Не успев начаться, 2009 год уже приносит разочарование игрокам автомобильного рынка. Казанские эксперты ждут, что в середине года объемы продаж упадут в четыре (!) раза, а потребители будут покупать преимущественно дешевые российские автомобили – "жигули" стоимостью до 150 тысяч рублей. Таким образом, авторынок республики четко следует за мировыми тенденциями в автопроме, где с каждым днем набирает скорость процесс снижения продаж машин.   

Спад продаж автомобилей во всем мире начался еще осенью. В ноябре-декабре резкое снижение продаж почувствовали и казанские автосалоны – как рассказывали во многих из них газете "БИЗНЕС Online ", продажи сократились на 40-50%. На этом фоне один за другим стали останавливаться автомобильные конвейеры, а машины, за которыми еще недавно стояли очереди длиной в несколько месяцев, стоят невостребованными. В конце года объявлено о приостановке производства суперпопулярных в России Renault Logan и Ford Focus в Москве и Всеволожске.

Такие же вести поступают и из-за рубежа. Сегодня корпорация "Тойота моторс" объявила о приостановке производство и отправляет сотрудников в неоплачиваемый отпуск на 11 дней. Ранее руководство "Тойоты" уже объявила о сокращении рабочего времени в текущем месяце на три дня практически на всех 12 основных предприятиях внутри страны и частично за рубежом.

Терпят бедствие и американские автопроизводители. По данным министерства экономики США, на 53% снижены объемы продаж продукции концерна Chrysler. На 32% и 31% соответственно упали уровни продаж на автомобили Ford и General Motors. Иномарки в США тоже продаются плохо. Так на 37% и 35% соответственно, упали продажи Toyota и Honda.

Ситуация в Татарстане практически ничем не отличается от мировой. И дальше будет только хуже, утверждают эксперты. Российские покупатели переориентировались на более дешевые автомобили. В 2009 году эта тенденция будет только усилена, заявил в интервью ИА "Росбалт" гендиректор казанской сети автосалонов "Апельсин" Руслан Абдулнасыров. По его словам, с июля 2009 года объемы продаж будут снижены в четыре раза. При этом предпочтения покупателей вынужденно меняются.   "Сегодня покупатели переориентировались на более дешевые машины. Так, снова стали пользоваться популярностью тольяттинские "семерка" и "пятерка", - говорит Абдулнасыров. - Надо сказать, что в связи с резким сокращением продаж в Россию иномарок, многие автосалоны переходят на российские брэнды. Сами же покупатели обратили внимание на автомобили в ценовой категории до 150 тыс. рублей".

Добавим: ради того, чтобы получить хоть какую-то наличность, казанские салоны вынуждены идти на беспрецедентный дисконт – в конце декабря можно было увидеть, что автомобили распродаются со скидками в 50, 100 и даже 500 тыс. рублей.

Все это угрожает не только бизнесу казанских автосалонов, но даже ставит под вопрос существование многих из них. Известно, что лидеры этого рынка уже столкнулись с серьезными проблемами – так, известная сеть автосалонов "Сапсан", которой банки предъявили требования о возврате крупных сумм по кредитам, находится в поиске покупателей на блок-пакет компании. Но если рынок действительно упадет еще в три-четыре раза, то следует ожидать, что многие автосалоны будут просто закрыты. Поскольку в последнее время их количество росло в геометрической прогрессии, можно предположить, что в результате в Казани без работы могут остаться сотни и даже тысячи специалистов.

Ринат Билалов