ПО ПРИНЦИПУ РЕАЛИТИ-ШОУ

В кабмине РТ вчера замминистра информатизации и связи РТ Аниса Гайнуллина представила предварительные итоги работы сервиса «Народный контроль» на портале госуслуг. Уже месяц, говорят чиновники, жители Татарстана могут жаловаться на самих чиновников, на плохое состояние дорог, несанкционированные свалки или неправильно установленный дорожный знак. В качестве доказательств от пользователей принимаются фотографии, а на электронной карте – указание географической привязки к проблеме. Как сообщила Гайнуллина, инициатором создания такого сервиса стал сам президент РТ Рустам Минниханов.

Итак, за месяц работы в «Народный контроль» пожаловались 793 жителя РТ. Еще 10,6 тыс. человек их поддержали (это как поставить «лайк» в соцсети). Наиболее активно включились в процесс жители Казани, которые оставили подавляющее большинство «жалоб» и «лайков». По 170 жалобам решения приняты, впрочем, это не говорит, что жалоба удовлетворена, – просто получен ответ.

Самыми популярными жалобами стали извечные проблемы – качество дорог (об этом пишут 288 пользователя), организация дорожного движения (93) и несанкционированные свалки (92). Всего на сервисе представлено двадцать категорий. Недавно введенные «Образование» и «Здравоохранение», по словам Гайнуллиной, стремительно набирают популярность.

В раздел «Предпринимательство» поступила всего одна жалоба. Пользователь пожаловался на частое отключение «Восточными электросетями» электроэнергии на ул. Гвардейской, 14. «Эти работы можно было выполнить в нерабочее время либо в ночное. Коммерческие организации несут убытки», - написал кто-то индивидуальных предпринимателей. Несмотря на то, что жалоба была оставлена три недели назад, ее статус сохраняется как «В работе». Жалоба передана в агентство инвестиционного развития РТ.

В РАЗРАБОТЧИКАХ – ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА

Разработка данного сервиса, утверждает Гайнуллина, не стоила правительству ни копейки (такие странности нередки у нас, когда дело касается айти-технологий). А вот смету на поддержание сервиса в дальнейшем сейчас готовят. В данном случае заказчиком является минсвязи РТ, а разработчиком и оператором (контакт-сервис и модерация) - центр информационных технологий РТ. По словам создателей, подобного сервиса больше нет нигде в России.

Как говорит Гайнуллина, контакт-центр, куда первоначально поступает жалоба, дальнейший ход ей может не дать, если в заявке не указана категория, присутствует нецензурная лексика, либо приложено некорректное фото. Если же претензий к обращению пользователя нет, его жалоба поступает к модератору, который направляет ее в профильное министерство или ведомство. На следующем этапе определяется ответственный исполнитель – им может быть исполком, конкретная УК либо ТСЖ. И заключительным этапом считается делегирование заявки конкретному сотруднику.

«Чудес не бывает, и порой отсутствие финансирования затрудняет решение проблемы, тогда пользователь получает «мотивированный отказ», - объяснила зам. министра информатизации. Но добавила, что в случае высокого рейтинга заявки (если обращение собирает много «лайков»), увеличивается вероятность, что деньги изыщутся, и проблема все же будет решена.

Исправленные жалобы переходят в категорию «Закрыто». Так, согласно заявки от 29 мая пользователи пожаловались на мусор перед школой №41 Вахитовского района Казани. На что ответ поступил 1 июня от минэкологии - «мусор убран в соответствии с предписанием инспектора министерства экологии и природных ресурсов РТ».  

1-мусор-41-школа.jpg
29 мая на сервисе «Народного контроля» была размещена жалоба о мусоре перед школой №41 и детским садом №322 в Вахитовском районе
10559-4-phpEMzLsU.jpg
Через два дня после жалобы минэкологии отчиталось - мусор убран
6.jpg
Но возле школы №41 «БИЗНЕС Online» нашел еще одну свалку - еще более внушительную

НИКИФОРОВ ОБЕЩАЕТ СОСТАВЛЯТЬ РЕЙТИНГИ НА ЧИНОВНИКОВ

По словам Гайнуллиной, сервис лично контролирует премьер-министр РТ Ильдар Халиков. Он  периодически дает конкретные поручения, исходя из заявок пользователей, и именно он принял недавно решение об увеличении количества тематических категорий на сервисе. Более того, 1 июня президент РТ подписал указ «О Государственной информационной системе «Народный контроль», который фактически обязывает каждое республиканское министерство и ведомство реагировать на все заявки сервиса.

А министр экологии и природных ресурсов РТ Артем Сидоров, например, самостоятельно отслеживает каждое обращение «Народного контроля», адресованное в его ведомство, не дожидаясь пока придет заявка из контакт-центра. Так, Сидоров уже несколько раз не только дал распоряжение ликвидировать несанкционированную свалку, обратив внимание на фотографии, выложенные пользователем, а еще и сумел привлечь к административной ответственности лиц, виновных в ее появлении. Кстати, срок выполнения обычных заявок (которые не требуют выезда на место) составляет 10 дней, а вот с несанкционированными свалками и ямами на дороге, согласно регламенту, необходимо разобраться за месяц.

«Система вскроет многие проблемы, но это поможет нам быстро их решать, - рассуждает в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» Гайнуллина. – Обращения рассматриваются не для того, чтобы увеличить штат сотрудников того или иного министерства, а для оптимизации работы существующего. Система позволяет придать прозрачность деятельности чиновников. Чиновника самого высшего звена теперь можно не обсуждать на кухне, ругая его за чашкой чая, а оценить его деятельность вместе с президентом».

Вчера министр информатизации и связи РФ Николай Никифоров через Twitter решил поддержать свое детище. Так, он сообщил, что «следующий шаг - народное рейтингование этих чиновников по их реальным делам и решению проблем. Дальше - кадровые решения». Это сообщение он оставил после жалобы одного из пользователей на отписки чиновников, которые тот получал, жалуясь в «Народный контроль».

 СВОЙ НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ

Газета «БИЗНЕС Online» выбрала наугад две «закрытые» жалобы и сама проинспектировала их исполнение.

Так, 19 апреля на портале появилось сообщение о свалке на ул. Калинина – недалеко от КГАСУ. «Забор валяется на тротуаре, народу приходиться по проезжей части ходить», - пожаловался пользователь. Через месяц после появления информации министерство экологии и природных ресурсов РТ оповестило о ликвидации свалки. И также разместило фото в доказательство: свалки действительно не было – чистота и порядок. Однако, как выяснила вчера газета «БИЗНЕС Online», рядом с КГАСУ появились две новые кучи мусора. Одна из них разместилась около забора, прямо напротив главного здания университета.

4-кгасу-мусор.jpg
19 апреля на портале появилось сообщение о свалке на улице Калинина – недалеко от КГАСУ: «Забор валяется на тротуаре, народу приходиться по проезжей части ходить»
original-4439-1-phpAHVoFS.jpg
Через месяц после появления информации минэкологии оповестило о ликвидации свалки и разместило фото в доказательство: свалки действительно не было
1.jpg
Но, как выяснила «БИЗНЕС Online», рядом с КГАСУ появились еще две новые кучи мусора

Вторую – правда, не очень большую, можно найти возле спортивного зала. То ли мусорят там активно, то ли причину появления хлама так и не выявили.

На этом же портале 29 мая была размещена жалоба о мусоре перед школой №41 и детским садом № 322 Вахитовского района. Житель Казани сообщил, что на протяжении трех месяцев этого года мусор не убирался перед образовательными учреждениями и в расположенном рядом лесном участке. Через два дня после жалобы вновь отозвалось минэкологии, было сообщено о том, что мусор убран. Что вновь соответствует действительности. Но возле школы есть другая свалка, еще более внушительная.

Хорошо, что она была огорожена, но впечатление от «Народного контроля» немного подпортила.

Вряд ли порадует ответ по другой закрытой жалобе. На возмущение жителей Казани разбитой дороги по ул. Чишмяле (пользователи прикрепили фото с катастрофическими ямами) через пять дней пришел ответ от исполкома Казани, что данный участок дороги «будет отремонтирован по программе строительства Большого Казанского Кольца».

СТРАННО, КОГДА ПОВАР ПРОСИТ СООБЩИТЬ О ТАРАКАНАХ

Известный российский блоггер Илья Варламов рассказал газете «БИЗНЕС Online», что аналогичные сайты с жалобами на проблемы сегодня популярны, потому что «вокруг большой бардак».

«Людям осточертела эта ситуация и хочется как-то её поправить, - рассказал Варламов нашему изданию. - Как только появляется любая возможность, особенно если она не связана с бюрократией и большой потерей времени, то люди с удовольствием пытаются поучаствовать в решении проблем».

По его словам, судить о результатах «Народного контроля» можно будет спустя время, однако в пример он привел московский сайт mos.ru: «Горожан призывали оставлять на нем свои жалобы, но, насколько я знаю по отзывам, он совершенно неэффективный. На какие-то мелкие проблемы реагируют, а все неудобные и более крупные замалчиваются».

«Я считаю, что исполнительная власть обо всех проблемах знает. Странно, когда ты приходишь в ресторан, а тебе повар говорит: «Сообщите мне о тараканах, и где я плохо приготовил, - рассказывает Варламов. – Все-таки подразумевается, что сторонние организации могут контролировать исполнение жалоб, но сама власть должна всё и так знать. А тут они пытаются часть своих функций переложить, в том числе, на жителей».

ЕСЛИ В КОНТРОЛЕРАХ – ПЕРВЫЕ ЛИЦА

По мнению Александра Салагаева - завкафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ), у нас не народ любит жаловаться, а власти плохо реагируют на письма и обращения граждан.

«Люди годами могут писать в разные инстанции и получать отписки, сейчас даже публикация в газете не гарантирует решение проблемы простого человека, хотя раньше чиновники незамедлительно принимали меры. Поэтому «Народный контроль» и аналогичные сайты - это некая новая форма обратной связи, люди пытаются через интернет решить свои проблемы, придав им огласку», - рассказал Салагаев «БИЗНЕС Online».

По его словам, были случаи, когда районные чиновники в Татарстане, получая на сайтах своих администраций нежелательные сообщения, удаляли их и блокировали для дальнейших записей пользователя. Поэтому идея сделать ресурс республиканского уровня, где местные чиновники не смогут удалять сообщения, – вполне здравая.

«Народный контроль» будет эффективным, если он будет общедоступным, публичным, и если будет под контролем первых лиц республики: президента или премьер-министра, - считает Салагаев. – Хотя, к сожалению, подобные проекты бывают эффективными первые два месяца, потом руководители теряют интерес, и хороший проект умирает».

С Салагаевым согласен совладелец и партнер интернет-агентства "Реаспект" Нияз Гараев – эффективность «Народного контроля» будет только в том случае, если поступающие жалобы будет отслеживать высокопоставленный чиновник, например, из правительства. Кроме того, важен технический момент, чтобы жителям РТ было понятно – как именно оформлять на сайте жалобу. Сам Гараев неоднократно писал в Twitter экс-главе министерства информатизации и связи РТ  Никифорову замечания по основному порталу госуслуг (смс-уведомления, регистрация на каждой странице портала, фото в уведомлении о нарушении ПДД и пр.), и они принимались.

«Думаю, когда у Никифорова собирались предложение на одну тему либо предложение ему казалось рациональным, то он это новшество вводил, что значительно упрощало пользование порталом и увеличивало его посещаемость. Будет ли аналогичный куратор у «Народного контроля»?». Сам Гараев готовится пожаловаться на дороги возле его дома - ее ремонтируют с завидным упорством по нескольку раз в год, однако она почему-то все равно в ямах и колдобинах.

ДИАЛОГ ИЛИ БУТАФОРИЯ? ПОЖИВЕМ - УВИДИМ

Своим мнением о перспективах развития «Народного контроля» с «БИЗНЕС Online» поделились эксперты.

Елена Машкова – директор центра маркетинговых исследований и аналитики, социолог, кандидат экономических наук (Набережные Челны):

- С моей точки зрения, такие сервисы, как «Народный контроль», - это место спуска пара, некая отдушина. В принципе, должны работать реальные структуры. Сервисы могут нести, скорее, некую вспомогательную роль. Весь интернет забит жалобами на ЖКХ, а ЖКХ не меняется. Нужно менять не виртуальные вещи, а реальные. Почему же люди сразу не обращаются в соответствующие службы? Во-первых, население обивает пороги в кабинетах тех же начальников ЖКХ, но проблемы остаются. Во-вторых, играет роль леность людей. В-третьих, возможность анонимно пожаловаться позволяет людям скрыть свои имена.

Наиль Галеев – исполнительный директор ассоциации малого и среднего бизнеса РТ:

- Нужен нормальный  парламент в Татарстане, формирование правительства по профессиональному признаку и поощрение развития независимой прессы. Только такой системный подход вкупе с гражданской активностью населения решит все проблемы в обществе. Все остальное – при всем уважении к данному проекту – это бить по хвостам.

Иван Правдин - консультант Transitions Online www.tol.org (Литва):

- Эффективность подобных сервисов была доказана давно, еще на проекте fixmystreet.com. Все зависит именно от подхода реализующей силы, то есть будут ли заниматься муниципальные органы решением вопросов, поставленных со стороны пользователей данного сайта, и если не будут, то каким образом на них оказывать давление, с целью обратить внимание на имеющиеся проблемы.

Забирают ли в данном случае они инициативу у оппозиции? Да, в чем-то это так и есть. Но это не однозначно, так как в теории можно допустить, что, видя более менее удачные примеры реализации, некоторые и едросовские активисты могли выступить с подобной инициативой. К тому же, если говорить про проект Росяма, он имеет более радикальное название по сравнению с fixmystreet или даже данным ресурсом, а так же инструменты воздействия в данном случае применяются иные.

Если мы говорим, про английский проект, то там сила на стороне гражданского общества, так как оно имеет значительное влияние в том регионе, чего не скажешь про постсоветские страны. Тут чаще работает административный ресурс, и ни что иное. И в таких случаях, лично я не вижу смысла делить "власть", тут имеет значение независимый контроль над исполнением поставленных задач.

Евгения Чирикова - лидер движения «Экологическая оборона Московской области» (Москва):

- В таких проектах всё очень просто и легко в использовании. Человек, сидя дома, может каким-то образом повлиять на состояние своего двора, улицы, и это очень важно – ощущение, что он сопричастен к положению дел на своей земле. Честно говоря, мне кажется, очень хорошо, что чиновники начинают перенимать такого рода инициативы, потому что они понимают, что это эффективно. Очень жаль, что это не происходит у нас здесь, в Московской области, но мне кажется, что это очень правильное начинание.

Это что - новая форма диалога с народом, поиск реальных решений или бутафория? Поживём - увидим, я не склонна демонизировать, мне кажется, что практика – критерий истины, нужно посмотреть, как это работает.