Мы открыли историю поездок и сравнили, как менялась стоимость в одно и то же время по одному и тому же маршруту Мы открыли историю поездок и сравнили, как менялась стоимость в одно и то же время по одному и тому же маршруту Фото: «БИЗНЕС Online»

Эксперимент «БИЗНЕС Online»: почем доехать до Лобачевского, 10в?

Как и многие казанцы, корреспонденты «БИЗНЕС Online» обратили внимание, как быстро дорожают поездки у «Яндекс Go». Однако объективно оценить повышение цен не так просто, ведь у сервиса динамическое ценообразование: чем больше пассажиров и чем меньше водителей поблизости, тем цены выше. Игра спроса и предложения.

И все же ориентировочную картину составить можно. Мы открыли историю поездок и сравнили, как менялась стоимость в одно и то же время по одному и тому же маршруту с разницей в год или несколько месяцев. 


Подобный опыт легко может повторить любой читатель (и поделиться результатом в комментариях). Что получилось у нас?

Утренняя поездка журналиста с ул. Даурской, 22а до редакции (ул. Лобачевского, 10) 19 марта 2023 года обошлась в 183 рубля, а 14 июля стоимость составила уже 327 рублей. По такому же маршруту, но уже в обратном направлении и в вечернее время цена поездки 31 марта составила 239 рублей, а 7 августа — 337 рублей (прирост в 41%).

Другой журналист добирается на работу из Московского района. 19 апреля стоимость поездки от дома №11 на ул. Короленко до ул. Лобачевского составляла 248 рублей, а 8 августа — 313 рублей (прирост 26%).

Расстояние от пр. Универсиады, 10 до Лобачевского, 10 — 5,7 километра. Утренняя поездка в августе 2021-го оценивалась в 146 рублей, в августе 2022-го — в 268 рублей, в августе текущего года — в 368 рублей (прирост за год составил 37%).

Стоимость такси по маршруту Серова, 4 – Лобачевского, 10 выросла почти на 70%. 12 августа 2022-го поездка стоила 223 рубля, а через год, 11 августа 2023-го, — 378 рублей.

Еще один сотрудник редакции ездил с пр. Победы, 139а. Расстояние от дома до офиса — 8 километров. 14 июля 2022 года поездка на такси обошлась журналисту в 214 рублей. В ноябре прошлого года это же расстояние оценивалось в 282 рубля. 14 июля 2023-го приложение насчитало 405 рублей (прирост 89%). После почти двукратного роста наш корреспондент пересмотрел бюджет и полностью пересел на общественный транспорт.

Статистика говорит примерно то же самое. Стоимость поездки на такси в России достигла максимума с 2014 года, следует из данных Росстата: в июле она составила 33,98 рубля в расчете на 1 км пути. В Татарстане проехать 1 км в чужой машине стоит 26,84 рубля, тогда как в 2020 году было всего 15,6 рубля за 1 км пути. Услуги такси в республике непрерывно дорожают с июня 2021-го. Но самый большой рост цен за 10 лет произошел с июля 2022-го по июль 2023 года (плюс 22%). Предыдущий рекорд (плюс 21%) — с июля 2021-го по июль 2022-го.

Стоимость запчастей, расходных материалов и обслуживания авто тоже увеличилась Стоимость запчастей, расходных материалов и обслуживания авто тоже увеличилась Фото: © Petrov Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

Что толкает цены вверх?

Подорожание поездок в сервисе «Максим» объясняют ситуацией на автомобильном рынке и уровнем инфляции. Большинство таксомоторов куплено перевозчиками еще до пандемии, срок их эксплуатации подходит к концу, или они уже выбыли из потока. Заменить их при старой стоимости поездок невозможно. Три года назад бюджетные автомобили B-класса стоили менее 1 млн рублей, а сейчас — около 2 миллионов. Стоимость запчастей, расходных материалов и обслуживания авто тоже увеличилась. Для водителей жизнь дорожает так же сильно, как для других людей. К увеличению непосредственных расходов перевозчиков добавляется индексация заработка водителей, объясняет пресс-секретарь «Максима» Павел Стенников.

Управляющий директор компаний «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко согласен с коллегой по цеху: «Цена поездок увеличивается не только в Казани, но и по всей стране в целом. Растет и стоимость автомобилей, их обслуживания, и цена на бензин».

Среди опрошенных нами водителей гуляют и другие версии. «В начале прошлого года „Яндекс.Такси“ ограничило доступ к приложению иностранцам — „бородатым“ людям, будем так говорить. Они ездили по правам Казахстана, Узбекистана, должны были получить водительские удостоверения на территории РФ, зарегистрироваться в „Яндексе“ и начать работать. Это привело к тому, что по всей России порядка 30 процентов, а в Москве около 50 процентов водителей [таксомоторов] экономкласса ушли, соответственно, это дало первый толчок к повышению цен», — говорит таксист Евгений

Вторым ударом стало физическое сокращение количества машин, работающих в таксопарках. «Когда началась СВО, многие большие таксопарки по всей РФ, у которых были лизинги, кредиты, продали свои автомобили и получили ежемоментную выгоду в размере стоимости машины. Они закрыли кредиты и остались в плюсе от каждого авто минимум на 700–800 тысяч», — комментирует водитель такси.

Невозможно уйти и от версий об эффекте монополии. Говоря о рынке такси, мы фактически имеем в виду один сервис — «Яндекс.Такси». Свежих данных о расстановке сил на рынке, увы, нет. По данным аналитического центра при правительстве РФ, по итогам 2021 года доля «Яндекс.Такси» составляла 66%, далее шли «Ситимобил» (8,3%), «Максим» (7%) и ГК «Везет» (7%). Но в феврале 2021-го «Яндекс» выкупил часть активов «Везет», а «Ситимобил» сначала заявил о своем закрытии с 15 апреля 2022-го, а потом возобновил свою работу с новым владельцем. В итоге СМИ писали о том, что доля лидера достигла 80%. Сами таксисты субъективно полагают, что «Яндекс.Такси» и вовсе захватило все 98% рынка.

Если водитель таксует на своей машине, у него появляется другая категория расходов: обслуживание авто, замена масла и все то, что в последнее время существенно подорожало. Если водитель таксует на своей машине, у него появляется другая категория расходов: обслуживание авто, замена масла и приобретение всего того, что в последнее время существенно подорожало Фото: © Petrov Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

Подорожание поездок не озолотило таксистов

«Зарабатывать, несмотря на увеличение стоимости поездки, стало тяжелее, — говорит казанский таксист Рамиль. — Я работаю на арендованном авто. Если год назад я платил за аренду автомобиля, который подходит под категорию „комфорт“, 1,8 тысячи рублей, то сейчас это уже 2,5 тысячи рублей. Если машина на газу, то еще стольник сверху. Бензин на АЗС, если учесть все скидки, которые действовали в течение года, подорожал примерно на 8–10 процентов. Газ (пропан) вырос с 16 рублей в 2022-м до 24 в этом году — в 1,5 раза! Дневной пробег в среднем составляет 300 километров. Не забываем о расходах, связанных с мелким техническим обслуживанием, а также мойкой автомобиля, которая в зависимости от погодных условий может производиться как раз в день, так и больше».

Второй блок расходов Рамиль называет «коммерческими». Комиссия агрегатора — 17%, комиссия таксопарка за поездки — от 2,5 до 6%, берется она с суммы поездки, а не после вычета комиссии. Комиссия банка за вывод средств — от 0,8 до 2,5% в зависимости от срочности вывода. «Почти четверть от суммы уходит „посредникам“. В среднем грязными при работе с 6 утра до 7 вечера выходит 8–9 тысяч рублей, вычитаем затраты и получаем 2,5–3,5 тысячи чистыми», — приводит расчеты таксист.

Если водитель таксует на своей машине, у него появляется другая категория расходов: обслуживание авто, замена масла и приобретение всего того, что в последнее время существенно подорожало.

Водитель Евгений работает таксистом в Казани уже пять лет — на собственной машине марки Renault в «комфорте». Ежедневный пробег минимум 400 км, для этого нужно хотя бы один раз посетить заправку, а это 1 тыс. рублей. «Когда все произошло (СВО — прим. ред.), газ за две недели подорожал с 13 до 25 рублей, сейчас он стоит 24 рубля за литр. Бензин вырос рублей на 5 за литр (с 45 до 50 рублей за 1 л — прим. ред.)», — говорит наш собеседник.

«Расходы на мойку зависят от погоды и комфортности автомобиля. Если у тебя „эконом“, ты можешь ее не мыть, ручки протер, плюнул на стекло и поехал дальше, — улыбается Евгений. — В экономклассе ты можешь машину на самостоятельную мойку загнать за 50 рублей. Если с пенкой и полировкой, то 100 рублей. Если заезжаешь на мойку, где тебя моют, это стоит от 500 рублей (для таксистов есть свои привилегии)». В «комфорте» зимой приходится мыть машину по 3–4 раза за день, в «бизнесе» намывают авто чуть ли не после каждой третьей поездки. В итоге только на мойку уходит от 50 до 1,5–2 тыс. рублей в день.

Передние тормозные колодки меняются раз в 3–4 месяца интенсивной работы, «на самую дешманскую машину» они стоят минимум 2,5 тыс. рублей (раньше — от 800 рублей). Масло водитель меняет каждые 8 тыс. км (примерно раз в 20 рабочих дней), оно стоит 9,6 тыс. рублей плюс фильтр. «У меня стоит вариатор, в котором масло ты меняешь каждые 30 тысяч километров. Вариатор стоит 130 тысяч», — говорит Евгений.

По итогу технические расходы выросли у нашего собеседника на 35–40%. Чистый доход в день у водителя упал, теперь он зарабатывает порядка 4 тыс. рублей за смену, тогда как раньше мог получать по 5–7 тысяч.

«Расходы на мойку зависят от погоды и комфортности автомобиля» «Расходы на мойку зависят от погоды и комфортности автомобиля» Фото: «БИЗНЕС Online»

Обычно таксисты отдают 18% от заказа агрегатору и от 4 до 6% — таксопарку. Но есть варианты. «Я работаю в таксопарке „Свои“, потому что он с меня берет не 4 процента и не 6, а 4 рубля с каждой поездки», — говорит водитель. Еще 9% с заказа агрегатор забирает, если водитель включает режим «Мой район», чтобы его не «выкидывало» из определенной территории. Например, в таком режиме выгодно работать ночью — зарабатывать на тусующейся по центру молодежи или туристах, а не нестись куда-то на окраину. 

«На возросшую минимум в 1,5 раза стоимость поездок в последнее время влияет и жадность агрегатора, — продолжает Рамиль. — В последнее время все чаще сталкиваюсь с тем, что цена для пассажира и цена, указанная у меня в приложении, разнится на несколько десятков рублей».

Это подтверждает владелец одного из челнинских таксопарков Рафаэль Абелян: «Пассажир спрашивает у водителя, почему его поездка такая дорогая — 600 рублей. Водитель показывает приложение, в котором сумма заказа составляет 450 рублей. Помимо того что водитель отдает 17 процентов от 450 рублей „Яндексу“, еще 150 рублей уходит напрямую агрегатору. И это частый случай, когда сумма у водителя и у пассажира отличается».

При этом, по словам Абеляна, среднедневной чистый заработок у таксистов в Набережных Челнах составляет 4–5 тыс. рублей, а у тех, кто на аренде, минимум 3 тыс. рублей. Если раньше агрегатор гарантировал минимальный дневной заработок, то сейчас изменились условия бонусных начислений и таксисты потеряли часть дохода.

По данным сервиса «ГородРабот.ру», который считает среднюю, медианную и модальную зарплаты, средняя заработная плата таксиста в Казани на конец июля 2023-го составила 88 538 рублей. По сравнению с июнем она выросла на 32%, а с мартом — на 77%. Модальная заработная плата (самая распространенная в отрасли) находится на уровне 60 тыс. рублей, а медианная (зарплата посередине выборки) — 51 тыс. рублей. Стоит отметить, что эта статистика показывает предложения работодателей, а не реальные зарплаты, которые получают работники.

Новый закон обязывает таксистов приобретать специальный полис ОСАГО для такси. Он обойдется в 20-30 тыс. рублей, да и то при условии «чистоты» водителя Новый закон обязывает таксистов приобретать специальный полис ОСАГО для такси. Он обойдется в 20–30 тыс. рублей, да и то при условии «чистоты» водителя Фото: «БИЗНЕС Online»

Что меняется с 1 сентября?

На этом тревожном фоне власти решили еще больше закрутить гайки. 1 сентября 2023 года вступит в силу закон о такси №580-ФЗ, который может придать тарифам новый импульс.

Информация о таксистах, компаниях-перевозчиках и службах такси теперь будет поступать в специальные реестры, которые введут после 1 сентября 2023 года. В каждом регионе их будет три: реестр перевозчиков (отобразит электронные разрешения), реестр автомобилей такси (покажет данные о транспортном средстве и его владельце), реестр служб заказа такси.

Согласно №580-ФЗ, у тех, кто хочет работать в такси, появится три варианта официального оформления на выбор: работать по найму, заключив трудовой договор, зарегистрировав ИП и став самозанятым. Все водители и компании-перевозчики обязаны иметь разрешение на работу в такси, которое нельзя передавать третьим лицам. Если служба заказа будет сотрудничать с водителями без разрешений, ее могут заблокировать в интернете.

К перевозкам пассажиров не допустят водителей с непогашенной или неснятой судимостью за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, разбой, похищение и др. (ст. 328.1 ТК РФ); водителей, у которых более трех неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки; водителей, лишенных водительских прав или подвергавшихся аресту за нарушение ПДД более 1 раза за год, а еще не прошедших аттестацию. Отныне каждый таксист должен знать, где расположены органы местного самоуправления, достопримечательности, медицинские и образовательные учреждения.

№580-ФЗ обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по особому тарифу для перевозчиков. Он обойдется в 20–30 тыс. рублей, да и то при условии «чистоты» водителя. Это втрое дороже обычной автогражданки, которая стоит сегодня, по данным агрегатора «Сравни», 8,5 тыс. рублей. Собственно говоря, таксисты и раньше должны были оформлять свой, «таксишный», полис, объяснил «БИЗНЕС Online» юрист ФАР РТ Владлен Копвиллем, однако высокая цена страховки и отсутствие должного контроля привела к тому, что большинство водителей такси приобретают обычный полис ОСАГО, а в случае ДТП притворяются простыми водителями, снимая с крыши шашечки и даже сдирая обклейку с автомобиля. Теперь это вряд ли прокатит: службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО.

Стенников из «Максима» считает, что ОСАГО для самозанятых таксистов не должно быть дороже стандартного. «Мы ведем статистику ДТП с пострадавшими и видим, что у самозанятых аварийность очень низкая — всего 0,00007 (семь стотысячных) процента в годовом объеме поездок. Буквально единичные случаи на сотни миллионов поездок», — опровергает он статистику ЦБ РФ. Кроме того, большинство водителей работают на личных автомобилях. «Если авто не всегда используется как такси и для водителя это не основная деятельность, то и переплачивать за ОСАГО они считают несправедливым», — говорит собеседник нашего издания.

Тем не менее никаких поблажек в законе не предусмотрено, а с 1 сентября 2024 года будет введен еще и новый вид страхования для таксистов — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика, сокращенно ОСГОП (согласно №67-ФЗ). Полис должны будут приобретать как юрлица и ИП, так и физлица, получившие разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, причем оформлять ОСГОП потребуется на каждое транспортное средство, внесенное в региональный реестр легковых такси.

Кроме того, с 1 сентября 2023-го вступает в силу постановление правительства РФ от 2 июня 2023 года №908 («Об утверждении норм рабочего времени…»), согласно которому водители такси должны будут работать не более 8 часов в день при пятидневной рабочей неделе. Но есть варианты: например, можно работать и по 12 часов в день, но при этом не больше трех дней в неделю. Главное, чтобы в сумме насчитывалось не более 40 часов в неделю.

Вишенка на торте: закон позволяет региональным властям установить требования к внешнему виду такси. Например, в Татарстане, в соответствии с законом №71-ЗРТ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси», установлена белая или желтая цветовая гамма кузова легкового такси.

С 1 сентября 2023 года вступает в силу постановление правительства РФ от 2 июня 2023 г. № 908 («Об утверждении норм рабочего времени…»), согласно которого водители такси должны будут работать не более 8 часов в день при пятидневной рабочей неделе С 1 сентября 2023-го вступает в силу постановление правительства РФ от 2 июня 2023 года №908 («Об утверждении норм рабочего времени…»), согласно которому водители такси должны будут работать не более 8 часов в день при пятидневной рабочей неделе Фото: Григорий Сысоев / ИТАР-ТАСС

Водители разбегаются

Что в итоге? Таксисту придется покупать дорогой полис ОСАГО для такси, а через год еще заключать договор ОСГОП, проходить предрейсовые техосмотры и медосмотры, привести цвет машины к установленному в Татарстане, получить разрешение на работу и внести личный автомобиль в реестр такси. Все эти требования приведут к оттоку водителей от агрегаторов, считают в сервисе «Максим». Особенно это касается тех, кто подрабатывает извозом время от времени, а не на постоянной основе.

И это притом, что в 2022-м рынок такси уже столкнулся с дефицитом кадров, если судить по числу выданных лицензий. По данным миндортранса РТ, в прошлом году в республике насчитывалось 3,8 тыс. легальных такси, что на 28% меньше, чем в 2021-м. В 2023 году число такси уменьшилось еще на 28% и составило уже 3,5 тыс. единиц. За 2022-й министерство выдало 1,8 тыс. разрешений на таксомоторную деятельность, что в 3 раза меньше аналогичного показателя 2021 года. В 2023-м на 10 августа было выдано всего 975 разрешений.

«Существует прямая связь между количеством работающих водителей и стоимостью услуги: число такси уменьшится — цены увеличатся», — говорят в сервисе «Максим». С тем, что нынешнее подорожание — это только начало, согласны и другие участники рынка. Цены после 1 сентября однозначно вырастут, вполне возможно, что кратно, уверен Коваленко. «Даже на данный момент средняя цена поездки рыночно не обоснована. Дополнительные расходы еще сильнее усугубят ситуацию», — отметил собеседник издания.

Таксист Евгений считает, что уйти из такси после 1 сентября могут до 60% водителей. «Уйдут в охрану, кто-то пойдет в логистические центры, кто-то — в „Почту России“, кто-то — в „Красное & Белое“. Многие еще в запой уйдут, а кто-то пойдет воровать», — резюмирует собеседник.

Не дожидаясь начала осени, «Яндекс. Такси» начал следить и за режимом труда и отдыха водителей Не дожидаясь начала осени, «Яндекс.Такси» начало следить и за режимом труда и отдыха водителей Фото: «БИЗНЕС Online»

«Яндекс» уже начал наводить порядок

А может, строгость закона будет компенсирована необязательностью выполнения? Есть и такая точка зрения. «Они (государство — прим. ред.) должны создать реестр, где будут учтены все водители. При этом у нас нет такого надзора, у которого хватит сил и ресурсов для проверки всех автомобилей. Да, лицензия должна иметься у всех, но создание реестров — это трудоемкий процесс, и вряд ли это будет так, как написано на бумаге», — говорит Абелян.

По его мнению, количество водителей не уменьшится. «Как работали люди, так и будут. Если бы постоянно проверяли машины, делали контрольные закупки, например, каждый день в течение месяца, тогда бы водители начали паниковать и получать все необходимые документы. Зачем сейчас тратить лишние деньги, переплачивать, если они как катались, так и будут кататься?»

Сил у государства действительно не так много. Региональным госконтролем в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Татарстане занимается отдел автомобильного транспорта, который структурно входит в управление транспорта миндортранса РТ. Отдел возглавляет Мария Захватова, в подчинении которой, судя по сайту, всего четыре сотрудника.

Однако, похоже, на этот раз наводить порядок будет сам агрегатор. «Закон еще не вступил в силу, а на рынке такси уже видны последствия, — говорит совладелец казанского автопарка Black Avto Артур Гатин. — „Яндекс“ начал поголовно отключать водителей, у которых есть какие-либо несоответствия: нет лицензии, машины черного или серого цвета». Те, кого агрегатор отключил от системы, стали записываться на обклейку автомобиля в требуемый законом цвет, которая с 10–15 тыс. рублей подорожала до 20–25 тыс. рублей. И запись на нее на два месяца вперед. Водитель Евгений свидетельствует о том, что цены на пленку взметнулись еще выше: «Сейчас самая дешманская пленка стоит 40–45 тысяч. Карбоновая — 60 тысяч. При этом у тебя стоимость автомобиля снижается на 30–35 процентов, если ты обклеиваешь машину». 

«Водители, которые не могут ждать так долго или не располагают свободными средствами, идут за арендными машинами — образовалась большая очередь, не хватает автомобилей», — говорит Гатин. На фоне этого стоимость аренды авто повысилась на 20–30%.

Не дожидаясь начала осени, «Яндекс.Такси» начало следить и за режимом труда и отдыха водителей. «Я работаю 12 часов, потом „Яндекс“ начинает высылать предупреждения, потому что нужно 8 часов», — говорит таксист Евгений. По мнению водителей, 8 часов недостаточно, чтобы заработать. За это время набирается сумма, которой хватает оплатить аренду и другие расходы, а себе водитель ничего не зарабатывает.

За все заплатят пассажиры, но и их количество с ростом тарифов уменьшится За все заплатят пассажиры, но и их количество с ростом тарифов уменьшится Фото: «БИЗНЕС Online»

Ответ пассажиров: бомбилы и совместные поездки

В итоге за все заплатят пассажиры, но и их количество с ростом тарифов уменьшится. «Вскоре можно будет увидеть активизацию разных чатов, где водители и пассажиры находят друг друга, люди начнут снова ловить машины на улице. Возникнет большой сектор антитакси, исключающий всякую возможность контроля и воздействия на него, материальную ответственность», — считает представитель «Максима». «С такой ситуацией рынок бомбил станет развиваться, но все будет зависеть от законов действующих и вводимых и от того, как будет осуществляться контроль за всем этим», — соглашается Гатин. «Рынок бомбил уже есть. Уже созданы приложения, чат-ботов немерено, в WhatsApp* созданы группы отдельные, мы уходим в серую зону», — подтверждает водитель Евгений. 

***

Узнать позицию по новому закону, вероятному росту цен у «Яндекс.Такси» и Tap.Taxi не удалось — агрегаторы не ответили на запросы нашего издания. К ожидаемому росту цен на поездки они подготовились своеобразно — буквально несколько дней назад «Яндекс.Такси» запустило новый тариф «Вместе», который дает возможность заказать такси сразу двум незнакомым пассажирам, которым по пути. На сайте «Яндекс Go» сообщается, что такая поездка будет на 5–40% дешевле. Но есть нюансы: время в пути окажется примерно на 10 минут дольше обычного и заказать машину можно только для одного человека без крупного багажа.