Петр Налич: «Я вообще очень люблю, когда много-много всего самого разного мешается в одном котле. Я сам такой, в себе мешаю все, что есть» Петр Налич: «Я вообще очень люблю, когда много-много всего самого разного мешается в одном котле. Я сам такой, в себе мешаю все что есть» Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

«Это очень мощные коллективы, они здорово играют»

— Петр, на этой неделе вы выступаете на большом музыкальном фестивале «СоТворение» в Казани. Легко ли откликнулись на приглашение из столицы Татарстана? И что знаете о концепции предстоящего феста?

— Нас позвали организаторы «СоТворения», среди них есть люди, с которыми мы давно сотрудничаем и кто делал много наших концертов. Мы друг другу доверяем по-человечески и вообще ценим как творческих единиц.

С концепцией «СоТворения» — множество коллективов разных стилей из различных точек земного шара — тоже знаком. Я вообще очень люблю, когда много-много всего самого разного мешается в одном котле. Я сам такой, в себе мешаю все что есть. То, что там будут разные коллективы, которые могут сейчас приехать, — это, конечно же, очень хорошо.

«Казань точно центр мировой культуры»: чего мы ждем от фестиваля «СоТворение»?

У нас естественным образом нет сегодня западных артистов. Но, знаете, я думаю, что картина меняется на время. Хотя мы не знаем, что будет впереди, и никто не знает. Ни самые умные из нас, ни какие-нибудь аналитики, политологи, никто ничего не знает. Поэтому нет смысла надеяться на худшее, то есть на какую-то там изоляцию с нашей стороны, нужно надеяться на то, что когда-нибудь каким-то волшебным образом все изменится к лучшему. Иначе смысла никакого нет.

 Многие до сих пор вспоминают проходивший в столице РТ на рубеже 2000–2010-х фестиваль «Сотворение мира», где играли Патти Смит, Ману Чао, Molotov, Джон Фогерти. Как вы думаете, нынешние звезды «СоТворения» из разных стран Азии, Африки, Латинской Америки смогут вновь Казань сделать на пару дней такой мощной музыкальной столицей?

 Знаете, мне кажется, что вообще это очень важный момент. Часто такое бывает, что организатор думает: вот сейчас у меня просто фантастический набор музыкантов, но из меньшего количества стран, и это кажется какой-то просадкой. А с точки зрения посетителя фестиваля, рядового, это выглядит иначе. Например, для меня, я же постоянно не мониторю, что там в мире происходит, этим обычно занимаются музыкальные критики и меломаны. Обычный посетитель знает одно-два имени, что есть в афише, и поэтому идет туда. А в Казани будут и «Кино», и Найк Борзов, и Therr Maitz. Все же остальные 80–90 процентов исполнителей для простого зрителя — это новость абсолютная. Поэтому я уверен, что именно как событие для посетителей «СоТворение» будет очень интересно и многообразно.

Я, например, вообще очень люблю африканскую музыку. Она традиционно при этом является таким нишевым продуктом в нашей стране. Фьюжен, джаз обычно слушают определенные ребята, которые знают какую-то африканскую музыку. Хотя среднестатистический слушатель в России будто вообще не знает, что в Африке есть какая-то музыка.

Поэтому для слушателей это станет очень мощным прорывом, открытием, здесь будут профессиональные коллективы, некоторые из них я послушал, подготовился, так сказать, к разговору. Они очень разные, где-то более поп, где-то этно, где-то фьюжен, где-то больше вокальные, где-то более инструментальные. Это очень интересно, конечно.

«Я уверен, что именно как событие для посетителей «СоТворение» будет очень интересно и многообразно» «Я уверен, что именно как событие для посетителей «СоТворение» будет очень интересно и многообразно» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Но за хиты все-таки придется «отдуваться» в основном отечественным артистам: вам, Найку Борзову, The Hatters…

— Да, я понимаю, что не будет так называемой радости узнавания от выступлений иностранных артистов. Часто на концерте мне приходится делать так: ставишь старые шлягеры, а новую песню между ними. Потому что если много шлягеров, то кажется, будто караоке звучит, если поешь только новое, то народ в массе начинает скучать.

В этом смысле действительно получается такая интермедия в череде больших фестивалей, то, что на этом мероприятии станет меньше радости узнавания, а будет больше чего-то нового и интересного для слушателя. Я в этом уверен, потому что это очень мощные коллективы, они здорово играют, звучат, у них действительно интересная, разная музыка.

Я уж не говорю о наших, где очень разнообразный получился бульон исполнителей (от Антохи МС до Алексея Архиповского), включая меня. Так что, я уверен, это будет интересно.

«Есть такая тенденция у тех, кто остался — ругать тех, кто уехал, а у тех, кто уехал, ругать тех, кто остался» «Есть такая тенденция у тех, кто остался, — ругать тех, кто уехал, а у тех, кто уехал, — ругать тех, кто остался» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я вообще очень большие надежды возлагаю на культуру в широком смысле»

— Вообще, организаторы надеются, что «СоТворение» станет демонстрацией открытости России и отсутствия ее изоляции на международной культурной арене.

— Знаете, я вообще очень большие надежды возлагаю на культуру в широком смысле, потому что в этом мире, где, к сожалению, как говорится, царит зло, культурные мосты могут хоть как-то сблизить нас в такой ситуации. Все происходящее — это трагедия, я молюсь каждый день, чтобы наладились хоть какие-то взаимоотношения. Мне кажется, культура в этом смысле первый инструмент, который может что-то сделать, я очень на это рассчитываю.

— В одном из недавних интервью вы говорили о нежелании уезжать из России, о том, что вам хочется менять жизнь музыкой к лучшему именно здесь.

 Я, во-первых, хочу сказать, что, мне кажется, очень важно в ситуации, когда кто-то уезжает, — друг друга не осуждать. Ни за отъезд, ни за то, что кто-то остался. Потому что есть такая тенденция: у тех, кто остался, — ругать тех, кто уехал, а у тех, кто уехал, — ругать тех, кто остался. Вы, наверное, заметили такое. В это нельзя свалиться, это такое пошлое мышление. У всех случаи индивидуальны, у всех очень разные пути в этой жизни. Нам всем они могут быть непонятны. Поэтому каждый сделал свой выбор. Как говорится, это право каждого человека.

— Но вы говорили, что вас по-детски огорчает, когда симпатичный вам артист уезжает.

— Конечно, мне жалко, когда кто-то из симпатичных мне людей уезжает, потому что мне сложно станет с ним общаться, я буду его меньше видеть и так далее. А так, что в наших силах есть, то мы и делаем. Я не государственного ума человек, чтобы охватить, так сказать, какие-то большие масштабы. Мне кажется, тут как раз работает знаменитая теория малых дел: то, что я могу сделать хорошо, на месте, у себя во дворе, в Мытищах где-нибудь, — я постараюсь сделать это хорошо. Независимо от того какие вообще тенденции, когда и чего произойдет, что будет. Надо просто стараться делать свое дело качественно. И не унывать, потому что уныние — это начало всего плохого.

 Значит, вы не подвержены тому унынию, которое можно сегодня часто встретить в нашей культурной среде?

  Вы знаете, странная история, потому что унывать тут не нужно. Художник, настоящий, всегда самоценен, он один может вообще сидеть в космосе какое-то время. А сейчас как раз такое время у многих художников.

Это даже иногда полезно для творца — порой посидеть одному и вообще выпасть из какого-то молоха, как это было в пандемию, например. Для меня лично стало очень полезно, что полгода не было никакой работы, случилась перезагрузка мощная.

Никто не знает, каким образом и где распределяется вдохновение по людям, по миру. Поэтому разговоры о том, что уехал кто-то и оскудела среда, — это все условно, тем более в современном мире, где есть интернет. Грубо говоря, просто так никуда не уедешь. Все время ты людей видишь, общаешься с теми, кто живет, даже если ты в Антарктиде.

В таком смысле времена изменились, но это уже не так строго и не так обрывает связи человека, как раньше. Особенно, если это личности, которые присутствуют в медийном пространстве. Поэтому мне не кажется, что есть какая-то культурная изоляция, которая теперь погубит русскую культуру. Она, знаете ли, и не то переживала. Я надеюсь на хорошее все равно.

Знаете, есть артисты, которые считают, что фестивали сейчас нельзя проводить и вообще нельзя радоваться. И такие люди есть у меня в друзьях. И я понимаю эту позицию. Но есть другая, грубо говоря, моя позиция, что, несмотря на всю происходящую трагедию, надо как-то жить и вокруг нас должна происходить жизнь все равно. В рамках подобной концепции, я считаю, казанский фестиваль — это глоток нормальной жизни, позволяющий нам удержаться на плаву.

«Понимаете, музыкант всегда, когда ему дают в руки музыкальный инструмент или возможность попеть, становится именно музыкантом. И поет, и играет, и это прекрасно» «Понимаете, музыкант всегда, когда ему дают в руки музыкальный инструмент или возможность попеть, становится именно музыкантом. И поет, и играет, и это прекрасно» Фото: © Ilya Galakhov / Global Look Press / www.globallookpress.com

«Состав будет довольно большой, для нас, по крайней мере»

— Уже заявлено, что вы выступаете на «СоТворении» с симфоническим оркестром. Что услышит публика в Казани: ваши главные хиты, включая «Гитар», оперные арии, новый материал?

 А вот как раз, как я и говорю, вперемешку. Будет что-то старенькое, узнаваемое, будет новенькое, еще не так узнаваемое, что, может, вообще большинство людей не слышали до этого. Так что будет винегрет. Состав будет довольно большой, для нас, по крайней мере. Будет небольшой бэк-вокал и хор, несколько человек, духовые, то есть достаточно большая палитра получится музыкальная.

Стали известны главные хедлайнеры музыкального фестиваля «СоТворение»

 — Есть у вас еще какие-то ощущения относительно того, каким получится фестиваль «СоТворение» в Казани?

 Понимаете, музыкант всегда, когда ему дают в руки музыкальный инструмент или возможность попеть, становится именно музыкантом. И поет, и играет, и это прекрасно. Поэтому здорово, что будет такая возможность у многих музыкантов и, в частности, у меня. Спеть и сыграть для большого количества людей — радость. А все остальное по этому поводу, грубо говоря, уже рефлексии, которые могут быть одними или другими.