Международный фестиваль медиаискусства «НУР» третий год подряд объединяет более 150 художников, музыкантов, перформеров из России, Чили, Ирана, Мексики, Италии, Японии и Канады. С 2021 года создатели мультимедийных инсталляций синтезируют свет, звук и архитектуру, стараясь поразить зрителя новизной медиаарта в пространстве города. Однако в 2023-м впервые открытие фестиваля состоялось как отдельное самоценное событие. О коллаборации художников и элитных застройщиков, концепте пустующих домов и о том, удался ли аудиовизуальный эксперимент-перформанс, — в материале «БИЗНЕС Online».
-
Накануне в Казани в оригинальном антураже строящихся многоэтажек состоялось открытие третьего международного фестиваля медиаискусств «НУР». Совместно с ЖК Savin Premier организаторы за считанные тря дня превратили овраг у стройки в площадку с озеленением размером в два футбольных поля. На первый день мероприятия бесплатно зарегистрировались 5 тыс. гостей, посетили открытие около 4 тыс. горожан. И это неплохая цифра, учитывая не самую комфортную погоду для начала сентября, а также угрозу осадков.
-
Встречал гостей в тон мероприятию зеленоволосый в черной экокоже фейс-контроль. «Главной фишкой фестиваля в этом году как раз является впервые организованное его открытие, — сказал нашей газете основатель „НУРа“ Рашид Османов. — По содержанию же нам хотелось сохранить что-то классическое. Сама архитектура — это очень классическая форма искусства, соответственно, за классическую форму отвечал Никола [Мельников]. Я не знаю лучшего композитора. Мне кажется, из современных российских музыкантов из неоклассики это лидер. Вообще концепция мероприятия — это синтез искусств. Это и живопись, и классика, и архитектура, и объекты, и свет, и звук, в этом и смысл. Тем и прекрасно медиаискусство, что оно вбирает в себя все. Современный медиаарт — это синтез всех искусств, что мы, собственно, и делаем».
-
На территории, доступной посетителям, была оборудована одна скромная фотозона — место для отдыха.
-
Первой ноты фестиваля посетители не могли дождаться около 40 минут. Ничем не заполненные антракты между подбадривающими выходами ведущего Саши Санчеса затягивали ожидание замерзающих зрителей. Из развлечений между «тремя звонками» — фоновый эмбиент и разглядывание экрана с рекламой от застройщиков. Публика же старалась согреться в предоставленных организаторами пледах.
-
Примерно спустя час после старта мероприятия начался первый луп презентации инсталляции. Ритму звучащей электроники вторили 65 сверхъярких стробоскопов, установленных внутри строящихся зданий. В такт бита система создавала световые акценты, тем самым преобразуя играющую мелодию в ультрабелый визуальный паттерн. Связанное с белым цветом аудиовизуальное начало отвечает определенному концепту. Еще до начала перформанс-части фестиваля ведущий прокомментировал метафору мультимедийной инсталляции b#ffffff от студии Radugadesign. Она отсылает к ритуалу наполнения новых домов чистой энергией: «Буква b отсылает к buildings („здания“), а #ffffff означает белый цвет в шестнадцатеричной кодировке. Через активное присутствие белого b#ffffff обнуляет среду с помощью музыки и света, пока только строящийся объект превратится в предмет искусства, который никого не сможет оставить равнодушным».
-
Живую часть музыкальной составляющей мероприятия открыл симфонический оркестр LS Orchestra и композитор-неоклассик Никола Мельников.
-
Такую картину могли наблюдать музыканты со сцены.
-
Между исполняемыми композициями композитор выразил искреннюю благодарность и радость по поводу продвижения медиаарта в Казани: «Я очень рад оказаться сегодня в городе, где процветает медиаарт, и это неудивительно, ведь это был первый город России, где пионеры этого искусства развивали это направление. Это счастье — жить в таком городе, и счастье для меня оказаться именно здесь».
-
Кстати, организаторы нашли необычное решение в рассадке музыкантов оркестра: stage design концептуально вписали в общую идею строящегося здания.
-
Затем на сцену вышел основатель и куратор «НУРа» Османов (слева). Он выразил благодарность застройщику, предложившему данную площадку, и всем артистам, благодаря которым открытие фестиваля смогло состояться отдельно от основной программы фестиваля. Он прокомментировал особенность нового опыта необычного взаимодействия: «Мы можем наблюдать замечательный дуэт и синтез — медиаискусства и архитектуры. Мы можем наблюдать, как музыканты, художники, инженеры, строители, архитекторы создают какую-то новую уникальную реальность (НУР). Мы вместе создаем замечательный диалог, обмениваемся энергией, помогаем стать чуточку ближе к чему-то высокому. Мы хотели, чтобы это был подарок городу, и я надеюсь, что наш подарок оправдал ожидания». А коммерческий директор ГК «Садовое Кольцо» Анатолий Баталин в разговоре с нашим корреспондентом заметил, что футуристичность фестиваля вторит главной идее компании, а именно — желанию заглянуть в совершенствующееся будущее обустройства жилищ.
-
Еще одним хедлайнером открытия фестиваля стала российская певица норвежского происхождения Эрика Лундмоен. Под живую музыку мультижанровых композиций певицы (инди, этника, электроника и хип-хоп), несмотря на значительное похолодание к концу мероприятия, зрители наконец расшевелились. Эрике подпевали, молодые люди стали танцевать.
-
Основная программа фестиваля «НУР» продлится с 8 по 10 сентября, она включает в себя концерты, перформансы, образовательные мероприятия и т. д. «Развитие есть всегда, в любом случае, — так говорит о перспективах форума Османов. — Какое мероприятие получит развитие, очень сложно сказать, потому что меняется время, меняется все, и мы работаем по принципу подстраивания в контекст времени. И когда время настанет, мы поймем, чего не хватает. Ты либо держишь руку на пульсе и успеваешь за этим, либо остаешься аутсайдером».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.