Александр Архипов: «BeBrand всегда отличала проактивная позиция. Это и помогло нам превратиться из регионального стартапа в лидера рынка»Фото: Оксана Король

«Помогали развивать рынок интеллектуальной собственности»

— Александр Олегович, вашей компании недавно исполнилось 10 лет — с какой целью она создавалась?

— Сегодня компания BeBrand — это один из лидеров рынка услуг по защите интеллектуальной собственности, мы представлены в более чем 50 городах. Наша главная специализация — регистрация товарных знаков и знаков обслуживания. Последние 4 года, согласно ежегодному рейтингу Роспатента, BeBrand подает на регистрацию больше товарных знаков, чем любая другая компания в России.

Конечно, когда мы только начинали, было сложно поверить, что стартап из Казани станет одной из крупнейших компаний на этом рынке. Мы просто видели перспективную нишу и старались в ней закрепиться. Это был стартап, основанный на вере в то, что рынок интеллектуальной собственности в России ожидает неминуемый рост. А государственная политика будет направлена на активную борьбу с контрафактом, пиратством и одновременно на защиту правообладателей объектов интеллектуальной собственности.

Сегодня можно констатировать, что 10 лет назад мы не ошиблись. Неважно, о каких видах объектов говорим: авторские права, патенты на изобретения, программы ЭВМ или товарные знаки. Общероссийский тренд однозначен. Свои права надо надлежащим образом оформлять — и в случае их нарушения защищать максимально активно и эффективно. Наша компания стала не просто одним из лидеров, но и во многом внедряла новые для этого рынка процессы, которые впоследствии перенимали другие. Таким образом мы продвигали рынок интеллектуальной собственности в стране и помогали ему развиваться.

«Наша компания стала не просто одним из лидеров, но и во многом внедряла новые для этого рынка процессы, которые впоследствии перенимали другие. Таким образом, мы продвигали рынок интеллектуальной собственности в стране и помогали ему развиваться» «Наша компания стала не просто одним из лидеров, но и во многом внедряла новые для этого рынка процессы, которые впоследствии перенимали другие. Таким образом мы продвигали рынок интеллектуальной собственности в стране и помогали ему развиваться» Фото предоставлено ООО «БизБренд»

— Часто приходилось объяснять, для чего нужна регистрация товарного знака, патента?

— В 2013 году многие в принципе не понимали, о чем идет речь. Предприниматели искренне полагали, что раз их название зафиксировано в уставных документах, если им выдали свидетельство о регистрации юридического лица с этим названием, то вопрос закрыт. О том, что название, которое использует предприниматель, может уже кому-то принадлежать, что в дальнейшем могут возникнуть какие-то правовые проблемы, 10 лет назад еще мало кто думал.

Но чем дальше, тем больше такой «правовой нигилизм» сменялся осознанием: не оформлять права на интеллектуальную собственность в Роспатенте — это все равно что не регистрировать сделку с недвижимостью в Росреестре. Рано или поздно у вас возникнут проблемы.

Конечно, свою роль сыграло и активнейшее развитие в стране судебной практики по вопросам интеллектуальной собственности. Ежегодно дел о нарушении прав на интеллектуальную собственность становилось все больше. Даже из системы арбитражных судов был выделен специализированный судебный орган — суд по интеллектуальным правам.

Что касается штрафов за использование названия без разрешения правообладателя — только за прошлый 2022 год суды рассмотрели без малого 22 тысячи таких дел. В этом году, судя по динамике, их будет около 30 тысяч. И это только те, что дошли до судебной стадии, ведь многие решаются в ходе досудебного урегулирования и в официальную статистику не попадают.

Компенсации, которые устанавливает суд, доходят до десятков миллионов рублей. Помню несколько дел, где компенсации были по 20–30 миллионов.

«Товарный знак бизнесу нужен чем раньше, тем лучше. И подождать, пока «бизнес подрастет», не является правильной стратегией» «Товарный знак бизнесу нужен чем раньше, тем лучше. И подождать, пока «бизнес подрастет», не является правильной стратегией» Фото: Оксана Король

«Товарный знак бизнесу нужен чем раньше, тем лучше»

— Как понять, что бизнесу нужен товарный знак?

— Есть распространенный миф, будто регистрация товарного знака нужна только для компаний федерального или международного масштабов, для крупных производств. Это не так. Право на ваше название, ваш логотип, бренд должно быть защищено как можно раньше — даже если вы пока еще занимаетесь микробизнесом или вообще самозанятый.

Во-первых, свидетельство на товарный знак — это гарантия защиты от того, что в один прекрасный момент вы не получите претензию или иск о том, что используете чужое название или логотип. И с вас не потребуют за этот факт денежную компенсацию, а также не предпишут сменить все вывески, названия, маркетинговые материалы, убрать название с вашего сайта и так далее.

При этом не важно, что вы сами придумывали название, рисовали логотип и вообще начали работать на несколько лет раньше тех, кто подает на вас в суд. Важно, что у них есть свидетельство на товарный знак (тождественный или схожий до степени смешения с вашим). А у вас такого свидетельства нет.

Во-вторых, свидетельство на товарный знак — это возможность защищать ваш логотип, название, бренд в судебном порядке в случае, если кто-то использует их без вашего разрешения.

В-третьих — наличие свидетельства на товарный знак очень часто просто необходимо для ведения предпринимательской деятельности. Например, товарный знак требуется для согласования наружной вывески и аренде площадей в крупных ТЦ.

Товарный знак нужен для выхода на маркетплейсы, и он необходим, если вы планируете развивать филиальную или франчайзинговую сеть.

Так что товарный знак бизнесу нужен чем раньше, тем лучше. И подождать, пока «бизнес подрастет», не является правильной стратегией.

— Сталкивались ли вы с патентными троллями? Как они действуют?

— Патентные тролли, если кратко, — это лица, которые регистрируют на свое имя чужие логотипы и названия. И впоследствии предъявляют таким предпринимателям финансовые требования за то, что бизнес использует «чужой» товарный знак. То есть они видят перспективный бренд, который приобретает популярность, но его обладатель по каким-то причинам его еще не зарегистрировал в Роспатенте в качестве товарного знака. И регистрируют его на себя.

Дело в том, что при обращении в Роспатент за регистрацией товарного знака никто не должен доказывать, что это именно ваш бренд, что вы его разработали и используете. По сути, кто первый подал документы на регистрацию, тот и признается собственником. Это обстоятельство дает возможность патентным троллям зарабатывать на нерасторопных предпринимателях, кто не озаботился вовремя зарегистрировать свой товарный знак.

В последние годы патентные тролли заметно активизировались. Такой способ заработка для предприимчивых остапов бендеров в мире интеллектуальной собственности становится все привлекательнее. Есть отдельные патентные тролли, кто зарегистрировал на себя сотни и даже тысячи знаков и активно предъявляет всем, кому могут, финансовые требования — буквально доят чужой бизнес.

Наши клиенты не единожды встречались с патентными троллями, и BeBrand активно противостоит им во всех судебных инстанциях, отстаивает законные права наших клиентов.

«Мы всегда старались быть максимально клиентоориентированными — гордимся, что большинство тех, кто с нами работал, в итоге становятся нашими постоянными клиентами» «Мы всегда старались быть максимально клиентоориентированными — гордимся, что большинство тех, кто с нами работал, в итоге становятся нашими постоянными клиентами» Фото: Оксана Король

География присутствия BeBrand — от Калининграда до Южно-Сахалинска

— Как вы стали одними из лидеров рейтинга Роспатента и вошли в топ «Право-300»?

— BeBrand всегда отличала проактивная позиция. Это и помогло нам превратиться из регионального стартапа в лидера рынка.

Мы не ждали, как другие компании, пока бизнесмен задумается, что ему пришло время зарегистрировать свой товарный знак. Сами звонили предпринимателям — рассказывали об услуге, о пользе и выгодах, предлагали зарегистрировать свой бренд. Благодаря такой активной позиции мы очень быстро стали пополнять нашу клиентскую базу, стали узнаваемыми. Думаю, что за прошедшие 10 лет мы пообщались как минимум с каждым десятым предпринимателем в стране, так что готов утверждать, что мы приложили руку к развитию этого рынка в стране в целом.

«Наш главный актив — доверие клиентов. Это представители шоу-бизнеса, моды, сферы ретейла, высоких технологий, промышленности, которым проводили экспертизу бренда и зарегистрировали его быстро, профессионально и качественно»Фото предоставлено ООО «БизБренд»

Другой нашей особенностью является то, что за эти годы наша компания открыла десятки представительств по всей России. География нашего присутствия простирается от Калининграда до Южно-Сахалинска. Не побоюсь утверждать, что с точки зрения покрытия мы являемся одной из самых крупных компаний на рынке.

Мы всегда старались быть максимально клиентоориентированными — гордимся, что большинство тех, кто с нами работал, в итоге становятся нашими постоянными клиентами.

Все это помогло нам войти в топ-300 юридических фирм РФ — рейтинг «Право-300». В 2021 году это масштабное исследование рынка по разным категориям и отраслям права включило BeBrand в число лучших в номинации «Интеллектуальная собственность».

Так что регалий за эти 10 лет мы заработать успели. Но, безусловно, наш главный актив — доверие клиентов. Нам доверяют Этери Тутберидзе, Юрий Шевчук, Денис Лебедев, репер Нурминский, компания «Татспиртпром» и еще сотни представителей шоу-бизнеса, моды, сферы ретейла, высоких технологий, промышленности, которым проводили экспертизу бренда и зарегистрировали его быстро, профессионально и качественно.