«Когда мы обсуждали потолки в туалетах, архитекторы предложили реечное решение… Но это самое удобное место для «закладок»!» — так на минувших архитектурных «Диалогах» в Казани говорили о безопасности проектов учебных заведений для получения общего образования. Какими должны быть школы, чтобы не снижать потенциал ребенка, кому нужно их проектирование и каких ошибок надо избегать — об этом шла речь на площадке архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги. Осенние встречи». Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Современные образовательные пространства стремятся обеспечить реализацию любых сценариев, а значит, нужен более широкий набор помещений
Что такое современное школьное пространство: гибкость функционала, вертикальность и безграничность
Качественную школу хотят иметь все — и школьники с родителями, и образовательное сообщество, и девелоперы, и власти. На минувшей неделе в Казани в рамках осенних встреч архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги» эксперты обсуждали пространство современной школы. Есть много смелых идей и проектов, но реальная действительность диктует свое: все это нужно отапливать, мыть и содержать, говорили в ходе одной из дискуссий. Так как же правильно проектировать?
Школа — это очень интересный объект для архитектора, отметил основатель и главный архитектор московского бюро Atrium Антон Надточий. Его бюро, созданное в 1994 году, обобщило без малого 20-летний опыт работы над этим типом зданий в книге «Архитектура развития. Методология проектирования современных школ». Кстати, есть в портфолио Atrium и проект казанской школы в форме цветка для участка на улице Патриса Лумумбы. Необходимо учитывать все важные факторы и искать правильный баланс между красотой и функциональностью, считает Надточий. По его словам, не получится добиться красивой архитектуры, не переосмыслив все с точки зрения разных сценариев эксплуатации школьного здания.
В хорошо знакомых всем нынешним взрослым школах не так много типов помещений: класс, коридор, вестибюль, столовая — и все они были достаточно нейтральными. Современные же образовательные пространства стремятся обеспечить реализацию любых сценариев, а значит, нужен более широкий набор помещений. Почему?
Школа должна иметь возможность объединить два класса в один и проводить совместные уроки, считает Антон Надточий
«Согласно работам психолога Говарда Гарднера, внутри каждого человека заключается 9 типов интеллекта. И в каждом из нас они присутствуют комплексно, но какие-то типы все равно доминируют. Из этого следует определенный набор пространственных сценариев, которые необходимы для того, чтобы реализовать ту или иную программу», — объяснил теорию Надточий.
Поэтому теперь одних только классов и актового зала недостаточно. Современная школа должна иметь несколько разнообразных пространств для любых видов деятельности, чтобы можно было собрать и всю школу, и параллель, и один класс, и небольшие группы этого класса или даже дать школьнику возможность побыть наедине. Разнообразие подчеркивается визуальными характеристиками — например, зоны активности должны оформляться соответствующими цветовыми и пространственными контрастами. Свой цветовой код имеют и образовательные помещения.
Современный подход обеспечивает мобильность и трансформируемость пространства. Границы стираются, и стоит задача использовать каждый метр площади под разные возможности. Одно и то же помещение может служить и мини-библиотекой, и местом для проведения презентаций. Школа должна иметь возможность объединить два класса в один и проводить совместные уроки, считает Надточий.
Более сложная история — трансформируемые перегородки между классом и рекреацией. Если раньше это было просто коридором, то сегодня мы понимаем, что дети там проводят не меньше времени, чем в классах. Там можно отдохнуть, пообщаться, сделать домашнюю работу, туда даже можно вывести образовательные процессы и провести мини-презентацию. Увеличение требований к качеству рекреационных пространств — универсальная история. Вместе с тем важно отличать рекреацию и коридор — задача последнего заключается в перемещении детей с одного урока на другой, так что здесь не должно быть никаких препятствий движению.
Архитектор выделил решение следующих задач для современных школ:
- Диверсификация использования совместного и индивидуального использования пространств.
- Гибкие и многофункциональные пространства (медиатеки с коворкингом, амфитеатром, местом для индивидуальной работы).
- Доступность и различные сценарии движения.
- Открытость и визуальные связи для вовлечения детей в различные школьные события.
- Уникальные архитектурные решения и связь с эстетикой.
- Ориентация на природу — снаружи и изнутри.
- Разработка уникальных проектных решений для каждого образовательного комплекса.
Внутреннее пространство современных школ связывается не только по горизонтали, но и по вертикали — за счет атриумов. Спортзал вполне может иметь трансформируемые трибуны — это удобно для проведения соревнований, а при необходимости его можно использовать как актовый зал. Т. е. у пространства стираются четкие границы функциональности — из одного оно может легко превратиться в другое.
Марк Сартан поделился опытом архитектурных ошибок, которые способны превратить в ад не только работу школьной администрации, но и жизнь простого школьника
Чем опасен красивый потолок в туалетах, как разрулить потоки детей в столовой и за сколько минут школа должна опустеть полностью
Ярким дополнением на контрасте смотрится выступление Марка Сартана — директора нижегородской «Школы 800» и главного советника губернатора Нижегородской области по образованию. Он поделился опытом архитектурных ошибок, которые способны превратить в ад не только работу школьной администрации, но и жизнь простого школьника.
И первый важный момент — это соответствие технического задания на проектирование школы ее реальному режиму эксплуатации. Это как раз то, чего практически невозможно добиться: спроектированная на 1,2 тыс. мест школа вполне может работать с двукратным перегрузом, в классе запросто может оказаться даже не 30 детей, да и самих классов бывает едва ли не до буквы Х.
«Вы обрекаете администрацию школы всю жизнь вспоминать вас теплыми словами, когда у них расписание не будет вставать в то здание, которое вы спроектировали. Начинать надо с того, чтобы выяснить, какое планируется количество классов и предметов», — подчеркнул Сартан.
В гардеробе и столовой идеально, чтобы потоки детей не пересекались друг с другом. Например, вход – мытье рук – раздача – прием пищи – возврат подносов – выход. И чтобы входящий и выходящий потоки не пересекались, стоит разделить их на две разные входные группы
В гардеробе и столовой идеально, чтобы потоки детей не пересекались друг с другом. Например, вход – мытье рук – раздача – прием пищи – возврат подносов – выход. И чтобы входящий и выходящий потоки не пересекались, стоит разделить их на две разные входные группы.
Весь школьный «улей» должен заполняться детьми за 10 минут — это уже вопрос безопасности. За это время школьнику необходимо пройти весь путь: внешние ворота, пункт охраны, гардеробы, туалеты. Если 1,5–2 тыс. человек действительно могут сделать это за 10 минут, то логистика выстроена верно, а главное, безопасно.
Помимо вполне очевидных, директор «Школы 800» привел и неявный пример проектной ошибки.
«Когда мы обсуждали потолки в туалетах, архитекторы предложили красивый реечный потолок. Как вы думаете, почему мы от него отказались? Потому что это самое удобное место для „закладок“ (наркотиков — прим. ред.). Надо это понимать и смотреть в глаза реальности — эта опасность существует. Туалет — единственное непросматриваемое место, и давать такую возможность нельзя. То же самое относится ко всяким тупичкам», — заметил докладчик.
Тупичок — это буллинг. Сегодня буллинг перешел в интернет, создаются группы и чаты, но физический буллинг тоже никто не отменял.
Как противостоять буллингу? Все должно быть открыто, все пространства должны просматриваться и чтобы повсюду кипела жизнь, считает Сартан. «Если там всегда что-то происходит, то буллинга не возникает», — добавил он.
Сартан также заявил, что он «против разделения школьной жизни на учебу и отдых, это слишком жестко». По его словам, в хорошо организованной с архитектурной точки зрения школе легко заметить, что все здесь подталкивает к образовательным целям.
Пока бал правит типовое проектирование, и многие школы далеки от метапредметности, индивидуальных учебных планов и многофункциональности образовательной среды. Однако, по оценкам Всемирного банка, на исследование которого сослался сооснователь бюро Atrium Надточий, образовательные результаты в школах, построенных по индивидуальному проекту, в среднем выше на 16%. А значит, так или иначе надо думать о качестве среды — это мотивирует к лучшим результатам и детей, и преподавателей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.