Kazan Digital Week стал дополнительным каналом получения обратной связи от делового сообщества, мнение которого будет учтено при принятии важнейших государственных решений, оценивал сегодня премьер-министр РФ Михаил Мишустин ценность казанского цифрового форума. На нем замминистра транспорта РФ предложил Татарстану стать первым регионом, перешедшим на электронный транспортный документооборот, гендиректор «Микрона» объявляла перезапуск технологического суверенитета, а hh.ru переживал о страшнейшей демографической яме. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Главой оргкомитета в этом году стал министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев
Как Kazan Digital Week стал для Мишустина каналом получения обратной связи
Федеральный статус форума Kazan Digital Week, который стартовал сегодня в «Казань Экспо», придал мероприятию больше размаха, чем содержания. 20 тыс. гостей (всего на 2 тыс. больше, чем в прошлом году) сновали между экспонентами, которые во многом воспроизводили прошлогодние решения, аккуратно рассказывали об импортозамещении и фокусировались на защите информационных систем. Казалось, что в этот раз главное — не нетворкинг и то, что происходит в выставочном зале, а то, что останется на совещаниях за закрытыми дверями, где будет физический доступ к министру цифрового развития РФ Максуту Шадаеву, который пообещал все три дня провести в Татарстане.
«Цифровые технологии должны войти в жизнь каждого человека и каждой семьи», — ставил задачу с экрана премьер-министр РФ Михаил Мишустин в видеообращении, адресованном участникам пленарного заседания. Пока все в этом направлении и идет: за прошлый год спрос на российские решения увеличился более чем в 10 раз, а объем реализации собственных решений и услуг прибавил почти четверть и превысил 2 трлн рублей. В стране трудятся свыше 820 тыс. программистов — на 15% больше, чем годом ранее. В реестре отечественного софта — около 17 тыс. продуктов.
По словам Мишустина, форум стал дополнительным каналом получения обратной связи от делового сообщества, «чтобы учитывать его мнение при принятии важнейших государственных решений».
«В стране трудятся свыше 820 тысяч программистов, что, кстати, на 15 процентов больше, чем годом ранее», — подчеркнул Мишустин
Чего ждать от нового нацпроекта «Экономика данных»?
Один из важнейших элементов на всех федеральных форумах — возможность привлечения денег. И на уровне компаний, которые верят, что, если попадутся на глаза великим, получат волшебное развитие, и на уровне отраслей. Но в этот раз новых послаблений ждать не приходилось.
«В правительстве признается, что объем льгот, которые получила IT-отрасль, является беспрецедентным. В этом смысле все условия для развития созданы», — сразу отрезал Шадаев. По его словам, главный фокус правительства в части поддержки отрасли в ближайшее время будет сосредоточен на цифровизации крупных промышленных предприятий. Правительство будет софинансировать замещение иностранных разработок отечественными, но при условии, что сами разработки будут делать IT-компании и права на разработки останутся у них, чтобы они могли тиражировать решения.
Национальный проект «Экономика данных» подготовят в течение года, сообщил в июле президент РФ Владимир Путин. Он будет рассчитан до 2030 года. Его цель — внедрить в ключевых отраслях социальных сферах страны управление на основе данных.
Внимание будет уделено следующим направлениям:
• Сбор данных. Основная задача — развитие применения высокочувствительных датчиков, в том числе квантовых сенсоров.
• Передача данных и развитие систем связи. Информация должна передаваться в режиме реального времени, без задержек и на большой скорости. Это нужно для развития робототехники, беспилотного транспорта и автоматизации городской среды.
• Хранение данных. Развитие отечественных облачных платформах, ЦОДов и вычислительных мощностей собственного производства. Например, компьютеров с использованием квантовых и фотонных технологий.
• Безопасность данных. Развитие технологий квантовых коммуникаций и квантового шифрования.
• Стандарты и протоколы работы с данными. Они нужны для обеспечения безопасности, для надежной обработки и хранения данных, в том числе персональных данных граждан.
• Обработка и анализ данных, репозитории открытого кода. Алгоритмы анализа данных должны основываться на технологиях ИИ.
Более того, в 2024 году заканчивается национальная программа «Цифровая экономика» и начинается новая — «Экономика данных», которая продлится до 2030-го. Благодаря проекту планируют внедрить в экономике, госуправлении и социальной сфере управление на основе данных, выйти на новый уровень в логистике, телемедицине, онлайн-образовании, предоставлении госуслуг. Из доклада министра следовало, что предстоит:
— Модернизация государственных систем. В этом должна помочь платформа «Гостех», которая объединит сервисы в одном месте.
— Развитие искусственного интеллекта. Это, по словам Шадаева, должно стать частью новой национальной программы.
— Цифровизация ключевых отраслей экономики и социальной сферы до 2030 года.
«И дальше большие данные, цифровое образование, здравоохранение — все это останется в фокусе правительства. На форум приехали представители всех регионов для того, чтобы мы обсудили целевое видение того, как у нас будет выглядеть цифровое образование, здравоохранение, кибербез, культура, спорт к 2030 году», — указал министр.
«Kazan Digital Week стал одной из визитных карточек нашей республики. И ежегодно вызывает интерес профессионального сообщества», — отметил президент Татарстана Рустам Минниханов
Минниханов: производители недостаточно внедряют цифровые технологии
Президент Татарстана Рустам Минниханов кратко перечислил то, чем Татарстан уже может гордиться в сфере IT. Это, например, следующее.
Открытие нового IT-парка им. Рамеева, которое расширило площадь технопарков в 2 раза, там сейчас работает 614 компаний. Открыты и муниципальные IT-площадки в 8 районах Татарстана. «Такие площадки должны быть запущены в каждом нашей муниципалитете», — указал президент.
На лаишевской площадке ОЭЗ «Иннополис» ICL запустит завод по выпуску материнских плат и компьютеров, а КАМАЗ разрабатывает беспилотные автомобили. «Вы видели проект „Атом“ совершенно новый и, конечно, очень перспективный, — отметил Минниханов. — Впервые в нашей стране беспилотные „КАМАЗы“ уже доставляют грузы из Санкт-Петербурга в Москву».
Лидеры по цифровой зрелости в Татарстане — КАМАЗ, «Татнефть» и «Татэнерго». При этом есть и те, кто недостаточно внедряет цифровые технологии. «Производители в основном оцифровали вспомогательные операции — учет, документооборот. Важно оцифровать производственные процессы. Причем на основе отечественного программного обеспечения. Это важный фактор для производительности труда и повышения конкурентоспособности», — указал президент.
Все 319 государственных и муниципальных услуг были переведены в электронный вид — теперь необходимо развивать проактивное оказание услуг по каждой жизненной ситуации.
За последний год татарстанские вузы увеличили выпуск IT-специалистов до 4,5 тыс. выпускников. Но этого недостаточно. Потребность республики — 10 тыс. айтишников. Вузам необходимо рассмотреть возможность расширить прием, а также поддерживать высокий уровень образования и взаимодействовать с предприятиями.
Помимо создания ПО в Татарстане развивается высокотехнологичное производство, отметил Минниханов. На лаишевской площадке ОЭЗ «Иннополис» ICL запустит завод по выпуску материнских плат и компьютеров, а КАМАЗ разрабатывает беспилотные автомобили
«Не будет никакого технологического и политического суверенитета, если не будет своей электроники»
«Если кровью экономики XX века была нефть, углеводороды, то кровью экономики XXI века является информация, — взял слово заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак. — Именно определяет конкурентные преимущества, которые имеет государство с точки зрения государственного управления и развития своего производства, своей экономики».
«Эта кровь не может течь в чужих венах, — продолжил образное сравнение Шпак. — Не будет никакого технологического и политического суверенитета, если не будет своей электроники». При этом полностью построить технологический стек электроники в одной стране очень сложно и долго. Более того, его нет ни в одной стране — ни в США, ни в Китае, заявил Шпак. Нужна кооперация с дружественными странами. И неслучайно, это обсуждается в Татарстане, отметил замминистра. «С одной стороны, у республики есть мощный научный и производственный потенциал, а с другой — такого гостеприимства и умения дружить, как в Татарстане, вы вряд ли найдется где-то в мире», — отметил он и добавил, что подтверждение тому — прошедший форум «Россия – исламский мир».
Тему артерий, правда, уже транспортных, продолжил замминистра транспорта РФ Дмитрий Баканов. Он предложил Татарстану стать первым регионом, полностью перешедшим на электронный транспортный документооборот. Систему запустили год назад, сообщил Баканов. Сейчас в ней можно оформить 6 типов транспортных документов, в том числе самые массовые — электронную транспортную накладную и путевой лист. Переход уже начали крупные компании. «Сегодня в системе оформляются документы, которые можно исчислять сотнями тысяч. И до конца года исчисление перейдет на миллионы», — предсказывает замминистра транспорта.
Вспомнил Баканов и запуск беспилотного грузового движения на трассе М11 «Нева». «Несмотря на санкции, на отказ в сотрудничестве западных автопроизводителей, беспилотники КАМАЗа были готовы в срок. Важно, что это отечественные машины, чьи технологии беспилотности — полностью наша разработка», — отметил он.
Айрат Нурутдинов подчеркнул, что эффективнее не принимать решения, а выводить правила, тогда все будет работать наиболее оптимальным образом. «У нас сейчас тысяча дашбордов. Только 5 процентов из них мы используем для принятия решений. Остальные — для определения правил, контроля их исполнения и воздействия на нарушителей»
«Если у вас есть проблема с ценами в регионе — приглашайте, придем и поможем!»
Одним из самых ярких выступлений был монолог гендиректора «Таттелекома» Айрата Нурутдинова. После краткой визитки, из которой следовало, что у компании сегодня 584 тыс. абонентов, 3,5 тыс. сотрудников, а стоимость акций за пять лет выросла в 6 раз, он перешел к главному. «Почему важна наша компания для республики? Федеральные операторы очень сильно давят на цифровой рынок — а в Татарстане по отдельным позициям мы держим более 51 процента рынка. Благодаря этому у нас одни из самых низких цен на интернет и услуги связи в России. И одни из самых низких цен в мире. Поэтому, коллеги, если у вас есть проблема с ценами в регионе — приглашайте, мы придем и поможем вашим жителям», — под аплодисменты объявил спикер.
Не обошел Нурутдинов и тему управления через данные. Он подчеркнул, что эффективнее не принимать решения, а выводить правила, тогда все будет работать наиболее оптимальным образом. «У нас сейчас тысяча дашбордов. Только 5 процентов из них мы используем для принятия решений. Остальные — для определения правил, контроля их исполнения и воздействия на нарушителей. Если дашборды работают, то управленческий механизм достигает высокой эффективности», — говорил спикер.
Гендиректор hh.ru Дмитрий Сергиенков выступал с тревожными цифрами: в стране сегодня максимальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы — 72% активных вакансий и только 23% активных резюме
«Следующие 10 лет конкурентоспособность будет измеряться микроэлектроникой»
«Если информация — это кровь то микроэлектроника — органы, которые позволяют нашему цифровому организму существовать», — продолжал развивать метафору ведущий, передавая слово Гульнаре Хасьяновой, гендиректору «Микрона».
Она напомнила, что последние 10–15 лет драйверы развития IT-отрасли основаны на микроэлектронике, миниатюризации изделий, большом количестве носимых устройств, увеличении скорости вычисления процессоров и глобализации. Сейчас ситуация поменялась.
«Хорошая новость в том, что развитие IT тоже начинает влиять на электронику. Например, системы ИИ позволяют менять архитектуру решений, переходя на краевые вычисления. Это значит, что, уходя от центрального процессора, мы развиваем периферию. Появляется большая потребность в разнообразных чипах, в том числе в тех, которые мы можем развивать на своих топологических нормах. Поэтому обратный тренд, что развитие IT-систем влияет на электронику, следующие 10 лет будет определяющим», — говорила она, приводя в пример IT-гигантов вроде Google, Amazon, которые создают собственные чипы. Apple, Huawei, Xiaomi выпускают всю линейку своей продукции на собственной микроэлектронике. Этот тренд, по словам спикера, поддерживают и российские компании.
«Еще один тренд — поставщики готовых систем планируют не только сами чипы, но строят под себя целые фабрики микроэлектроники, — продолжала Хасьянова. — Следующие 10 лет конкурентоспособность будет измеряться микроэлектроникой. Не столько IT-системами, извините, сколько тем, насколько они привязаны к собственной микроэлектронике». По ее словам, этот тренд позволяет говорить о перезапуске технологического суверенитета.
Конечно, возникает вопрос окупаемости этих решений на отдельном локальном рынке. Но сложившаяся ситуация актуальна не только для нашей страны. По мнению Хасьяновой, должна быть новая модель, при которой система управления всей критической инфраструктурой и системами жизнеобеспечения останется суверенитетом каждой отдельной страны, несмотря на кооперацию. Что же тогда надо объединять? Гендиректор «Микрона» видит выход в шеринге затрат на инвестиции, развитии открытого ПО, системе сертификации продуктов и систем, защите рынка и системе образования, которая нужна, чтобы разговаривать на едином технологическом языке.
«Развивая кластер микроэлектроники в Татарстане, мы стартуем программу по обучению инженеров микроэлектроники и будем делать это не только для россиян, но и граждан тех стран, которые разделяют политику технологического суверенитета и активно в этом участвуют», — заключила она.
И Хасьянова права — надо начинать с кадров. Гендиректор hh.ru Дмитрий Сергиенков выступал с тревожными цифрами: в стране сегодня максимальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы — 72% активных вакансий и только 23% активных резюме. Эта и без того глобальная проблема усилилась демографической ямой — количество работников младше 35 лет за год в России сократилось на 1,3 миллиона! По словам спикера, проблемы с кадрами сейчас диагностируются во всех регионах и всех отраслях экономики. Наибольший дефицит — в области рабочих профессий, производства и техобслуживания. Один из способов решить эту проблему — не собирать в одном месте трудовые ресурсы. «Если до ковида у нас в основном разработчики сидели в Москве, то сейчас больше трети — в регионах», — заключил Сергиенков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.