Новое сборочное производство, современная механообработка и центр профессионального обучения — все это должно появиться на Казанском вертолетном заводе не позднее чем в I квартале 2024 года. Стройка уже идет полным ходом. Утверждают, что для воплощения идеи новой жизни для КВЗ руководству Татарстана пришлось биться в верхах и применить «военную хитрость». Что конкретно изменится на заводе, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».
На КВЗ дан старт строительству нового сборочного производства, центра профессионального обучения, а также модернизации механообработки
Вертолеты потоком
Радикальные преобразования начались на Казанском вертолетном заводе (КВЗ) — дан старт строительству нового сборочного производства, центра профессионального обучения (ЦПО), а также модернизации механообработки. Об этом сообщили источники «БИЗНЕС Online» в авиапроме. В «Вертолетах России» (ВР) не стали комментировать данную информацию.
Очевидно, что мы видим реализацию идеи, о которой впервые заявили в начале 2022 года, почти сразу после смены руководства ВР. Речь идет ни много ни мало о создании новой системы производства. Сегодня это постовой метод, когда вертолет собирается на одном участке со сменой сборочных бригад в зависимости от выполняемой операции. Вместо этого появится поточное производство, когда изделие движется по сборочным участкам. Для каждого типа — «Ансата», Ми-8/17 и Ми-38 — своя линия. В новой системе предусмотрена возможность быстрой перестройки в случае повышенного спроса на одну из моделей.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» советник премьер-министра РТ Назир Киреев, решение о «колоссальной технологической трансформации КВЗ» было принято еще при прежнем руководстве ВР (сменилось в конце 2021 года). Тогда пришлось пойти на «военную хитрость» — настоять на проведении очередного (ноябрь 2020-го) заседания совета директоров холдинга в Казани (напомним, президент Татарстана Рустам Минниханов состоит в этом органе). В родных стенах удалось провести ряд важных решений. «Рустам Нургалиевич тогда так жестко выступил, что Анатолий Эдуардович (Анатолий Сердюков — индустриальный директор авиационного комплекса „Ростеха“, вел то заседание — прим. авт.) был вынужден осаживать своих помощников, которые кинулись возражать».
Речь идет ни много ни мало о создании новой системы производства
Лицо предприятия
Перемены назрели и в целом, и в частностях. «В Советском Союзе КВЗ был рекордсменом по съему продукции с одного квадратного метра, — рассказал „БИЗНЕС Online“ бывший (в 1984–2007 годах) генеральный директор КВЗ, а ныне президент ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев. — С одной стороны, этим гордились, с другой — было стыдно. Объем рос, а площадей не прибавлялось, мы были вынуждены строить в цехах „антресоли“, где тоже занимались сборкой. Стыдоба! Летом там чуть ли не голышом работали, потому что температура доходила до 40 градусов. И сегодня в корпусе агрегатной сборки неимоверно тесно, хотя его и построили недавно. Так быть не должно».
Кардинально преобразится механообрабатывающее производство. Один из наших источников утверждает, что в данной области КВЗ «здорово просел», поскольку механообработка не обновлялась с 2012 года. Как говорит Лаврентьев, это вообще проблема всей российской промышленности: износ такого оборудования достигает 70–80%, а где-то и всех 100%. «А чтобы производить высококачественную авиатехнику, каждые 10 лет весь станочный парк надо менять полностью, — объясняет он. — За рубежом именно такая практика».
Александр Лаврентьев: «По сути, почти новый завод строят»
По словам одного из наших источников, новая механообработка создается не только в интересах КВЗ — она будет обслуживать весь холдинг. Уже закуплено около 200 единиц оборудования, началась поставка. Наш собеседник не стал называть изготовителя обрабатывающих комплексов, подчеркнув только, что все самое современное.
Венцом модернизации станет новый цех окончательной сборки (ЦОС). «Это лицо любого авиастроительного предприятия-финалиста, а на КВЗ он 50-х годов (возведен в 1953-м — прим. авт.)», — говорит один из наших источников. Отметим, что решение о строительстве нового ЦОС было воспринято казанскими вертолетостроителями неоднозначно — дескать, в нынешних условиях это излишество. «Многие высказывают такую точку зрения, — говорит Киреев. — Но дело в том, что сегодня мы собираем по большому счету только две модели (имеются в виду Ми-8/17 и „Ансат“ — прим. авт.), а должны быть готовы к тому, чтобы строить по крайней мере четыре. Поэтому нами эта тема считается необходимой». Развивать тезис о возможном строительстве на КВЗ еще одного типа советник не стал, но в Казани давно говорят о том, что для устойчивости заводу необходим широкий модельный ряд. Напомним, с конца 1990-х КВЗ прорабатывал тему сверхлегкого «Актая», также были разговоры о вертолете, занимающем нишу между «Ансатом» и Ми-8.
Лаврентьев напоминает, что на КВЗ за последние годы было сделано достаточно много — радикально обновились гальваническое и лакокрасочное производства. «А вместе с задуманным сегодня, по сути, почти новый завод строят», — констатирует он.
КВЗ должен быть готов к тому, чтобы массово строить не два типа вертолетов (как сегодня), а 3–4
Между КАЗом и КВЗ
Изначально самым интригующим был вопрос о создании ЦПО. Мечту о продвинутом центре по подготовке кадров для авиапрома в Казани лелеяли давно. Решающим стал визит Минниханова в учебное заведение на ОДК — Уфимское моторостроительное производственное объединение. «Восхищен тем проектом, который был реализован у наших соседей в Башкортостане, — говорил он. — Это центр профессиональной подготовки и в то же время производство… Мы много ездим по миру, и это — мировой уровень. Если что-то делать, то надо вот так. И самое главное, что у этого предприятия никогда не будет проблем с кадрами и их профессиональным уровнем. Я очень впечатлен… У нас есть планы тоже с „Ростехом“ реализовать такой проект».
В сентябре 2021 года казалось, что воплощение чаяний близко: Минниханов и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обсуждали создание на Казанском авиазаводе — филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) многопрофильного центра профессионального обучения для оборонных предприятий РТ. «Нужны и подготовка рабочих, и среднее специальное образование, и переподготовка, — описывал ситуацию президент РТ. — И потом с КАИ сделать сквозную схему. Ваше поручение надо, мы готовы». Но что-то пошло не так. Как сообщалось позже, «в силу разных обстоятельств — технических, финансовых — там произошла пробуксовка». Два месяца спустя выяснилось, что центр появится не на КАЗе, а на КВЗ. Вскоре Минниханов и Андрей Богинский, занимавший тогда кресло гендиректора ВР, заложили первый камень.
Как говорит один из собеседников «БИЗНЕС Online» в отрасли, решение о создании ЦПО — это целиком история активности Минниханова, который буквально с ножом к горлу насел с данным вопросом на руководство «Ростеха»: «Это такой реверанс республике со стороны Сердюкова, у которого учебный центр ОДК прямо любимое детище. Минниханов постоянно давил на него. Если грамотно все сделать, у Казани будут ключи от подготовки вертолетных кадров для всей России. Но есть нюанс. Центр в Уфе создавался благодаря очень хорошему финансовому состоянию уфимских моторостроителей (деньги „Ростеха“ просто позволили упаковать все это в красивый современный вид), к тому же там никогда не пропадала сильная подготовка спецов. В Казани ситуация иная».
Проблема подготовки кадров стоит очень остро, и особенно ощущается нехватка исполнителей среднего и нижнего звена
С воспоминанием об СССР
С этим тезисом согласен Киреев. Он напомнил, что при Советском Союзе Казань могла готовить кадры всех уровней, включая научные, для авиастроительных предприятий, на которых были заняты почти 70 тыс. человек. «В полную силу работали авиационные техникум и институт, — говорит он. — Казанцы всегда могли рассчитывать на хорошо оплачиваемую работу на производстве. Была прекрасная система, но мы сами ее разрушили. Курс, который сегодня проводит республика, заключается в том, чтобы возродить те традиции. С появлением ЦПО мы всегда будем с кадрами, а когда возвратим к авиации КАИ, получим полноценный учебно-научно-технический комплекс. Это назревшая работа. Мир давно живет на специалистах, а не на взятых с улицы людях».
«Проблема подготовки кадров стоит очень остро, и особенно ощущается нехватка исполнителей среднего и нижнего звена, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев. — И реального выхода не видно. В отрасли много чуждых ей людей и в то же время работать скоро станет некому — просто не хватит выпускников школ, которые устремятся делать карьеру там, где рабочее место непрестижно и часто некомфортно. Дефицит профессиональных рабочих рук может стать разрушительным».
По словам Назира Киреева, ЦПО «будет фантастическим»
Матвеев подчеркивает, что необходимы особые методы привлечения и удержания работников нового поколения. «Надо готовить по-новому, с активным использованием моделирования процессов, средств визуализации, всевозможных тренажеров», — уверен эксперт. И, по словам Киреева, ЦПО «будет фантастическим». «Очень современный проект, даже круче, чем в Уфе, — говорит и наш источник. — Предусмотрена работа и со школьниками, и со студентами, и курсы повышения подготовки». В год планируется обучать до 2 тыс. основных производственных рабочих не только для КВЗ, но и для других предприятий «Ростеха». Начать обучение планируется 1 сентября 2024-го.
В I квартале этого же года должны быть завершены реконструкция и перевооружение КВЗ, говорит источник. По его данным, общая сумма инвестиций (включая ЦПО) — более 25 млрд рублей. Да, деньги большие, но на сегодня не огромные, оценивает затраты Киреев. И он подчеркивает, что дело не просто в реконструкции завода или подготовке спецов — речь идет о возрождении вокруг авиастроительных предприятий той общей обстановки, которая некогда позволяла им вершить дела мирового масштаба.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 54
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.