Взяли! Педагогами были Кашифа Тумашева, Саид Булатов, Ширьяздан Сарымсаков.

В театр я пришёл в сложный период. После войны актёров-мужчин было очень мало, молодых героев играли пожилые актеры. Мне приходилось много играть революционеров, парторгов, Комиссаров, секретарей ячеек, военнослужащих. Такая тогда была драматургия. Вскоре меня по-настоящему призвали в армию. Четыре года отслужил, а когда вернулся, в театре активно работали актёры-выпускники ГИТИСа 1949 года: Празат Исанбет, Рафкат Бикчантаев, Шахсанем Асфандиярова, Гаухар Камалова, Асия Галеева. Отношения у меня с ними сложились тёплые. Первый наш народный артист СССР Халиль Абжалилов был очень интересный человек, хотя почти не имел образования. Какие у него глаза были! Как он держал паузу — сейчас так не умеют — пять, десять минут! Актеры Качаловского театра Ардаров, Якушенко тоже оказали на меня большое влияние. Что, мне кажется, характеризует татарское актерское искусство, так это преемственность. У нас никогда не было «скачковых переворотов», - вспоминал артист.

«ПРООБРАЗ АЛЬМАНДАРА – НАШИ СТАРИКИ»

Его лучшая роль была Альмандар. Мудрый, хитрый, наивный, трогательный, беззащитный – разный. Как актер это делал? Вот что он сам рассказывал в одном из интервью автору этих строк.

- Когда вы впервые прочли пьесу Туфана Миннуллина "Альмандар из деревни Альдермыш", сразу же облюбовали для себя роль Альмандара?

- Обычно я всегда читал пьесы, потому что был членом худсовета и парторгом. Салимжанов дал мне пьесу, сказал, что хорошая, прочти. Я прочел. Пьеса, правда, очень хорошая. Обратил внимание, что она интернациональная, проблемы в ней поднимаются важные для всех. Потом она еще была интересная и веселая. Ход был драматургом написан любопытный - старик обманывает смерть! Вдруг смотрю - приказ: Биктимеров - Альмандар. Просил дублера, но мне не дали. Я не думал поначалу, что будет такой успех. Начали работать, работали как обычно.

- Роль менялась от года к году?

- Да каждый день менялась! Играем больше тридцати лет, объехали со спектаклем всю страну, за границей были.

- У Альмандара был прообраз?

- Были, это наши деревенские старики. Помню стариков из нашей деревни, идешь иногда и волосы чуть-чуть отрасли, старик сразу же к себе подзывает: "А ну, иди сюда". Возьмет за ухо, приведет к себе, намажет голову мылом и обреет самодельной бритвой, сделанной из косы. Мы так уважали наших стариков и старух, во время войны они же нас берегли, как за своими детьми за нами смотрели. Порядочности учили, хорошему поведению, что воровать нельзя, обижать людей нельзя. Сокровище любой нации - это старые люди с их опытом и нравственностью. В моей памяти с детских лет образ старого человека-мудреца хранился. Так же и у Туфана Миннуллина.

ЛЮБИЛ ДЕЛАТЬ ПОДАРКИ

Шаукат Хазанович очень любил гостей. Он охотно давал интервью не потому, что хотел «засветиться», просто его интересовало общение. У него была одна черта – он никого не отпускал из своего дома без подарка.

Знал, что люди будут отказываться и как-то незаметно мог положить гостю в сумку коробочку конфет или баночку элитного чая. И, прощаясь в прихожей, лукаво смотрел своими чудесными ласковыми глазами.

Прощание с Шаукатом Биктимеровым пройдет завтра в Камаловском театре, начало - в 10 часов утра.

«ОН ОЛИЦЕТВОРЯЛ ЛУЧШИЕ ЧЕРТЫ НАШЕЙ НАЦИИ»

Каким он станется в нашей памяти, чем был этот актер для так любившего его народа? Об этом газете «БИЗНЕС Online» рассказали люди, хорошо его знавшие.

Ильфир Якупов - исполняющий обязанности директора Камаловского театра:

- Он был гениальный артист, гениальный человек, гениальный учитель. Еще студентом я застал его работающим в театре. Он мог просто сидеть на сцене и ничего делать, но глаз от него оторвать было невозможно. Это была лучшая школа для нас.

Равиль Файзуллин - поэт, главный редактор журнала «Казан утлары»:

- Он был символом – театра, нации, нашей земли. Шаукат Биктимеров олицетворял лучшие черты нашего народа.

Александр Славутский - директор – художественный руководитель Каачаловского театра:

- Он был выдающийся российский артист, артист сердца, артист правды, души. Я люблю работать с такими артистами. Какой у него был добрый юмор, какой он был светлый человек! Мой сын Илья как-то сделал фотографии Шауката Хасановича – в них видна его душа. Они – люди разных поколений, с разным театральным и жизненным опытом – как-то поняли друг друга, сошлись. Биктимеров притягивал людей. Он крепко стоял на своей земле, но поднялся до больших высот в актерской профессии.

Рауфаль Мухаметзянов - директор ТГАТ оперы и балета им. Джалиля:

- Он действительно был народным артистом, не только по званию, но и по сути. При всех минусах советской системы звания народный артист СССР удостаивались действительно масштабные личности, каким и был Биктимеров. Его совпадение с героем «Альмандара из деревни Альдермыш» было полным, если бы на эту роль назначили другого актера, неизвестно еще, какая бы судьба была у этой пьесы. Биктимеров был выдающейся фигурой – без всяких натяжек.

Справка

Биктимеров Шаукат Хасанович родился 28 октября 1928 в дер. Мингер Сабинского района. Семилетнюю школу Шаукат заканчивает в дер. Тимиршик, потом некоторое время работал в колхозе. Весной 1945 года Шаукат Биктимеров поступил в Казанское театральное училище и в 1949 году успешно его заканчивает. С 1949 года работал в Татарском государственном академическом театре им. Камала. Народный артист СССР.

Значительной вехой в творческой судьбе стал спектакль "Тополек мой в красной косынке", поставленный в 1965 году. За эту роль он получил звание лауреата Государственной премии РТ им.Тукая.

Сыграл он больше ста ролей, разных - и больших, и маленьких. И все же на долгие годы коронной ролью артиста Биктимерова остается сыгранная им роль Альмандара в пьесе Туфана Миннуллина "Альмандар из деревни Альдермеш". Образ старика из народа - мудрого, душевного, жизнестойкого и жизнелюбивого, бесконечно влюбленного в родную землю. За эту роль ему присуждена государственная премия РФ им. Станиславского.