Наступил новый год, и кризис в Америке стал заметнее. По ТВ стали говорить о нем больше и уже как о свершившемся факте, а не как о возможном повороте событий в экономике. В газетах уже появляются заголовки "Как говорить с детьми о кризисе?" Одна из телекомпаний показывают фильм "Американская девочка Китридж Кит" 2008 года - фильм для детей о временах депрессии 30-х годов. В новостях мелькают сюжеты о семьях, потерявший дома.

Больше всего кризиса боятся люди богатые, имеющие вложения в ценные бумаги, и люди среднего достатка, которые, погнавшись за "американской мечтой", купили дома не по карману. Те, кто пожелал иметь все атрибуты американской счастливой семьи - большой красивый дом, две машины, - и согласился выплачивать плавающие проценты по кредитам, сейчас в реальной опасности. Кредиты под плавающий процент банки давали без первоначального взноса, банк сохранял за собой право при изменении ситуации на рынке поменять процентную политику. С одной стороны, вроде бы ты уже осуществил "американскую мечту" в кредит, а с другой – в кризис за нее приходится платить больше, чем казалось.

Американцы с очень высокими доходами, если и не ощущают кризис, но очень беспокоятся за свое будущее и будущее своих ценных бумаг. Это и есть постоянные покупатели в магазинах дорогой мебели, антиквариата, ювелирных изделий. Они вроде бы и продолжают делать покупки, но с большой опаской и с оглядкой на кризис. Их финансовое благополучие пока не покачнулось, но они не уверены в завтрашнем дне. Поэтому придерживают свои кошельки, тем самым перекрывая денежный кислород магазинам класса люкс.

Средний класс тоже делает покупки с большой опаской, чем наносит дополнительный урон экономике. Эксперты из телевизоров призывают продолжать делать покупки и не паниковать. Делайте шопинг умно, советуют они американцам, покупайте товары со скидками, и благодаря вам все будет хорошо.

Несмотря на кризис, Wal - Mart - одна из самых больших сетей супермаркетов в мире - продолжает процветать. Кстати, наследница Сэма Волтона, создателя этого брэнда считается самой богатой женщиной на земле. Магазин не теряет своих покупателей, а даже более того, их приобретает за счет того слоя населения, которое в нынешнее время предпочитают покупать товары в магазинах класса ниже, чем могли себе позволить до этого. Все продукты питания или домашнего обихода хоть и того же качества, что и в других магазинах, но дешевле на 30-50 центов. Сервис, конечно уже не тот, что в более дорогих магазинах. Но кризис заставил забыть людей об их любви к хорошему обслуживанию и уже все больше и больше людей в день пополнения холодильника едут мимо своих любимых магазинов прямиком в Wal - Mart .

Магазины сети Wal - Mart можно найти в любой точке США, в любом маленьком городке, в любой деревне. Магазин своей архитектурой, расположением отделов и расстановкой товаров копирует тысячи своих собратьев, рассыпанных по всей Америке, в таком магазине-"клоне" всегда легко найти нужный тебе товар. С одной стороны - это скучно, но с другой - удобно, не надо тратить много времени на поиск нужных тебе продуктов – в магазинах этой сети всегда чувствуешь себя почти как дома. Видимо, оценив этот аспект, журнал "Тайм" в 1998 году включил имя Сэма Волтона в сотку людей повлиявших на человечество ХХ века ( of 100 most influential people of the 20 th Century ). Справедливости ради, надо отметить, что огромная сеть магазинов дает возможность американцам пользоваться теми же товарами того же качества, но за более низкую плату. Это происходит потому, что Wal - Mart минует очередь посредников и перекупщиков, доставляя товары своим покупателям. И тем самым заставляет дрожать своих конкурентов, которые вынуждены держать цены приближенными к Wal - Mart . Вот и получается, что продукты и одежда в Америке дешевле, чем в России.

06.01.09